В наших объявлениях о наборе новых добровольных помощников в службу милосердия мы видим такие общие слова: «Вместе мы можем заботиться о воспитанниках детских домов, помогать пожилым, вести переписку с заключенными». Но что стоит за этими словами? Вернее — кто стоит?
Сегодня мы расскажем о конкретных людях, наших прихожанах, которые состоят в службе милосердия, и покажем, чем именно они занимаются. Естественно, мы сохраним анонимность, ведь добровольные помощники не хотят огласки. Мы помним слова Христа: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6). Хотя, конечно, все равно получатся узнаваемые образы, потому что эти люди нам известны. Но все равно многим из прихожан не известно и не понятно, в чем состоит деятельность этих людей в службе милосердия.
Мы хотим показать конкретные дела вполне конкретных людей. Минимум анализа, только факты.
Итак, первым направлением работы службы милосердия является забота о детдомовцах. Наша прихожанка Е. уже несколько лет регулярно посещает детский дом № 43. Она знает там практически всех, детей и воспитателей, и ее хорошо знают и любят. Охватить своим вниманием одинаково всех подопечных невозможно, поэтому Е. в основном занимается несколькими детьми, девочками из старшей возрастной группы, то есть такими, которым исполнилось 14 — 17 лет. Она приводит детей в храм на службу, помогает им готовиться к исповеди и причастию, сопровождает их в паломнических поездках. Девочки бывают у нее дома. Они общаются, вместе готовят еду.
О чем они говорят, когда сидят вместе на кухне, готовят еду и потом ее едят? Наверно, о том же, о чем и вы говорите, когда сидите у себя на кухне. Но у вас есть папа, мама, муж, жена, сын, дочь, собака, кошка (или только часть этого списка, что уже хорошо), и вы с ними говорите, а у них нет ничего из перечисленного. Даже кошки. Зато есть Е.
Она дружит с девочками настолько, насколько возможна дружба между старшим и младшим. Сказать, что это наставничество, — можно, хотя, конечно, это очень неформальное и ненавязчивое наставничество. У Д. Сэллинджера в романе «Над пропастью во ржи» главный герой, подросток, переживающий тяжелый личностный кризис, в трудный для него момент пришел к своему школьному учителю. Не к папе с мамой, а к учителю, потому что он мог выслушать и понять. Детдомовцам остро нужен такой человек, который может выслушать и понять. И хорошо, если им окажется кто-то из наших прихожан, а не тот парень из подъезда, который, выслушав и поняв на свой лад, предложит шприц.
Конечно, можно еще сказать, что общение Е. с девочками содержит в себе катехизацию, религиозное просвещение, но не в формате «ты сидишь за партой, и я тебе рассказываю» — современный подросток, тем более детдомовец, отторгает этот формат со всей силой своей необузданной души, — а в формате «мы вместе стараемся проживать жизнь во Христе, как умеем». Для добровольного помощника тут дело за «малым» — разделить свою жизнь с другим человеком. Да, ответственность меньше, чем при усыновлении, но ее тоже не мало. Зато и плоды такой работы — тот след, который общение Е. с детьми оставляет в душах, — гораздо значительнее, чем если бы наши приходские контакты с детскими домами сводились к совместному чаепитию два раза в год, на Рождество и Пасху, с раздачей даже самых богатых и вкусных подарков.
Есть несколько добровольных помощниц службы милосердия, которые являются крестными матерями девочкам-сиротам. Женщины не только навещают своих подопечных, но часто берут их к себе на выходные. Девочки — разного возраста, от 9 до 15 лет, большинство имеет проблемы со здоровьем, причем обычно это неврологические заболевания, которые сильно сказываются на поведении, проявляются вспышками агрессии и раздражения. Невольно задумаешься, что слово «крестный» или «крестная» — от слова «крест». Но что при этом с удивлением и радостью можно отметить: вот именно такие, особенно трудные дети оказываются очень способными любить тех, кто проявляет о них заботу! «Когда придет моя крестная?» — как правило, спрашивает каждая из них других добровольных помощников, когда те посещают детский дом.
Можно надеяться, что отношения наших добровольных помощниц со своими подопечными выйдут за рамки детского дома, когда девочки вырастут.
Другая представительница службы милосердия, Е. В., приходит к сиротам, чтобы по вечерам с ними читать и обсуждать Евангелие. Детям, которые ее слушают, — от 8 до 12 лет. Это и мальчики, и девочки. Слушают с интересом, задают вопросы.
Еще один пример — И. В. Она сотрудничает с детским домом № 5, берет детей к себе домой на выходные, по одному или по двое, приводит их в храм на богослужения, участвует в организации паломнических поездок.
И. В., женщина средних лет, занимается с детьми математикой и проводит беседы о вере.
Мужчин в этих рядах добровольных помощников меньше, чем женщин, но они тоже есть. Например, наш прихожанин Б. играет с ребятами в футбол. С., мужчина средних лет, приходит, в основном, к мальчикам, учит их играть на гитаре и петь.
Еще один добровольный помощник, Н., тоже занимается обычно с мальчиками: приводит их в храм на причастие почти каждую неделю, иногда выезжает с ними на природу, на шашлыки. Как-то раз брал ребят на футбульный матч, на стадион. Н. является крестным отцом сразу трех детдомовцев!
Несколько раз в год служба милосердия организует однодневные паломнические поездки для воспитанников детских домов № 5 и № 43. Наши ребята побывали в Троице-Сергиевой Лавре, Саввино-Сторожевском монастыре, в православных обителях Серпухова, в Давидовой пустыни и других местах. Вместе с детдомовцами едут их воспитатели и представители службы милосердия. Добровольные помощники организуют трапезу в походных условиях, общаются со своими подопечными. Обычно это те же люди, которые навещают ребят в детском доме, приводят их на причастие.
На Рождество и Пасху представители службы милосердия приводят детей-сирот в храм и затем на праздник, который специально для них организуется. А значит, что разные добрые люди прикладывают немало сил, чтобы все это осуществить: закупают подарки, расставляют столы в аудитории для чаепития, готовят еду, накрывают на стол и так далее.
Другим направлением работы службы милосердия является помощь пожилым. Приведем примеры на эту тему.
Нашей прихожанке В. И. больше 70 лет. Много лет она посещала наш храм, но вот уже более года как у нее ослабели ноги, и она теперь с трудом передвигается. Живет она на улице Рудневой, недалеко от станции метро «Бабушкинская». Добровольный помощник службы милосердия Н., женщина средних лет, время от времени по предварительной договоренности заезжает за В. И. на машине, привозит ее в храм на богослужение и после его окончания увозит В. И. назад, домой. Н. проделывает это примерно 1 — 2 раза в месяц, не считая для себя за труд, говорит: что тут особенного — привезти и отвезти какого-нибудь человека? Но для В. И. помощь Н. дает возможность бывать в храме, регулярно приступать к таинствам. А еще деятельность Н. бережет силы наших приходских батюшек, потому что если бы не она, то кому-то из священников пришлось бы время от времени посещать В. И., чтобы причастить ее на дому.
Есть у нас прихожанка Е. А., которой больше 90 лет. Живет одна. Из дома выходит, но поскольку у нее часто бывает головокружение, то сама до храма она добраться не может. Ее сопровождает Т. И., иногда возит на машине, но бывает, что они едут и на общественном транспорте. Другие наши добровольные помощники — их не меньше 7 человек — попеременно привозят Е. А. домой еду, потому что даже приготовить себе еду — тоже проблема в таком возрасте.
Когда подопечные заболевают, то находятся добровольные помощники, которые посещают их в больнице и на дому.
При работе с пожилыми имеет значение не только и не столько практическая помощь, сколько внимание. Человеку важно чувствовать, что о нем не забыли, что его любят. Есть добровольные помощницы службы милосердия — И. В., Л. А., Л. И. — которые позванивают нашим подопечным: «Здравствуйте! Как Ваши дела? Как сомочувствие?» Иногда оказывается, что нужна какая-то мелкая помощь — что-то купить, привезти или отвезти. Служба милосердия в таких случаях старается выполнить просьбу.
В. М. с недавнего времени ведет переписку с заключенными. Она прочитывает письма, приходящие на адрес нашего храма из мест лишения свободы. Люди пишут в основном о том, как им тяжело, просят о помощи. Иногда перечисляют целые списки вещей, которые хотели бы получить. В ряде случаев запросы заключенных бывают скромнее: просят прислать, например, конверты, для того, чтобы писать письма на волю.
Материальные возможности прихода и службы милосердия ограниченны. Поэтому стоит вопрос: что делать? Ничего не делать, не отвечать? Или что-то можно все-таки делать для этих несчастных людей? Выход найден следующий: В. М. пишет от руки ответ на каждое попавшее ей в руки письмо. Находя как можно более теплые слова, она сообщает заключенному, что мы, члены службы милосердия, прочитали его письмо, что мы будем молиться за него, в ряде случаев прикладывает небольшой подарок. Таким образом, она своим ответным письмом выражает простое человеческое участие. Дальше она вносит имя заключенного в помянник и начинает молиться о нем сама и передает этот помянник другим членам службы милосердия, чтобы и они тоже молились. В общем, если коротко говорить, то подход В. М. к переписке с заключенными дает им свидетельство о сочувствии к ним со стороны других людей и молитвенную поддержку.
Несколько раз в год, как правило, по большим праздникам служба милосердия проводит благотворительные ярмарки, выручка от которых используется для организации паломнических поездок детей из детских домов № 5 и № 43, для закупки подарков опекаемым ребятам и пожилым людям. Организация каждой такой ярмарки требует труда: нужно собрать и рассортировать пожертвованные вещи, расставить столы, дежурить около столов во время праздника. И это все делают тоже добровольные помощники службы милосердия.
У нас есть опыт благотворительных ярмарок и другого рода. На них многодетные семьи и бездомные бесплатно получают не новую одежду и обувь. Наша прихожанка А. и ее единомышленники собирают вещи задолго до ярмарки, чистят их, тщательно отбирают, сортируют и в заранее назначенный день раздают нуждающимся.
Наверно, далеко не все члены службы милосердия упомянуты в этой статье, хотя бы по инициалам. Но ведь дело не в том, чтобы приход знал своих героев. Мы показали наиболее яркие примеры, по которым всякий желающий составит впечатление о том, чем занимаются добровольные помощники. Но новички, которых мы с радостью ждем, вероятно, обладают какими-то другими способностями, талантами, а также идеями, еще не реализованными у нас. Можно учить детдомовцев иностранным языкам, можно ходить с ними в кино на хорошие фильмы, можно много что еще делать, было бы желание. Это неоднократно сказанное «можно» указывает нам на ту свободу в любви людей друг к другу, которая созидает приход приходом и христиан — христианами.
Так что приветствуются разумные идеи, но еще больше приветствуется их реализация.
Этот материал подготовили добровольные помощники службы милосердия. Мы тоже хотим сохранить анонимность, потому что написали данную статью не для саморекламы. Мы хорошо знаем «изнутри» то, о чем пишем, и нам видно, что нуждающихся людей много, а сил, чтобы им помочь, мало. Причем речь идет в основном о своих же нуждающихся, с кем мы причащаемся из одной Чаши, о людях с соседней улицы, из нашего района. Не абстрактные и дальние, а вот они — живые лица перед нами. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы сил помогающих прибавилось.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |