Главная / Храм / Престольные праздники / Покров Пресвятой Богородицы / Свящ. Олег Шалимов. Проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Свящ. Олег Шалимов. Проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Что еще в такой мере вселяет в нас радость и надежду, дает подкрепление в наших немощах и избавляет нас от отчаяния, как не молитвенный покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы? Безграничное милосердие Божие — вот основание Ее ходатайства за нас и подлинный источник нашей бодрости. И это упование подтверждает святой апостол Павел, когда говорит: Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 9). Спаситель наш Сам даровал нам великую Заступницу и Предстательницу, усыновив Ей в лице апостола Иоанна Богослова весь род человеческий. Это подтверждается религиозным опытом верующих, а часто даже и маловерующих людей. Об этом же свидетельствует и нынешний праздник, столь любимый русским православным народом.

Если мы будем внимательными к событиям, воспоминаемым нами сегодня, два обстоятельства должны будут привлечь наше особое внимание.

Святой Андрей лицезрел молящуюся Божию Матерь во время всенощного бдения во Влахернском храме Константинополя, где хранился мафорий — головной убор Пресвятой Богородицы. Время было смутное. Нашествие сарацин, беспомощность византийских войск — все это заставляло жителей столицы с особой ревностью прибегать к всесильной Заступнице христиан и просить о Божием милосердии.

И Небесная Владычица не просто ответила на эту соборную молитву, Она присоединилась к ней, подтвердив тем самым единство Церкви земной и Небесной. В знак же того, что эта совместная мольба была услышана Богом, Она распростерла Свой покров над собравшимися в храме. Это, конечно, было и свидетельством Ее великой любви, которая постоянно пребывает с нами. Мы безгранично радуемся от одной мысли, что находимся под защитой любви Богородицы, Которую именуем нашей общей Матерью.

Но при этом мы не можем, не должны забывать, какими трудными детьми мы являемся. Святые Андрей и Епифаний видели Пречистую, Которая, склонив колена, долго молилась на амвоне, и слезы стекали по Ее ланитам. Пройдя в алтарь, Она продолжила там Свою долгую молитву за народ. Она как бы восполняла слабость молитвы константинопольцев, так усердно, по видимости, просивших об избавлении их града.

Все мы хорошо знаем за собой этот недостаток. Порой мы, стекаемся в храмы стесненные каким-либо общественным бедствием, — будь то взрывы домов в Москве  или финансовые катаклизмы последнего десятилетия. Мы безгранично надеемся на Божию помощь, потому что нам некуда больше податься и страх сковывает все наше существо. В такое время мы готовы признать, что мы жили до сих пор не так, как следует, хотя в отличие от наших предков мы уже очень слабо чувствуем связь между нашими грехами и неблагополучием общественной жизни.

Преисполнены ли мы в эти моменты решимости посвятить всю нашу жизнь исправлению самих себя, очищению нашего существа от укоренившихся в нем греховных привычек, решимости, которая одна только и может дать Богу возможность действовать в нас? Ответ скрыт в глубине наших сердец. Есть известное возражение против всемогущества Божия. Оно звучит так: может ли Бог сотворить камень, который Сам поднять будет не в состоянии? Да, отвечают богословы, Он сотворил такой камень. Этим камнем является человек, наделенный свободой воли, которую Бог не хочет нарушить. Долго ли нам испытывать бездну долготерпения Божия, снова и снова нарушая наши обещания и во зло употребляя дары Божии, не желая подчинить нашу волю Его святой и благой воле? Мы не можем забыть о подвиге Марии, Которая в час Благовещения, час величайшего Ее испытания, предает всю Свою жизнь в руки Божии и до последнего Своего земного часа смиренно несет все тяжкие последствия этого выбора.

Но даже наша немощная общая молитва угодна Творцу и привлекает к нам Его благоволение и ходатайства Пречистой нашей Владычицы. Силу церковной молитвы знал уже апостол Павел, когда просил фессалоникийцев молиться о себе (см.: 1 Фес. 5, 25). Но сила этой молитвы говорит нам еще об одном важнейшем положении православного вероучения. По словам современного православного богослова, «Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое Тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому Телу».

Принимая Крещение в Церкви, приступая к общей Чаше, прибегая к другим спасительным Церковным Таинствам, мы соединяемся со Христом и освящаемся благодатью Божией, которая обожает наше человеческое существо и делает нас духовно близкими всем святым, просиявшим от начала христианской эры. Именно они сумели реализовать то, что для нас чаще всего существует лишь как возможность, как тот единственный талант, который мы зарываем в землю.

Чувствуя свое сродство со святыми еще во время их земной жизни, Матерь Божия обращается к ним со словами: «Любимиче мой» или «Сей есть от рода нашего». Каковы же характерные черты «рода святых», к которому причисляет Себя и Сама Пресвятая наша Владычица? По учению апостола Павла, это всегдашняя радость, непрестанная молитва и благодарение за все обстоятельства жизни (см.: 1 Фес. 5, 16-18). Черты эти формируются от постоянного хождения пред Лицом Божиим, смирения перед Ним и доверия Ему. Наша цель на земле — с помощью благодати Божией победить в себе «ветхого человека» с его разобщенностью между разумом, волей и чувствами и обрести единство и гармонию всех наших внутренних сил — то, что святые отцы называли целомудрием. И по мере того как мы будем обретать этот внутренний мир, будет меняться и наша молитва за себя, за наших близких и за наше земное отечество. И это более не будет молитва потребительская, но мы присоединим наш голос к молитве Самой Матери Божией и всех святых, славословящих Творца и предстоящих за весь мир.

Сегодня мы вспоминаем святого Андрея Юродивого и ученика его Епифания (будущего патриарха Константинопольского Полиевкта). Мы, как и наши предки, благодарны им за то, что ради их чистоты, их устремленности к Богу и любви к Его Матери нам дано новое свидетельство всемощного заступничества Пресвятой Богородицы. Будем же вместе с ними со страхом и трепетом благодарить Ее. Вместе с ними будем видеть в общественном богослужении средство нашего любовного единения с Богом и друг с другом. Подобно этим святым, позаботимся об устроении своей жизни на началах истинно христианских, и тогда над нами всегда будет Покров Всемилостивой нашей Заступницы. Аминь.

Поделиться: