Таинство Венчания

Ven_01

 

В нашем храме-часовне таинство Венчания совершается по воскресениям (кроме указанных ниже дней) в 12.00. а также по договоренности в другие богослужебные дни. 

Запись производится не менее чем за неделю в церковной лавке храма по адресу: г. Москва, ул. Широкая, 14, тел.: +7 (903) 012-11-48.

 


Для совершения венчания потребуется:

12345-2.jpg1. Свидетельство о браке;

2. Обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или в церковную лавку;

3. Две иконы — с изображением Спасителя и Божией Матери;

4. Две венчальные свечи;

5. Рушник (специально украшенное белое полотенце), если венчаются молодожены, впервые вступающие в брак (рушник является традицией, для совершения таинства его наличие не обязательно);

6. 4 салфетки (они потребуются, когда венчающиеся будут держать в руках горящие свечи, а шаферы — венцы над головами венчающихся).

 

Венчание не совершается:

  1.  В течение всех четырех многодневных постов;
  2.  Во время Сырной седмицы (Масленицы);
  3.  На Светлой (Пасхальной) седмице;
  4.  В период Святок: от Рождества Христова (7 января по н. ст.) до Крещения Господня (19 января по н. ст.);
  5.  Накануне двунадесятых и великих праздников;
  6.  Накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
  7.  Накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н. ст.);
  8.  Накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н. ст.);
  9.  Накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.

О таинстве Брака (Венчание)

В Церкви значение брака ценится столь высоко, что он рассматривается как таинство. А любое таинство в Церкви — прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь. В таинстве Брака молодожены получают от Бога особые дары, которых ранее они не имели. Но сами по себе эти дары не гарантируют счастливой семейной жизни. Христианский брак — это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, и ведет их к небу. Это путь, но не дорожка эскалатора. Идти по нему тяжело, и человеческих сил порой не хватает. Дары благодати, полученные христианскими супругами в таинстве Брака, предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути.

В Евангелии Христос говорит о браке: ...Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7–8). Смысл брака в том, чтобы двое стали одним!

Прекрасными можно назвать слова митрополита Антония Сурожского, который говорит о браке: «Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».

В христианском браке человек понимает, что красота души, достоинства и качества личности, которые так дороги ему в любимом, это не что иное, как отблеск красоты Божьего образа. Взгляд друг на друга, как на икону Создателя, связывает мужчину и женщину гораздо сильнее обычного естественного влечения.

Чтобы окончательно понять разницу между церковным браком и гражданским, следует посмотреть, каковы свойства любви, подаваемой Христом. Апостол Павел пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7). 

В христианском браке муж и жена верят, что физическая смерть не разрывает единства их любви и что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «...в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».

Церковно-канонические препятствия к браку

Православной Церковью четко определены причины, по которым таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.

  1. Не допускается вступление в брак более трех раз (то есть венчание может совершаться только три раза).
  2. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
  3. Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
  4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
  5. Не венчают брак, если один из пары фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.
  6. Препятствием к совершению венчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка, и между крестными родителями и крестниками.
  7. Не венчается брак, если хотя бы один из венчающихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).
  8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
  9. Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными условиями для вступления в брак.

Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.

Что нужно сделать венчающимся перед совершением таинства

С момента отделения Церкви от государства церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что «расписаться» нужно до прихода в храм.

Ven_04Желательно совместное причащение перед совершением таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.

Ven_03

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Таин. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания.

Присутствие шаферов во время Венчания объясняется традицией, они не участвуют в таинстве сакраментально, как, например, восприемники при Крещении. Тот факт, что традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом и невестой, не соответствует церковной практике. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно, чтобы они были православного вероисповедания.

 Состав чина Венчания

Чин таинства складывается из двух частей — обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих таинство к его второй тайносовершительной части.

Обручением Церковь свидетельствует о тех взаимных намерениях и чувствах жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.

Суеверия, связанные с таинством Венчания

С Венчанием связано множество суеверий. Например, считается, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божией. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Очередная басня гласит: чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Все эти языческие придумки свидетельствуют о маловерии, неверии, дремучем невежестве их последователей, да и просто о нежелании мыслить.

Поделиться: