Священное писание Нового Завета

Данный курс направлен на получение слушателями опыта осмысленного чтения Священного Писания Нового Завета и понимания его в свете Священного Предания Православной Церкви на основе святоотеческого экзегетического наследия.

Курс готовит к консультативной и исследовательской деятельности в области изучения Нового Завета, обеспечивает приобретение системы знаний в области экзегетики, способствует формированию общей гуманитарной культуры.

Курс выполняет ряд других задач, направленных на ориентацию человека в религиозном пространстве и, в конечном итоге, на самоидентификацию общества.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных различных наук, философской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими формами православного богословия. Материал обеспечивает ознакомление с контекстом и охватывает традиционные для изучения Нового Завета вопросы: экзегетика, библейская археология, религия и историческая наука, сотериология, эсхатология, иконография. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий.

Во вводной части лекционного материала рассматриваются общие понятия и общие сведения о Священном Писании Нового Завета, определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий: понятие о Священном Писании, история новозаветного канона, краткая характеристика авторов Евангелий.

Основной блок материала посвящен изучению Священного Писания Нового Звавета.

Технология процесса обучения дисциплине Новый Завет включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью привлечь студентов к изучению Нового Завета и истории апостольского века.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  1. Познакомить слушателей с основными событиями евангельской истории, а также с ее историческим и религиозным фоном.
  2. Раскрыть основное содержание евангельского благовестия.
  3. Рассмотреть догматическое и нравственное учение, представленное в Новом Завете.
  4. Привить слушателям навык самостоятельно ориентироваться в текстах Священного Писания Нового Завета.
  5. Научить слушателей анализировать текст Писания на основе толкований святых отцов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Последовательность событий евангельской истории.
  • Историю апостольского века.
  • Историю экзегетики Нового Завета и её основных представителей.
  • Новозаветное учение догматического и нравственного характера.

Уметь:

  • Самостоятельно ориентироваться в текстах Священного Писания Нового Завета.
  • Анализировать текст Писания на основе толкований святых отцов.

Владеть:

  • Навыками работы с библиографическими источниками.
  • Новозаветной терминологией.
  • Апологетическими навыками.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому применению полученных в ходе изучения Нового Завета знаний на практике, т.е. личной духовной жизни.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы, связанные с новозаветной проблематикой.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Классифицирует современные и исторические явления в свете знаний Нового Завета.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, в высшем учебном заведении и в текущем процессе освоения дисциплин воскресной школы для взрослых: Катехизис, Догматическое богословие, Церковная история, Ветхий Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие, церковнославянский язык.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинарских занятий
Общее количество аудиторных занятий
Раздел первый.
Тема 1. Введение в предмет

Всего:
1

Всего:
0

Всего:
2

Раздел второй.
НОВЫЙ ЗАВЕТ

Всего:
70

Всего:
24

Всего:
70

Тема 2. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа и события Его жизни до поселения в Назарете.

3

0

3

Тема 3. Личность и служение святого Иоанна Предтечи. Крещение Господне и начало Его общественного служения.

3

0

3

Тема 4.  Первая Пасха. Беседа с Никодимом. Беседа с самарянкой. Последнее свидетельство Предтечи о Христе.

4

0

4

Тема 5.  Вторая Пасха. Исцеление расслабленного у овечьей купальни, исцеление сухорукого. Учение о субботе.

3

0

3

Тема 6. Призвание и служение учеников Христовых.

2

0

2

Тема 7. Чудеса Христовы: исцеления, изгнание бесов, воскрешения.

2

0

2

Тема 8. Чудеса Христовы: укрощение бури, насыщения народа пятью хлебами и хождение по воде. Учение о Хлебе Небесном.

2

0

2

Тема 9. Нагорная проповедь.

8

4

8

Тема 10. Учение о Царстве Небесном в притчах.

2

0

2

Тема 11. Третья Пасха. Обличение фарисеев и книжников.

2

0

2

Тема 12. Исповедание Петра. Преображение Господне. Предсказание Спасителем Своей Смерти и Воскресения.

4

2

4

Тема 13. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Притча о Добром Пастыре.

2

0

2

Тема 14. Евангельское учение о добрых делах и добродетелях.

2

0

2

Тема 15. Евангельское учении о покаянии и Милосердии Божием.

2

0

2

Тема 16. Евангельское учение о браке и девстве, о богатстве, о молитве и о рассудительности.

3

1

3

Тема 17. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Христа. Вифанское помазание. Вход Господень в Иерусалим.

4

2

4

Тема 18. Проклятие смоковницы. Изгнание торгующих из храма. Три обличительные притчи. Три искусительных вопроса.

2

0

2

Тема 19. Эсхатологическая речь Спасителя. Увещание к бодрствованию.

4

2

4

Тема 20. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Моление в Гефсиманском саду.

4

2

4

Тема 21. Суд Синедриона. Смерть Иуды. Суд у Пилата и Ирода. Крестный путь, распятие и погребение Иисуса Христа.

4

2

4

Тема 22. Воскресение Христово. Явление Воскресшего Господа ученикам. Вознесение.

6

4

6

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля
Форма контроля
Курс
Семестр
Параметры
Промежуточный
Экзамен
1
1
Устно
Промежуточный
Экзамен
1
2
Устно
Промежуточный
Экзамен
2
3
Устно
Промежуточный
Экзамен
2
4
Устно
Промежуточный
Экзамен
3
5
Устно
Итоговый
Экзамен
3
6
Устно
Итоговый
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
3
6
Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра по знанию новозаветной истории. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов экзегетики Нового Завета с учетом положительных задач, стоящих перед апологетикой, владение материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 6-ти семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).

9. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.

15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).

15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

Поделиться: