Наше информационное пространство чаще всего будоражит обывателя всякими ужасами. К этому пора бы и привыкнуть… Но в последнее время случились три события, которые как будто специально встали в один ряд на очень небольшой временной дистанции друг от друга и прямо-таки подталкивают делать организационные выводы.
Первое событие – это убийство мужем своей жены, матери троих детей. Как только дело открылось, закономерному возмущению общества не было предела. Детали жуткой истории грамотно выложены на всеобщее обозрение, останкинская студия бурлила, а в перерывах, как водится, была реклама средств от простуды…
Затем, менее заметное событие, почти сразу после первого, – тоже убийство мужем жены, по тому же сценарию, с похожими, холодящими душу обстоятельствами. Об этом сообщили уже как бы между прочим, реакция телезрителей и пользователей паутины была менее заметна, но все же была. Естественно – шок.
И третье: известному деятелю искусств плеснули в лицо кислотой. Эта трагедия стоит в одном ряду с первыми двумя, потому что грех – против той же заповеди. И общество снова ответило всплеском негодования.
Смотришь и думаешь: хорошо хотя бы то, что есть понимание закона. Не уголовного кодекса (хотя все, наверно, в курсе, что есть статья за убийство, но читали ее разве что специалисты, учившиеся на юрфаках), а именно нравственного закона. Кто его Источник, кому и при каких обстоятельствах закон был дан – одни наши современники это знают, а другие, может быть, подзабыли. Тем не менее, волна возмущения в ответ на вышеуказанные события, волна, в которой слились все общественные слои, партии и прочие большие и малые группки, на которые у нас нарезан социум, – именно она неопровержимо указывает: закон известен и он безоговорочно принят народом. Он передан из поколения в поколение, он абсолютен и аксиоматичен. Всем и всюду хорошо известно: убивать нельзя! «Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27, 24). За такие вещи побивали камнями. Это было задолго до моратория на смертную казнь.
Позвольте, но где это мы все многомиллионной толпой ходим? Уж не в той ли пустыне, где закон был дан? Да нет вроде. Если сомнения остаются, то можно за окошко посмотреть: там совсем даже не пустыня, домов много вокруг, да и климат какой-то другой…
А все же мы там, в Ветхом Завете (мы – это если брать общество в целом, а не только церковную его часть). Это его проблематика – красть или не красть, прелюбодействовать или не прелюбодействовать, убивать или не убивать. Для христианина здесь нет вопросов, он это все перерос, он решительно и бесповортно избрал жизнь («Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор. 30, 19)). Избрав жизнь и зная закон, христианин решает другие, более сложные задачи. И чем более он христианин, тем более он живет всего одной темой – темой любви. Достаточно вспомнить преподобного Серафима Саровского или митрополита Антония Сурожского.
Христианин тоже реагирует на тему насилия, и он тоже может задержаться у телевизора, когда столь эмоционально обсуждается очередное убийство. Но живет он другим.
Как раз в дни, когда наше нецерковное медиа-простанство было занято дискуссией вокруг упомянутых событий, на сайте pravoslavie.ru появился очень светлый, жизнеутверждающий материал об украинском архиерее, воспитывающем 260 детей-сирот: www.pravoslavie.ru/smi/58738.htm.
Это, наверно, самая яркая статья, которую можно противопоставить упомянутым трагедиям, за последнее время. Жалко, что одна такая, хотя, возможно, я ошибаюсь, были еще какие-то подобные, но просто я их не заметила.
И еще на православных сайтах опубликованы многочисленные материалы о празднике Рождества и Богоявления. В мир пришел Тот, Кто проложил нам дорогу к другой нравственной высоте, нежели просто неприятие грубого насилия.
Нужно, очень нужно воспитывать общество, и кому, как не Церкви этим заниматься. Общество – небезнадежный ученик. Удовлетворительную оценку за младшие классы ему можно поставить: заповедь «не убий» более или менее пройдена, да и большинство других тоже, вот только еще «не прелюбодействуй» пока дается с трудом, поэтому и оценка – не «пятерка», а «удовлетворительно». Пусть даже с минусом, и все же – зачет. По крайней мере, мне показалось так, когда я смотрела и слушала обсуждение вышеупомянутых злодеяний.
Но после младших классов наступают старшие. И нельзя стоять на месте, надо расти. К тому же, что родившийся Христос нам только что о Себе напомнил.
И в этом отношении я оптимист: мы – православное сообщество – можем в большой мере оказывать влияние вовне, за ограждения наших храмов и монастырей. Время от времени в церковных СМИ встречаются статьи о незаметной героике современных праведников, и уровень дискурса этих изданий – однозначно новозаветный. Целевая аудитория, правда, маловата. Пишем для своих, читают свои. Но ведь лет 10–20 назад и того не было. А сейчас – пожалуйста: в Москве практически не осталось храмов, не имеющих своих сайтов. Православные журналы, рассчитанные на массового церковного читателя, хорошо изданы: уровень полиграфии достойный, качество текстов в большинстве случаев тоже не вызывает вопросов, да и дистрибьюцию этих изданий, кажется, наладили. (Да, не все идеально гладко, но не будем сейчас о проблемах в данной области. Главное, с чем можно согласиться, – делать и поддерживать жизнь православных СМИ мы, в принципе, можем, когда хотим).
О воспитании общества, которым должна заниматься Церковь, нужно много говорить. Требуется искать пути и механизмы, воспитывать кадры церковных педагогов и миссионеров. Но полагаться, делать ставку целесообразно, на мой взгляд, на три важнейших аспекта: на молитву, то есть собственно духовную жизнь, на служение милосердия и на активность церковных СМИ.
О молитве и говорить нечего, – настолько понятно, что она для нас на первом месте в перечне любых мер общественного благоустройства. Это центр нашей духовной жизни, и если мы ее вынесем за скобки, а на первое место поставим, к примеру, социальное служение, то тем самым грубо исказим церковную жизнь. Нужна настойчивая и неослабная молитва о конкретном отроке Николае или отроковице Виктории, которые в соседнем детском доме проживают, о заключенном Иване, приславшем письмо на адрес нашего храма, и о прочих, прочих…
Второе – служение милосердия. Оно подает обществу добрые и зримые примеры, которые могут быть достойным противовесом всем этим душераздирающим историям про убийства и насилие. У меня есть знакомый священник, который занимается борьбой с абортами, давно возглавляет соответствующее движение, и на его счету множество сохраненных жизней. Другой знакомый, скромный диакон, спас десятки бомжей от обморожения. Есть люди, которые успешно возвращают к жизни наркоманов, служат в православных группах милосердия в больницах. Подобные примеры имеются, они даже не редки.
Об этих историях спасения не хочется говорить во множественном числе, потому что каждый новорожденный, который мог не появиться на свет из-за аборта, и каждый отогретый бомж, – это отдельный повод для величайшего праздника, достойный быть в фокусе общественного внимания.
Послушайте, но если столько людей говорит и читает об одном убийстве, то не менее интересно может быть спасение человека! И действительно, иногда в нецерковных СМИ можно увидеть и услышать: кто-то кого-то из огня вынес, из реки вытащил и т. п. Реже, правда, но и об этом говорят. Потому что большинство населения понимает: это чудо! Человек умирал, почти уже умер, и вдруг – жив, потому что кто-то рядом проявил неравнодушие и мужество.
У нас много и справедливо говорится о внутренней миссии, о церковном просвещении народа. В этом отношении полагаться нам нужно не только на интеллектуальные аргументы, на катехизацию и воскресные школы, но именно на добрые и убедительные примеры – на победу христианской любви в жизни конкретных людей. Примеры из области социального служения могут быть самыми удачными просто потому, что они, скорее всего, будут понятны в нецерковных кругах.
Но нужно уметь подать, красиво и убедительно показать подобные случаи, те примеры, которые подают упомянутые современные подвижники. И вот он, третий аспект, – целенаправленная работа православных СМИ. А методологией, как я уже отметила, мы владеем, нам за профессонализм церковной журналистики не должно быть стыдно. Пришло время каких-то, может быть, целенаправленных и объединенных усилий церковных изданий, осознанная политика, работа не только и не столько на воспитание нашего православного люда, а расчет на миссионерский успех в отношении внешних.
Во многом от нас, от ответственности и профессионализма членов Церкви Христовой, будет зависеть, захочет ли все общество делать шаг из Ветхого Завета в Новый, чтобы тема любви человека к Богу и человека к человеку у нас вытесняла в СМИ и в массовом сознании тему преодоления грубого насилия.
Анна Черкасова
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | вторник | Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
10 | четверг | Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
11 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
12 | суббота | СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | поне-дельник | Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | вторник | Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | среда | Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Полиелей | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
17 | четверг | Святых Царственных страстотерпцев | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
18 | пятница | ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | суббота | Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
21 | поне-дельник | ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
28 | поне-дельник | Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ |