Современные проблемы философии религии. Примерные вопросы к экзаменам

Примерные вопросы по теме 1: Введение в предмет («современные проблемы философии религии»)

  1. Описать свойства актуальности предмета «Современные проблемы философии религии». Раскрыть отличие богословских задач от философских. Указать возможные направления их пересечения, усиливающего познавательную интенцию (направленность мышления).

  2. Представить исторические познавательные парадигмы: «от Откровения» и «от мышления». Современная ситуация и специфика фактичности данных направлений. Существующие тенденции корректив православного сознания, такие как маргинализация религиозного мышления, роль рационально-логических конструкций, вопрос об Истине и об истинах, задача христианства по части современной философии и проч.

Примерные вопросы по теме 2: Современные проблемы природы религиозности

  1. Назначение человека в контексте христианской антропологии. Эдемское состояние, грехопадение и проблемы, стоящие за антропогенезом, в богословском и научном преломлении.

  2. Происхождение религии. Проблема трансформации эдемского монотеизма и всеобъемлющего политеизма последующего существования человеческого рода. Вопрос истинного и ложного культов, предпосылки фатальных изменений духа и психологии ветхозаветного человека.

  3. Формирование и характер культа в послеэдемское время. Этические, эстетические и духовные предпосылки данного феномена. Эстетика как проявление Божественного начала в древнем культе. Выражение религиозного опыта в ветхозаветной религии.

  4. Жертвоприношение как древнейшее выражение религиозного отношения между Богом и человеком. Богословское понимание этого явления. Иллюстрации разных форм жертвоприношения в языческих культах. Богословско-психологический анализ отрицательных проявлений феномена жертвоприношения.

  5. Ветхозаветная религия в переплетении политеистического религиозного окружения, ее зарождение в божественном промысле и становление в контексте исторических перипетий истории человечества.

  6. Натуралистическое направление происхождения религии. Современная религиоведческая аргументация его отрицательной оценки. Обозначить его базовые направления, типы и систему обоснования.

  7. Природа религиозности: творчество и мотивация (воля к сублимации) как фундаментальные принципы жизни человеческого существа. Представить антропологический анализ этих явлений, исследовать их генезис и показать реализацию на практике жизни.

  8. Молитвенный подвиг анахоретов и религиозный фанатизм. «Разность потенциалов» приведенной парадиастолы (сопоставления для выявления различия) в характеристике религиозного феномена.

  9. «Вещь под религиозным углом зрения становится больше себя самой». Выполнить анализ данного выражения.

  10. Прояснить суть следующего высказывания: мир через религиозную призму обретает «объемный вид» и «стереофоническое звучание».

  11. Секулярное порицание «удвоения мира» в его религиозном понимании. Рациональные соображения, мировоззренческая аргументация. Резоны (ясность, сложность логичность, тактильность, содержательность, динамичность и проч.) и ущербность противоположного взгляда — «усеченного» мира. Дать анализ этого положения.

  12. Проанализировать возможность понимания мира в трансцендировании, объемном измерении, альтернативного религиозному, на примерах литературы, кинематографа, живописи в утрированном романтическом представлении. Выявить pro et contra вопроса.

Примерные вопросы по теме 3: Современные проблемы христианской антропологии

  1. Пояснить смысл христианского антропологического понимания человека, как «вершины творения». Духовно-физический состав человека: прокомментировать.

  2. Характеристики рая в духовных и земных категориях: его состояние, предназначение, длительность и проч.

  3. Антропологическая проблематика грехопадения. Трансформация задач человека: охарактеризовать. Богословское осмысление (Рим 5, 12) проблемы смерти. Отметить перспективы и сложности данной темы. Решение вопроса в естественно-научном срезе.

  4. Проблематика теорий креационизма и эволюционизма: сильные и слабые стороны взглядов.

  5. Послеэдемское состояние и отрицательная динамика человека. Проблематика происхождения доисторических видов (гомо-эректус, неандерталец, кроманьонец и проч.): сопоставление научного и богословского дискурсов.

  6. Всемирный потоп как акт Божественного домостроительства в антропологическом контексте. Богословское и научное осмысление вопроса.

  7. Антропологическая заслуга Авраама в очах Божиих и ее следствия для Божиего замысла о спасении человека. Проанализировать Божий замысел на примере Авраама.

  8. Антропологические характеристики новозаветного человека в историческом контексте. Принципиальные сложности данного определения.

  9. Сопоставительный анализ духовно-нравственной динамики двух эпох — Ветхого Завета и Нового Завета. Новозаветная конфигурация духовного и материального в сопоставлении с Ветхим Заветом. Контекстуальный поступок апостола Фомы.

  10. Историософское значение Церкви после Пятидесятницы. Антропологические особенности Нового Завета в исторической динамике. Их качественные характеристики в причинно-следственном историческом контексте (гуманизм, стоимость жизни, линия горизонта и проч.).

  11. Эсхатологическое богословие христианской антропологии. Характеристика Апокалипсиса. Парусия в конфигурации тварного мира.

  12. Антропологические особенности эсхатологического вопроса. Практика «родительских суббот» Православной Церкви как феномен в контексте эсхатологического богословия.

  13. Антиномия ада в сотериологическом контексте. Опыты теодицеи как богословско-философское разрешение свободы человека.

  14. Апокатастасис панта. Чистилище. Практика православных поминовений. Оценить данные версии разрешения сотериологического вопроса. Дать православную и богословскую оценку данных явлений в эсхатологическом контексте.

  15. «Бацилла чумы» как аргумент против теодиции. Примеры богословских контраргументов из Библейского текста и русской классической литератур-философии. Свобода человека как аргумент теодиции (ангел, чудо и проч.).

  16. Практическая теодицея Христа в контексте вопроса христианской антропологии о назначении человека.

Примерные вопросы по теме 4: Современная телеологическо-космологическая проблематика естественного богословия

  1. Проблема естественного богословия. Место и значение дисциплины среди совокупности богословскийх направлений. Вскрыть проблематику актуальности данного направления в контексте современной картины мира. Отметить плюсы и минусы процесса.

  2. Масштаб технизации познавательного интереса современного человечества. Морфология интеллектуальных сил в динамике, ретроспективная аналитика соотношения с иными (гуманитарными) направлениями познания. Контекст смещения акцентов.

  3. Естественное богословие и проблема «оживающей материи». Раскрытие внутреннего потенциала техники, трансформирующей окружающую среду. Современное состояние и чреватость данного феномена.

  4. Философия техники в контексте христианского взгляда на мир.

  5. Задачи естественного богословия в модернизированном мире (в царстве машин). Историческое опоздание христианского синтеза духовного и материального. Необходимые современные решения в ситуации, «когда артефакты обретают память, среда учится чувствовать, а материя становится по-настоящему разумной…» (В.Чеклецов).

  6. Космологическо-телеологическая проблематика как область осмысления вопросов современного мировоззрения.

  7. Основные направления космологическо-телеологической проблематики в контексте перспектив современного богословия. Обосновать.

  8. Энтропийно-эволюционный парадокс. Вскрыть заложенную контроверзу и преимущества богословского дискурса (присутствие Божественного разума во вселенной) данной специфики.

  9. Антропный принцип. Теоретический концепт. Богословское и логическое обоснования. Системный обзор критических аргументов (отрицательной оценки феномена).

  10. Концепция телеологического принципа в интерпретации материалистической философской традиции. Анализ материалистического тезиса об идеальном, как онтологическом свойстве материального.

  11. Проблема материи и сознания. Проследить конфигурацию соотношения данных феноменов в течение истории философской мысли и показать ее современное состояние.

  12. Современные компьютерные технологии и искусственный интеллект. Возможность, сомнительность, утопичность. Произвести всесторонний анализ вопроса, подкрепленный авторитетными высказываниями обеих сторон.

  13. Ретроспективный обзор проблемы искусственного интеллекта. Катализатор процесса освоения данного направления. Христианская проблематика искусственного интеллекта.

  14. Р. Пенроуз о создании человеком искусственного интеллекта, превосходящего собственный. Современная актуальность данного взгляда.

  15. Техническая (А. Панов) и антропологическая (Е. Мареев, Ф. Фукуяма) аргументация в контексте противостояния материалистическому тезису о «мыслящей материи».

  16. Дать развернутое представление о разработках проекта Крейга Вентера «Микоплазма Синтия» в контексте версии имплицитного синтеза материи и сознания (материализм).

  17. Дать развернутое представление о разработках проекта Крейга Вентера «Минимальный Проект Генома» внутри философско-богословской парадигмы вопроса о «жизни из пробирки».

  18. Ключевые подвижки традиционной философской интенции, обусловленные исследованиями Крейга Вентера. Перспективы фундаментального философского расклада категорий материального и идеального, возникшие вследствие его разработок.

  19. Богословие искусственной жизни, искусственного интеллекта. «Плюсы» возможностей техно-революционного подхода к данным вопросам в контексте традиционного христианского мировоззрения. Мнение Тейяра де Шардена («Феномен человека»).

  20. «Минусы» (опасности) техно-революционного подхода к научному прогрессу. (Мета-)исторические аналогии. Позиция христианства.

  21. Инфляционная космологическая модель. Современное состояние данной области знания. Образное выражение Виленкина в контексте христианской апологии антропного принципа.

  22. Онтологический принцип полноты и «миры Эверетта» в контексте христианской гносеологии.

  23. Философская роль современного физико-математического синтеза в космологической картине мира. Христианская оценка.

  24. Особенности восточно-пантеистического мирового космологического типа (буддизм, индуизм) в сопоставлении с христианством (определение материи, проблема космоса и иные ключевые характеристики). Характеристика данной космологической модели в современном научном ключе.

  25. Особенности языческого космологического типа на примере античности (апогей) в сопоставлении с христианством (красота и иные ключевые характеристики).

  26. Феномен христианской космологии как «синтез» и «корень».

  27. Эвристичность христианского космогонического историзма. Принципиальные современные последствия. Астрофизический аспект (ТБВ).

  28. Христианский космологический концепт «ex nihile» в историческо-философском контексте. Научная проблематика ТБВ.

Примерные вопросы по теме 5: Антирелигиозная проблематика современного трансгуманизма

  1. Безрелигиозная мировоззренческая модель современной цивилизации в историческом контексте. Духовные предпосылки; связь с Ренессансом; закономерность современных мировоззренческих процессов. Базовая мировоззренческая подвижка Новейшей истории. Эвристичность и эпатаж трансгуманизма.

  2. Характер познавательной активности в контексте современного взгляда на мир как следствие принципиальной мировоззренческой подвижки Новейшей истории. Культурный код Ф.М. Достоевского о мере. Проанализировать возможность построения системы трансгуманистических взглядов с точки зрения гносеологических нюансов.

  3. Наука как основа новой историософии. Охарактеризовать новый принцип жизнедеятельности («техника через науку»). Феномен трансгуманизма как следствие.

  4. Трансгуманизм как вызов христианскому представлению о мире. История возникновения термина и феномена трансгуманизма, современное состояние, основные представители.

  5. Трансгуманизм как лицо современной эпохи. Основные мировоззренческие установки трансгуманизма.

  6. Онтологическая эволюционность как современный принцип познавательной парадигмы. Недостатки и преимущества данного взгляда в контексте вызовов христианству.

  7. Идеологические установки трансгуманизма: космос как соперник, «прощание с уникальностью», «откровение делает техника, а не дух». Перспектива кибернетического будущего.

  8. Искусственный разум как будущее человечества (Ник Бостром; Рэй Курцвейл, Вернор Виндж) в контексте трансгуманистического манифеста о «ликвидации тела в пользу цифрового бессмертия» (Уильям Хейзелтайн; Джеймс Хьюз).

  9. Опасность трансгуманизма (Ф. Фукуяма) по сравнению с прочими современными идеями. Основания данной точки зрения. Личностное начало как источник прогресса.

  10. Краеугольный вопрос трансгуманизма в эсхатологической перспективе. Полемические аргументы христианства. Альтернативы трансгуманизму как прогрессистской модели в современном цивилизованном мире с постантропологической оценкой.

  11. Духовно-антропологические основы культуры как контраргумент в полемике с трансгуманизмом.

  12. Имплицитные противоречия внутри движения трансгуманизма по основным положениям: НТП, развитие культуры и проч. Сходство трансгуманизма с неогностицизмом. Вопрос о природе сознания.

Примерные вопросы по теме 6: Христианские проблемы современной биоэтики

  1. Биоэтика как предмет в общем этическом контексте. Особенности (специфика) биоэтической проблематики. Причины, породившие данное направление (биоэтику).

  2. Христианские корни биоэтической проблематики. Становление биоэтики в историческом контексте. Указать определяющие (исторические) факторы. Исторический генезис принципа врачевания.

  3. Техническая трансформация медицинских возможностей Новейшего времени: христианская оценка.

  4. Проанализировать с христианской точки зрения феномен границ познания (в том числе, в области медицины, биологии). Пояснить причины возникновения данной проблемы.

  5. «Гуманистическая гипертрофия» как причина возникновения принципа личного права в Новейшее время.

  6. Христианская оценка феномена личного права.

  7. Генная инженерия. Определение. Мотивация возникновения. Осветить вопросы в христианском ключе. Pro et contra.

  8. Христианский критерий возможности (допустимости) или невозможности (недопустимости) генной инженерии в контексте недостаточности патристической проработки вопроса. Пояснить.

  9. Трансплантология как феномен в контексте вопроса о нарушении целостности человека.

  10. «Искусственный человек»: проблематика границ протезирования. Исторический генезис в контексте отношения человека к своему телу. Богословская оценка.

  11. Охарактеризовать феномен клонирования. Исторический генезис явления. Христианская оценка феномена клонирования. Социальная концепция Русской Православной Церкви о клонировании. Современная секулярная оценка (западный мир) феномена клонирования.

  12. Проблема бесплодия в контексте гуманистического развития человечества. Духовный и медицинский анализ явления. Оценить современные биологические последствия.

  13. Допустимые способы преодоления бесплодия: обзор, духовно-нравственная оценка. Проблематика. Социальная концепция Русской Православной Церкви об этом вопросе.

  14. Духовно-нравственное обоснование церковного запрета в области недопустимых способов преодоления бесплодия. Полемические аргументы христианства в диалоге с секулярным сознанием.

  15. Нравственная оценка феномена искусственного прерывания беременности. Критерии допустимости или недопустимости данной возможности. Церковная оценка этого явления.

  16. Раскрыть сложность и противоречивость, в том числе, этическую, личного решения об искусственном прерывании беременности.

  17. Феномен контрацепции в современном нравственном контексте. Обосновать.

  18. Исторический контекст возникновения феномена контрацепции. Дать христианскую оценку.

  19. Трансформация заповеди «плодитесь и размножайтесь» в современной картине мира: исторические и духовные причины в христианском и ветхозаветном контексте.

  20. Эвтаназия человека. Духовная проблематика. Социальная концепция Русской Православной Церкви о вопросе эвтаназии человека.

  21. Страдания человека как феномен христианского мировоззрения в контексте проблематики эвтаназии. Проблематика боли в историческом контексте и современности. Проанализировать медицинский и аскетический аспекты вопроса.

  22. Отношение человека с животным миром: духовная проблематика в контексте вопроса об эвтаназии животных. Богословское осмысление.

  23. Проблематика вопроса о сексуальных меньшинствах в историческом развитии и современности. Нравственная оценка в христианском контексте.

  24. Медицинская подоплека вопроса о сексуальных отклонениях в контексте представления о двух видах патологии (функциональный; органический). Современная биоэтика по данному вопросу. Привести мнения церковно ориентированных специалистов.

  25. Проблематика вопроса о преодолении сексуальных отклонений.

Примерные вопросы по теме 7: Современные проблемы социального богословия

  1. Социальное богословие как предмет. Дать обоснование его актуальности в современных условиях. Что собой представляла эта дисциплина исторически. Дать объяснение ее генезиса.

  2. Что такое социальность, описать основные характеристики этого явления. Представить примеры, отличающие социальность от сходных исторических форм.

  3. Богословский взгляд на антитезу неравенства и идею справедливости. Внутреннее разрешение этого вопроса в христианской практике.

  4. Общественная среда и идея справедливости с точки зрения христианского понимания принципов общественной жизни. Духовные и культурные предпосылки неравенства. «Философия неравенства».

  5. Социальные предпосылки неравенства. Культурологический принцип свящ. П. Флоренского.

  6. Экклезиологический аспект социального вопроса.

  7. Религиозные основы социальности: обосновать.

  8. Духовное и социальное значение феномена идеологии.

  9. Социальные проявления идей хилиазма в различных формах государственного правления.

  10. Государство как социальный феномен: христианская оценка.

  11. Природа и структура (идея) государства. Перечислить типы государственного устройства (государственного аппарата).

  12. Устройство (структура) государственного аппарата при различных формах правления. Сформировать, если это возможно, критерии оценки эффективности (предпочтительности) различных типов правления.

  13. Принципы патриархата как общественного устройства.

  14. Теократия как форма правления. Преимущества и трудности. Проявления в современных сообществах. Отличия от исторического типа.

  15. Монархия как государственная система. Особенности управления. Достоинства и недостатки.

  16. Основы стабильности монархии. Оценка возможности (или невозможности) современной монархии: обосновать.

  17. Республика как форма правления. Исторический обзор, анализ современных особенностей.

  18. Христианская оценка республиканской формы правления в современном мире. Социальные последствия республиканской формы правления в России и за рубежом. Проанализировать.

  19. Анархия как социальное устройство. Определение. Основные принципы.

  20. Протестный характер анархизма. Оценка анархии в период глобализации. Сильные и слабые стороны анархизма.

  21. Империя как форма правления. Определение и характеристики данный формы правления ее сторонниками и противниками.

  22. Идея европейской империи. «Три кита» имперского начала. История возникновения империи. Преемственность.

  23. Государственная структура империи. Достоинства и недостатки империи. Последствия имперской формы правления в европейской цивилизации.

  24. Данте и Вл. Соловьев о феномене империи. Сопоставить с форматом азиатских тираний.

  25. Глобализация как социальный феномен. Определение. Исторические прецеденты и состояние в новейшее время.

  26. Идейная сущность глобализации. Христианская оценка данного феномена.

  27. Феномен власти: особенности проявления власти в различных формах государственного правления (монархия, республика, анархия, империя). Охарактеризовать.

  28. Проанализировать формы практического воплощения идейных установок различных форм государственного правления (монархия, республика, анархия, империя).

  29. Личное спасение и социальная деятельность в раннехристианской общине. Евангельский материал (слова Спасителя) по вопросу об иерархии личного спасения и/или социальной деятельности.

  30. Социальная деятельность Церкви: исторический обзор. Обосновать. Современное состояние вопроса.

  31. Церковь и государственная власть. Сделать краткий исторический обзор. Охарактеризовать современное внутреннее состояние данного феномена.

  32. Вооруженные силы в социальной структуре. Роль Церкви в духовно-идеологическом контексте армейской службы.

  33. История и современное состояние феномена спорта. Религиозная проблематика.

  34. Природа феномена спорта. Идеологические аспекты. Духовно-нравственные аспекты. Экономические аспекты. Антропологические корни вопроса в экклесиологическом контексте.

  35. Проблема пола до грехопадения (в раю). Решение гендерного вопроса в древнегреческой философии. Плоды культуры в контексте гендерной проблематики Божиего замысла о человеке.

  36. Иерархия полов. Современное состояние теории вопроса.

  37. Божий замысел о воплощении мужского начала в земных и небесных координатах и современное состояние данного вопроса. Проанализировать причины современной гендерной «перебалансировки».

  38. Духовные корни женской эмансипации.

  39. Богословская проблематика и современное состояние вопроса о женском священстве.

  40. Социальные последствия женской эмансипации.

  41. Влияние женской эмансипации на современное состояние института семьи.

  42. Христианская оценка состояния феномена феминистских тенденций.

Поделиться: