Изучение курса История Вселенской Церкви призвано дать слушателям общее знакомство с хронологией и фактологическим содержанием истории Вселенской Христианской Церкви в тесной взаимосвязи с процессом формирования православного догматического вероучения. Изучение курса способствует формированию общей культуры современного христианина, является неотъемлемой частью начального богословского образования в формате воскресной школы для взрослых, дает необходимую базу для понимания современного положения Церкви в исторической ретроспективе.
Курс охватывает период от Пятидесятницы до падения Константинополя в 1453 г. Курс дает подробное представление о церковной истории до конца эпохи Вселенских соборов, включая второй период иконоборчества, события Торжества Православия (843 г.) и разделения Церквей (1054 г.). Обзорное представление курс Истории Вселенской Церкви дает о событиях крещения славянских государств (Болгарии и Руси), упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и состоянии христианского мира после периода крестовых походов до падения Константинополя.
Изучение курса Истории Вселенской Церкви должно способствовать:
Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий, а также в форме самостоятельной подготовки слушателями докладов и рефератов по отдельным разделам курса.
Во вводной части курса слушателям дается представление о предмете церковной истории, ее источниках и периодизации. Дается представление о возникновении Церкви и начале становленияя ее отношений с окружающим миром и языческим государством. Курс дает представление об эволюции отношений Церкви и окружающего мира, последовательном изменении отношений языческого государства к Церкви.
Рассматриваются эпохальные события прекращения гонений и христианизации государства, начале и эволюции взаимоотношений христианизирующегося государства и Церкви. Отдельная часть курса посвящена рассмотрению формирования догматического вероучения Православной Церкви в борьбе с важнейшими ересями (гностицизмом, арианством, несторианством, монофизитством, монофилитством, иконоборчеством и др.).
Затрагиваются вопросы формирования канонического права. Достаточно большая часть курса посвящена рассмотрению расхождений между Восточной и Западной Церквами в их развитии вплоть до разрыва литургического общения в 1054 г. События крещения славянских государств, упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и падения Константинополя в 1453 г. даются обзорно, с целью дать о них общее представление в контексте изучения всего блока богословских дисциплин на взрослом отделении воскресной школы в соответствии с параллельной, более подробной подачей материала в рамках курсов Истории Русской Церкви и Догматического богословия.
Технология процесса обучения дисциплине История Вселенской Церкви включает в себя прослушивание слушателями курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Обеспечить общее знакомство слушателей с фактами и хронологией церковной истории во взаимосвязи с формированием вероучения Православной Церкви, а также наличие у слушателей понимания исторических корней современной церковной жизни.
Задачами изучения курса являются:
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
Демонстрировать способность и готовность:
В результате освоения дисциплины слушатель приобретает следующие компетенции:
Дисциплина Истории Вселенской Церкви относится к базовой части программы основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, вузе и/или полученные самостоятельно в процессе изучения самостоятельных, специальных и вспомогательных исторических дисциплин, а также в текущем процессе освоения богословских дисциплин: Катехизис, Догматическое богословие, История Русской Православной Церкви, Сравнительное богословие.
Дисциплина органически связана с вышеуказанными богословскими дисциплинами.
Изучение дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Название раздела/темы |
Количество лекций |
Количество семинарских занятий |
Общее кол-во аудиторных занятий |
Раздел первый.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
|
2
|
0
|
2
|
Тема 1. Предмет церковной истории, источники. Возникновение христианства и Церкви.
|
2
|
0
|
2
|
Раздел второй.
ЭПОХА ГОНЕНИЙ
|
3
|
1
|
4
|
Тема 2. Эпоха гонений, их периодизация, причины, характеристики.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 3. Эпоха гонений. Внутренние опасности для Церкви. Христианская апологетика.
|
1
|
0
|
1
|
Раздел третий.
ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ И ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ
|
12
|
5
|
17
|
Тема 4. Эпоха тринитарных споров. I и II Вселенские Соборы.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 5. Христианское образование в первые четыре века.
|
1
|
0
|
1
|
Тема 6. Возникновение монашества на христианском Востоке.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 7. Возникновение монашества на христианском Западе.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 8. Эпоха христологических споров. III и IV Вселенские Соборы.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 9. Эпоха христологических споров. V и VI Вселенские Соборы.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел четвертый.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
|
5
|
2
|
7
|
Тема 10. Первый период борьбы с иконоборчеством. VII Вселенский Собор.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 11. Второй период борьбы с иконоборчеством. Торжество Православия.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел пятый.
ЭПОХА РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ |
7
|
2
|
9
|
Тема 12. Разделение Церквей.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 13. Христианская Церковь после разделения (период с середины 11 в. до падения Константинополя в 1453 г.)
|
4
|
1
|
5
|
Итого
|
29
|
10
|
39
|
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
Промежуточный |
Экзамен |
2 |
3 |
устно |
Промежуточный |
Экзамен |
2 |
4 |
устно |
Промежуточный |
Экзамен |
3 |
5 |
устно |
Итоговый |
Экзамен |
3 |
6 |
устно |
Итоговый |
Дипломная работа |
3 |
6 |
письменно; защита устно
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина знаний и беглость ориентирования слушателя в разделах и темах курса, проработанных в течение семестра, способность ориентироваться в историческом и догматическом поле в рамках проработанного материала. Экзамен демонстрирует знание слушателя по комплексу вопросов церковной истории, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение слушателя работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 39 академических часов. Тематический лекционный материал делится на пять разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.
Курс изучается в течение 4-х семестров.
В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.
В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.
В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).
Формой оценки знаний слушателя служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения слушатель сдает экзамен по темам лекций семестра.
Слушатель предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется слушателем при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется слушателем в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 3-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 4-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.
20% —оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 3-го по 6-й).
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |