Ветхий Завет. 13 октября 2013 г.

Рубрику открывает первый репортаж о занятии, которое прошло в воскресной школе для взрослых 13 октября 2013 г. Предмет изучения — Ветхий Завет. Аудитория — второй курс. Преподаватель — Андрей Викторович Кузнецов.


Почему именно Авраама Господь избрал для того, чтобы от него произвести Свой народ? Вот главный вопрос, которому было посвящено занятие. Он отсылает нас к книге Бытия, первой книге Ветхого Завета. Андрей Викторович вместе со слушателями размышляет о промысле, который призвал Авраама стать прародителем богоизбранного народа.

— Почему именно этого человека Господь выбрал? — спрашивает Андрей Викторович слушателей. — Ведь именно его называют отцом веры. Авраам — символ верующего человека. Почему?

Один из слушателей отвечает:

— Человек должен был по вере выйти из своей земли и идти куда-то. Не просто верить, что Бог есть, а действовать по этой вере.

— Правильно, Авраам поверил Богу. Это принципиально, — говорит Андрей Викторович. — Речь не о вере в Бога, а о вере, о доверии Богу. Потому что верить в Бога и доверять ему — совершенно разные вещи. Человек может ходить в церковь, но в обычной жизни надеяться на себя, на свои силы и умения. А Авраам полагается на Бога. Как дети, которые едут с родителями. Они же не думают, куда родители их везут, да и почему. На дачу, на отдых, в гости… Нужно ехать куда-то — и они едут. Они доверяют родителям. Так и Авраам.

IMG_7964.jpg— И народ, которой должен был родиться от Авраама, — продолжает Андрей Викторович, — воспринял эту характеристику веры. В основном, народы формируются по географическому принципу. Но уникальность еврейского народа в том, что он образовался по принципу религиозному. Этот вектор в еврейском народе действует до сих пор. Основная проблема Израиля — религиозная. Когда был образован Израиль в XX веке, была идея воссоздать теократическое государство. Но оказалось, что евреи живут в современном мире, демократическом и либеральном. Как не выпасть из общей канвы мирового развития? Был такой случай: израильский профессор потребовал, чтобы в его паспорте написали не «иудей», а «израильтянин». То есть он не верующий, он хотел, чтобы была отмечена его принадлежность государству, а не вероисповеданию. Или еще факт: Евросоюз осудил обрезание как нарушение прав ребенка. В Израиле люди в шоке, они не знают, что делать. Получается столкновение народа и мира. У них постоянные религиозные трения. Прогресс мешает существованию теократического государства. А прогресс развивается в языческих странах. Вспомним Финикийское государство. Нечестивый царь Ахав женился на финикийке. Можно было через нее передать все блага цивилизации из финикийского государства евреям, но для этого требовалось, чтобы евреи изменили вере. А что еще, помимо веры, определяет исключительность Авраама, так что Господь пожелал именно из него соткать Свой народ? — спрашивает Андрей Викторович.

— Послушание Богу, — отвечает одна из слушательниц.

— Послушание основано на вере в Бога. Веру мы уже отметили. Что еще отличает Авраама?

— Он был обычным человеком. Он сомневался, что от него и престарелой Сарры может родиться сын.

— Нет, он не сомневался. Он констатировал факт, что Сарра уже не та... да и он не тот. Как если бы вам сказали, что вы станете чемпионом по бегу. Вы сразу скажете, что рады бы стать, но у вас много болячек, да и годы уже не те. В общем, просто не на что надеяться.

IMG_7958.jpg

Реплики из аудитории:

— Авраам взял свою семью, он своих домашних не бросил. Они ушли все вместе.

— Он не просто что-то решил, а имел в себе силы реализовать задуманное. Это не все могут.

— Авраам был хорошим сыном. Ему было важно, что думает его отец.

Андрей Викторович переформулирует мысль, высказанную слушателем:

— У Авраама было мистическое чувство иерархичности. Ему была свойственна религиозная гениальность, чувствительность к другим мирам. Она различна у людей. Мы, например, пытаемся, увеличить эту чувствительность постом. А Аврааму это было дано. А еще что?..

IMG_7972.jpgНесколько предположений, и Андрей Викторович помогает:

— Одна из центральных характеристик Авраама — чувство ценности материи. Земля, вещи, плоть — все это для него важно. У него жена, дети, стада домашних животных. Можно сказать, он мужик от сохи. А в христианстве как раз большое значение придается материи. Бог во плоти сел одесную Отца, со всей таблицей Менделеева в Своем составе. А вот другие религии уничижают плоть… С одной стороны, жизнь Авраама наполнена, простите, бытовухой, а с другой — он умеет созерцать.

— А еще евреи очень пекутся о своих родственниках, — говорит один из слушателей.

— Да, — подхватывает Андрей Викторович, — чувство дома у них очень сильно. Почти маниакальная идея Родины и земли. Это мистически серьезно для них. Продолжим. «Израиль» еще означает «борющийся с Богом». Кто борется с Богом? Тот, кто имеет силы на борьбу: личность. Личность с личностью может спорить, бороться, заключать завет. Личность может подавлять личность. С личностью неудобно: она имеет свое мнение. Со столбом нельзя заключить договор, а с человеком, личностью, — можно. То есть, Авраам — личность.

IMG_7985.jpg— Что еще отличает еврейский народ? — спрашивает преподаватель. — Это легкий на подъем народ. Вот представьте: ваш духовник говорит, чтобы вы ехали в Тамбовскую область, в деревню, и жили там. Вы сразу скажете: да не могу я, батюшка, это далеко, там поселиться негде, у меня здесь куча вещей, перевезти их трудно, да и что я там забыл? Люди любят стабильность. А бывают и легкие на подъем. Есть такая поговорка: голому собраться — только подпоясаться. Куда Бог сказал, туда Авраам и идет. И евреи потом постоянно ходят, то в плен, то из плена, потом было рассеяние… Если бы народ не был к этому генетически способен, то он не выжил бы.

Слушатель добавляет:

— Но несмотря на то, что они ходили, они все свои связи сохранили.

— Да, — поддерживает Андрей Викторович, — они не ассимилировались. Хотя среда обычно деформирует. Они сохранили свою идентичность. А посмотрим вокруг евреев? Где финикийцы, филистимляне, самаряне?.. Их нет. Эта устойчивость еврейского народа основана на религиозном чувстве. Только представьте: государство Израиль за каких-то несколько десятилетий восстановило язык, люди стали на нем говорить!

IMG_7951.jpg— Что еще? Просветительская миссия. Евреи должны были передать свое учение окружающим народам. Они дали миру Богородицу. Еврейский народ создал свою литературу. Когда евреи попадают в другую культуру, они обогащают ее. Много евреев и в русской культуре. В литературе, музыке, банковском деле. И так во всех странах. Даровитый человек даровит везде. И революционеры многие — тоже евреи. Выжить проще при запутывании среды. Когда до революции были православные и иудеи — было понятно, кто где. А революция стерла грани и социальные различия. Евреям стало проще слиться со средой.

Так что основные свои задачи народ выполнил, — отметил в конце занятия Андрей Викторович.

IMG_7991.jpgА потом посоветовал читателям нашего сайта, которые заинтересуются изучением Священного Писания Ветхого Завета, краткий список литературы:  

  1. Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 томах. — М.: Издательский отдел
    Московского Патриархата, 1993.
  2. Соколов Н., прот. Священная история Ветхого Завета. Курс
    лекций. — М.: ПСТБИ, 1994–1995.
  3. Ефрем Сирин, свт. Творения в 8 томах. — М.: Издательский отдел
    Московского Патриархата, 1993.
  4. Архиепископ Вениамин Пушкарь. Священная Библейская история. —
    Владивосток: Издательство Владивостокской епархии, 2008.
  5. Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета. — М., ПСТГУ,
    2005.


127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 пятница Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на Верхоту́рского. Сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского Литургия 08-00 прот.Олег, д.Геннадий
Утреня Новогодний молебен 18-00 прот.Валентин
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2022 года
1 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Мч. Вонифа́тия. Гражданский Новый год Литургия 08-00 прот.Валентин
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Иоанн
2 воскре-сенье Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игна́тия. Прав. Иоа́нна Кроншта́дтского Литургия Исповедь 07-00 иер.Алексий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Георгий
3 поне-дельник Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 вторник Предпразднство Р.Х. Вмц. Анастаси́и Узореши́тельницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
5 среда Предпразднство Р.Х. Десяти мучеников, иже в Кри́те Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
6 четверг Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евге́нии Царские часы
Литургия
08-00 иер.Иоанн, д.Геннадий
Всенощное бдение 18-00
ВХ
прот.Валентин, иер.Алексий, д.Геннадий
НХ прот.Георгий, иер.Иоанн
7 пятница Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Избранные части всенощного бдения Литургия 00-00
ВХ
прот.Валентин, иер.Алексий, д.Геннадий
НХ прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
пом.: прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
иер.Алексий
пом.: прот.Валентин
Великая вечерня 17-00 прот.Валентин, д.Геннадий
8 суббота   Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Алексий
9 воскре-сенье Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня Литургия Исповедь 07-00 иер.Иоанн
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Рождеству Христову 17-00 иер.Александр
10 поне-дельник Попразднство Р.Х. Мчч. 20000, в Никомиди́и сожже́нных Литургия 08-00 иер.Александр, д.Геннадий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 вторник Попразднство Р.Х. Мчч. 14000 младенцев. Прп. Марке́лла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
12 среда Попразднство Р.Х. Мц. Ани́сии. (Прп. Мела́нии.) Свт. Мака́рия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
13 четверг Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мела́нии Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн, д.Геннадий
14 пятница   Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Геннадий
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
15 суббота Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма Саро́вского. Свт. Сильве́стра Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Алексий, Иоанн
16 воскре-сенье Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я Литургия Исповедь 07-00 прот.Георгий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Спасителю 17-00 иер.Иоанн
17 поне-дельник Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
18 вторник На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. День постный Царские часы
Литургия

ВЕЛИКАЯ АГИАСМА
07-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Иоанн
19 среда Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
ВЕЛИКАЯ АГИАСМА
07-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
иер.Алексий
пом.: Весь причт
Великая вечерня 18-00 прот.Георгий
20 четверг Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
21 пятница Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
22 суббота  Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: оо.Алексий, Иоанн
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Иоанн
23 воскре-сенье Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Ни́сского. Прп. Дометиа́на, еп. Мелити́нского. Свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского Литургия Исповедь 07-00 иер.Алексий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: иер.Иоанн
Утреня, акафист Богоявлению 17-00 иер.Николай
24 поне-дельник Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого Литургия 08-00 иер.Николай
Полиелей 18-00 прот.Георгий, д.Геннадий
25 вторник Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Геннадий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 среда Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 четверг Отдание праздн. Богоявления. Св. равноап. Нины Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
28 пятница Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
29 суббота  Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Алексий
30 воскре-сенье Неделя 32-я по Пятидесятнице. Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия Исповедь 07-00 иер.Иоанн
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Покрову 17-00 прот.Олег
31 поне-дельник Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 прот.Олег, д.Геннадий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате Excel можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.