Главная / Актуальная тема / Статьи / Наставление желающим спастись: Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

Наставление желающим спастись: Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1

В понедельник, вторник, среду и четверток первой седмицы Великого поста во всех православных храмах на Великом повечерии читается Великий покаянный канон, написанный преподобным Андреем, архиепископом Критским. Великий канон чрезвычайно обширен — он состоит из двухсот пятидесяти тропарей и одиннадцати ирмосов (для сравнения — обычный канон включает в себя около тридцати тропарей). Канон является шедевром византийской духовной поэзии, несмотря на то, что написан прозой, считаясь «покаянной автобиографией преподобного Андрея», покаянным трудом Критского пастыря перед смертью2.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?» — так начинается первая песнь канона, читаемая в понедельник. «Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» — обращается далее ко Христу автор канона. И затем начинает беседу со своей душой, размышляя о творении человека Богом, грехопадении, умножении греха, раскаянии и надежде на спасение, которого душа ожидает только от своего Создателя. Вспоминая библейские сюжеты, преподобный Андрей прилагает их к состоянию собственной души, постоянно возвращаясь при этом к мысли о творении человека Богом и величии полученных даров — с целью склонить душу к покаянию. В каждой песне канона беседа автора со своей душой сменяется воплем к Богу о помиловании: «Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя» — молит он вслед за согрешившим Давидом в конце седьмой песни.

Покаянная исповедь смягчается новозаветными обращениями ко Христу Спасителю с надеждой на благодатную милость Божию. «Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением» — призывает преподобный Андрей в девятой песне… Необычайная образность, чрезвычайно удачное сочетание формы и смысла, глубокое знание Критским пастырем законов внутренней духовной жизни делают Великий канон практическим руководством к возрождению души человеческой. Не будучи изначально связанным с Четыредесятницей, Великий канон или, как назывался он в древних списках, Стихира Святоградская, оказался полностью соответствующим этому времени по своему содержанию, духу и направлению3.

Несмотря на то, что преподобный Андрей Критский известен прежде всего как автор Великого покаянного канона, его творческое наследие очень обширно. Оно включает в себя каноны на воскрешение Лазаря, Неделю мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны и другие. К числу творений прп. Андрея также относятся стихиры (на Сретение Господне, Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово и другие), а также трипеснцы (на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы) — особые каноны из трех песен, от которых и получила свое название Постная Триодь. Все эти произведения полны глубокого богословского содержания, являются неисчерпаемой сокровищницей литургического богословия, а также отличаются глубиной чувств, силой выражений и высоким поэтическим уровнем.

Дар Божий нельзя стяжать иначе, как только собственным аскетическим и молитвенным подвигом, и вся жизнь преподобного Андрея доказывает это. Родился он у благочестивых родителей в Дамаске в VII веке, около 660 года. До семи лет мальчик был немым и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин. На четырнадцатом году жизни ушел из родительского дома в Иерусалим и поступил в Святогробское братство при храме Воскресения. Был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, затем назначен нотарием и экономом. Есть сведения о том, что прп. Андрей присутствовал на VI Вселенском Соборе в Константинополе в 680 году в чине архидиакона, а также о том, что несколько позднее, в 685 году, он был посвящен в диакона Великой Софийской церкви и прослужил в этом сане более двадцати лет. В его ведении находились сиротский приют и богадельня. При Константинопольском Патриархе Кире он поставляется епископом на остров Крит с титулом архиепископа Критского. Он проповедует слово Божие, строит церкви, устраивает приюты и богадельни. По его молитвам Господь совершает многочисленные чудеса: однажды Крит был спасен от нашествия сарацин, в засуху неоднократно ниспосылался дождь и многие другие. Прп. Андрей жил долго, скончался в 740 году на острове Лесбос, возвращаясь на Крит из Константинополя. Мощи его были положены в храме св. мц. Анастасии (ныне это храм прп. Андрея Критского)4.

Господь прославил прп. Андрея нетлением мощей и многочисленными чудесами, а свидетельством его подвижнической жизни и наставлением для желающих спастись остались его творения.
Святый преподобный отче Андрее, моли Бога о нас!


 

1 Цит. по: Никулина Е.Н. Агиология [эл. ресурс] // «Азбука веры»: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/1_9 (дата обращения: 20.02.2018).

2 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. С-Пб., 1910. IX. 292 с. С. 104-105. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 125.

3 Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на славянском и русском языках. С-Пб, 1861. 296 с. С. 193. По: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 126.

4 По: Правдолюбов Сергий, прот., Никифорова А.Ю. и др. Андрей, архиеп. Критский. [эл. ресурс] // «Православная энциклопедия»: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/115200.html (дата обращения: 20.02.2018).

Поделиться: