Главный тезис нашего доклада заключается в том, что наиболее принципиальным богословским различением в христианстве является различение природы и ипостаси. Процесс формирования этого различения занял не одну сотню лет. Пожалуй, можно было бы ограничить его первым Никейским Собором 325 года и Халкидонским 451-го, но в действительности этот процесс не окончен до сих пор, поскольку имеет место ряд еще не решенных проблем и не до конца проговоренных моментов.
Мы не будем вдаваться в долгую и запутанную дохристианскую историю понятий ипостаси, персоны, личности, лица с одной стороны и субстанции, природы, сущности с другой. Сразу обратимся к устоявшимся определениям.
Под природой в рамках нашего рассуждения будем понимать любое сущее. Иными словами, природа — то, что есть, без разделения на частное и общее бытие. Тем самым мы окончательно отстранимся от античного наследия, до некоторой степени все же заимствованного отцами Церкви:
«Но Святые Отцы, отказавшись от пространных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, то есть низший вид, назвали субстанцией (ουσιαν), природою (φυσιν) и формою (μορφην), например, — ангела, человека, собаку и т. п... Единичное же они назвали индивидуумом (άτομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение или актуально (ενεργεια)»¹.
К сказанному следует добавить, что «понятие „prosopon“ — личность, лицо, — приложимо не ко всяким ипостасям, а только к разумно-свободным: к Богу, ангелам, людям и бесам», — так об этом античном наследии пишет А. М. Леонов, преподаватель догматического богословия.
Это понимание природы в качестве общего бытия изменяется в пользу нашего определения вследствие переопределения понятия ипостаси в специфически-богословском контексте, связанном с триадологией: как пишет архимандрит Кирилл (Говорун)², «...термин ипостась также получил специальное философско-богословское значение применительно к Лицам Св. Троицы, поскольку соотношение частных Ипостасей и общей Божественной сущности не могло быть непротиворечиво интерпретировано в понятиях античной философии и требовало переосмысления самих этих понятий»³.
Окончательно отождествившись с понятием лица/личности, ипостась, таким образом, перестает обозначать единичное бытие, и, следовательно, понятие природы теперь отождествляется с понятием сущего вообще.
Если природу мы понимаем как сущее, то что, в таком случае, есть ипостась или личность? Где ей место, если все занято природой?
О личности нам известно немногое. Во-первых, мы знаем что она не природа, но носитель природы⁴, т. е. не субстанциальна. Во-вторых, нам известно, что все личности, кроме Самого Бога, — образы Божии (люди, ангелы, в т. ч. падшие)⁵. В-третьих, мы знаем о двух свойствах личности: разумности и свободе⁶. И, в-четвертых, можем перечислить известные в рамках христианской онтологии личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух, ангелы, демоны, люди.
Определившись с понятиями, нам легче сформулировать рациональный ответ на возможный вопрос атеиста: как мы можем непротиворечиво веровать в Триединого Бога и почему для нас 3=1, а 1=3? На это мы отвечаем, что у Бога одна природа, но три личности — и мнимое логическое противоречие снимается. Схожим образом противоречия разрешаются и в христологии, когда нас спрашивают, почему Христос обладает двумя волями и двумя природами, но при этом мы не считаем, что у Него «раздвоение личности» на несторианский манер или же одна богочеловеческая природа на манер евтихианский.
Как видим, именно при строгом разделении природного и ипостасного (личностного) христианская догматика смогла найти верный путь между сциллами и харибдами множества ересей. Важно подчеркнуть, что этот «срединный путь» православия не является чем-то вроде гегельянского синтеза, третьим элементом диалектической триады. Этот ответ — формально-логичный, если угодно — схоластичный, основанный на тщательном и длительном анализе и переопределении под собственные нужды заимствованных из античной философии понятий.
«Бог един в трех Лицах, триадология непротиворечива». На этом можно было бы закончить, но в действительности с этого места и начинается самое интересное. В своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» В. Н. Лосский показывает, насколько существенно отличалось понимание этого единства в трех лицах у западных и восточных отцов Церкви.
По Лосскому, западное богословие имеет отправной точкой понятие субстанции и лишь затем доходит до лиц. Весьма показателен здесь пример Боэция:
«Таким образом, субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу; поэтому только [стороны] отношения называются порознь и по отдельности. В самом деле, Отец и Сын — не одно и то же, и ни один из них не тождествен Святому Духу. И в то же время и Отец, и Сын, и Святой Дух — один и тот же Бог, тот же справедливый, тот же благой, тот же великий; один и тот же во всем, что может быть высказано о Нем сообразно Ему самому»⁷.
Для разрешения триадологической проблемы Боэций обращается к аристотелевским категориям, среди которых имеет место категория отношения. Именно в качестве отношений внутри субстанции Боэций и рассматривает божественные Лица. Для Боэция Лица — модусы субстанции.
В другом своем трактате «Против Евтихия и Нестория» Боэций определяет личность (persona) как индивидуальную субстанцию разумной природы (naturae rationabilis individua substantia).
Именно способ определения личностного через природное отличает западное богословие от восточного. Для западных отцов субстанциальный аспект оказывается существененнее аспекта личностного: Лица Троицы — лишь отношения внутри божественной субстанции, личность — модус природы.
Иная ситуация с восточными отцами Церкви. По мнению Лосского, восточное богословие шло не от субстанции к Носителям, а от Носителей к субстанции. Почему это так важно? Ввиду этого началом единства в Троице в первую очередь является не божественная природа, а личность Отца: Отец рождает Сына и Отец же изводит Дух. «Естество в Трех, единое — Бог, единение же — Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», — пишет святитель Григорий Богослов.
Именно поэтому ересь filioque стала камнем преткновения между католичеством и православием. Исхождение Духа и от Сына наносит урон единоначалию Отца. Отец и Дух унижаются, а Сын возвышается.
Для восточного богословия единство Троицы без единоначалия Отца невозможно, в то время как для богословия западного подобное «превосходство» Отца скорее является помехой для рассмотрения Лиц в качестве отношений внутри божественной субстанции.
На этом мы завершаем наш доклад. В рамках обсуждения интересно было бы порассуждать о последствиях этого, казалось бы, узкоспециализированного богословского спора для христианской культуры. В самом ли деле смещение акцентов с природного на личностное и с личностного на природное привело нас к тому положению дел, которое мы имеем, и, если да, то каким образом?
¹ Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. III. С. 84.
² На момент написания доклада низвергнут из сана.
³ URL: https://azbyka.ru/ipostas
⁴ Лосский В. Н. Там же.
⁵ Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 209.
⁶ Там же.
⁷ Боэций. О Троице.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |