Сравнительное богословие

Курс содержит обозрение сформировавшихся на протяжении двухтысячелетней истории христианства догматических и канонических особенностей инославных конфессий, дает представление о католицизме и протестантизме на современном этапе, об их истории и вероучении, уделяет внимание подробному разбору различий с православием, помогает вести аргументированный диалог с представителями этих конфессий.

Лекционный материал делится на две части, посвященные соответственно католицизму и протестантизму. Сначала детально обсуждаются католические догматы: догмат о примате папы, догмат об исхождении Святого Духа, догматы о Пресвятой Богородице, особенности учения о спасении, — которые отсутствуют в православном учении. Также рассматриваются таинства в католицизме, католические посты и праздники, месса, некоторые ордена.

Вторая часть посвящена разбору основных ветвей протестантизма: лютеранства, кальвинизма и англиканства. Представлена краткая история их становления. Основное внимание уделяется разбору особенностей вероучения: учения об оправдании только верой, принципа «только Писание» и других, как общих для всех протестантов, так и специфичных для той или иной ветви. Обсуждается современная богослужебная практика.

В заключение курса дается представление об экуменическом движении и участии в нем Русской Православной Церкви. Кратко затрагивается вопрос о границах Церкви.

Материал изучается в течение двух семестров 3-го курса. Экзамен по окончании каждого семестра позволяет оценить полученные знания.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Цель курса — формирование отчетливого представления о ключевых различиях между христианскими конфессиями, причинах возникновения, развитии и современном состоянии этих различий, а также основы для аргументированного диалога с представителями инославных конфессий и помощь в формировании навыка решения апологетических задач.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Формирование представления о сравнительном богословии как одной из богословских дисциплин.
  • Понимание догматических различий между основными христианскими конфессиями.
  • Знакомство с современной канонической практикой католицизма и протестантизма.
  • Введение в проблематику вопроса о границах Церкви и экуменическом движении.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Догматические, канонические, богослужебные различия в христианских деноминациях.
  • Историю разделения христианства на конфессии.

Уметь:

  • Аргументированно обосновывать православное вероучение и каноническую практику.

Владеть

  • Апологетическими навыками.

Демонстрировать способность и готовность

  • к применению полученных знаний в социуме.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждать актуальные проблемы сравнительного богословия.
  • Представлять современное состояние христианских деноминаций и основные вехи их становления.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, в высшем учебном заведении, а также в процессе освоения богословских дисциплин: Катехизис, Основное богословие, Догматическое богословие.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинаров
Общее количество часов
Раздел 1.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Всего
1
Всего
0
Всего
1
Тема 1.  Задачи сравнительного богословия
1
0
1
Раздел 2.
КАТОЛИЦИЗМ
Всего
12
Всего
1
Всего
12
Тема 2. Догмат о примате папы
4
0
4
Тема 3. Филиокве
2
0
2
Тема 4. Сотериологические догматы
2
0
2
Тема 5. Мариальные догматы
1
0
1
Тема 6. Сакраментология
1
0
1
Тема 7. Богослужение. Современная практика
2
1
2
Раздел 3.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Всего
6
Всего
1
Всего
6
Тема 8. Догматические особенности протестантизма
1
0
1
Тема 9 Лютеранство
2
0
2
Тема 10. Кальвинизм
1
0
1
Тема 11. Англиканство
2
1
2
Раздел 4.
ЭКУМЕНИЗМ
Всего
1
Всего
0
Всего
1
Тема 12. Экуменическое движение
1
0
1
ИТОГО:
20
2
20

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

3

1(5)

Устно

Итоговый

Экзамен

3

2(6)

Устно

Итоговый

Дипломная работа
(приветствуется)

3

2(6)

Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень и беглость ориентирования студента в темах текущего семестра, а также глубина понимания материала. Экзамен демонстрирует набор знаний и умений студента по комплексу вопросов сравнительного богословия, охваченных лекциями семестра.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, формулировать результаты, соотносящиеся с контекстом наработок по данному вопросу в границах церковного подхода и, в итоге, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Образовательные технологии

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение срока обучения студент по желанию пишет и предоставляет дипломную работу.

9. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу. Список вопросов к экзаменам прилагается.

Студент по желанию предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме из области компетенции дисциплины. Выбор темы для дипломной работы осуществляется студентом самостоятельно. Выбранная тема утверждается преподавателем. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

40% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.

50% — итоговая оценка знаний по предмету на экзамене в конце 6-го семестра.

10% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 5-го по 6-й).

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

10. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 20 часов. Тематический материал делится на 4 раздела, внутри разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

Поделиться: