Главная / Светлое Христово Воскресение. Пасха

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Pasha2 Огласительное слово на ПАСХУ святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

О семидневном праздновании Пасхи

Об артосе

О посещении храмов в Пасху

О куличах и пасхах

О традиции дарить друг другу яйца на Пасху

«Христос Воскресе» на разных языках мира

 

 

 


 

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан. Праздников праздник и торжество из торжеств — Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная седмица». Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый понедельник, Светлый вторник и т. д. Весь период до Вознесения — 40 дней после Пасхи — считается Пасхальным периодом.

 
Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. 
В кратких словах «Христос Воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость нашего упования и надежды. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением высшего откровения. С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

Огласительное слово на ПАСХУ 
святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
 
Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
 
Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
 
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
 
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
 
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
 
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

О семидневном праздновании Пасхи

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Всю эту седмицу ради великой радости нет поста в среду и пятницу.

 

Все дни этой седмицы стоят открытыми Царские врата — центральные врата алтаря — как символ близости и доступности для нас по милости и вольным страданиям Господа нашего Иисуса Христа Царствия Небесного.

 

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос Воскресе!».

В восьмой день по Пасхе следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи». В это день обновляется память Воскресения Христова, ибо в этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения. Потому этот воскресный день носит еще и церковное наименование Недели о Фоме.

 

Всю Светлую седмицу звучат над Россией колокольные перезвоны, ибо по благочестивой традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

С понедельника по пятницу под звон колоколов совершаются крестные ходы вокруг храма.

 

 

Об артосе

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолов оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.

В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня полагать в храме хлеб в воспоминание этих многократных посещений, а также чтобы показать всем нам, что пострадавший за нас Господь является истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Конечно, артос, как и другая святыня, Богоявленская вода, ни в коей мере не может заменить Святое Причастие.

О посещении храмов в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения.

На VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного богослужения.

О куличах и пасхах

 

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич символизирует собой Великдень и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса. Кулич — это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Творожная пасха, на церковнославянском — «млеко огустевшее» — особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи — усечённая пирамида,символизирует Гроб Господень. Готовое блюдо украшают буквами «ХВ», означающие «Христос Воскресе!», а также изображениями креста, копья, трости, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа.

В первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, православные, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, едят освященные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О традиции дарить друг другу яйца на Пасху

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

 

О поминовении усопших

Церковь еще и еще раз напоминает, что Великая суббота и Пасха — это не время посещать кладбища, а время разделить пасхальную радость, приняв участие в богослужении. В дни Пасхи не служатся заупокойные службы: поминовение усопших возобновляется с Радоницы — вторника второй недели после Пасхи, когда православные после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища.

«Христос Воскресе» на разных языках мира

английский: Christ is Risen!

немецкий: Christus ist auferstanden!

французский: Le Christ est ressuscité!

испанский: ¡Cristo ha resucitado!

итальянский: Cristo è risorto!

греческий: Χριστος Aνεστη!

болгарский: Христос Воскресе!

сербский: Христос Воскресе!

хорватский: Hristos voskrese!

словенский: Kristus je vstal!

чешский: Kristus vstal z mrtvých!

словацкий: Christos vstal z mŕtvych!

албанский: Krishti u ngjall!

грузинский: ქრისტე აღსდგა!

румынский: Hristos a înviat!

польский: Chrystus Zmartwychwstał!

венгерский: Krisztus feltámadt!

эстонский: Kristus on surnuist ülestõusnud!

литовский: Kristus prisikėlė!

латышский: Kristus Augšāmcēlies!

финский: Kristus nousi kuolleista!

шведский: Kristus är uppstånden!

ирландский: Tá Críost éirithe!

датский: Kristus er opstanden!

норвежский: Kristus er oppstanden!

голландский: Christus is opgestaan!

португальский: Cristo ressuscitou!

арабский: Al-Masih-Qam! المسيح قام

корейский: Kristo Gesso!

Поделиться: