Главная/Читательский клуб/Богословие/Догмат искупления в русской богословской науке. Петр Гнедич, прот.

Богословие

Богословие

« Назад

Догмат искупления в русской богословской науке. Петр Гнедич, прот.  13.12.2011 20:39

Догмат искупления в русской богословской науке. Петр Гнедич, прот.

Петр Гнедич, прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 496 с.

Фундаментальный труд протоиерея Петра Гнедича посвящен теме искупления — важнейшей в православном богословии и при этом крайне дискуссионной вплоть до сегодняшнего дня. Автор предпринял чрезвычайно важную попытку изучения и систематизации отечественной богословской литературы по этому вопросу.

Работа показывает, что единого учения об искуплении в русском православном богословии нет, а существует несколько различных «теорий», ни одна из которых не может претендовать на окончательное выражение церковной истины. При этом автор иходит из убеждения, «что развитие богословской науки не закончено и что оно должно направляться по пути, указанному церковной традицией и богословием святоотеческим».

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Протоиерей Петр Викторович Гнедич происходил из известной дворянской фамилии Гнедичей, давшей русской литературе знаменитого поэта и переводчика «Илиады» Н.И. Гнедича и писателя П.П. Гнедича (автора «Истории искусств»).

Петр Викторович родился в семье юриста в 1904 году, он получил высшее гуманитарное образование, работал в научных библиотеках, затем по непростым обстоятельствам времени перешел на экономическую работу.

Петр Викторович был одним из первых учеников возрожденных Московских духовных школ. В 1946 году он поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1949 году со степенью кандидата богословия.

Его кандидатская работа стала началом многолетнего труда, итог которого представлен в настоящем издании. Она была посвящена обзору русской богословской литературы о догмате искупления и получила весьма высокую оценку тогдашнего профессора догматического богословия протоиерея С. Савинского. В год окончания духовной школы Петр Викторович был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) и проходил пастырское служение в пределах Ташкентской епархии, в кафедральном соборе города Ташкента.

С 1950 по 1955 год, по приглашению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), известного сподвижника Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и одного из главных тружеников возрождения духовного образования в послевоенные годы, священник Петр Гнедич работал в Ленинградской духовной академии сначала как сотрудник ее библиотеки, затем как преподаватель, доцент по кафедре догматического богословия и по кафедре гомилетики. Труды в духовной школе священник Петр Гнедич сочетал с пастырским служением в известной Троицкой (именуемой «Кулич и Пасха») церкви в Ленинграде. В 1955 году, не без давления властей предержащих, был вынужден полностью перейти на приходское служение.

В эти годы священник Петр Гнедич интенсивно занимается богословскими, проповедническими трудами, продолжает работу над темой «догмат искупления», много публикуется в «Журнале Московской Патриархии». Назовем здесь хотя бы такие его статьи, как: «Мысль об искуплении в проповедях митрополита Филарета» (ЖМП. 1954, № 4); «Усвоение догматических действий человеческим сознанием» (Там же. 1956, № 6); «Святитель и подвижник епископ Игнатий Брянчанинов» (Там же. 1958, № 1); «Тайна Боговоплощения» (Там же. 1959, № 4); «О православном понимании Предания» (Там же. 1963, № 3). В июне 1962 года протоиерей Петр Гнедич защитил в Московской духовной академии диссертацию «Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (1893-1944)». По результатам защиты был утвержден Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) в степени магистра богословия и приглашен в Московскую духовную академию, с получением звания профессора, для чтения курса лекций по патрологии и византологии.

К сожалению, преподавание протоиерея Петра в Московских духовных школах оказалось очень непродолжительным, хотя оно и запомнилось как глубиной изложения материала, так и блестящим проповедничеством. Протоиерей Петр умел произносить проповеди очень сжато, в течение нескольких минут, но за это время приводил слушающих в состояние глубокого сопереживания и искреннего волнения. Перед началом нового учебного года профессор протоиерей Петр Гнедич отправился в Ленинград, с тем чтобы перевезти свою библиотеку в Загорск, ныне Сергиев Посад, где он предполагал постоянно жить при МДА. Но человек предполагает, а Бог располагает — во время этой поездки Господь призвал к Себе Своего верного служителя, и на праздник Преображения отец Петр скончался.

Публикуемый ниже главный богословский труд славного труженика отечественного духовного образования посвящен теме искупления, важнейшей в православном богословии. Напомним, что само понятие «спасение» имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона- всё то, что сделано ради нашего спасения Богом, что не зависит от нашей воли, что является для нас Его даром, потому что мы сами не смогли бы этого сделать при всем нашем желании. Субъективная сторона- это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы воспользоваться этим даром, воспринять его, усвоить его. Учение об искуплении- это учение об объективной стороне спасения, о том, что сделано нашего ради спасения Богом-Искупителем. Фундаментальный труд протоиерея Петра Гнедича показывает, что единого учения об искуплении нет, по крайней мере в русском православном богословии, в отличие от большинства других разделов догматики. Например, учение о воплощении, учение о Троице почти во всех догматических системах, во всех учебниках догматического богословия излагаются тождественно- могут быть различные оттенки, но, как правило, существенных отличий нет. В отношении же учения об искуплении такого единомыслия нет. Разные авторы, и равно серьезные авторы, понимают и учат об искуплении весьма различным образом, существует несколько различных «теорий», ни одна из которых не может претендовать на то, чтобы быть до конца официальной, единственной претендующей на окончательное выражение церковной истины.

Автор предлагаемого вашему вниманию труда предпринял чрезвычайно важную попытку изучения и систематизации отечественной богословской литературы, посвященной догмату искупления, причем важно отметить, что он удержался от того, чтобы создать еще один опыт истолкования догмата искупления, не ставил своей целью априорную критику уже существующих теорий. Его задача была скромнее, но и достойней, и плодотворней: собрать и систематизировать имеющуюся русскую богословскую литературу по указанной теме и постараться подвести итоги тем усилиям русской богословской науки последних веков, которые могли бы быть использованы современными отечественными и зарубежными православными богословами. При этом автор исходит из убеждения, «что развитие русской богословской науки не закончено и что оно должно направляться по пути, указанному церковной традицией и богословием святоотеческим».

По прошествии полувека со времени написания и почти полувека со времени защиты диссертации протоиерея Петра Гнедича можно сказать, что отсутствие публикаций этого труда на сегодня оставалось едва ли не самой заметной лакуной, изъяном в полноценном приобщении к русской богословской традиции, а по актуальности, по охвату материала, по объему (более 500 машинописных страниц плюс 158 страниц приложения) книга протоиерея Петра Гнедича представляет собой явление исключительное. Она отчетливо доказывает, что традиция богословской мысли в самые трудные десятилетия ХХ века поддерживалась не только в русском зарубежье, но и в стенах отечественной духовной школы. Наряду с работами Н.Д. Успенского, архиепископа Михаила (Чуба), протоиерея Ливерия Воронова, протоиерея Виталия Борового, книга протоиерея Петра Гнедича свидетельствует о том, какой меры глубины и верности святоотеческому Преданию достигала отечественная богословская мысль, несмотря на все препоны к ее развитию со стороны властей предержащих.

Автор рассматривает в своем труде учение Священного Писания и церковного Предания об искуплении и дает систематическое изложение учения об искуплении с конца XIX столетия до 1918 года и с 1918 года по 1944 год, касается систем таких православных богословов, как архиепископ Гурий (Степанов), митрополит Антоний (Храповицкий), протоиерей Сергий Булгаков, профессор Н. Н. Глубоковский, протоиерей Георгий Флоровский, В. Н. Лосский, и многих других. Кроме того, важно обратить внимание на методологию труда протоиерея Петра Гнедича. Касаясь учения важного, актуального, богословски глубочайшего, автор умеет отнестись с уважением как к богословам, мнение которых он разделяет, которые ему близки, так и к тем, точки зрения которых, в полной мере или в значительной части, он не считает правильными. Нигде мы не увидим в оценках протоиерея Петра Гнедича попыток навешивания ярлыков, именования тех или иных точек зрения еретическими, стремления здесь и сейчас расставить всех по окончательной шкале истинности. Уважение к богословскому труду своих предшественников, желание не обличить и не опровергнуть, но во всей своей богословской мысли увидеть и отразить стремление к выявлению церковной истины Священного Предания — вот главная нить труда протоиерея Петра Гнедича, вот та методология, которая так актуальна и которой, решимся сказать, так не хватает современным авторам, пишущим на богословские темы. Публикуя труд нашего великого предшественника, надеемся, что и в этом отношении диссертация протоиерея Петра Гнедича явится очень важным мерилом, по которому многие современные молодые авторы смогут проверять не только букву, но и дух своих богословских сочинений.

В заключение скажем, что публикация была осуществлена по машинописному тексту диссертации профессора протоиерея Петра Гнедича, сохраняющемуся в библиотеке Московской духовной академии, тексту, который полностью идентичен экземпляру Ленинградской духовной академии. К сожалению, в некоторых публикациях последнего времени цитаты из этой работы не вполне соответствуют источникам, которые использовались для подготовки настоящего издания.

Опубликованные воспоминания о протоиерее Петре Гнедиче пока не очень многочисленны, больше мы знаем о нем из устных рассказов наших старших преподавателей и маститых московских священнослужителей. Для того чтобы читатель предлагаемого труда теплее мог представить себе нравственный облик служителя Церкви Христовой ибогослова минувшего ХХ столетия, протоиерея Петра Гнедича, позволю себе вспомнить рассказ приснопамятной игумении Серафимы, внучки священномученика митрополита Серафима (Чичагова), в миру — Варвары Васильевны Черной, доктора наук, известного ученого. Варвара Васильевна вспоминала, что в одном из своих писем сприсущими ей твердостью и решительностью она написала в конце, обращаясь к протоиерею Петру Гнедичу: «Извольте молиться, батюшка!» В ответном письме, написанном мелким красивым каллиграфическим почерком, протоиерей Петр в конце сделал приписку: «Матушка, спасайтесь, пожалуйста!»

Воспримем слова автора предлагаемого труда как ключ к пониманию той книги, которую мы читаем.

Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Петр Гнедич


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2022 года
1 суббота Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евме́ния, еп. Гортинского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
2 воскре-сенье Неделя 16-по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай, д.Николай
3 поне-дельник Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
4 вторник Отдание праздника Воздвижения Креста Господня Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
5 среда Ап. от 70-ти Кодра́та. Сщмч. Фо́ки, еп. Синопи́йского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
6 четверг Зача́тие Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
7 пятница Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 суббота Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
9 воскре-сенье Неделя 17-по Пятидесятнице. Преставле́ние апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
оо.Георгий, Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий, д.Николай
10 поне-дельник Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прп. Харито́на Исповедника Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
12 среда Прп. Кириа́ка отшельника Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
13 четверг Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 ВХ: прот.Валентин, прот.Георгий, д.Николай
НХ: иер.Иоанн, иер.Алексий
14 пятница Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, прот.Георгий, иер.Алексий, д.Николай пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
15 суббота Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 18-по Пятидесятнице. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах Литургия
Исповедь
07-00 прот.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег, д.Николай
17 поне-дельник Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
18 вторник Святителей Московских Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
19 среда Апостола Фомы́ Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
20 четверг Мчч. Се́ргия и Ва́кха Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 пятница Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
22 суббота Ап. Иа́кова Алфе́ева.
Прпп. Андрони́ка и Афана́сии
Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
23 воскре-сенье Неделя 19-по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Георгий, д.Николай
24 поне-дельник Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. Литургия 17-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 вторник Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий, д.Николай
26 среда Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 четверг Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
28 пятница Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
29 суббота Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
30 воскре-сенье Неделя 20-по Пятидесятнице. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Георгий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр, д.Николай
31 поне-дельник Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.