Главная/Публикации/Статьи/Кирилл Васильев. Различие природы и ипостаси как основание христианской догматики

Кирилл Васильев. Различие природы и ипостаси как основание христианской догматики

andrey_rublev_sv_troica_google_art_project

Главный тезис нашего доклада заключается в том, что наиболее принципиальным богословским различением в христианстве является различение природы и ипостаси. Процесс формирования этого различения занял не одну сотню лет. Пожалуй, можно было бы ограничить его первым Никейским Собором 325 года и Халкидонским 451-го, но в действительности этот процесс не окончен до сих пор, поскольку имеет место ряд еще не решенных проблем и не до конца проговоренных моментов. 

Мы не будем вдаваться в долгую и запутанную дохристианскую историю понятий ипостаси, персоны, личности, лица с одной стороны и субстанции, природы, сущности с другой. Сразу обратимся к устоявшимся определениям. 

Под природой в рамках нашего рассуждения будем понимать любое сущее. Иными словами, природа — то, что есть, без разделения на частное и общее бытие. Тем самым мы окончательно отстранимся от античного наследия, до некоторой степени все же заимствованного отцами Церкви: 

«Но Святые Отцы, отказавшись от пространных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, то есть низший вид, назвали субстанцией (ουσιαν), природою (φυσιν) и формою (μορφην), например, — ангела, человека, собаку и т. п... Единичное же они назвали индивидуумом (άτομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение или актуально (ενεργεια)»¹

К сказанному следует добавить, что «понятие „prosopon“ — личность, лицо, — приложимо не ко всяким ипостасям, а только к разумно-свободным: к Богу, ангелам, людям и бесам», — так об этом античном наследии пишет А. М. Леонов, преподаватель догматического богословия.

Это понимание природы в качестве общего бытия изменяется в пользу нашего определения вследствие переопределения понятия ипостаси в специфически-богословском контексте, связанном с триадологией: как пишет архимандрит Кирилл (Говорун)², «...термин ипостась также получил специальное философско-богословское значение применительно к Лицам Св. Троицы, поскольку соотношение частных Ипостасей и общей Божественной сущности не могло быть непротиворечиво интерпретировано в понятиях античной философии и требовало переосмысления самих этих понятий»³

Окончательно отождествившись с понятием лица/личности, ипостась, таким образом, перестает обозначать единичное бытие, и, следовательно, понятие природы теперь отождествляется с понятием сущего вообще. 

Если природу мы понимаем как сущее, то что, в таком случае, есть ипостась или личность? Где ей место, если все занято природой? 

О личности нам известно немногое. Во-первых, мы знаем что она не природа, но носитель природы⁴, т. е. не субстанциальна. Во-вторых, нам известно, что все личности, кроме Самого Бога, — образы Божии (люди, ангелы, в т. ч. падшие). В-третьих, мы знаем о двух свойствах личности: разумности и свободе⁶. И, в-четвертых, можем перечислить известные в рамках христианской онтологии личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух, ангелы, демоны, люди.

Определившись с понятиями, нам легче сформулировать рациональный ответ на возможный вопрос атеиста: как мы можем непротиворечиво веровать в Триединого Бога и почему для нас 3=1, а 1=3? На это мы отвечаем, что у Бога одна природа, но три личности — и мнимое логическое противоречие снимается. Схожим образом противоречия разрешаются и в христологии, когда нас спрашивают, почему Христос обладает двумя волями и двумя природами, но при этом мы не считаем, что у Него «раздвоение личности» на несторианский манер или же одна богочеловеческая природа на манер евтихианский. 

Как видим, именно при строгом разделении природного и ипостасного (личностного) христианская догматика смогла найти верный путь между сциллами и харибдами множества ересей. Важно подчеркнуть, что этот «срединный путь» православия не является чем-то вроде гегельянского синтеза, третьим элементом диалектической триады. Этот ответ — формально-логичный, если угодно — схоластичный, основанный на тщательном и длительном анализе и переопределении под собственные нужды заимствованных из античной философии понятий.

«Бог един в трех Лицах, триадология непротиворечива». На этом можно было бы закончить, но в действительности с этого места и начинается самое интересное. В своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» В. Н. Лосский показывает, насколько существенно отличалось понимание этого единства в трех лицах у западных и восточных отцов Церкви. 

По Лосскому, западное богословие имеет отправной точкой понятие субстанции и лишь затем доходит до лиц. Весьма показателен здесь пример Боэция: 

«Таким образом, субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу; поэтому только [стороны] отношения называются порознь и по отдельности. В самом деле, Отец и Сын — не одно и то же, и ни один из них не тождествен Святому Духу. И в то же время и Отец, и Сын, и Святой Дух — один и тот же Бог, тот же справедливый, тот же благой, тот же великий; один и тот же во всем, что может быть высказано о Нем сообразно Ему самому»⁷. 

Для разрешения триадологической проблемы Боэций обращается к аристотелевским категориям, среди которых имеет место категория отношения. Именно в качестве отношений внутри субстанции Боэций и рассматривает божественные Лица. Для Боэция Лица — модусы субстанции. 

В другом своем трактате «Против Евтихия и Нестория» Боэций определяет личность (persona) как индивидуальную субстанцию разумной природы (naturae rationabilis individua substantia).

Именно способ определения личностного через природное отличает западное богословие от восточного. Для западных отцов субстанциальный аспект оказывается существененнее аспекта личностного: Лица Троицы — лишь отношения внутри божественной субстанции, личность — модус природы.

Иная ситуация с восточными отцами Церкви. По мнению Лосского, восточное богословие шло не от субстанции к Носителям, а от Носителей к субстанции. Почему это так важно? Ввиду этого началом единства в Троице в первую очередь является не божественная природа, а личность Отца: Отец рождает Сына и Отец же изводит Дух. «Естество в Трех, единое — Бог, единение же — Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», — пишет святитель Григорий Богослов.

Именно поэтому ересь filioque стала камнем преткновения между католичеством и православием. Исхождение Духа и от Сына наносит урон единоначалию Отца. Отец и Дух унижаются, а Сын возвышается. 

Для восточного богословия единство Троицы без единоначалия Отца невозможно, в то время как для богословия западного подобное «превосходство» Отца скорее является помехой для рассмотрения Лиц в качестве отношений внутри божественной субстанции.

На этом мы завершаем наш доклад. В рамках обсуждения интересно было бы порассуждать о последствиях этого, казалось бы, узкоспециализированного богословского спора для христианской культуры. В самом ли деле смещение акцентов с природного на личностное и с личностного на природное привело нас к тому положению дел, которое мы имеем, и, если да, то каким образом?

 

¹ Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. III. С. 84. 

² На момент написания доклада низвергнут из сана. 

³ URL: https://azbyka.ru/ipostas

⁴ Лосский В. Н. Там же. 

⁵ Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 209. 

⁶ Там же. 

⁷ Боэций. О Троице.

Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
30 четверг Ап. Андроника и иже с ним.  Прп. Евфросинии, в миру Евдокии Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 пятница Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2024 года
1 суббота Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Патрикия. Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского и вел. кн. Евдокии Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
2 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение 17-00 иер.Николай
3 поне-дельник Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
4 вторник Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
5 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
6 четверг Прп. Симеона. Блж. Ксении Петербургской Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 пятница Третье обретение главы Иоанна Крестителя  Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
8 суббота Ап. от 70-ти Ка́рпа. Вмч. Георгия Нового, Болгарского. Обретение мощей прп. Макария Калязинского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
9 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Сщмч. Ферапонта. Прав. Иоанна Русского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
10 поне-дельник Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
12 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прп. Исаакия исп. Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
13 четверг Вознесение Господне Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
14 пятница Попразднство Вознесения. Мч. Иустина. Прав. Иоанна Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
15 суббота Попразднство Вознесения. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Николай
17 поне-дельник Попразднство Вознесения. Свт. Митрофана. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
18 вторник Попразднство Вознесения. Сщмч. Дорофея Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
19 среда Попразднство Вознесения. Прп. Виссариона. Прп. Илариона Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
20 четверг Попразднство Вознесения. Сщмч. Феодота Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Вмч. Феодора Литургия 08-00 иер.Алексий
Парастас 18-00 Весь причт
22 суббота Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.   Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
23 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Св. Духу 17-00 иер.Иоанн
24 поне-дельник День Святого Духа
Сплошная седмица
Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
25 вторник Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
26 среда Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 четверг Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
28 пятница Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
29 суббота Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
30 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты
Заговенье на Петров пост 
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем Святым 17-00 прот.Георгий
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.