Главная/Публикации/Статьи/Кирилл Васильев. Различие природы и ипостаси как основание христианской догматики

Кирилл Васильев. Различие природы и ипостаси как основание христианской догматики

andrey_rublev_sv_troica_google_art_project

Главный тезис нашего доклада заключается в том, что наиболее принципиальным богословским различением в христианстве является различение природы и ипостаси. Процесс формирования этого различения занял не одну сотню лет. Пожалуй, можно было бы ограничить его первым Никейским Собором 325 года и Халкидонским 451-го, но в действительности этот процесс не окончен до сих пор, поскольку имеет место ряд еще не решенных проблем и не до конца проговоренных моментов. 

Мы не будем вдаваться в долгую и запутанную дохристианскую историю понятий ипостаси, персоны, личности, лица с одной стороны и субстанции, природы, сущности с другой. Сразу обратимся к устоявшимся определениям. 

Под природой в рамках нашего рассуждения будем понимать любое сущее. Иными словами, природа — то, что есть, без разделения на частное и общее бытие. Тем самым мы окончательно отстранимся от античного наследия, до некоторой степени все же заимствованного отцами Церкви: 

«Но Святые Отцы, отказавшись от пространных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, то есть низший вид, назвали субстанцией (ουσιαν), природою (φυσιν) и формою (μορφην), например, — ангела, человека, собаку и т. п... Единичное же они назвали индивидуумом (άτομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение или актуально (ενεργεια)»¹

К сказанному следует добавить, что «понятие „prosopon“ — личность, лицо, — приложимо не ко всяким ипостасям, а только к разумно-свободным: к Богу, ангелам, людям и бесам», — так об этом античном наследии пишет А. М. Леонов, преподаватель догматического богословия.

Это понимание природы в качестве общего бытия изменяется в пользу нашего определения вследствие переопределения понятия ипостаси в специфически-богословском контексте, связанном с триадологией: как пишет архимандрит Кирилл (Говорун)², «...термин ипостась также получил специальное философско-богословское значение применительно к Лицам Св. Троицы, поскольку соотношение частных Ипостасей и общей Божественной сущности не могло быть непротиворечиво интерпретировано в понятиях античной философии и требовало переосмысления самих этих понятий»³

Окончательно отождествившись с понятием лица/личности, ипостась, таким образом, перестает обозначать единичное бытие, и, следовательно, понятие природы теперь отождествляется с понятием сущего вообще. 

Если природу мы понимаем как сущее, то что, в таком случае, есть ипостась или личность? Где ей место, если все занято природой? 

О личности нам известно немногое. Во-первых, мы знаем что она не природа, но носитель природы⁴, т. е. не субстанциальна. Во-вторых, нам известно, что все личности, кроме Самого Бога, — образы Божии (люди, ангелы, в т. ч. падшие). В-третьих, мы знаем о двух свойствах личности: разумности и свободе⁶. И, в-четвертых, можем перечислить известные в рамках христианской онтологии личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух, ангелы, демоны, люди.

Определившись с понятиями, нам легче сформулировать рациональный ответ на возможный вопрос атеиста: как мы можем непротиворечиво веровать в Триединого Бога и почему для нас 3=1, а 1=3? На это мы отвечаем, что у Бога одна природа, но три личности — и мнимое логическое противоречие снимается. Схожим образом противоречия разрешаются и в христологии, когда нас спрашивают, почему Христос обладает двумя волями и двумя природами, но при этом мы не считаем, что у Него «раздвоение личности» на несторианский манер или же одна богочеловеческая природа на манер евтихианский. 

Как видим, именно при строгом разделении природного и ипостасного (личностного) христианская догматика смогла найти верный путь между сциллами и харибдами множества ересей. Важно подчеркнуть, что этот «срединный путь» православия не является чем-то вроде гегельянского синтеза, третьим элементом диалектической триады. Этот ответ — формально-логичный, если угодно — схоластичный, основанный на тщательном и длительном анализе и переопределении под собственные нужды заимствованных из античной философии понятий.

«Бог един в трех Лицах, триадология непротиворечива». На этом можно было бы закончить, но в действительности с этого места и начинается самое интересное. В своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» В. Н. Лосский показывает, насколько существенно отличалось понимание этого единства в трех лицах у западных и восточных отцов Церкви. 

По Лосскому, западное богословие имеет отправной точкой понятие субстанции и лишь затем доходит до лиц. Весьма показателен здесь пример Боэция: 

«Таким образом, субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу; поэтому только [стороны] отношения называются порознь и по отдельности. В самом деле, Отец и Сын — не одно и то же, и ни один из них не тождествен Святому Духу. И в то же время и Отец, и Сын, и Святой Дух — один и тот же Бог, тот же справедливый, тот же благой, тот же великий; один и тот же во всем, что может быть высказано о Нем сообразно Ему самому»⁷. 

Для разрешения триадологической проблемы Боэций обращается к аристотелевским категориям, среди которых имеет место категория отношения. Именно в качестве отношений внутри субстанции Боэций и рассматривает божественные Лица. Для Боэция Лица — модусы субстанции. 

В другом своем трактате «Против Евтихия и Нестория» Боэций определяет личность (persona) как индивидуальную субстанцию разумной природы (naturae rationabilis individua substantia).

Именно способ определения личностного через природное отличает западное богословие от восточного. Для западных отцов субстанциальный аспект оказывается существененнее аспекта личностного: Лица Троицы — лишь отношения внутри божественной субстанции, личность — модус природы.

Иная ситуация с восточными отцами Церкви. По мнению Лосского, восточное богословие шло не от субстанции к Носителям, а от Носителей к субстанции. Почему это так важно? Ввиду этого началом единства в Троице в первую очередь является не божественная природа, а личность Отца: Отец рождает Сына и Отец же изводит Дух. «Естество в Трех, единое — Бог, единение же — Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», — пишет святитель Григорий Богослов.

Именно поэтому ересь filioque стала камнем преткновения между католичеством и православием. Исхождение Духа и от Сына наносит урон единоначалию Отца. Отец и Дух унижаются, а Сын возвышается. 

Для восточного богословия единство Троицы без единоначалия Отца невозможно, в то время как для богословия западного подобное «превосходство» Отца скорее является помехой для рассмотрения Лиц в качестве отношений внутри божественной субстанции.

На этом мы завершаем наш доклад. В рамках обсуждения интересно было бы порассуждать о последствиях этого, казалось бы, узкоспециализированного богословского спора для христианской культуры. В самом ли деле смещение акцентов с природного на личностное и с личностного на природное привело нас к тому положению дел, которое мы имеем, и, если да, то каким образом?

 

¹ Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. III. С. 84. 

² На момент написания доклада низвергнут из сана. 

³ URL: https://azbyka.ru/ipostas

⁴ Лосский В. Н. Там же. 

⁵ Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 209. 

⁶ Там же. 

⁷ Боэций. О Троице.

Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 поне-дельник Седмица 5-я Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АПРЕЛЬ 2025 года
1 вторник Вторник 5-й седмицы Великого поста Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
2 среда Среда 5-й седмицы Великого поста Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
3 четверг Четверг 5-й седмицы Великого поста
ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
4 пятница Пятница 5-й седмицы Великого поста Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
5 суббота Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
6 воскре-сенье Неделя 5-я Великого поста. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси
ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
7 поне-дельник БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла Утреня 18-00 иер.ИОАНН
8 вторник Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
9 среда Среда 6-й седмицы, ва́ий Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 четверг Четверг 6-й седмицы, ва́ий Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
СОБОРОВАНИЕ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
11 пятница Пятница 6-й седмицы, ва́ий Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 суббота Суббота 6-й седмицы, ва́ий. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение ВХ 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Всенощное бдение НХ 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
13 воскре-сенье Неделя ва́ий (цветоно́сная,
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Литургия НХ 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия ВХ 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Вечерня 17-00 иер.ИОАНН
14 поне-дельник Страстна́я седмица. Великий Понедельник Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.ИОАНН
Утреня. 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
15 вторник Страстна́я седмица. Великий Вторник Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
16 среда Страстна́я седмица. Великая Среда Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
17 четверг Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕ́ЧЕРИ Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. ЧТЕНИЕ 12-ти ЕВАНГЕЛИЙ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
18 пятница Страстна́я седмица. Великий Пято́к. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Царские часы 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ 13-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Утреня. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
19 суббота Страстна́я седмица. Великая Суббота
Освящение куличей и пасох: 
Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
8.00-11.30 иер.Иоанн/ 11.30-14.00 прот.Валентин/ 14.00-17.00 прот.Георгий/ 17.00-20.00 иер.Алексий
    Чтение Деяний апостольских 21-30  
Полунощница. Канон Великой Субботы 23:20 ВЕРХНИЙ ХРАМ: прот.ВАЛЕНТИН, о.АЛЕКСИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
20 воскре-сенье Светлое Христово Воскресение. ПАСХА Литургия ВХ 00-00 прот.ВАЛЕНТИН
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия НХ 00-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Пасхальная вечерня 17-00 иер.ИОАНН
21 поне-дельник Понедельник Светлой седмицы Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
22 вторник Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
23 среда Среда Светлой седмицы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
24 четверг Четверг Светлой седмицы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 пятница Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Литургия Водосвятный молебен 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника» Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
26 суббота Суббота Светлой седмицы Литургия раздача артоса 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
27 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́ Антипасха Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
28 поне-дельник Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
29 вторник РА́ДОНИЦА. Поминовение усопших Литургия 07-00 иер.ИОАНН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
30 среда Сщмч. Симео́на. Прп. Ака́кия. Прп. Зоси́мы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
1 четверг Прп. Иоа́нна.  Макси́мовской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 пятница Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
3 суббота Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.