Мало кто из нас имеет сносное представление о сути православного вероучения, о смысле православия. Однако очень многие сегодня этим интересуются. Мы спросим: как удовлетворить такой интерес? И получим справедливый ответ: посещать богослужения, читать. Если вопросов больше, чем ответов, можно пойти учиться.
Я не могла не пойти в воскресную школу, потому что Евангелие, которое пыталась читать, изобилует ссылками на Ветхий Завет. Например: «Поминайте жену Лотову. Иже аще взыщет душу свою спасти, погубит ю...» (Лк. 17, 32–33). Что это значит?! Может быть, если понять, кто такой Лот и что случилось с его женой, или постичь церковнославянские «иже» и «аще», станет понятным и все остальное?!
Учеба оказалась бесплатной. Трехгодичная программа, вечерние занятия два раза в неделю — в среду и воскресенье. Среди учителей — духовенство и воцерковленные миряне — совершенно не страшные, наоборот креативные. Было тяжело. Помню, из последних сил заставляла себя конспектировать на лекциях после трудового дня. Но, оказалось, жаль утратить драгоценную информацию, и я мужественно боролась со сном от усталости и писала, писала...
Пожалуй, самое главное, что происходит в духовном учебном заведении, — так называемое воцерковление, в том числе интеллектуальное. Ибо наш ум сильно нуждается в просвещении «светом разума Святого Евангелия» (молитва вечернего правила)...
«Каждый идет в воскресную школу за чем-то своим, — говорит Мария Нефедова, преподаватель церковнославянского языка. — Кому-то надо утвердиться в вере, кому-то надо понять, что ему вообще в этой жизни надо, воцерковленный человек идет за знаниями».
Я пошла в воскресную школу за гуманитарным образованием и сполна его получила. Например, со всей ответственностью могу сказать, что без курса церковной истории светская история была совершенно непонятной, а поэтому неинтересной и пресной. И вдруг заиграла новыми смыслами. Русская Церковь и Русская государственность начинались, оказывается, практически одновременно.
А какие бескрайние горизонты смыслов открывает церковнославянский язык? Тысячу раз употребляла слово «запад», но, только прочитав его в молитве на церковнославянском, открыла, что оно происходит от слова «западать», то есть «падать». И солнце западает, то есть падает, на западе. А востекает соответственно на востоке («востещи» по-церковнославянски — «взойти»).
Эти и другие предметы входят исключительно в программу духовных учебных заведений, и их можно изучать или здесь, или самостоятельно. Например, литургическое богословие (литургика) — наука о богослужении. Или догматическое богословие (догматика) — система «аксиом» православного вероучения, которые, пожалуй, лучше даются людям технического склада ума. Или основное богословие, полемизирующее со всем корпусом светской философии, питая учащихся философского склада ума. Священное Писание Ветхого и Нового Завета... Церковное пение... Знаю многих, кто пришел учиться, чтобы встать на клирос, и сейчас поет на службе. (Есть в храме и народный хор, участвовать в котором может каждый. Нужно только «подойти к Рубену Маратовичу», который тоже преподает в школе). А церковное искусство? А церковная культура? А церковное право? Кстати, практически все преподаватели сами когда-то учились в воскресной школе. Зачем вообще нужно духовное образование?
Священник Александр Гелашвили, преподаватель догматического богословия:
— Одно из назначений человека по отношению к себе — стремление к совершенству, потому что он сотворен по образу и по подобию Божию. Совершенство в первую очередь возможно через образование, потому что только так можно развить свои способности, в том числе, духовные. Образование — элемент духовной жизни, потому что помогает смиряться.
Рубен Мурадян, преподаватель церковного пения:
— Учиться в воскресной школе нужно, прежде всего, затем, чтобы не только ходить на службы, но и знакомиться с христианством как таковым, с его культурой, с его огромными пластами в самых разных проявлениях. Все это дает воскресная школа в виде комплекса различных предметов.
«Для того чтобы по-настоящему воцерковиться, нужно время. В Церкви не бывает быстро», — считает Елена Самсонова, преподаватель Священного Писания Нового Завета.
При этом, «чем больше ты воцерковлен, тем больше понимаешь. Однако само воцерковление тоже происходит в процессе понимания. Это взаимосвязано», — замечает Мария Нефедова, преподаватель церковнославянского языка.
Что сказать об опыте изменения жизни? Она действительно меняется.
«Самое трудное было в самом начале, потому что не было никаких материалов — ни книжек, ни молитвословов, ничего. Были изданы и доступны для мирян только две книги: часослов и требник. А сейчас мне в помощь интернет», — делится Мария Нефедова.
«Самое трудное в деятельности педагога — попытаться изложить материал так, чтобы он был интересен в каждый момент, — считает Александр Самсонов, преподаватель сравнительного богословия. — В любом предмете, в частности, в сравнительном богословии, есть интересные, а есть достаточно сложные, требующие долгого разбора и объяснения моменты, и кому-то это может быть неинтересно. Как сделать, чтобы слушатели воспринимали с интересом на протяжении всей лекции?»
А Библию Ветхого Завета, например, «надо читать со смирением ума, принимая во внимание нашу ограниченность в понимании того, что говорит Дух Святой, — уверен Андрей Кузнецов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета. — Если нет никакого понимания Ветхого Завета, — это нормально. Плохо, если человек думает, что понимает. В Библии разворачивается история взаимодействия человечества с Богом. Настоящая новизна Нового Завета в том, что Христос сказал о Себе: «Я пришел». Все остальное в Новом Завете — из Ветхого Завета. Все речи Спасителя можно разложить на цитаты из пророков».
Мария Нефедова: «Главное что дает мой предмет — любовь к церковнославянскому языку, снижение страха перед ним. Люди все время боятся, что они не понимают церковнославянского, не должны его понимать. На занятиях оказывается, что он достаточно понятен. Задача — понудить людей вдумываться в эти слова, в то, что они читают или слышат, пристально рассматривать каждое слово. Таким образом достигается, во-первых, понимание, во-вторых, переосмысление тех слов, с помощью которых они сейчас общаются по-русски, то есть осмысление истоков своей культуры. Необходимо понимать, какова она и как меняется.
Например, что такое прелесть? Сегодня, восторгаясь, мы говорим: «Ах, какая прелесть!» Но «прелесть» — это практически «искушение», происходит от слова «лесть», которое, кстати, сохранилось в прежнем своем значении — «ложь», «обман» по-церковнославянски. «Прелестник» — это диавол, обманщик. И «прелесть» — это самый гнусный обман!
Получается, что мы используем это слово совершенно в другом значении, чем было изначально. И самый негативный пример — это «блажити». Для нас это — «орать благим матом», а в церковнославянском значит «ублажать», «восхвалять». И таких слов много.
— Все ли могут овладеть Вашим предметом?
— В разной степени. По крайней мере, любого можно научить читать. Главное — дать понять, что человек может этим пользоваться, например, читать молитвы на церковнославянском.
«В Церкви есть два основных предмета, — утверждает Елена Самсонова. — Православие ориентировано, прежде всего, на богослужение, поэтому необходима литургика. Новый Завет по значимости идет вслед за ней, потому что содержит в себе всю «теоретическую базу». Это «программный документ», который отражает как слова, так и дела Спасителя. Невозможно стать церковным человеком, не читая и не изучая Священного Писания Нового Завета именно в церковной среде»...
* * *
Для тех, кто страшится, с 2010 года действуют курсы «Введения в православие», которые могут быть как самостоятельными, так и подготовительными к основному отделению воскресной школы. Программа рассчитана на учащихся, которые по возрасту или по состоянию здоровья не готовы (или пока не готовы) пойти в школу.
Возможно, в будущем мы станем проводить дни открытых дверей, а пока могу сказать только, что одна из самых главных ценностей — неповторимая атмосфера, которая царит на занятиях. Шутка ли, живая традиция, которая насчитывает две тысячи лет? Удивительно: окончив курс, чувствуешь что сроднился с сокурсниками. Но всех предупреждаю: не соблазняйтесь академическими отпусками — из них почти никто не возвращается.
Александра Боровик
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2024 года | |||||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 19-я по Пятидесятнице. Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | поне-дельник | ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
5 | вторник | Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | среда | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | четверг | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | пятница | Вмч. Дими́трия Солу́нского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
9 | суббота | Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
10 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
11 | поне-дельник | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
12 | вторник | Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | среда | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | четверг | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
15 | пятница | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
16 | суббота | Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
17 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 21-я по Пятидесятнице. Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | поне-дельник | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
19 | вторник | Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | среда | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | четверг | СОБОР АРХ. МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | пятница | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
23 | суббота | Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
24 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 22-я по Пятидесятнице. Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
25 | поне-дельник | Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | вторник | Свт. Иоанна Златоу́стого. Заговенье на Рождественский пост | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | среда | Ап. Фили́ппа. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | четверг | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | пятница | Ап. и евангелиста Матфе́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
30 | суббота | Свт. Григо́рия. Прп. Никона | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН |