Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».
Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в. (для рода Пожарских были характерны прозвища, добавляемые к родовому имени.). Он умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику, князю Феодору Ивановичу Немому Пожарскому, деду князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве.
После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).
В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.
После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских.
Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени.
Когда Софья потеряла власть, В.В. Голицын оказался в опале. В 1689 г. он лишился всех своих имений, боярского титула и был отправлен в ссылку в далекий Пустозерский острог в низовьях реки Печоры.
Но даже за тот незначительный срок, в течение которого князь В.В. Голицын владел селом Медведково, он успел очень многое. Именно В.В.Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трех (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь прп. Сергия Радонежского был основан в 1690 г.
Считается, что именно по заказу князя был сделан иконостас главного храма. Иконы для иконостаса были написаны в 1686-1687 гг. известным живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Были сняты колокола, напоминавшие о прежнем владельце Дмитрии Михайловиче Пожарском, и повешены новые, отлитые Дмитрием Моториным. Надпись на одном из колоколов утверждала права нового хозяина Медведкова.
Есть легенда, что в этот период вкладом в храм царевной Софьей Алексеевной было дано знаменитое Медведковское напрестольное Евангелие, возможно, ранее принадлежавшее ее брату, царю Феодору III Алексеевичу. После его смерти в 1682 г. (год стрелецкого бунта) царская библиотека могла перейти к его сестре, ставшей регентом при братьях Иване и Петре (будущем императоре Петре I). Евангелие хранилось в алтаре, по крайней мере, еще в 1919 г. В настоящее время следы Евангелия утеряны; возможно, оно находится в Государственном Историческом Музее.
Спустя два года после отправки В.В. Голицына в ссылку, в 1691 г., село Медведково было передано во владение новому хозяину - родному дяде Петра I, Федору Кирилловичу Нарышкину, который был женат на правнучке Д.М. Пожарского. В 1698 г. Федор Кириллович умер, и имение перешло к его родному брату, знаменитому Льву Кирилловичу Нарышкину.
После его смерти, в 1705 г., село перешло по наследству его детям, сыновьям Ивану и Александру и дочери Аграфене. В 1707 г. Аграфена получила село в качестве приданого, но в 1710 г. она скончалась, и село вернулось во владение братьев Нарышкиных. До 1721 г. Иван и Александр жили за границей, изучая по приказу Петра I морское дело. После раздела имущества в 1732 г. село перешло во владение старшего брата - Александра.
После его смерти в 1746 г. селом владела его вдова, княгиня Елена Александровна, а в 1763 г. село перешло во владение к её сыну - Льву Александровичу Нарышкину (1733-1799).
Так как главным местом пребывания Л.А. Нарышкина был Петербург, а основным местом летнего отдыха служила усадьба в Кунцево, на село Медведково он обращал немного внимания. Тем не менее, он начинает переустройство усадьбы, строит новый дом и разбивает парк, спускающийся террасами к Яузе. К сожалению, сведений о храме того времени не сохранилось. Согласно отчету реставраторов, составленному в 1969 г., именно в XVIII веке, т.е. когда Медведково находилось во владении семьи Нарышкиных, была проведена существенная реконструкция церкви, изменившая облик храма: обходные галереи - гульбища - были превращены в крытые переходы; срублены все изразцы с шатра; растесаны или прорублены заново оконные проемы в шатре, восьмерике и четверике; круглые барабаны четырех декоративных главок отесаны на 8 граней; переделаны все кровли; перестроена колокольня. Есть сведения, что в 1787 году священником Петром Воздвиженским шатер был покрыт железом. Вероятно, что основные переделки церкви относятся к 1787-1795 гг., так как в метрике 1827 г. уже описываются большие (растесанные) окна и закрытая паперть.
После смерти Л.А.Нарышкина 9 ноября 1799 г. Медведково досталось его сыну, Александру Львовичу Нарышкину. Но недостаток средств заставил его в 1809 г. продать имение Карлу Якоби Шмидту.
В тот же год село было перепродано надворному советнику А.Р. Сунгурову (предки его были крепостными семейства Голицыных) и Н.М. Гусятникову (купеческого происхождения). В 1812 г. оба владельца имения снарядили на свои средства 21 ополченца. Французы до Медведкова не дошли, и село не постигла страшная участь разоренной Москвы. В 1842 г. Медведково с несколькими деревеньками досталось вдове А.П. Сунгурова. В 1851 г. оно перешло к ее внучке Н.В. Бланк.
Оставшиеся в имении 475 десятин земли были проданы в 1881 г. московской мещанке Т.К. Капыриной. В 1886 г. владения Т.К. Капыриной унаследовал Н.М. Шурупенков, купец 1-й гильдии, разбогатевший на торговле лесом. Часть земли он продал К.В.Третьякову, а часть оставил себе.
К этому времени Медведково стало пользоваться любовью московских дачников среднего достатка. Здесь жил молодой художник Константин Коровин, тогда еще студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в гости к нему часто приезжал другой художник - впоследствии знаменитый Михаил Врубель. Посещал эти места еще ребенком знаменитый поэт Валерий Брюсов.
В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.
Автор «Путеводителя по московской окружной железной дороге» за 1912 год Н.П. Останкович отмечал, что на колокольне храма Покрова Пресвятой Богородицы еще сохранялась надпись о том, что это село принадлежало князю Д.М. Пожарскому.
С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.
Примерно в то же время настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Савельев).
История духовной семьи отца Сергия началась с поездки в Саров в середине 1920-х годов. Обретенное тогда единство духа с наследием преподобного Серафима возрастало и укреплялось десятилетиями. В ХIX веке преп. Серафим напоминал христианам, в чем состоит истинная цель их жизни: «В стяжании Духа Святаго Божьего!» В ХХ веке архимандрит Сергий (Савельев) вместе со своими родными жизнью выстрадал и углубил наше представление о том, что это значит на практике: «Нужно достигать единения наших жизней во Христе с теми, кого нам посылает Бог». «Свято любя друг друга, мы не замыкались в себе. Мы были неразрывно связаны со всеми людьми всего мира, и со всяким дыханием Божиим. Со всею природой. Со всею вселенной. Она открылась нам храмом Божиим, а человек в ней - лучшим его созданием», пишет архимандрит Сергий в своей книге «Далекий путь», переизданной в 1998 году «Даниловским благовестником».
Земной путь архимандрита Сергия (Савельева) завершился у Престола Божьего в Рождественскую ночь 1977 года. Похоронен он в Москве на Введенском кладбище.
При о. Сергии среди остатков медведковского кладбища был найден безымянный мраморный крест, на котором архимандрит указал сделать надпись: «КРЕСТ - ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ», после чего крест был водружен у самого входа на паперть. Ныне крест находится на храмовой площади.
При архимандрите Сергии была написана большая икона с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. Икона относится к поздней традиции написания Покрова (фрагментарное, поясное изображение Богоматери), сложившейся уже после войны. Существует предположение, что икона Пресвятой Богородицы написана монахиней Иулианией Соколовой, которая в то время преподавала в Троице-Сергиевой Лавре на отделении иконописи. Икона помещена в киот, увенчанный сенью; находится она справа от центрального иконостаса. В это же время (вторая пол. XX в.) была создана и плащаница Успения Пресвятой Богородицы, которая расположена в западной галерее над главным входом в храм.
Несохранившаяся усадьба в Медведкове находилась восточнее церкви, вблизи нынешней Полярной улицы, тогда - просёлочной дороги, продолжавшейся за Яузой нынешней Кольской улицей. Главный дом стоял над склоном к Яузе, по которому спускался террасный парк. По литературным сведениям, представленный здесь дом выстроен в середине XIX века. Однако уже на плане окрестностей Москвы 1821 г. на этом месте показан дом с парой флигелей по сторонам, и гораздо вероятнее, что в дальнейшем сохранялся именно он, лишь его декор был частично изменен. Действительно, мезонин с глубокими арочными лоджиями на обоих фасадах и террасы с шестиколонными тосканскими портиками более характерны для начала XIX в. По склону в парк спускается каменная лестница с промежуточной площадкой.В 1930-х гг. дом использовался для детского санатория. Дальнейшая судьба его неизвестна. На снимке - фасад, обращенный к реке (парковый).
При архимандрите Сергии в храм Покрова Пресвятой Богородицы был направлен клирик о. Порфирий Дьячек, впоследствии назначенный настоятелем.
При отце Порфирии была основана детская воскресная школа, осуществлена реставрация храма и начато строительство дома причта. Протоиерей Порфирий прослужил в Покровском храме около четверти века, в 2002 году был переведен в храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище.
С 2002 года настоятелем храма является прот. Валентин Тимаков.
См.Н.Ф.Гуляницкий, «Храм Покрова в Медведкове и русское зодчество XV-XVIIв.»//Архитектурное наследство №28(М.,1980г.),стр 54.
«В Медведкове было дачников очень немного, - вспоминает он в автобиографической повести «Моя жизнь», - особенно на селе, где жили мы - пять-шесть, не больше. У дач даже не было отгороженных садиков. Единственным общественным местом были бревна, сложенные под старой елью, и вечером все мы шли посидеть «на бревнушках». Неудивительно поэтому, что все мы меж собой перезнакомились, а мы, дети, стали играть вместе». Позже Брюсов подчеркивал, что Медведково дало ему много в смысле воспитательном и познавательном: «Эта жизнь, среди полудиких лесов, и крытых соломою изб, в постоянном общении с мальчишками «с деревни» дала мне, конечно, больше, чем дали бы ребенку впечатления какого-нибудь Мариенбада или Спа». Свои детские впечатления от отдыха в Медведково мальчик описал в письме, адресованном в детский журнал «Задушевное слово» («Почтовый ящик», 1884, № 16): «Позвольте мне вам описать, как мы провели лето в селе Медведкове, в котором мы в 1883 г. жили на даче. Расположено оно на гористой местности, покрытой молодым лесом. Направо от нашей дачи был большой запущенный парк. Налево склон к речке Чермянке; на другой стороне этой реки густой лес. Позади нас лес: тут стояла совершенно высохшая сосна, под которой, по преданию, зарыт клад. Прямо перед нами стояла церковь, позади ее склон к Яузе, в которую впадает Чермянка. На другой стороне Яузы лес. Время проводили мы очень весело: гуляли, купались, играли, учились только 1 час в день. Часто во время прогулки мы видели зайца или лисицу, но они убегали при нашем приближении. В Москву ездили мы редко, да мы не любили этого, в Москве нам было скучно». Медведкову В. Брюсов посвятил стихотворение «И снова давние картины...», написанное в 1910 г.
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной (М., 1980).
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |