Литургика в комплексе богословских дисциплин. Причина центральной роли данной учебной дисциплины в православной жизни. Значение взаимосвязи литургики и Священного Предания. Составляющие учебной дисциплины. Литургика — наука о богослужении. Введение в методологию преподавания предмета.
Понятие о средоточии подлинной духовной жизни. Понятие Таинства. Связь таинства с обрядом. Значение таинства и обряда для православного сознания. Понятие о средоточии литургической жизни. Отличие таинства от обряда. Отрицательная критика необходимости обряда. Общекультурные причины формирования современной отрицательной критики необходимости обряда.
Апология обряда. Основные богословские аспекты апологии обряда как эмпирического выражения Истины. Феномен начетничества в контексте полемики о необходимости обряда. Теоретическое и историческое обоснование особенностей православного русского литургического сознания. Старообрядческий раскол как важнейшая характеристика значения обряда.
Особенности идеи возведения храма. Отличительные черты храма как архитектурной постройки: основная идея возведения храма, принцип оформления основной идеи возведения храма, содержание основной идеи возведения храма. Цели, задачи значение храма. Обоснование выражения: «Небо на земле». Храмоздательство как действие промысла Божия в истории. Идейный онтологический центр храма, средоточие жизни храма.
Архитектурные формы храма. Значение архитектурной формы храма. Значимость составляющих культа, мира. Представление о типологии внешних форм храма, смысловые особенности, соотнесение с историческими эпохами. Единство форм храма в контексте выражения мистической идеи.
Основные типы храмовой архитектуры. Историческая хронология основных типов храмовой архитектуры. Представление о центрическом типе храма. Духовные корни явления. Данный архитектурный тип в истории храмоздательства. Идейно-онтологический аспект центрической формы архитектуры храма. Представление о базиликальном типе храма. Историко-онтологический аспект данной архитектурной культовой формы. Идейная наполненность выражения культа через данную архитектурную форму. Влияние идей данной формы архитектуры в истории культа.
Христианская рецепция дохристианских форм культовых зданий, архитектурный взлет православного Востока. Восприятие христианским сознанием центрической формы храма. Оценка степени распространенности воплощения данной формы в христианском храмоздательстве. Богословское обоснование особенностей христианского восприятия центрической формы храмовой архитектуры. Символ круга в христианстве и в дохристианском сознании. Историософский контекст данного феномена. Примеры христианской центрической архитектуры. Базиликальная форма архитектуры в дохристианском и христианском мировоззрении. Смысл, символика, историческое происхождение, примеры базиликального типа храма. Оценка степени распространенности данной архитектурной формы культовых построек в христианскую эпоху. Современное отношение к традиционным архитектурным культовым формам в восточном и западном христианстве как отражение общекультурных тенденций. Крестово-купольная система православного Востока как рецепция дохристианской базиликальной формы и новая, христианская, архитектура. Зодчество как богословие.
Содержание и выражение антропного принципа в архитектуре. Антропный принцип в византийском зодчестве: внешний и внутренний аспекты. Содержание и выражение антропного принципа в формах внешних объемов церквей. Качественные и смысловые характеристики. Содержание и выражение антропного принципа в организации внутреннего пространства церквей: взаимосвязь, цельность, смысловое содержание. Интерьер православного храма как богозданный космос, сбалансированность элементов. Антропный принцип как выражение мистической идеи храма.
Практическое выражение мистической идеи храма. Русь как преемница византийской крестово-купольной системы. Особенности рецепции древнерусским зодчеством византийской крестово-купольной системы. Наиболее яркие примеры крестово-купольной системы на Руси. Православный храм как синтез культуры. Роль в формировании культуры. Иерархия значений храма. Ландшафтные, эстетические, климатические особенности храмоздательства.
Апология церковной иерархии. Полемика вокруг феномена церковной иерархии, феномен иерархичности как основной принцип устроения бытия, понятие о небесной иерархии святого Дионисия Ареопагита, феномен церковной иерархии в контексте иерархичности земного и небесного бытия.
Структура чиноначалия Православной Церкви. Представление о сане и должности: онтологические и психологические признаки. Представление о белом и черном духовенстве. Представление о монашестве. Ступени церковной иерархии. Высшая ступень церковной иерархии; отличительные признаки, канонические полномочия. Первая и вторая ступени церковной иерархии, описание чинов. Представление о хиротесии; определение, функции, чины церковнослужителей в иерархической структуре; представление об иерархических ступенях иподиакона, хиротонисованого чтеца. Чины монашествующих церковнослужителей. Представление о великой схиме, концептуально-иерархические аспекты значения чина схимника в структуре православия.
Проблематика облачения Православной Церкви. Классификация облачения иерархии, назначение облачения, отношение к облачению. Тайносовершительные облачения. Полемика вокруг внешней формы облачения иерархии. История, проблематика происхождения облачения. Виды облачения. Наиболее древние виды облачения. Внутренний и внешний смысл облачения. Практический, эстетический, нравственный аспекты облачения. Феномен облачения иерархии в литургическом контексте: духовное значение облачения. Функции облачения. Принадлежности облачения диакона, священника; полное облачение священника на литургии. Принадлежности архиерейского облачения. Символика облачения диакона, священника. Символическое значение принадлежностей архиерейского облачения. Цвет облачения. Феномен цвета. Богословие цвета, смысл цвета, функция цвета в литургическом контексте: соответствие цвета празднику, событию Священной истории. Символика цвета. Цветовая гамма праздничного облачения.
Организация управления Русской Православной Церкви. Канонические полномочия и структура Священного Синода. Отделы и комиссии Священного Синода. Понятие об экзархатах в структуре управления Русской Православной Церкви. Понятие о викариатствах и благочиниях в структуре управления Русской Православной Церкви. Приход: определение, устройство, общие характеристики. Поместный собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Архиерейский собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Общие черты структуры Русской Православной Церкви.
Проблематика языка богослужения
Содержание языка богослужения. Представление о языке богослужения в контексте изучения науки о богослужении. Назначение (функции) языка богослужения, задачи языка богослужения, трудность задач языка богослужения. Средства выразительности языка богослужения.
Символичность языка богослужения. Двойственная природа символа. Выразительные возможности символа. Представление о символичности языка богослужения и проблемах, с этим связанных. Назначение символичности богослужебного языка. Структура языка богослужения, составляющие языка богослужения, символика составляющих языка богослужения, примеры. Смысл и образное выражение символа в применении к богослужению. Роль символа и наука о богослужении в контексте выражения двойственности природы Церкви. Крест Христов как символ и как пример символичности в применении к языку богослужения. Крест — основополагающий символ христианства, универсальная характеристика бытия. Ставрография, примеры, хронология. Представление об истории, формах, смысловых особенностях основополагающего символа христианства.
Проблематика церковнославянского. Церковнославянский как отражение природы языка богослужения, проблематика сохранения и перевода языка богослужения на русский: аргументы «за» и «против», оценка, перспективы. Апология церковнославянского языка богослужения, характеристика вопроса, аргументы. Полемика вокруг проблемы церковнославянского и русского языка богослужения, представление о контексте. Проблематика рационализации богослужения — pro et contra.
Роль эмоций в восприятии языка богослужения. Способы восприятия языка богослужения. Сравнение Церкви с театром. Сопоставление богослужебного действа и театральной постановки, специфические особенности, черты сходства и принципиального различия, сложности, возникающие при выявлении разницы. Символичность гимнографии и иконографии, примеры. Проблематика душевного и духовного. Аскетическая парадигма понимания православного богослужения.
30 | пятница | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН ~ 12:15 | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | вторник | Попразднство Успения. Ап. от 70-ти Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Успения. Мч. Агафоника | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
6 | пятница | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | вторник | Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | среда | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | четверг | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | пятница | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Столпника и матери его Марфы | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 12-я по Пятидесятнице. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | поне-дельник | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | четверг | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла, в Хонех | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | пятница | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
21 | суббота | Суббота пред Воздвижением Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | поне-дельник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | четверг | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | пятница | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехвальной | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Полиелей | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
30 | поне-дельник | Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ |