Церковное право

Курс актуален для приобретения основных представлений в области церковного права Православной Церкви. Курс знакомит с понятием права как такового, его ролью в жизни человечества, как регулятора общественных отношений, спецификой норм церковного права и их отличием от правовых норм светского права.

Курс выполняет ряд других задач, направленных на ориентацию человека в церковном пространстве и, в конечном итоге, на самоидентификацию в обществе.

Курс нацелен на изучение знаковых течений и тенденций церковного права, возникающих и видоизменявшихся в зависимости от вызовов современного общества и его религиозных запросов.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных исторической науки, исследовательской мысли. Лекционный материал осваивается в форме теоретических занятий.

Во вводной части лекционного материала определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий: канон, норма права, источники права, и проч.

Отдельный вводный блок материала посвящен краткому экскурсу в историю возникновения церковного права, его дальнейшее развитие. Задача его — подготовить слушателей к восприятию современного церковного права Русской Православной Церкви.

Технология процесса обучения дисциплине Церковное право включает в себя прослушивание студентами курса лекций, обсуждение актуальных вопросов современного церковного права, проверку усвоенных знаний и навыков в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью знакомство слушателей с нормами церковного права – правилами, по которым живет Церковь.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Получение представления о праве, правовых нормах, и о возможности их применения в церковной практике.
  • Знакомство со Священным Писанием с точки зрения содержания в нем правовых норм, регулирующих жизнь Церкви.
  • Знакомство с источниками церковного права доникейской эпохи, эпохи Вселенских Соборов и более поздних периодов.
  • Изучение современных источников церковного права, регулирующих деятельность Русской Православной Церкви.
  • Обсуждение актуальных вопросов, требующих регулирования нормами церковного права.
  • Получения навыков выработки собственного мнения по вопросам, требующим регулирования нормами церковного права и отстаивания своей позиции в дискуссиях.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Границы области применения церковного права.
  • Методы классификации актов церковного права.
  • Структуру и периодизацию истории церковного права.
  • Содержание основных нормативных актов, регулирующих жизнь Православной Церкви.

Уметь:

  • Самостоятельно изучать нормативные акты Русской Православной Церкви.
  • Пользоваться разработками исследователей в области церковного права.
  • Применять навыки изучения церковного права в жизни.

Владеть:

  • Правовым мышлением в области церковного права.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы, связанные с церковным правом.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Направляет вектор развития мысли в контексте церковного взгляда по вопросам церковного права.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «История», «Естествознание», «Церковная история», «Ветхий Завет», «Новый Завет».

Дисциплина органически связана с дисциплиной «Церковная история».

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинарских занятий
Общее кол-во аудиторных занятий
Раздел первый
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Всего:
1
Всего:
[0]
Всего:
1
 
Тема 1. Церковь и право. Применимость правовых норм к жизни Церкви. Источники церковного права.
 
1
 
[0]
 
1
Раздел второй
Церковное право
Всего:
7
Всего:
[0]
Всего:
7
Тема 2. Состав и устройство Церкви. Вступление в Церковь. Церковная иерархия.
1
[0]
1
Тема 3. Правовое положение монастырей и монашествующих в Русской Православной Церкви.
1
[0]
1
Тема 4. Высшее и епархиальное управление в Русской Православной Церкви.
1
[0]
1
Тема 5. Церковный суд. Церковные наказания.
1
[0]
1
Тема 6. Брачное право Церкви.
1
[0]
1
Тема 7. Церковное имущество и содержание духовенства.
1
[0]
1
Тема 8. Актуальные вопросы современного церковного права.
1
[0]
1
Итого:
8
[0]
8

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Итоговый

Экзамен

3

6

Устно

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, понимание основ церковного права. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов церковного права, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 8 часов.

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 5 и 6-го семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом и получает оценки знаний при сдаче  экзамена.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании 6-го семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций.

Поделиться: