Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю о Страшном суде. 19 февраля 2017 г.

Неделя о Страшном суде. 19 февраля 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня начинается одна из решающих недель, последняя в череде подготовительных к Великому посту. Называется она Неделей о Страшном суде, и чем больше мы вдумываемся в атмосферу недели, тем становится страшнее, потому что перед нами явственно возникает образ судилища. Как только мы начинаем привносить свое понимание, за что и как нас будут судить, как только подключается психика, которая лучше любого художника умеет рисовать жуткие картины, сразу обступает нашу душу ощущение безысходности, «плача и скрежета зубовного». Но, братья и сестры, эта безрадостность обычно возникает оттого, что мы вырываем евангельское чтение из контекста. Ведь неделя о Страшном суде — вдумайтесь! — подготовительная к Великому посту и к Пасхе. И в этом именовании сказывается вся полнота ее благодати, ведь на Пасху мы будем радоваться свету Воскресшего Господа. Если смотреть на неделю о Страшном суде в отрыве от этого, то и складывается уродливая модель наших кошмаров — неправильная, поскольку искажает само христианское Благовестие.

Между тем, в Евангельских словах о Страшном суде можно увидеть концептуальную линию всей нашей христианской жизни, потому что в них нам даются понятия эсхатологического плана — мы говорим о конце как в целом человеческой истории, так и каждого из нас. Мы рождаемся, растем, развиваемся, стареем, умираем. Весь мир движется по той же модели. В чем же тогда смысл бытия? В христианстве смысл просматривается ясно. В других учениях такой ясности нет. Вот, например, недавняя система коммунистического мироустройства, которая сводила все к некоему земному счастью, неизвестно откуда взявшемуся, непонятно куда исчезающему и, по сути, бессмысленному, потому что бездушному. Материалистическая модель многих существенных вещей не прописывает вообще. Нужна высокая концептуальная организация учения, чтобы осознать и выстроить смысл истории как таковой. Мы с вами счастливые люди, потому что имеем стройную систему жизни, у которой есть смысл.

Хотя, казалось бы, в своем завершении модель нашей жизни принимает угрожающие формы — ведь кто не боится смерти и последующего Суда? Господом прямо сказано: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую…И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 21, 31, 46).  Но вот что примечательно — христианство прописывает определенные правила поведения, Господь предлагает нам поучаствовать в исторической модели по определенным законам, и если человек этим законам следует, его по окончании земного существования его ждет вечное блаженство.

Более того, чтобы следовать этим правилам, ничего особого-то, собственно, не требуется (хотя часто нам кажется, что для спасения нужно быть святым и совершить что-то запредельное). Евангельское чтение сегодняшнего дня прозрачно и просто говорит о том, что есть алгоритм действий, дающий нам шанс на Спасение. Что главное в этом алгоритме? Человеческое отношение друг к другу! Яснее Самого Господа нашего Иисуса Христа не скажешь: …алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 21, 35). Другими словами, «Я между вами и как вы относитесь ко Мне — так вы относитесь к друг другу».

Подчас это кажется нам несопоставимо с нашими силами трудным, однако посмотрим с другой стороны. Во всех слоях общества, во всех структурах есть свои правила, законы взаимоотношений. Например, в нашем российском законодательстве даже прописано требование о помощи попавшему в беду. Несколько лет назад на Куйбышевском водохранилище потерпел аварию круизный теплоход, и разбирательство по этой трагедии привлекло к суду проходившую мимо баржу, не пришедшую на помощь терпящим бедствие. Приведу совсем крайний пример: уголовная среда — даже там существуют свои правила и свой механизм взаимопомощи! Если они есть там, в обычном светском мире и светском праве, в уголовщине и криминале, то почему их нет у нас или почему их так трудно исполнить?.. Когда мы говорим «подай нищему», речь ведь не идет о тунеядцах и алкоголиках, лентяях, которые ничего не хотят делать и живут за счет других. Речь не об этом, а о других случаях: бывает такое, что бьется-бьется человек — и ничего не получается. Многодетность, безработица, болезни, известная неприспособленность к социальным условиям и так далее. Конечно, в каждом здравомыслящем человеке должно возникать желание помочь тому, кто оказался в такой ситуации. Абсурдна сама мысль, что мы не дадим денег или не накормим человека, у которого действительно никого и ничего нет — кроме нас.

Приходится постоянно говорить — не подавайте алкашам-попрошайкам, но подайте тем нищим, которые есть в вашем окружении. Это знакомые, которые действительно бедствуют, близкие без постоянного заработка и многие, многие  подлинно нуждающиеся. Подавайте им и никогда их не забывайте. Проявите щедрость к тем, кому это жизненно необходимо. Их просто надо увидеть, найти рядом с собой, что иногда оказывается ох как не просто: мы должны понимать, что действительно нуждающиеся люди с чувством собственного достоинства ничего сами просить не будут, попрошайничать на каждом углу не станут.

Иногда происходит и такой перекос, когда мы начинаем думать, что евангельские требования очень высоки и мы мало что можем. Но в евангельском чтении в Неделю о Страшном суде прописано четко: «Будьте людьми, проявите свое врожденное чувство элементарного человеколюбия и сострадания, поборите жадность свою и черствость, которые тоже есть в каждом». Проявляется эта черствость, прежде всего, в нашем нежелании или неумении сказать доброе слово, уделить внимание ближнему, оправдываясь занятостью. Мы не умеем видеть в своем окружении тех, кто действительно нуждается в заботе и внимании. Надо к этому подходить внимательно и индивидуально, находить нужные слова для конкретного человека. Пусть слов этих будет немного, но они будут искренние, душевные, веские, питающие состраданием душу.

Вдумываясь в нашу жизнь, мы должны вспомнить ситуации, в которых мы своим достатком не поделились, когда не были щедры, оказались жадными, скупыми не только на деньги или действия, но и на чувства. Мы должны проявлять взаимопомощь и внимание к ближнему, осознавая, что всех нас ждет Страшный суд. Как мы бываем раздражительны, не делая никаких поправок на условия, обстоятельства ближнего, на его расстройства и переживания. Евангельские тексты всегда нужно соотносить с конкретными жизненными условиями. Кому, в чем и как мы можем помочь прямо сейчас? Воспитание в себе этого внутреннего духовного чувства, способности открытой душой делиться со всеми и с каждым — и является требованием Церкви в понимании нашего грядущего конца. Мы всегда должны подготавливать себя к нему, помня о Страшном суде. Это понимание трезвит. Как говорят подвижники благочестия, «помни последняя своя и во век не согрешишь». Да, действительно, образ Суда мрачен, но он необходим, ибо выправляет, дает верный вектор  духовного движения — навстречу ближнему своему и, через него, навстречу Богу. Давайте же в неделю о Страшном суде включим в наше сердце эти евангельские слова и попытаемся корректировать свою жизнь относительно щедрости душевной и материальной. Пусть всегда пред нами будет образ Страшного суда как требование элементарного человеколюбия, чтобы ответ, который мы на Суде дадим, был добрым. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 четверг Мчч. Памфила и иже с ним Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2024 года
1 пятница Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
2 суббота Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
3 воскре-сенье Неделя о блудном сыне.  Ап. от 70-ти Архиппа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Александр
4 поне-дельник Прп. Льва. Прмч. Корнилия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 вторник Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 среда Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
7 четверг Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 пятница Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
9 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
10 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Свт. Порфирия, архиеп. Газского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
11 поне-дельник Седмица сырная — масленица. Прп. Прокопия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
12 вторник сырный Прп. Василия исповедника. Блж. Николая Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
13 среда сырная Прп. Кассиана Римлянина Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Георгий
14 четверг сырный Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 пятница сырная Сщмч. Феодота, еп. Киринейского Часы, вечерня 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
17 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня с чином Прощения 17-00 Весь причт
18 поне-дельник Седмица 1-я Великого поста. Мч. Ко́нона Исаврийского Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Валентин
19 вторник Вторник 1-й седмицы Великого поста. Мчч. 42-х во Амморе́е Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Георгий
20 среда Среда 1-й седмицы Великого поста. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Иоанн
21 четверг Четверг 1-й седмицы Великого поста. Прп. Феофилакта Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Алексий
22 пятница Пятница 1-й седмицы Великого поста. Мч. Кодра́та и дружины его (с 23 марта) Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня. Общая исповедь 18-00 Весь причт
23 суббота Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 22 марта) Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
24 воскре-сенье Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня 17-00 иер.Николай
25 поне-дельник Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
26 вторник Вторник 2-й седмицы. Свт. Никифора, патриарха Константинопольского Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Соборование 10-00 Весь причт
Утреня 18-00 иер.Иоанн
27 среда Среда 2-й седмицы. Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Алексий
28 четверг Четверг 2-й седмицы. Мч. Ага́пия и иже с ним Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Пятница 2-й седмицы. Мч. Сави́на Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
30 суббота Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
31 воскре-сенье Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Вечерня. Пассия 17-00 прот.Валентин
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.