Литургика в комплексе богословских дисциплин. Причина центральной роли данной учебной дисциплины в православной жизни. Значение взаимосвязи литургики и Священного Предания. Составляющие учебной дисциплины. Литургика — наука о богослужении. Введение в методологию преподавания предмета.
Понятие о средоточии подлинной духовной жизни. Понятие Таинства. Связь таинства с обрядом. Значение таинства и обряда для православного сознания. Понятие о средоточии литургической жизни. Отличие таинства от обряда. Отрицательная критика необходимости обряда. Общекультурные причины формирования современной отрицательной критики необходимости обряда.
Апология обряда. Основные богословские аспекты апологии обряда как эмпирического выражения Истины. Феномен начетничества в контексте полемики о необходимости обряда. Теоретическое и историческое обоснование особенностей православного русского литургического сознания. Старообрядческий раскол как важнейшая характеристика значения обряда.
Особенности идеи возведения храма. Отличительные черты храма как архитектурной постройки: основная идея возведения храма, принцип оформления основной идеи возведения храма, содержание основной идеи возведения храма. Цели, задачи значение храма. Обоснование выражения: «Небо на земле». Храмоздательство как действие промысла Божия в истории. Идейный онтологический центр храма, средоточие жизни храма.
Архитектурные формы храма. Значение архитектурной формы храма. Значимость составляющих культа, мира. Представление о типологии внешних форм храма, смысловые особенности, соотнесение с историческими эпохами. Единство форм храма в контексте выражения мистической идеи.
Основные типы храмовой архитектуры. Историческая хронология основных типов храмовой архитектуры. Представление о центрическом типе храма. Духовные корни явления. Данный архитектурный тип в истории храмоздательства. Идейно-онтологический аспект центрической формы архитектуры храма. Представление о базиликальном типе храма. Историко-онтологический аспект данной архитектурной культовой формы. Идейная наполненность выражения культа через данную архитектурную форму. Влияние идей данной формы архитектуры в истории культа.
Христианская рецепция дохристианских форм культовых зданий, архитектурный взлет православного Востока. Восприятие христианским сознанием центрической формы храма. Оценка степени распространенности воплощения данной формы в христианском храмоздательстве. Богословское обоснование особенностей христианского восприятия центрической формы храмовой архитектуры. Символ круга в христианстве и в дохристианском сознании. Историософский контекст данного феномена. Примеры христианской центрической архитектуры. Базиликальная форма архитектуры в дохристианском и христианском мировоззрении. Смысл, символика, историческое происхождение, примеры базиликального типа храма. Оценка степени распространенности данной архитектурной формы культовых построек в христианскую эпоху. Современное отношение к традиционным архитектурным культовым формам в восточном и западном христианстве как отражение общекультурных тенденций. Крестово-купольная система православного Востока как рецепция дохристианской базиликальной формы и новая, христианская, архитектура. Зодчество как богословие.
Содержание и выражение антропного принципа в архитектуре. Антропный принцип в византийском зодчестве: внешний и внутренний аспекты. Содержание и выражение антропного принципа в формах внешних объемов церквей. Качественные и смысловые характеристики. Содержание и выражение антропного принципа в организации внутреннего пространства церквей: взаимосвязь, цельность, смысловое содержание. Интерьер православного храма как богозданный космос, сбалансированность элементов. Антропный принцип как выражение мистической идеи храма.
Практическое выражение мистической идеи храма. Русь как преемница византийской крестово-купольной системы. Особенности рецепции древнерусским зодчеством византийской крестово-купольной системы. Наиболее яркие примеры крестово-купольной системы на Руси. Православный храм как синтез культуры. Роль в формировании культуры. Иерархия значений храма. Ландшафтные, эстетические, климатические особенности храмоздательства.
Апология церковной иерархии. Полемика вокруг феномена церковной иерархии, феномен иерархичности как основной принцип устроения бытия, понятие о небесной иерархии святого Дионисия Ареопагита, феномен церковной иерархии в контексте иерархичности земного и небесного бытия.
Структура чиноначалия Православной Церкви. Представление о сане и должности: онтологические и психологические признаки. Представление о белом и черном духовенстве. Представление о монашестве. Ступени церковной иерархии. Высшая ступень церковной иерархии; отличительные признаки, канонические полномочия. Первая и вторая ступени церковной иерархии, описание чинов. Представление о хиротесии; определение, функции, чины церковнослужителей в иерархической структуре; представление об иерархических ступенях иподиакона, хиротонисованого чтеца. Чины монашествующих церковнослужителей. Представление о великой схиме, концептуально-иерархические аспекты значения чина схимника в структуре православия.
Проблематика облачения Православной Церкви. Классификация облачения иерархии, назначение облачения, отношение к облачению. Тайносовершительные облачения. Полемика вокруг внешней формы облачения иерархии. История, проблематика происхождения облачения. Виды облачения. Наиболее древние виды облачения. Внутренний и внешний смысл облачения. Практический, эстетический, нравственный аспекты облачения. Феномен облачения иерархии в литургическом контексте: духовное значение облачения. Функции облачения. Принадлежности облачения диакона, священника; полное облачение священника на литургии. Принадлежности архиерейского облачения. Символика облачения диакона, священника. Символическое значение принадлежностей архиерейского облачения. Цвет облачения. Феномен цвета. Богословие цвета, смысл цвета, функция цвета в литургическом контексте: соответствие цвета празднику, событию Священной истории. Символика цвета. Цветовая гамма праздничного облачения.
Организация управления Русской Православной Церкви. Канонические полномочия и структура Священного Синода. Отделы и комиссии Священного Синода. Понятие об экзархатах в структуре управления Русской Православной Церкви. Понятие о викариатствах и благочиниях в структуре управления Русской Православной Церкви. Приход: определение, устройство, общие характеристики. Поместный собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Архиерейский собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Общие черты структуры Русской Православной Церкви.
Проблематика языка богослужения
Содержание языка богослужения. Представление о языке богослужения в контексте изучения науки о богослужении. Назначение (функции) языка богослужения, задачи языка богослужения, трудность задач языка богослужения. Средства выразительности языка богослужения.
Символичность языка богослужения. Двойственная природа символа. Выразительные возможности символа. Представление о символичности языка богослужения и проблемах, с этим связанных. Назначение символичности богослужебного языка. Структура языка богослужения, составляющие языка богослужения, символика составляющих языка богослужения, примеры. Смысл и образное выражение символа в применении к богослужению. Роль символа и наука о богослужении в контексте выражения двойственности природы Церкви. Крест Христов как символ и как пример символичности в применении к языку богослужения. Крест — основополагающий символ христианства, универсальная характеристика бытия. Ставрография, примеры, хронология. Представление об истории, формах, смысловых особенностях основополагающего символа христианства.
Проблематика церковнославянского. Церковнославянский как отражение природы языка богослужения, проблематика сохранения и перевода языка богослужения на русский: аргументы «за» и «против», оценка, перспективы. Апология церковнославянского языка богослужения, характеристика вопроса, аргументы. Полемика вокруг проблемы церковнославянского и русского языка богослужения, представление о контексте. Проблематика рационализации богослужения — pro et contra.
Роль эмоций в восприятии языка богослужения. Способы восприятия языка богослужения. Сравнение Церкви с театром. Сопоставление богослужебного действа и театральной постановки, специфические особенности, черты сходства и принципиального различия, сложности, возникающие при выявлении разницы. Символичность гимнографии и иконографии, примеры. Проблематика душевного и духовного. Аскетическая парадигма понимания православного богослужения.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |