Главная/Публикации/Статьи/Кирилл Васильев. Различие природы и ипостаси как основание христианской догматики

Кирилл Васильев. Различие природы и ипостаси как основание христианской догматики

andrey_rublev_sv_troica_google_art_project

Главный тезис нашего доклада заключается в том, что наиболее принципиальным богословским различением в христианстве является различение природы и ипостаси. Процесс формирования этого различения занял не одну сотню лет. Пожалуй, можно было бы ограничить его первым Никейским Собором 325 года и Халкидонским 451-го, но в действительности этот процесс не окончен до сих пор, поскольку имеет место ряд еще не решенных проблем и не до конца проговоренных моментов. 

Мы не будем вдаваться в долгую и запутанную дохристианскую историю понятий ипостаси, персоны, личности, лица с одной стороны и субстанции, природы, сущности с другой. Сразу обратимся к устоявшимся определениям. 

Под природой в рамках нашего рассуждения будем понимать любое сущее. Иными словами, природа — то, что есть, без разделения на частное и общее бытие. Тем самым мы окончательно отстранимся от античного наследия, до некоторой степени все же заимствованного отцами Церкви: 

«Но Святые Отцы, отказавшись от пространных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, то есть низший вид, назвали субстанцией (ουσιαν), природою (φυσιν) и формою (μορφην), например, — ангела, человека, собаку и т. п... Единичное же они назвали индивидуумом (άτομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение или актуально (ενεργεια)»¹

К сказанному следует добавить, что «понятие „prosopon“ — личность, лицо, — приложимо не ко всяким ипостасям, а только к разумно-свободным: к Богу, ангелам, людям и бесам», — так об этом античном наследии пишет А. М. Леонов, преподаватель догматического богословия.

Это понимание природы в качестве общего бытия изменяется в пользу нашего определения вследствие переопределения понятия ипостаси в специфически-богословском контексте, связанном с триадологией: как пишет архимандрит Кирилл (Говорун)², «...термин ипостась также получил специальное философско-богословское значение применительно к Лицам Св. Троицы, поскольку соотношение частных Ипостасей и общей Божественной сущности не могло быть непротиворечиво интерпретировано в понятиях античной философии и требовало переосмысления самих этих понятий»³

Окончательно отождествившись с понятием лица/личности, ипостась, таким образом, перестает обозначать единичное бытие, и, следовательно, понятие природы теперь отождествляется с понятием сущего вообще. 

Если природу мы понимаем как сущее, то что, в таком случае, есть ипостась или личность? Где ей место, если все занято природой? 

О личности нам известно немногое. Во-первых, мы знаем что она не природа, но носитель природы⁴, т. е. не субстанциальна. Во-вторых, нам известно, что все личности, кроме Самого Бога, — образы Божии (люди, ангелы, в т. ч. падшие). В-третьих, мы знаем о двух свойствах личности: разумности и свободе⁶. И, в-четвертых, можем перечислить известные в рамках христианской онтологии личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух, ангелы, демоны, люди.

Определившись с понятиями, нам легче сформулировать рациональный ответ на возможный вопрос атеиста: как мы можем непротиворечиво веровать в Триединого Бога и почему для нас 3=1, а 1=3? На это мы отвечаем, что у Бога одна природа, но три личности — и мнимое логическое противоречие снимается. Схожим образом противоречия разрешаются и в христологии, когда нас спрашивают, почему Христос обладает двумя волями и двумя природами, но при этом мы не считаем, что у Него «раздвоение личности» на несторианский манер или же одна богочеловеческая природа на манер евтихианский. 

Как видим, именно при строгом разделении природного и ипостасного (личностного) христианская догматика смогла найти верный путь между сциллами и харибдами множества ересей. Важно подчеркнуть, что этот «срединный путь» православия не является чем-то вроде гегельянского синтеза, третьим элементом диалектической триады. Этот ответ — формально-логичный, если угодно — схоластичный, основанный на тщательном и длительном анализе и переопределении под собственные нужды заимствованных из античной философии понятий.

«Бог един в трех Лицах, триадология непротиворечива». На этом можно было бы закончить, но в действительности с этого места и начинается самое интересное. В своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» В. Н. Лосский показывает, насколько существенно отличалось понимание этого единства в трех лицах у западных и восточных отцов Церкви. 

По Лосскому, западное богословие имеет отправной точкой понятие субстанции и лишь затем доходит до лиц. Весьма показателен здесь пример Боэция: 

«Таким образом, субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу; поэтому только [стороны] отношения называются порознь и по отдельности. В самом деле, Отец и Сын — не одно и то же, и ни один из них не тождествен Святому Духу. И в то же время и Отец, и Сын, и Святой Дух — один и тот же Бог, тот же справедливый, тот же благой, тот же великий; один и тот же во всем, что может быть высказано о Нем сообразно Ему самому»⁷. 

Для разрешения триадологической проблемы Боэций обращается к аристотелевским категориям, среди которых имеет место категория отношения. Именно в качестве отношений внутри субстанции Боэций и рассматривает божественные Лица. Для Боэция Лица — модусы субстанции. 

В другом своем трактате «Против Евтихия и Нестория» Боэций определяет личность (persona) как индивидуальную субстанцию разумной природы (naturae rationabilis individua substantia).

Именно способ определения личностного через природное отличает западное богословие от восточного. Для западных отцов субстанциальный аспект оказывается существененнее аспекта личностного: Лица Троицы — лишь отношения внутри божественной субстанции, личность — модус природы.

Иная ситуация с восточными отцами Церкви. По мнению Лосского, восточное богословие шло не от субстанции к Носителям, а от Носителей к субстанции. Почему это так важно? Ввиду этого началом единства в Троице в первую очередь является не божественная природа, а личность Отца: Отец рождает Сына и Отец же изводит Дух. «Естество в Трех, единое — Бог, единение же — Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», — пишет святитель Григорий Богослов.

Именно поэтому ересь filioque стала камнем преткновения между католичеством и православием. Исхождение Духа и от Сына наносит урон единоначалию Отца. Отец и Дух унижаются, а Сын возвышается. 

Для восточного богословия единство Троицы без единоначалия Отца невозможно, в то время как для богословия западного подобное «превосходство» Отца скорее является помехой для рассмотрения Лиц в качестве отношений внутри божественной субстанции.

На этом мы завершаем наш доклад. В рамках обсуждения интересно было бы порассуждать о последствиях этого, казалось бы, узкоспециализированного богословского спора для христианской культуры. В самом ли деле смещение акцентов с природного на личностное и с личностного на природное привело нас к тому положению дел, которое мы имеем, и, если да, то каким образом?

 

¹ Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. III. С. 84. 

² На момент написания доклада низвергнут из сана. 

³ URL: https://azbyka.ru/ipostas

⁴ Лосский В. Н. Там же. 

⁵ Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 209. 

⁶ Там же. 

⁷ Боэций. О Троице.

Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
30 поне-дельник Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
31 вторник Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Новогодний молебен 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года
1 среда Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 четверг Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
3 пятница Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
4 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
5 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
6 поне-дельник Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) Царские часы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
ВХ прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00  
НХ прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ
7 вторник РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВХ прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН
Избранные части всенощной 00-00 Литургия
НХ прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 иер.ИОАНН
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Великая вечерня 18-00 иер.ИОАНН
8 среда Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
9 четверг Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
10 пятница Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
11 суббота Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
12 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПОКРОВУ 17-00 иер.ИОАНН
13 поне-дельник Отдание праздника Рождества Христова Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
14 вторник Обре́зание Господне. Свт. Василия Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
15 среда Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
16 четверг Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
17 пятница Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. Царские часы 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
18 суббота На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления Литургия
Великая агиасма
08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
19 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА
И СПАСА НАШЕГО
ИИСУСА ХРИСТА
Литургия 07-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ
Литургия 10-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Великая вечерня 17-00 иер.НИКОЛАЙ
20 поне-дельник  Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
21 вторник Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
22 среда Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
23 четверг Попразднство Богоявления. Свт. Григория Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
24 пятница Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Полиелей 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
25 суббота Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
26 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
27 поне-дельник Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
28 вторник Прпп. Павла Фиве́йского
и Иоанна Ку́щника
Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
29 среда Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 четверг Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
31 пятница Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
1 суббота Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
2 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.