Список вопросов к экзаменам по основному богословию

  1. Взаимосвязанность мировоззрения современного человека с феноменом науки; ее статус в современном мире. Какое место должна занимать наука в миросозерцании православного человека.

  2. Концепция развития истории в рамках техногенной интерпретации. Соображения С.Хокинга о будущем человечества и христианское видение исторического процесса.

  3. Христианский взгляд и альтернатива историософской теории трансгуманизма.

  4. Православный взгляд на назначение человека; мировоззренческий аспект и проблематика, связанная с этим вопросом.

  5. Принципиальные возможности и границы науки. В чем заключаются принципиальные трудности научного знания в третьем тысячелетии.

  6. Анализ понятия науки. Точность, доказательность как методы. Виды доказательств. Виды познавательной деятельности (рациональный, внелогический).

  7. Два пути богопознания, сопоставительный анализ. Преимущества и недостатки данных направлений.

  8. Вера как гносеологическая и как религиозная категория, ее особенности относительно знания.

  9. Религия и религиозность, значение термина. Содержательные ступени религиозности. Религия как условие цельности личности (обоснование).

  10. Значение религии для общества и государственности. Религия как связующее звено общества.

  11. Государственная идеология как иллюстрация востребованности религии в ее вторичном проявлении. Обоснование вопроса.

  12. Иерархические ступени религиозности и культовой ориентированности, примеры их реализации в общественной жизни.

  13. Религиозные формы и их механизм действия в человеке и обществе. Существование культов классических и неформальных. Коммунизм в СССР как проявление неклассического культового вида.

  14. Характеристика современного положения общества в контексте представлений об иерархии культов.

  15. Какие формы язычества просматриваются в современной общественной и личной жизни.

  16. Понятие о секуляризации. История, развитие, современное положение.

  17. Оправдание науки. Наука как христианское порождение, значение научного метода и его аргументы.

  18. Специфические черты христианства в вопросе становления науки.

  19. Характеристика вопроса о нехристианских религиях и трудности становления науки в древнем мире.

  20. Дать характеристику ислама в контексте вопроса о развитии науки в Средние века.

  21. Дать характеристику схоластики. Значение схоластики в вопросе становления науки.

  22. Дать представление об эпохе Возрождения с православной точки зрения.

  23. Указать внутренние механизмы, которые привели к порождению секуляризации наукой.

  24. Православие и секуляризация в третьем тысячелетии. Аргументы современной технотронной эпохи и вечная правота православия.

  25. Понимание секуляризации в западной теологии. Концепция Д.Бонхёффера.

  26. Культурологический взгляд О.Шпенглера и христианское понимание истории.

  27. Вопрос о Церкви как хранительнице вечных истин в противовес текучим и изменчивым ценностям светской культуры.

  28. Проблема критериев. Священное Предание как вечный и основополагающий критерий православия.

  29. Обоснование онтологической религиозной гносеологии на примере концепции А.Лосева в разделе «История».

  30. Теория наивного реализма как иллюстрация к проблеме «большого» и «малого» разума. Вера как основа разума.

  31. Проблемы психологии в ее взаимосвязи с духом в контексте анимистической гипотезы.

  32. Проблема гениальности и связанные с ней случаи психопатологии (по работам В.Эфроимсона). Общая характеристика.

  33. Проблемы, связанные с теорией происхождения религии из так называемого состояния «транса». Православная оценка этого феномена.

  34. Сфера подсознательного и связанные с ней проблемы. В чем отличие душевности от духовности. Привести примеры.

  35. Православное понимание происхождения религии. Обосновать.

  36. Натуралистическая гипотеза происхождения религии.

  37. Психологическая школа о происхождении религии. Наиболее авторитетные представители.

  38. В чем суть социального аспекта происхождения религии. Датировки происхождения человека и происхождения социальности.

  39. Эволюционные теории происхождения человека (в частности, Ч.Дарвина). Православная оценка.

  40. Гипотеза Л.Фейербаха о происхождении религии.

  41. А.Бергсон и его труд «Два источника нравственности и религии». Дать характеристику его взглядам на происхождение религии.

  42. Теория происхождения религии у Дж.Кэмпбелла. К какому типу относится его гипотеза.

  43. Взгляд Л.Митрохина на природу религиозного феномена и на происхождение религии.

  44. Теории о происхождении религии. Типы, генезис, история, авторы. Общая характеристика.

  45. Проблема религиозного и безрелигиозного сознания, особенности миропредставления без божественного начала. Дать общую характеристику материалистическому мировоззрению, показать плюсы и минусы данного направления.

  46. Материализм как философское течение. Виды материализма.

  47. Историческая линия материализма. Наиболее представительные мыслители данного направления.

  48. Центральные положения материализма. Проблема сознания в материалистической философии. Вопрос трансформации материального в идеальное. Разграничение понятий реальности и идеальности, субъективности и объективности сознания.

  49. Феномен вульгарного материализма и дальнейшая трансформация материализма в «диамат». Показать причины, обусловившие данную эволюцию.

  50. Особенности «диамата» и «истмата» в материалистической философии, дать общую характеристику.

  51. Материализм как религиозное явление. Дать описание принципиальных моментов.

  52. Концепция И.Шафаревича «Социализм как явление мировой истории» применительно к материализму в русской истории.

  53. Общая идея доказательств бытия Божия. Перспективы и пределы этого направления. Какие существуют доказательства, их классификация.

  54. Доказательства бытия Божия. Общие философские и культурологические задачи, стоящие за темой доказательств.

  55. Телеологический аргумент бытия Божия. Основные положения и примеры обоснования этого метода.

  56. Сопоставительный анализ религиозной и материалистической версий телеологического аргумента. Критика безрелигиозной концепции.

  57. Христианская космология, ее особенности относительно языческой и материалистической.

  58. Космологический аргумент бытия Божия, принципиальные положения. Привести материалистический и астрофизический концепты происхождения вселенной.

  59. Описать основные положения астрологической теории. Отношение Православной Церкви к астрологии. Специфические особенности данного вопроса.

  60. Софиологическая проблематика в контексте астрологического вопроса, отношение к нему паламитских споров.

  61. Онтологическое доказательство бытия Божия. Этимология термина. Предыстория декартового «cogito».

  62. Религиозное сомнение как выявление онтологического принципа.

  63. Содержание онтологического принципа. Дать описание различий понятий онтологического и психологического. Содержание психологического доказательства бытия Божия.

  64. Основные вехи и исторические лица в становлении и разработке онтологического доказательства.

  65. Сопоставительный анализ онтодицеи в христианстве и в других религиях. Особенность учения о бытии в мировых религиях. Проблема пантеистической модели бытия в противовес теистической. Дать общее представление.

  66. Что представляет собой этика как богословско-философская дисциплина. Понятие о совести.

  67. Два генеральных направления в понимании происхождения этики: натуралистическое и божественное. Дать характеристику «утилитаризму». Его представители.

  68. Этическое направление «Философия жизни». Основные идеи. В каких идеологиях ХХ столетия оно нашло наиболее яркое применение. Указать представителя и дать характеристику взглядам.

  69. Понимание происхождения этики у Э.Дюркгейма. Его работа «Элементарные формы религиозной жизни». Дать характеристику его взглядам.

  70. Этические идеи «социоцентризма». Каким образом они реализовались в советской этической системе. Основные представители данного направления.

  71. Указать направления критики теории общественного договора, т.е. почему нравственность не может быть выведена из «мира необходимости».

  72. Дать представление о релятивной и абсолютной этике. Различие этических представлений в культурах этносов земного шара.

  73. Вечные нравственные нормы Евангелия и различность моральных установок среди народов мира.

  74. Естественное и сверхъестественное откровение Бога человеку. Особенности десятословия Моисея и ветхозаветной нравственности в целом.

  75. Критерии христианской нравственности, сверхъестественное откровение, декалог Моисея. Запретительный характер заповедей Моисея.

  76. Новозаветная этика и ее отличительные черты от ветхозаветной. Содержательные особенности Заповедей блаженства.

  77. Различие взглядов в понимании свободы. Обывательские представления. Концепция свободы Н.Бердяева, ее достоинства и недостатки.

  78. Христианское понимание свободы. Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32) как проявление высшей свободы.

  79. Причины неприятия христианской этики современным секулярным обществом.

  80. Критерии христианской святости и их соотнесенность с социальным контекстом.

  81. Религиозно-опытный аргумент. Основные положения. Секулярная критика.

  82. Причины религиозно-опытной константы в истории. Обосновать.

  83. Различные формы проявления феномена религиозного опыта: дать основное представление.

  84. Смысл жизни как феномен: дать представление в религиозном и культурологическом аспекте.

  85. Версии решения вопроса о смысле жизни: религиозные и безрелигиозные. Дать общую характеристику.

  86. Религиозное осмысление идеи социального переустройства общества и основные положения христианской философии в контексте вопроса о смысле жизни.

  87. Творчество как теургия. Обосновать.

  88. Осмысление религиозного опыта и научный эксперимент: принципиальная несопоставимость.

Поделиться: