Главная / Воскресная школа для взрослых / Основное отделение / Учебные дисциплины / Введение в Священное Писание Ветхого Завета

Введение в Священное Писание Ветхого Завета

Курс «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» знакомит слушателей с ключевыми моментами библейской истории Ветхого Завета, раскрывает их смысл в свете Нового Завета и святоотеческих толкований, стремится привить вкус к самостоятельному чтению и изучению книг Ветхого Завета.

Программа охватывает традиционные для изучения Священного Писания вопросы исагогики, экзегетики, библейской археологии, библейской критики и другие. Во вводных лекциях определяется область применения дисциплины, раскрываются понятие о Священном Писании, основные сведения о Библии и способах ее толкования.

Основная часть программы посвящена базовым аспектам Священного Писания Ветхого Завета. Материал подается в хронологической последовательности, имея при этом внутреннюю связь с материалом Священного Писания Нового Завета. Преподавание ведется в форме информационных лекций, семинаров, контроль знаний осуществляется на экзаменах.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью научение истории Ветхого Завета в приложении к личной духовной жизни (в частности, примерам согласования и несогласования жизненного пути с волей Божией на материале основных мессианских пророчеств и прообразов Ветхого Завета).

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • восприятие духовного смысла основных этапов истории ветхозаветного Израиля с пророчески-мессианской и нравственной точек зрения;
  • понимание смысла основных мессианских пророчеств и прообразов Ветхого Завета и осмысление их исполнения в Новом Завете.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • принципы экзегезы Священного Писания Ветхого Завета;
  • хронологию событий Священной истории Ветхого Завета;
  • географию событий Священной истории Ветхого Завета;
  • ключевые моменты Священного Писания Ветхого Завета.

Уметь:

  • применять святоотеческие толкования при изучении текста Священного Писания Ветхого Завета;
  • использовать знания Священного Писания Ветхого Завета в просветительской деятельности;
  • раскрывать полученную информацию на протяжении дальнейшей жизни.

Владеть:

  • представлением об истории создания библейского текста;
  • классификацией книг Священного Писания Ветхого Завета;
  • содержанием законоположительных и исторических книг Священного Писания Ветхого Завета.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • имеет ясное понятие о связи книг Священного Писания Ветхого Завета и Нового Завета;
  • свободно обсуждает наиболее значимые отрывки и цитаты из книг Священного Писания Ветхого Завета;
  • использует отрывки и цитаты из книг Священного Писания Ветхого Завета в богословских дискуссиях.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины.

Предмет органически связан с дисциплинами: Катехизис, Церковная история, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык, Церковное искусство.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название темы
Количество занятий
Лекции
Семинары
Итого
1 КУРС
Всего:
22
Всего:
2
Всего:
24
Раздел первый.
 
Тема 1. Введение
2
0
2
Раздел второй.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
 
Тема 2. Сотворение мира и человека. Праистория человечества до призвания Авраама
4
1
5
Тема 3. Период патриархов
8
0
8
Тема 4. События священной истории от призвания Моисея. Синайское законодательство, устройство скинии
8
1
9
2 КУРС
Всего:
22
Всего:
2
Всего:
24
Тема 5. Завоевание Израилем Ханаана. Эпоха судей
5
0
5
Тема 6. Книги Царств и Паралипоменон
6
1
7
Тема 7. Соломон
3
0
3
Тема 8. Упадок Израильского царства
4
0
4
Тема 9. Эпоха пророков — писателей
4
1
5
3 КУРС
Всего:
22
Всего:
2
Всего:
24
Тема 10. Вавилонский плен. Переселение иудеев в Вавилон
7
0
7
Тема 11. Окончание плена и построение второго храма
6
1
7
Тема 12. Апокалиптика
5
0
5
Тема 13. Маккавейские книги
4
1
5

Итого:

66

6

72

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля
Форма контроля
Курс
Семестр
Параметры
Промежуточный
Экзамен
1
1
Устно
Промежуточный
Экзамен
1
2
Устно
Промежуточный
Экзамен
2
1(3)
Устно
Промежуточный
Экзамен
2
2(4)
Устно
Промежуточный
Экзамен
3
1(5)
Устно
Итоговый
Экзамен
3
2(6)
Устно
Итоговый
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
3
6
Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов ветхозаветного материала, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Образовательные технологии

Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода в образовании предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом предпочтение отдается технологиям, создающим дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы и технологиям, позволяющим не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в профессиональную деятельность.

В ходе изучения данной дисциплины предполагается применение следующих образовательных технологий.

Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов и предполагает активное внедрение диалоговых форм занятий, подразумевающих как коммуникацию между студентом и преподавателем, так и коммуникацию студентов между собой.

Технологии развития критического мышления ориентированы на развитие навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

Технологии развивающего обучения предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов.

Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения знаний на определённом этапе обучения или на промежуточной аттестации. Кроме того, она позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.

Мультимедийные образовательные технологии предполагают организацию лекционных занятий с использованием презентаций. Использование иллюстративного материала позволяет реализовать требование наглядности и тем самым способствует повышению степени и качеству усвоения информации. Преимуществом использования названных технологий является визуализация знаний, облегчающая понимание предлагаемого материала.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных образовательных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, способствуют формированию компетенций, в той степени, которой они формируются в процессе освоения данного курса.

Для самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:

для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы по изучаемой теме);
  • составление плана текста, конспектирование текста, выписки из текста;
  • графическое изображение структуры текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование аудио- и видео-записей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекций (обработка текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
  • составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
  • подготовка рефератов, докладов;
  • составление библиографии и др.;

для формирования умений:

  • решение задач и упражнений по образцу (как правильно толковать тот или иной отрывок Священного Писания);
  • решение вариантных упражнений и ситуационных задач.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для изучения дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

Лекционные занятия:

  • наглядные пособия;
  • аудитория, оснащенная презентационной техникой, проектор, экран, компьютер/ноутбук) и т.д.

Практические занятия:

  • доступ к библиотечным ресурсам и к сети Интернет;
  • аудитория, оснащенная презентационной техникой, проектор, экран, компьютер/ноутбук) и т.д.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.

15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).

15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

Поделиться: