Литургика в комплексе богословских дисциплин. Причина центральной роли данной учебной дисциплины в православной жизни. Значение взаимосвязи литургики и Священного Предания. Составляющие учебной дисциплины. Литургика — наука о богослужении. Введение в методологию преподавания предмета.
Понятие о средоточии подлинной духовной жизни. Понятие Таинства. Связь таинства с обрядом. Значение таинства и обряда для православного сознания. Понятие о средоточии литургической жизни. Отличие таинства от обряда. Отрицательная критика необходимости обряда. Общекультурные причины формирования современной отрицательной критики необходимости обряда.
Апология обряда. Основные богословские аспекты апологии обряда как эмпирического выражения Истины. Феномен начетничества в контексте полемики о необходимости обряда. Теоретическое и историческое обоснование особенностей православного русского литургического сознания. Старообрядческий раскол как важнейшая характеристика значения обряда.
Особенности идеи возведения храма. Отличительные черты храма как архитектурной постройки: основная идея возведения храма, принцип оформления основной идеи возведения храма, содержание основной идеи возведения храма. Цели, задачи значение храма. Обоснование выражения: «Небо на земле». Храмоздательство как действие промысла Божия в истории. Идейный онтологический центр храма, средоточие жизни храма.
Архитектурные формы храма. Значение архитектурной формы храма. Значимость составляющих культа, мира. Представление о типологии внешних форм храма, смысловые особенности, соотнесение с историческими эпохами. Единство форм храма в контексте выражения мистической идеи.
Основные типы храмовой архитектуры. Историческая хронология основных типов храмовой архитектуры. Представление о центрическом типе храма. Духовные корни явления. Данный архитектурный тип в истории храмоздательства. Идейно-онтологический аспект центрической формы архитектуры храма. Представление о базиликальном типе храма. Историко-онтологический аспект данной архитектурной культовой формы. Идейная наполненность выражения культа через данную архитектурную форму. Влияние идей данной формы архитектуры в истории культа.
Христианская рецепция дохристианских форм культовых зданий, архитектурный взлет православного Востока. Восприятие христианским сознанием центрической формы храма. Оценка степени распространенности воплощения данной формы в христианском храмоздательстве. Богословское обоснование особенностей христианского восприятия центрической формы храмовой архитектуры. Символ круга в христианстве и в дохристианском сознании. Историософский контекст данного феномена. Примеры христианской центрической архитектуры. Базиликальная форма архитектуры в дохристианском и христианском мировоззрении. Смысл, символика, историческое происхождение, примеры базиликального типа храма. Оценка степени распространенности данной архитектурной формы культовых построек в христианскую эпоху. Современное отношение к традиционным архитектурным культовым формам в восточном и западном христианстве как отражение общекультурных тенденций. Крестово-купольная система православного Востока как рецепция дохристианской базиликальной формы и новая, христианская, архитектура. Зодчество как богословие.
Содержание и выражение антропного принципа в архитектуре. Антропный принцип в византийском зодчестве: внешний и внутренний аспекты. Содержание и выражение антропного принципа в формах внешних объемов церквей. Качественные и смысловые характеристики. Содержание и выражение антропного принципа в организации внутреннего пространства церквей: взаимосвязь, цельность, смысловое содержание. Интерьер православного храма как богозданный космос, сбалансированность элементов. Антропный принцип как выражение мистической идеи храма.
Практическое выражение мистической идеи храма. Русь как преемница византийской крестово-купольной системы. Особенности рецепции древнерусским зодчеством византийской крестово-купольной системы. Наиболее яркие примеры крестово-купольной системы на Руси. Православный храм как синтез культуры. Роль в формировании культуры. Иерархия значений храма. Ландшафтные, эстетические, климатические особенности храмоздательства.
Апология церковной иерархии. Полемика вокруг феномена церковной иерархии, феномен иерархичности как основной принцип устроения бытия, понятие о небесной иерархии святого Дионисия Ареопагита, феномен церковной иерархии в контексте иерархичности земного и небесного бытия.
Структура чиноначалия Православной Церкви. Представление о сане и должности: онтологические и психологические признаки. Представление о белом и черном духовенстве. Представление о монашестве. Ступени церковной иерархии. Высшая ступень церковной иерархии; отличительные признаки, канонические полномочия. Первая и вторая ступени церковной иерархии, описание чинов. Представление о хиротесии; определение, функции, чины церковнослужителей в иерархической структуре; представление об иерархических ступенях иподиакона, хиротонисованого чтеца. Чины монашествующих церковнослужителей. Представление о великой схиме, концептуально-иерархические аспекты значения чина схимника в структуре православия.
Проблематика облачения Православной Церкви. Классификация облачения иерархии, назначение облачения, отношение к облачению. Тайносовершительные облачения. Полемика вокруг внешней формы облачения иерархии. История, проблематика происхождения облачения. Виды облачения. Наиболее древние виды облачения. Внутренний и внешний смысл облачения. Практический, эстетический, нравственный аспекты облачения. Феномен облачения иерархии в литургическом контексте: духовное значение облачения. Функции облачения. Принадлежности облачения диакона, священника; полное облачение священника на литургии. Принадлежности архиерейского облачения. Символика облачения диакона, священника. Символическое значение принадлежностей архиерейского облачения. Цвет облачения. Феномен цвета. Богословие цвета, смысл цвета, функция цвета в литургическом контексте: соответствие цвета празднику, событию Священной истории. Символика цвета. Цветовая гамма праздничного облачения.
Организация управления Русской Православной Церкви. Канонические полномочия и структура Священного Синода. Отделы и комиссии Священного Синода. Понятие об экзархатах в структуре управления Русской Православной Церкви. Понятие о викариатствах и благочиниях в структуре управления Русской Православной Церкви. Приход: определение, устройство, общие характеристики. Поместный собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Архиерейский собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Общие черты структуры Русской Православной Церкви.
Проблематика языка богослужения
Содержание языка богослужения. Представление о языке богослужения в контексте изучения науки о богослужении. Назначение (функции) языка богослужения, задачи языка богослужения, трудность задач языка богослужения. Средства выразительности языка богослужения.
Символичность языка богослужения. Двойственная природа символа. Выразительные возможности символа. Представление о символичности языка богослужения и проблемах, с этим связанных. Назначение символичности богослужебного языка. Структура языка богослужения, составляющие языка богослужения, символика составляющих языка богослужения, примеры. Смысл и образное выражение символа в применении к богослужению. Роль символа и наука о богослужении в контексте выражения двойственности природы Церкви. Крест Христов как символ и как пример символичности в применении к языку богослужения. Крест — основополагающий символ христианства, универсальная характеристика бытия. Ставрография, примеры, хронология. Представление об истории, формах, смысловых особенностях основополагающего символа христианства.
Проблематика церковнославянского. Церковнославянский как отражение природы языка богослужения, проблематика сохранения и перевода языка богослужения на русский: аргументы «за» и «против», оценка, перспективы. Апология церковнославянского языка богослужения, характеристика вопроса, аргументы. Полемика вокруг проблемы церковнославянского и русского языка богослужения, представление о контексте. Проблематика рационализации богослужения — pro et contra.
Роль эмоций в восприятии языка богослужения. Способы восприятия языка богослужения. Сравнение Церкви с театром. Сопоставление богослужебного действа и театральной постановки, специфические особенности, черты сходства и принципиального различия, сложности, возникающие при выявлении разницы. Символичность гимнографии и иконографии, примеры. Проблематика душевного и духовного. Аскетическая парадигма понимания православного богослужения.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |