В наших объявлениях о наборе новых добровольных помощников в службу милосердия мы видим такие общие слова: «Вместе мы можем заботиться о воспитанниках детских домов, помогать пожилым, вести переписку с заключенными». Но что стоит за этими словами? Вернее — кто стоит?
Сегодня мы расскажем о конкретных людях, наших прихожанах, которые состоят в службе милосердия, и покажем, чем именно они занимаются. Естественно, мы сохраним анонимность, ведь добровольные помощники не хотят огласки. Мы помним слова Христа: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6). Хотя, конечно, все равно получатся узнаваемые образы, потому что эти люди нам известны. Но все равно многим из прихожан не известно и не понятно, в чем состоит деятельность этих людей в службе милосердия.
Мы хотим показать конкретные дела вполне конкретных людей. Минимум анализа, только факты.
Итак, первым направлением работы службы милосердия является забота о детдомовцах. Наша прихожанка Е. уже несколько лет регулярно посещает детский дом № 43. Она знает там практически всех, детей и воспитателей, и ее хорошо знают и любят. Охватить своим вниманием одинаково всех подопечных невозможно, поэтому Е. в основном занимается несколькими детьми, девочками из старшей возрастной группы, то есть такими, которым исполнилось 14 — 17 лет. Она приводит детей в храм на службу, помогает им готовиться к исповеди и причастию, сопровождает их в паломнических поездках. Девочки бывают у нее дома. Они общаются, вместе готовят еду.
О чем они говорят, когда сидят вместе на кухне, готовят еду и потом ее едят? Наверно, о том же, о чем и вы говорите, когда сидите у себя на кухне. Но у вас есть папа, мама, муж, жена, сын, дочь, собака, кошка (или только часть этого списка, что уже хорошо), и вы с ними говорите, а у них нет ничего из перечисленного. Даже кошки. Зато есть Е.
Она дружит с девочками настолько, насколько возможна дружба между старшим и младшим. Сказать, что это наставничество, — можно, хотя, конечно, это очень неформальное и ненавязчивое наставничество. У Д. Сэллинджера в романе «Над пропастью во ржи» главный герой, подросток, переживающий тяжелый личностный кризис, в трудный для него момент пришел к своему школьному учителю. Не к папе с мамой, а к учителю, потому что он мог выслушать и понять. Детдомовцам остро нужен такой человек, который может выслушать и понять. И хорошо, если им окажется кто-то из наших прихожан, а не тот парень из подъезда, который, выслушав и поняв на свой лад, предложит шприц.
Конечно, можно еще сказать, что общение Е. с девочками содержит в себе катехизацию, религиозное просвещение, но не в формате «ты сидишь за партой, и я тебе рассказываю» — современный подросток, тем более детдомовец, отторгает этот формат со всей силой своей необузданной души, — а в формате «мы вместе стараемся проживать жизнь во Христе, как умеем». Для добровольного помощника тут дело за «малым» — разделить свою жизнь с другим человеком. Да, ответственность меньше, чем при усыновлении, но ее тоже не мало. Зато и плоды такой работы — тот след, который общение Е. с детьми оставляет в душах, — гораздо значительнее, чем если бы наши приходские контакты с детскими домами сводились к совместному чаепитию два раза в год, на Рождество и Пасху, с раздачей даже самых богатых и вкусных подарков.
Есть несколько добровольных помощниц службы милосердия, которые являются крестными матерями девочкам-сиротам. Женщины не только навещают своих подопечных, но часто берут их к себе на выходные. Девочки — разного возраста, от 9 до 15 лет, большинство имеет проблемы со здоровьем, причем обычно это неврологические заболевания, которые сильно сказываются на поведении, проявляются вспышками агрессии и раздражения. Невольно задумаешься, что слово «крестный» или «крестная» — от слова «крест». Но что при этом с удивлением и радостью можно отметить: вот именно такие, особенно трудные дети оказываются очень способными любить тех, кто проявляет о них заботу! «Когда придет моя крестная?» — как правило, спрашивает каждая из них других добровольных помощников, когда те посещают детский дом.
Можно надеяться, что отношения наших добровольных помощниц со своими подопечными выйдут за рамки детского дома, когда девочки вырастут.
Другая представительница службы милосердия, Е. В., приходит к сиротам, чтобы по вечерам с ними читать и обсуждать Евангелие. Детям, которые ее слушают, — от 8 до 12 лет. Это и мальчики, и девочки. Слушают с интересом, задают вопросы.
Еще один пример — И. В. Она сотрудничает с детским домом № 5, берет детей к себе домой на выходные, по одному или по двое, приводит их в храм на богослужения, участвует в организации паломнических поездок.
И. В., женщина средних лет, занимается с детьми математикой и проводит беседы о вере.
Мужчин в этих рядах добровольных помощников меньше, чем женщин, но они тоже есть. Например, наш прихожанин Б. играет с ребятами в футбол. С., мужчина средних лет, приходит, в основном, к мальчикам, учит их играть на гитаре и петь.
Еще один добровольный помощник, Н., тоже занимается обычно с мальчиками: приводит их в храм на причастие почти каждую неделю, иногда выезжает с ними на природу, на шашлыки. Как-то раз брал ребят на футбульный матч, на стадион. Н. является крестным отцом сразу трех детдомовцев!
Несколько раз в год служба милосердия организует однодневные паломнические поездки для воспитанников детских домов № 5 и № 43. Наши ребята побывали в Троице-Сергиевой Лавре, Саввино-Сторожевском монастыре, в православных обителях Серпухова, в Давидовой пустыни и других местах. Вместе с детдомовцами едут их воспитатели и представители службы милосердия. Добровольные помощники организуют трапезу в походных условиях, общаются со своими подопечными. Обычно это те же люди, которые навещают ребят в детском доме, приводят их на причастие.
На Рождество и Пасху представители службы милосердия приводят детей-сирот в храм и затем на праздник, который специально для них организуется. А значит, что разные добрые люди прикладывают немало сил, чтобы все это осуществить: закупают подарки, расставляют столы в аудитории для чаепития, готовят еду, накрывают на стол и так далее.
Другим направлением работы службы милосердия является помощь пожилым. Приведем примеры на эту тему.
Нашей прихожанке В. И. больше 70 лет. Много лет она посещала наш храм, но вот уже более года как у нее ослабели ноги, и она теперь с трудом передвигается. Живет она на улице Рудневой, недалеко от станции метро «Бабушкинская». Добровольный помощник службы милосердия Н., женщина средних лет, время от времени по предварительной договоренности заезжает за В. И. на машине, привозит ее в храм на богослужение и после его окончания увозит В. И. назад, домой. Н. проделывает это примерно 1 — 2 раза в месяц, не считая для себя за труд, говорит: что тут особенного — привезти и отвезти какого-нибудь человека? Но для В. И. помощь Н. дает возможность бывать в храме, регулярно приступать к таинствам. А еще деятельность Н. бережет силы наших приходских батюшек, потому что если бы не она, то кому-то из священников пришлось бы время от времени посещать В. И., чтобы причастить ее на дому.
Есть у нас прихожанка Е. А., которой больше 90 лет. Живет одна. Из дома выходит, но поскольку у нее часто бывает головокружение, то сама до храма она добраться не может. Ее сопровождает Т. И., иногда возит на машине, но бывает, что они едут и на общественном транспорте. Другие наши добровольные помощники — их не меньше 7 человек — попеременно привозят Е. А. домой еду, потому что даже приготовить себе еду — тоже проблема в таком возрасте.
Когда подопечные заболевают, то находятся добровольные помощники, которые посещают их в больнице и на дому.
При работе с пожилыми имеет значение не только и не столько практическая помощь, сколько внимание. Человеку важно чувствовать, что о нем не забыли, что его любят. Есть добровольные помощницы службы милосердия — И. В., Л. А., Л. И. — которые позванивают нашим подопечным: «Здравствуйте! Как Ваши дела? Как сомочувствие?» Иногда оказывается, что нужна какая-то мелкая помощь — что-то купить, привезти или отвезти. Служба милосердия в таких случаях старается выполнить просьбу.
В. М. с недавнего времени ведет переписку с заключенными. Она прочитывает письма, приходящие на адрес нашего храма из мест лишения свободы. Люди пишут в основном о том, как им тяжело, просят о помощи. Иногда перечисляют целые списки вещей, которые хотели бы получить. В ряде случаев запросы заключенных бывают скромнее: просят прислать, например, конверты, для того, чтобы писать письма на волю.
Материальные возможности прихода и службы милосердия ограниченны. Поэтому стоит вопрос: что делать? Ничего не делать, не отвечать? Или что-то можно все-таки делать для этих несчастных людей? Выход найден следующий: В. М. пишет от руки ответ на каждое попавшее ей в руки письмо. Находя как можно более теплые слова, она сообщает заключенному, что мы, члены службы милосердия, прочитали его письмо, что мы будем молиться за него, в ряде случаев прикладывает небольшой подарок. Таким образом, она своим ответным письмом выражает простое человеческое участие. Дальше она вносит имя заключенного в помянник и начинает молиться о нем сама и передает этот помянник другим членам службы милосердия, чтобы и они тоже молились. В общем, если коротко говорить, то подход В. М. к переписке с заключенными дает им свидетельство о сочувствии к ним со стороны других людей и молитвенную поддержку.
Несколько раз в год, как правило, по большим праздникам служба милосердия проводит благотворительные ярмарки, выручка от которых используется для организации паломнических поездок детей из детских домов № 5 и № 43, для закупки подарков опекаемым ребятам и пожилым людям. Организация каждой такой ярмарки требует труда: нужно собрать и рассортировать пожертвованные вещи, расставить столы, дежурить около столов во время праздника. И это все делают тоже добровольные помощники службы милосердия.
У нас есть опыт благотворительных ярмарок и другого рода. На них многодетные семьи и бездомные бесплатно получают не новую одежду и обувь. Наша прихожанка А. и ее единомышленники собирают вещи задолго до ярмарки, чистят их, тщательно отбирают, сортируют и в заранее назначенный день раздают нуждающимся.
Наверно, далеко не все члены службы милосердия упомянуты в этой статье, хотя бы по инициалам. Но ведь дело не в том, чтобы приход знал своих героев. Мы показали наиболее яркие примеры, по которым всякий желающий составит впечатление о том, чем занимаются добровольные помощники. Но новички, которых мы с радостью ждем, вероятно, обладают какими-то другими способностями, талантами, а также идеями, еще не реализованными у нас. Можно учить детдомовцев иностранным языкам, можно ходить с ними в кино на хорошие фильмы, можно много что еще делать, было бы желание. Это неоднократно сказанное «можно» указывает нам на ту свободу в любви людей друг к другу, которая созидает приход приходом и христиан — христианами.
Так что приветствуются разумные идеи, но еще больше приветствуется их реализация.
Этот материал подготовили добровольные помощники службы милосердия. Мы тоже хотим сохранить анонимность, потому что написали данную статью не для саморекламы. Мы хорошо знаем «изнутри» то, о чем пишем, и нам видно, что нуждающихся людей много, а сил, чтобы им помочь, мало. Причем речь идет в основном о своих же нуждающихся, с кем мы причащаемся из одной Чаши, о людях с соседней улицы, из нашего района. Не абстрактные и дальние, а вот они — живые лица перед нами. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы сил помогающих прибавилось.
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | вторник | Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
10 | четверг | Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
11 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
12 | суббота | СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | поне-дельник | Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | вторник | Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | среда | Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Полиелей | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
17 | четверг | Святых Царственных страстотерпцев | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
18 | пятница | ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | суббота | Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
21 | поне-дельник | ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
28 | поне-дельник | Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ |