Изучение курса История Вселенской Церкви призвано дать слушателям общее знакомство с хронологией и фактологическим содержанием истории Вселенской Христианской Церкви в тесной взаимосвязи с процессом формирования православного догматического вероучения. Изучение курса способствует формированию общей культуры современного христианина, является неотъемлемой частью начального богословского образования в формате воскресной школы для взрослых, дает необходимую базу для понимания современного положения Церкви в исторической ретроспективе.
Курс охватывает период от Пятидесятницы до падения Константинополя в 1453 г. Курс дает подробное представление о церковной истории до конца эпохи Вселенских соборов, включая второй период иконоборчества, события Торжества Православия (843 г.) и разделения Церквей (1054 г.). Обзорное представление курс Истории Вселенской Церкви дает о событиях крещения славянских государств (Болгарии и Руси), упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и состоянии христианского мира после периода крестовых походов до падения Константинополя.
Изучение курса Истории Вселенской Церкви должно способствовать:
Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий, а также в форме самостоятельной подготовки слушателями докладов и рефератов по отдельным разделам курса.
Во вводной части курса слушателям дается представление о предмете церковной истории, ее источниках и периодизации. Дается представление о возникновении Церкви и начале становленияя ее отношений с окружающим миром и языческим государством. Курс дает представление об эволюции отношений Церкви и окружающего мира, последовательном изменении отношений языческого государства к Церкви.
Рассматриваются эпохальные события прекращения гонений и христианизации государства, начале и эволюции взаимоотношений христианизирующегося государства и Церкви. Отдельная часть курса посвящена рассмотрению формирования догматического вероучения Православной Церкви в борьбе с важнейшими ересями (гностицизмом, арианством, несторианством, монофизитством, монофилитством, иконоборчеством и др.).
Затрагиваются вопросы формирования канонического права. Достаточно большая часть курса посвящена рассмотрению расхождений между Восточной и Западной Церквами в их развитии вплоть до разрыва литургического общения в 1054 г. События крещения славянских государств, упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и падения Константинополя в 1453 г. даются обзорно, с целью дать о них общее представление в контексте изучения всего блока богословских дисциплин на взрослом отделении воскресной школы в соответствии с параллельной, более подробной подачей материала в рамках курсов Истории Русской Церкви и Догматического богословия.
Технология процесса обучения дисциплине История Вселенской Церкви включает в себя прослушивание слушателями курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Обеспечить общее знакомство слушателей с фактами и хронологией церковной истории во взаимосвязи с формированием вероучения Православной Церкви, а также наличие у слушателей понимания исторических корней современной церковной жизни.
Задачами изучения курса являются:
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
Демонстрировать способность и готовность:
В результате освоения дисциплины слушатель приобретает следующие компетенции:
Дисциплина Истории Вселенской Церкви относится к базовой части программы основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, вузе и/или полученные самостоятельно в процессе изучения самостоятельных, специальных и вспомогательных исторических дисциплин, а также в текущем процессе освоения богословских дисциплин: Катехизис, Догматическое богословие, История Русской Православной Церкви, Сравнительное богословие.
Дисциплина органически связана с вышеуказанными богословскими дисциплинами.
Изучение дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Название раздела/темы |
Количество лекций |
Количество семинарских занятий |
Общее кол-во аудиторных занятий |
Раздел первый.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
|
2
|
0
|
2
|
Тема 1. Предмет церковной истории, источники. Возникновение христианства и Церкви.
|
2
|
0
|
2
|
Раздел второй.
ЭПОХА ГОНЕНИЙ
|
3
|
1
|
4
|
Тема 2. Эпоха гонений, их периодизация, причины, характеристики.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 3. Эпоха гонений. Внутренние опасности для Церкви. Христианская апологетика.
|
1
|
0
|
1
|
Раздел третий.
ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ И ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ
|
12
|
5
|
17
|
Тема 4. Эпоха тринитарных споров. I и II Вселенские Соборы.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 5. Христианское образование в первые четыре века.
|
1
|
0
|
1
|
Тема 6. Возникновение монашества на христианском Востоке.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 7. Возникновение монашества на христианском Западе.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 8. Эпоха христологических споров. III и IV Вселенские Соборы.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 9. Эпоха христологических споров. V и VI Вселенские Соборы.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел четвертый.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
|
5
|
2
|
7
|
Тема 10. Первый период борьбы с иконоборчеством. VII Вселенский Собор.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 11. Второй период борьбы с иконоборчеством. Торжество Православия.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел пятый.
ЭПОХА РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ |
7
|
2
|
9
|
Тема 12. Разделение Церквей.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 13. Христианская Церковь после разделения (период с середины 11 в. до падения Константинополя в 1453 г.)
|
4
|
1
|
5
|
Итого
|
29
|
10
|
39
|
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
Промежуточный |
Экзамен |
2 |
3 |
устно |
Промежуточный |
Экзамен |
2 |
4 |
устно |
Промежуточный |
Экзамен |
3 |
5 |
устно |
Итоговый |
Экзамен |
3 |
6 |
устно |
Итоговый |
Дипломная работа |
3 |
6 |
письменно; защита устно
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина знаний и беглость ориентирования слушателя в разделах и темах курса, проработанных в течение семестра, способность ориентироваться в историческом и догматическом поле в рамках проработанного материала. Экзамен демонстрирует знание слушателя по комплексу вопросов церковной истории, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение слушателя работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 39 академических часов. Тематический лекционный материал делится на пять разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.
Курс изучается в течение 4-х семестров.
В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.
В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.
В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).
Формой оценки знаний слушателя служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения слушатель сдает экзамен по темам лекций семестра.
Слушатель предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется слушателем при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется слушателем в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 3-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 4-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.
20% —оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 3-го по 6-й).
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года | |||||
28 | суббота | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Покрову |
17-00 | иер.Иоанн | |||
30 | поне-дельник | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | вторник | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг | Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
3 | пятница | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист блж. Ксении |
17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | вторник | Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | четверг | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Прп. Сергию |
17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
15 | среда | Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
16 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота | Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Поминовение усопших |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Спасителю |
17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к Сырный | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник Сырный | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда Сырная | Мч. Никифора | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг Сырный | Сщмч. Харала́мпия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница Сырная | Сщмч. Вла́сия | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Полиелей | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | суббота Сырная | Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Чин прощения | 17-00 | Весь причт | |||
27 | понед-к 1 седмицы |
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | вторник 1 седмицы |
Ап. от 70-ти Они́сима | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт |