Литургика в комплексе богословских дисциплин. Причина центральной роли данной учебной дисциплины в православной жизни. Значение взаимосвязи литургики и Священного Предания. Составляющие учебной дисциплины. Литургика — наука о богослужении. Введение в методологию преподавания предмета.
Понятие о средоточии подлинной духовной жизни. Понятие Таинства. Связь таинства с обрядом. Значение таинства и обряда для православного сознания. Понятие о средоточии литургической жизни. Отличие таинства от обряда. Отрицательная критика необходимости обряда. Общекультурные причины формирования современной отрицательной критики необходимости обряда.
Апология обряда. Основные богословские аспекты апологии обряда как эмпирического выражения Истины. Феномен начетничества в контексте полемики о необходимости обряда. Теоретическое и историческое обоснование особенностей православного русского литургического сознания. Старообрядческий раскол как важнейшая характеристика значения обряда.
Особенности идеи возведения храма. Отличительные черты храма как архитектурной постройки: основная идея возведения храма, принцип оформления основной идеи возведения храма, содержание основной идеи возведения храма. Цели, задачи значение храма. Обоснование выражения: «Небо на земле». Храмоздательство как действие промысла Божия в истории. Идейный онтологический центр храма, средоточие жизни храма.
Архитектурные формы храма. Значение архитектурной формы храма. Значимость составляющих культа, мира. Представление о типологии внешних форм храма, смысловые особенности, соотнесение с историческими эпохами. Единство форм храма в контексте выражения мистической идеи.
Основные типы храмовой архитектуры. Историческая хронология основных типов храмовой архитектуры. Представление о центрическом типе храма. Духовные корни явления. Данный архитектурный тип в истории храмоздательства. Идейно-онтологический аспект центрической формы архитектуры храма. Представление о базиликальном типе храма. Историко-онтологический аспект данной архитектурной культовой формы. Идейная наполненность выражения культа через данную архитектурную форму. Влияние идей данной формы архитектуры в истории культа.
Христианская рецепция дохристианских форм культовых зданий, архитектурный взлет православного Востока. Восприятие христианским сознанием центрической формы храма. Оценка степени распространенности воплощения данной формы в христианском храмоздательстве. Богословское обоснование особенностей христианского восприятия центрической формы храмовой архитектуры. Символ круга в христианстве и в дохристианском сознании. Историософский контекст данного феномена. Примеры христианской центрической архитектуры. Базиликальная форма архитектуры в дохристианском и христианском мировоззрении. Смысл, символика, историческое происхождение, примеры базиликального типа храма. Оценка степени распространенности данной архитектурной формы культовых построек в христианскую эпоху. Современное отношение к традиционным архитектурным культовым формам в восточном и западном христианстве как отражение общекультурных тенденций. Крестово-купольная система православного Востока как рецепция дохристианской базиликальной формы и новая, христианская, архитектура. Зодчество как богословие.
Содержание и выражение антропного принципа в архитектуре. Антропный принцип в византийском зодчестве: внешний и внутренний аспекты. Содержание и выражение антропного принципа в формах внешних объемов церквей. Качественные и смысловые характеристики. Содержание и выражение антропного принципа в организации внутреннего пространства церквей: взаимосвязь, цельность, смысловое содержание. Интерьер православного храма как богозданный космос, сбалансированность элементов. Антропный принцип как выражение мистической идеи храма.
Практическое выражение мистической идеи храма. Русь как преемница византийской крестово-купольной системы. Особенности рецепции древнерусским зодчеством византийской крестово-купольной системы. Наиболее яркие примеры крестово-купольной системы на Руси. Православный храм как синтез культуры. Роль в формировании культуры. Иерархия значений храма. Ландшафтные, эстетические, климатические особенности храмоздательства.
Апология церковной иерархии. Полемика вокруг феномена церковной иерархии, феномен иерархичности как основной принцип устроения бытия, понятие о небесной иерархии святого Дионисия Ареопагита, феномен церковной иерархии в контексте иерархичности земного и небесного бытия.
Структура чиноначалия Православной Церкви. Представление о сане и должности: онтологические и психологические признаки. Представление о белом и черном духовенстве. Представление о монашестве. Ступени церковной иерархии. Высшая ступень церковной иерархии; отличительные признаки, канонические полномочия. Первая и вторая ступени церковной иерархии, описание чинов. Представление о хиротесии; определение, функции, чины церковнослужителей в иерархической структуре; представление об иерархических ступенях иподиакона, хиротонисованого чтеца. Чины монашествующих церковнослужителей. Представление о великой схиме, концептуально-иерархические аспекты значения чина схимника в структуре православия.
Проблематика облачения Православной Церкви. Классификация облачения иерархии, назначение облачения, отношение к облачению. Тайносовершительные облачения. Полемика вокруг внешней формы облачения иерархии. История, проблематика происхождения облачения. Виды облачения. Наиболее древние виды облачения. Внутренний и внешний смысл облачения. Практический, эстетический, нравственный аспекты облачения. Феномен облачения иерархии в литургическом контексте: духовное значение облачения. Функции облачения. Принадлежности облачения диакона, священника; полное облачение священника на литургии. Принадлежности архиерейского облачения. Символика облачения диакона, священника. Символическое значение принадлежностей архиерейского облачения. Цвет облачения. Феномен цвета. Богословие цвета, смысл цвета, функция цвета в литургическом контексте: соответствие цвета празднику, событию Священной истории. Символика цвета. Цветовая гамма праздничного облачения.
Организация управления Русской Православной Церкви. Канонические полномочия и структура Священного Синода. Отделы и комиссии Священного Синода. Понятие об экзархатах в структуре управления Русской Православной Церкви. Понятие о викариатствах и благочиниях в структуре управления Русской Православной Церкви. Приход: определение, устройство, общие характеристики. Поместный собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Архиерейский собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Общие черты структуры Русской Православной Церкви.
Проблематика языка богослужения
Содержание языка богослужения. Представление о языке богослужения в контексте изучения науки о богослужении. Назначение (функции) языка богослужения, задачи языка богослужения, трудность задач языка богослужения. Средства выразительности языка богослужения.
Символичность языка богослужения. Двойственная природа символа. Выразительные возможности символа. Представление о символичности языка богослужения и проблемах, с этим связанных. Назначение символичности богослужебного языка. Структура языка богослужения, составляющие языка богослужения, символика составляющих языка богослужения, примеры. Смысл и образное выражение символа в применении к богослужению. Роль символа и наука о богослужении в контексте выражения двойственности природы Церкви. Крест Христов как символ и как пример символичности в применении к языку богослужения. Крест — основополагающий символ христианства, универсальная характеристика бытия. Ставрография, примеры, хронология. Представление об истории, формах, смысловых особенностях основополагающего символа христианства.
Проблематика церковнославянского. Церковнославянский как отражение природы языка богослужения, проблематика сохранения и перевода языка богослужения на русский: аргументы «за» и «против», оценка, перспективы. Апология церковнославянского языка богослужения, характеристика вопроса, аргументы. Полемика вокруг проблемы церковнославянского и русского языка богослужения, представление о контексте. Проблематика рационализации богослужения — pro et contra.
Роль эмоций в восприятии языка богослужения. Способы восприятия языка богослужения. Сравнение Церкви с театром. Сопоставление богослужебного действа и театральной постановки, специфические особенности, черты сходства и принципиального различия, сложности, возникающие при выявлении разницы. Символичность гимнографии и иконографии, примеры. Проблематика душевного и духовного. Аскетическая парадигма понимания православного богослужения.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года | |||||
1 | четверг | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | суббота | Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Святому Духу | 17-00 | иер.Алексий | |||
5 | поне-дельник | День Святого Духа. Сплошная седмица | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
6 | вторник | Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
7 | среда | Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | четверг | Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
9 | пятница | Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
10 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым | 17-00 | прот.Георгий | |||
12 | поне-дельник | Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | вторник | Мч. Ермея. Ап. Ермия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | среда | Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | четверг | Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
16 | пятница | Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
17 | суббота | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.Николай | |||
19 | поне-дельник | Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | вторник | Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
21 | среда | Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
22 | четверг | Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
23 | пятница | Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
24 | суббота | Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Александр | |||
26 | поне-дельник | Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
27 | вторник | Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
28 | среда | Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
29 | четверг | Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
30 | пятница | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай |