Мир наш земной — это мы: люди, живущие со своими проблемами, делами, радостями и душевными переживаниями. Все мы разные. Кто-то очень одинок, кто-то нет. Но каждому из нас протягивает руку Господь, и, откликаясь на Его зов, мы приобретаем то, что объединяет многих: счастливых и несчастных, бедных и богатых, молодых и пожилых. Обретаем своего рода семью и стремление к возможности любить.
В храме Покрова Пресвятой Богородицы служат удивительные по многим качествам батюшки. И с другой стороны, есть люди, приходящие в церковь, имеющие желание обрести веру, познать ее безграничную глубину. И те, и другие вместе составляют одно звено, объединенное приходской жизнью. О том, чем живет церковь, как развивается и как строится в ней общность людей, мы беседуем с иереем Олегом Шалимовым, священнослужителем нашего храма.
— Здравствуйте, отец Олег. Вы очень многие годы тесно связаны с храмом. Расскажите, пожалуйста, с чего началось Ваше служение.
— Началось с того, что в 1990-е годы я пришел в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково. Спустя небольшой период времени стал алтарником, участвовал в богослужениях, в праздничных, воскресных литургиях. Затем, примерно в 2000 году, настоятель храма, а тогда это был отец Порфирий, предложил мне рукоположение во диаконы. По прошествии еще семи лет я стал священником. С тех пор прохожу послушание в нашем храме именно в этом служении.
— Наша церковь — один из немногих сохранившихся шатровых храмов. Интересно узнать, как проводятся работы по сохранению уникальной постройки?
— Да действительно, наш храм уникален по своей завершенности и необыкновенной красоте. Есть шатровые храмы более древние, например в Ярославле, есть более известные, например в Коломенском, но наша церковь является подлинным шедевром, жемчужиной шатровой архитектуры начала XVII века. Отец Валентин, настоятель нашего храма, прилагает постоянные усилия для того, чтобы, поддерживая храм в хорошем состоянии, сохранять в то же время его уникальные исторические особенности. Одним из интересных решений стало то, что при ремонте верхнего храма был вскрыт белокаменный пол XVII века, который оставили нетронутым. А при реставрации иконостаса его деревянное основание не заменили новым, а сохранили дерево XVII-XVIII веков. Но если надо, мы идем в ногу со временем: так, при ремонте шатра были использованы новейшие немецкие технологии.
— При храме действует замечательная воскресная школа. Расскажите, пожалуйста, о ней. В чем ее назначение?
— Воскресная школа выполняет огромную роль в социальном, миссионерском, просветительском и образовательном служении нашего прихода. Ведь это не только объем знаний, который получают учащиеся. Прежде всего, это путь приобщения к богатству православия, которое открывается в богослужении, богословии, церковном искусстве. Конечно, этот путь невозможен без понимания Ветхого и Нового Заветов. Среди предметов основного отделения есть ряд и других дисциплин: каноническое право, церковнославянский язык, церковное пение и другие. Широкие и глубокие знания дают возможность нашим слушателям противостоять диким суевериям и часто крайне искаженным представлениям о Боге, которые распространены в народе. А ведь неправильное понимание, Кто есть Бог и на какой путь Он тебя зовет, ведет к тяжелым повреждениям всех сторон жизни человека, к бесплодной мучительности существования.
С моей точки зрения, очень важно, что школа поддерживает и идейно подпитывает активную созидательную позицию учащихся.
Активность без знаний тоже возможна, но, если она исходит от человека, который не укоренен в святоотеческой православной традиции, она может быть опасна и разрушительна.
Помимо учебной нагрузки наши слушатели читают и поют за богослужением, катехизируют перед крестинами и венчаниями, участвуют во многих добрых делах.
Знания, соединенные с молитвой и делами любви, помогают человеку осмысленно и плодотворно проводить свою жизнь перед лицом Божиим, такой путь дает человеку возможность понимания проблем церковной и общественной жизни в целом, а также трезвого, спокойного и правильного отношения к ним, возможность устоять в различных житейских коллизиях.
Это нам очень важно и дорого. На протяжении истории Русской Церкви всегда существовали те или иные сложности с усвоением высот христианской веры, обрядоверием, с попыткой выстроить законнические отношения с Богом. Главная сложность пути христианского в том, что он требует отдачи всего человека, а на такой подвиг способны не многие. Далеко не каждый готов всю свою жизнь положить к ногам Господа. Воскресная школа помогает приблизиться к пониманию закономерности прихода человека к Богу, к глубине и значимости познания истины.
— А многое ли закладывает в сознании человека такое обучение?
— Воскресная школа дает очень многое. Люди получают навык в размышлении, серьезную духовную, интеллектуальную подготовку. И таких воскресных школ в Москве не много. Требуется огромная решимость настоятеля и достаточно квалифицированный преподавательский состав, чтобы вести предметы по соответствующей учебной программе. Слава Богу, что у нас так сложилось и отец настоятель создал такую духовно-образовательную среду, привлек и объединил людей. Здесь раскрывается уникальный аспект социальной работы. Прежде всего, человек обретает действенную общность со своими собратьями-студентами и преподавателями, среди которых немало приходского духовенства. Дело в том, что в храме не так просто обрести эту близость друг с другом. Конечно, мы объединяемся в молитве и на службе, но одиночество человека — это огромная проблема. И поэтому когда люди три года проводят за одной партой, участвуют в богослужении, в общих церковных трудах, то это очень сближает и человек получает возможность приобщиться к рядам единомышленников и обрести друзей. Это драгоценный дар. Также хочу вам сказать, что люди подбираются очень разные по социальному положению, возрасту, образовательному цензу. И в этом смысле наша школа дает важный социологический срез жителей нашего района.
Большой успех образовательного сектора нашего прихода — это паломническая служба. Она построена на высоком профессионализме, и в ее деятельности абсолютно отсутствует коммерческая составляющая: люди платят только за автобус и входные билеты в музеи.
Другим направлением «внутренней миссии» являются субботние беседы духовенства с прихожанами. Здесь и проблемы смерти, старости, борьба со страстями, и вообще любые вопросы духовной и богословской проблематики.
— Отец Олег, как Вы думаете, в наше время трудно организовать приходскую жизнь так, чтобы человек, будучи в храме, ощущал себя как в семье?
— Здесь я Вам отвечу вопросом на вопрос. Как Вы думаете, в наше время легко созидать семьи?
— Тяжело.
— Вот так же и семью во Христе созидать очень непросто. Потому что строить на бескорыстии, на любви и жертвенности — это огромный труд. Нередко подоплека неустроенности семейного быта заключается в эгоистической, направленной прежде всего на себя, позиции жены или мужа. А это уже закладывает определенные тенденции к разрушению семьи. Приход во Христе, конечно, трудно созидать. Но здесь мы действуем по принципу, который очень глубоко выразил апостол Павел, — о том, что кто-то сажает, кто-то поливает, а взращивает Господь (см.: 1 Кор. 3, 6). Мы трудимся, но понимаем, что все наши труды приносят пользу, только когда есть на то воля Божия. В псалмах есть замечательные слова: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1). Все наши труды, все наши задумки, если они получают благословение Господа, расцветают и приносят плод. Если же по тем или иным основаниям Господь не благословляет какой-либо труд, то плод будет намного меньше. А возможно, что его не будет совсем. Вот тут-то мы должны памятовать, что все человеческое проходит, остается только то, что соответствует Божественному замыслу. Это очень важная мысль, которую мы должны понимать.
— Что Вы считаете самым важным для человека, называющего себя верующим православным христианином?
— Самое важное — это жизнь по заповедям. Спаситель в Евангелии сказал: ...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40). Почитание и любовь к Богу, стремление любить людей всеми силами своей души — вот что очень важно. А дальше это выражается в молитве, в трудах любви, в подвигах поста и во всем остальном. Но путь спасения такой — жизнь по заповедям.
— С течением лет меняется ли «характер» приходящих в храм людей? Нынешние прихожане — кто они?
— Конечно же, это люди, которые осознанно нуждаются в Боге. В свое время у человека возникает понимание недостатка собственных сил, и он приходит в храм. И причины этого могут быть очень разные. Сейчас вымирают старушки — «белые платочки» советского времени. Приходят люди уже следующих поколений, и они немножко другие, чем эти бабушки. Есть различия и по образовательному цензу, и по вопросам, которые задаются. Но в целом и те, и другие — это все люди, которых объединяет Бог, которые нуждаются в Его безграничной любви, поддержке и защите.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, август 2022 года | |||||
29 | пятница | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
30 | суббота | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | прот.Георгий, иер.Иоанн | |||
прот.Георгий | |||||
31 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Мч. Емилиа́на |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
09:40 пом.: прот.Георгий | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
1 | поне-дельник | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | вторник | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
3 | среда | Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на и Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
4 | четверг | Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Сщмч. Фо́ки | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
5 | пятница | Поча́евской иконы Божией Матери. Мч. Трофи́ма | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
6 | суббота | Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
7 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пятидесятнице. Память V Вселенского Собора. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
09:40 пом.: прот.Георгий | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
8 | поне-дельник | Сщмч. Ермола́я, Ермиппа, Ермократа. Прп. Моисе́я | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
9 | вторник | Вмч. и целит. Пантелеи́мона | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
10 | среда | Смоленской иконы Божией Матери. Ап. от 70-ти Про́хора | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | четверг | Мч. Каллини́ка | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
12 | пятница | Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
13 | суббота | Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Заговенье на Успенский пост | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
пом.: прот.Георгий | |||||
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
14 | воскре-сенье | Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Начало Успенского поста | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
09:40 пом.: прот.Георгий | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Иоанн | |||
15 | поне-дельник | Первомученика архидиакона Стефа́на | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
16 | вторник | Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста. Прп. Антония | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
17 | среда | Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Прав. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
18 | четверг | Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я | Утреня Литургия | 8-00 | прот.Олег, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
19 | пятница | Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
20 | суббота | Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Свт. Митрофана | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
21 | воскре-сенье | Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня. Толгской иконы Божией Матери. Свт. Емилиа́на. Прпп. Зоси́мы и Савва́тия | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
09:40 пом.: прот.Георгий | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
22 | поне-дельник | Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
23 | вторник | Попразднство Преображения Господня. Мч. Лаврентия. | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
24 | среда | Попразднство Преображения Господня. Мч. Е́впла | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
25 | четверг | Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фо́тия, Аникиты | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
26 | пятница | Отдание праздника Преображения. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
27 | суббота | Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
28 | воскре-сенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН~12:15 | |||||
Утреня Чин погребения Божией Матери |
18-00 | Весь причт | |||
29 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
30 | вторник | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | среда | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр |