Главная/Публикации/Интернет-переписка о православии и русской культуре/Интернет-переписка о православии и русской культуре. Часть 2. Матфей и Лука: идейный конфликт?

Интернет-переписка о православии и русской культуре. Часть 2. Матфей и Лука: идейный конфликт?

К предисловию и оглавлению

К предыдущей части

Письмо И.В. к А., 12.06, 15:53, Матфей и Лука. Сравнение первой заповеди блаженства в Евангелиях от Матфея и от Луки в русском синодальном переводе, переводе С.С. Аверинцева и английском переводе. «Лукианское христианство» — предтеча социалистов. Пропагандистские штампы

Письмо И.В к А., 12.06, 18:25, Троица. Поздравление с Троицей

Письмо А. к И.В., 12.06, 20:26, Re:Троица. Ответное поздравление

Письмо А. к И.В., 12.06, 21:03, Re: Матфей и Лука. Греческий оригинал: «нищие духом» у Матфея и просто «нищие» у Луки. Святоотеческие толкования

К следующей части


12 июня, воскресенье, 15:53, тема: Матфей и Лука. К началу страницы

Добрый день, Антон! 

Вопрос о переводе первой Заповеди Блаженства оказался очень интересным. 

Похоже, что Лука существенно отличается от Матфея! 

Сравним различные переводы. 

Синодальный перевод: 

(Мф 5:3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». 

(Лк 6:20): «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». 

То же в Остромировом Евангелии, которое Вы мне прислали.  

Перевод С.С. Аверинцева: 

(Мф 5:3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». 

(Лк 6:20): «Блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие».

Английский перевод (English Standard Version, 2001): 

(Matthew 5:3): "Blessed are the poor in spirit, for theirs is the kingdom of heaven". 

(Luke 6:20): "Blessed are you who are poor, for yours is the kingdom of God".

Видим, что во всех трех переводах, т.е. в Синодальном переводе, у Аверинцева и в английском переводе Матфей пишет, что Христос сказал о «нищих духом». 

Однако у Аверинцева и в английском переводе Лука пишет просто «нищие», т.е. бедные. А согласно Синодальному переводу Лука, как и Матфей, пишет о нищих духом. 

Различие Луки и Матфея (если оно есть в оригинале) существенно для понимания учения Христа, см.
http://wesleyschair.com/bible-criticism/matthew-s-greatest-re-write.html
 

Интерпретации христианства у Луки и у Матфея разные. Тексты евангелистов подвергались редактированию, но различия остались. 

В Заповедях Горя у Луки прямо написано, что Христос сказал: «Горе вам, богатые!» (Лк 6:24). Т.е. согласно Луке Христос последовательно выступает за бедных и против богатых. Получается, что «лукианское христианство» было предтечей социалистов, и оно отличается как от католицизма, так и от православия? Конечно, эта линия была подавлена церквями, как католической, так и православной. 

Видимо, в оригинальных текстах Матфея и Луки имеется различие, хотя почему-то в Синодальном переводе различия нет. 

Я склонен доверять академику Аверинцеву, поскольку читал его труды, см. про него, например:
http://mar-orthodox.narod.ru/aver01.html
 

Его перевод см.
http://www.mystudies.narod.ru/library/a/averintsev/cont-ev.html
 

Однако вопрос о том, почему в Синодальном переводе Лука пишет о нищих духом, а не просто нищих, как в других переводах, заслуживает дальнейшего обсуждения. Возможно, этот вопрос обсуждался русскими специалистами? 

Попробую также спросить греческих знакомых, что написано в оригинале у Луки и Матфея. 

Уместно здесь напомнить три пропагандистских штампа, чемпионов по частоте упоминаний и бессмысленности: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?», «Коммунисты хотят все отнять и поделить», «Демократия — плохая форма правления, если не считать всех остальных» (якобы Черчилль). Обычно, когда политтехнолог изрекает один из этих штампов, он затем с победным видом поглядывает на собеседника. 

Логика первого высказывания: если в огороде бузина, то почему в Киеве дядька? Второе изречение часто повторяют люди, отнявшие и поделившие между собой общенародную собственность. Наконец, по поводу третьего заметим, что в нем не больше убедительности, чем в таком же изречении с заменой слова «демократия» на «олигархия» или «диктатура». К этому списку пропагандистских пошлостей еще можно добавить высказывание, ничем не подкрепленное, кроме якобы «очевидности», что «частный собственник всегда эффективнее государства», и еще одно: нужно построить «нормальное» общество, как во «всех развитых» странах.

С уважением,
И.В.


%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%


12 июня, воскресенье, 18:25, тема: Троица. К началу страницы

Дорогой Антон! 

Сегодня Троица. 

Благодать и мир Вам и Вашей семье. 

С уважением,
И.В. 


%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%


12 июня, воскресенье, 20:26, тема: Re:Троица. К началу страницы

Спасибо, Игорь Васильевич! 

И Вас с праздником Троицы! 

С уважением,
Антон


%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%


12 июня, воскресенье, 21:03, тема: Re: Матфей и Лука. К началу страницы

Здравствуйте, Игорь Васильевич! 

В греческом оригинале действительно написано, как Вы сказали: у Матфея — «нищие духом» («птохи то пневмати»), у Луки — просто «нищие» («птохи»):
http://el.wikisource.org/wiki/Κατά_Ματθαίον#.CE.B5.27
http://el.wikisource.org/wiki/Κατά_Λουκάν#.CF.83.CF.84.27
 

Но церковное толкование состоит в том, что у Луки тоже имеются в виду нищие духом (у Луки, вообще, более короткая версия заповедей блаженств). Поэтому, видимо, Кирилл и Мефодий это место в Луке тоже перевели «нищие духом» (есть все основания считать, что Остромирово Евангелие соответствует тому, как перевели Кирилл и Мефодий). 

По поводу «горе вам, богатые», архиепископ Аверкий (Таушев) пишет:«Евангелист Лука дополняет учение св. Матфея о блаженстве. Он приводит слова Господа Иисуса Христа, содержащие предостережение тем людям, которые видят блаженство лишь в упоении земными благами. “Горе вам, богатые!” — говорит Господь, противопоставляя этих богатых нищим духом. Здесь имеются в виду не просто обладающие земным богатством, конечно, а уповающие на него, гордые, превозносящиеся надменно относящиеся к другим люди. “Горе вам, пресыщенные ныне: ибо взалчете” — в противоположность “алчущим и жаждущим правды”, это люди не ищущие правды Божией, но довольные своей лжеправдой. “Горе вам, смеющиеся ныне: ибо восплачете и возрыдаете” — такие несомненно противополагаются плачущим, это люди беспечные, легкомысленно относящиеся к провождаемой ими греховной жизни». 

Впрочем, Феофилакт Болгарский (XI век), чьё толкование считается одним из классических, пишет об этом фрагменте Евангелия от Луки:
«...Во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь — ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений. Подобно как “горе” назначается в удел тем, кои богаты в нынешнем веке (о коих говорит, что они получают утешение, то есть здесь, в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы)».
http://feofilakt.org.ua/ot-luki/glava-6
 

А на соответствующее место в Евангелии от Матфея пишет:«Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой — это нищие духом».
http://feofilakt.org.ua/ot-matfeya/glava-5 

Т.е. в Евангелии от Луки Иисус осуждает не богатство само по себе, а образ жизни, заключающийся в стяжании богатств. 

Даша ещё предположила, что в иудейском обществе материальная бедность могла восприниматься как Божье наказание, свидетельство грешности человека, а богатство — напротив, как Божье благословение. Сейчас так смотрят на материальный достаток протестанты. Тогда «нищий» и «нищий духом» — это практически синонимы. 

Вы можете спросить, почему я много ссылаюсь на толкования. В традиции Православной (и Католической) Церкви понимать Писание следует в русле святоотеческих толкований. Писание написано по наитию Святого Духа, поэтому и лучше понять его способен тот, кто сам исполнен Святого Духа. Это не ограничивает собственное мышление: священные тексты принципиально многозначны, каждый там находит что-то своё. Но чтоб не впасть в опасное заблуждение (речь не о лояльности/противостоянии властям, а о бесценной душе человека, о том, как ему приходить к Богу!), своё мнение надо сверять с мнениями Святых Отцов, находиться в их русле. Их мнение — не жёсткое, а именно русло. 

С большим интересом прочитал Ваши два абзаца про пропагандистские штампы, не могу не согласиться! 

Продолжение письма я считаю настолько важным, что выделил его в отдельное письмо — сразу следующее за этим. 

С уважением,
Антон


К следующей части



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.