Сравнительное богословие

Курс по сравнительному богословию изучает догматические и канонические особенности католицизма и протестантизма, а также знакомит с историей становления этих конфессий и их современной практикой.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных исторической науки, богословской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими предметами воскресной школы. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий.

В вводной части лекционного материала формулируется ряд основополагающих понятий дисциплины, определяется область ее применения и задачи.

Основная программа курса содержит две основные части, посвященные соответственно католицизму и протестантизму, а также раздел, знакомящий с экуменическим движением. Метод изложения материала преимущественно хронологический и представляет собой историко-догматическую характеристику католической и протестантских конфессий и экуменического движения.

Технология процесса обучения дисциплине «Сравнительное богословие» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и навыкам студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Целью курса является формирование у слушателей отчетливого представления о ключевых различиях между конфессиями, причинах их возникновения, их развитии и состоянии на современном этапе. В свою очередь, в соединении с изучением других дисциплин, прежде всего Основного богословия и Катехизиса, это позволяет слушателям решать апологетические задачи, то есть дает основу для ведения аргументированного диспута с представителями других конфессий.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  1. Формирование представления о сравнительном богословии как одной из богословских дисциплин.
  2. Понимание догматических различий между основными христианскими конфессиями.
  3. Знакомство с современной канонической практикой католицизма и протестантизма.
  4. Введение в проблематику вопроса о границах Церкви и экуменическом движении.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Догматические, канонические, богослужебные различия в христианских деноминациях.
  • Историю разделения христианства на конфессии.

Уметь:

  • Аргументированно обосновывать православное вероучение и каноническую практику.

Владеть

  • Апологетическими навыками.

Демонстрировать способность и готовность

  • к применению полученных знаний в социуме.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  1. Развернуто обсуждать актуальные проблемы сравнительного богословия.
  2. Представлять современное состояние христианских деноминаций и основные вехи их становления.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, в высшем учебном заведении, а также в текущем процессе освоения следующих дисциплин воскресной школы для взрослых: Катехизис, Основное богословие, Догматическое богословие.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинаров
Общее количество часов
Раздел 1.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Всего
1
Всего
0
Всего
1
Тема 1.  Задачи сравнительного богословия
1
0
1
Раздел 2.
КАТОЛИЦИЗМ
Всего
12
Всего
1
Всего
12
Тема 2. Догмат о примате папы
4
0
4
Тема 3. Филиокве
2
0
2
Тема 4. Сотериологические догматы
2
0
2
Тема 5. Мариальные догматы
1
0
1
Тема 6. Сакраментология
1
0
1
Тема 7. Богослужение. Современная практика
2
1
2
Раздел 3.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Всего
6
Всего
1
Всего
6
Тема 8. Догматические особенности протестантизма
1
0
1
Тема 9 Лютеранство
2
0
2
Тема 10. Кальвинизм
1
0
1
Тема 11. Англиканство
2
1
2
Раздел 4.
ЭКУМЕНИЗМ
Всего
1
Всего
0
Всего
1
Тема 12. Экуменическое движение
1
0
1
ИТОГО:
20
2
20

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

3

5

Устно

Итоговый

Экзамен

3

6

Устно

Итоговый

Дипломная работа
(приветствуется)

3

6

Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень и беглость ориентирования студента в темах текущего семестра, а также глубина понимания материала. Экзамен демонстрирует набор знаний и умений студента по комплексу вопросов сравнительного богословия, охваченных лекциями семестра.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, формулировать результаты, соотносящиеся с контекстом наработок по данному вопросу в границах церковного подхода и, в итоге, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Образовательные технологии

Курс изучается в течение двух семестров 3-го курса.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение срока обучения студент по желанию пишет и предоставляет дипломную работу.

9. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу. Список вопросов к экзаменам прилагается.

Студент по желанию предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме из области компетенции дисциплины. Выбор темы для дипломной работы осуществляется студентом самостоятельно. Выбранная тема утверждается преподавателем. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

40% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.

50% — итоговая оценка знаний по предмету на экзамене в конце 6-го семестра.

10% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 5-го по 6-й).

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

10. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 20 часов. Тематический материал делится на 4 раздела, внутри разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

Поделиться: