Мир наш земной — это мы: люди, живущие со своими проблемами, делами, радостями и душевными переживаниями. Все мы разные. Кто-то очень одинок, кто-то нет. Но каждому из нас протягивает руку Господь, и, откликаясь на Его зов, мы приобретаем то, что объединяет многих: счастливых и несчастных, бедных и богатых, молодых и пожилых. Обретаем своего рода семью и стремление к возможности любить.
В храме Покрова Пресвятой Богородицы служат удивительные по многим качествам батюшки. И с другой стороны, есть люди, приходящие в церковь, имеющие желание обрести веру, познать ее безграничную глубину. И те, и другие вместе составляют одно звено, объединенное приходской жизнью. О том, чем живет церковь, как развивается и как строится в ней общность людей, мы беседуем с иереем Олегом Шалимовым, священнослужителем нашего храма.
— Здравствуйте, отец Олег. Вы очень многие годы тесно связаны с храмом. Расскажите, пожалуйста, с чего началось Ваше служение.
— Началось с того, что в 1990-е годы я пришел в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково. Спустя небольшой период времени стал алтарником, участвовал в богослужениях, в праздничных, воскресных литургиях. Затем, примерно в 2000 году, настоятель храма, а тогда это был отец Порфирий, предложил мне рукоположение во диаконы. По прошествии еще семи лет я стал священником. С тех пор прохожу послушание в нашем храме именно в этом служении.
— Наша церковь — один из немногих сохранившихся шатровых храмов. Интересно узнать, как проводятся работы по сохранению уникальной постройки?
— Да действительно, наш храм уникален по своей завершенности и необыкновенной красоте. Есть шатровые храмы более древние, например в Ярославле, есть более известные, например в Коломенском, но наша церковь является подлинным шедевром, жемчужиной шатровой архитектуры начала XVII века. Отец Валентин, настоятель нашего храма, прилагает постоянные усилия для того, чтобы, поддерживая храм в хорошем состоянии, сохранять в то же время его уникальные исторические особенности. Одним из интересных решений стало то, что при ремонте верхнего храма был вскрыт белокаменный пол XVII века, который оставили нетронутым. А при реставрации иконостаса его деревянное основание не заменили новым, а сохранили дерево XVII-XVIII веков. Но если надо, мы идем в ногу со временем: так, при ремонте шатра были использованы новейшие немецкие технологии.
— При храме действует замечательная воскресная школа. Расскажите, пожалуйста, о ней. В чем ее назначение?
— Воскресная школа выполняет огромную роль в социальном, миссионерском, просветительском и образовательном служении нашего прихода. Ведь это не только объем знаний, который получают учащиеся. Прежде всего, это путь приобщения к богатству православия, которое открывается в богослужении, богословии, церковном искусстве. Конечно, этот путь невозможен без понимания Ветхого и Нового Заветов. Среди предметов основного отделения есть ряд и других дисциплин: каноническое право, церковнославянский язык, церковное пение и другие. Широкие и глубокие знания дают возможность нашим слушателям противостоять диким суевериям и часто крайне искаженным представлениям о Боге, которые распространены в народе. А ведь неправильное понимание, Кто есть Бог и на какой путь Он тебя зовет, ведет к тяжелым повреждениям всех сторон жизни человека, к бесплодной мучительности существования.
С моей точки зрения, очень важно, что школа поддерживает и идейно подпитывает активную созидательную позицию учащихся.
Активность без знаний тоже возможна, но, если она исходит от человека, который не укоренен в святоотеческой православной традиции, она может быть опасна и разрушительна.
Помимо учебной нагрузки наши слушатели читают и поют за богослужением, катехизируют перед крестинами и венчаниями, участвуют во многих добрых делах.
Знания, соединенные с молитвой и делами любви, помогают человеку осмысленно и плодотворно проводить свою жизнь перед лицом Божиим, такой путь дает человеку возможность понимания проблем церковной и общественной жизни в целом, а также трезвого, спокойного и правильного отношения к ним, возможность устоять в различных житейских коллизиях.
Это нам очень важно и дорого. На протяжении истории Русской Церкви всегда существовали те или иные сложности с усвоением высот христианской веры, обрядоверием, с попыткой выстроить законнические отношения с Богом. Главная сложность пути христианского в том, что он требует отдачи всего человека, а на такой подвиг способны не многие. Далеко не каждый готов всю свою жизнь положить к ногам Господа. Воскресная школа помогает приблизиться к пониманию закономерности прихода человека к Богу, к глубине и значимости познания истины.
— А многое ли закладывает в сознании человека такое обучение?
— Воскресная школа дает очень многое. Люди получают навык в размышлении, серьезную духовную, интеллектуальную подготовку. И таких воскресных школ в Москве не много. Требуется огромная решимость настоятеля и достаточно квалифицированный преподавательский состав, чтобы вести предметы по соответствующей учебной программе. Слава Богу, что у нас так сложилось и отец настоятель создал такую духовно-образовательную среду, привлек и объединил людей. Здесь раскрывается уникальный аспект социальной работы. Прежде всего, человек обретает действенную общность со своими собратьями-студентами и преподавателями, среди которых немало приходского духовенства. Дело в том, что в храме не так просто обрести эту близость друг с другом. Конечно, мы объединяемся в молитве и на службе, но одиночество человека — это огромная проблема. И поэтому когда люди три года проводят за одной партой, участвуют в богослужении, в общих церковных трудах, то это очень сближает и человек получает возможность приобщиться к рядам единомышленников и обрести друзей. Это драгоценный дар. Также хочу вам сказать, что люди подбираются очень разные по социальному положению, возрасту, образовательному цензу. И в этом смысле наша школа дает важный социологический срез жителей нашего района.
Большой успех образовательного сектора нашего прихода — это паломническая служба. Она построена на высоком профессионализме, и в ее деятельности абсолютно отсутствует коммерческая составляющая: люди платят только за автобус и входные билеты в музеи.
Другим направлением «внутренней миссии» являются субботние беседы духовенства с прихожанами. Здесь и проблемы смерти, старости, борьба со страстями, и вообще любые вопросы духовной и богословской проблематики.
— Отец Олег, как Вы думаете, в наше время трудно организовать приходскую жизнь так, чтобы человек, будучи в храме, ощущал себя как в семье?
— Здесь я Вам отвечу вопросом на вопрос. Как Вы думаете, в наше время легко созидать семьи?
— Тяжело.
— Вот так же и семью во Христе созидать очень непросто. Потому что строить на бескорыстии, на любви и жертвенности — это огромный труд. Нередко подоплека неустроенности семейного быта заключается в эгоистической, направленной прежде всего на себя, позиции жены или мужа. А это уже закладывает определенные тенденции к разрушению семьи. Приход во Христе, конечно, трудно созидать. Но здесь мы действуем по принципу, который очень глубоко выразил апостол Павел, — о том, что кто-то сажает, кто-то поливает, а взращивает Господь (см.: 1 Кор. 3, 6). Мы трудимся, но понимаем, что все наши труды приносят пользу, только когда есть на то воля Божия. В псалмах есть замечательные слова: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1). Все наши труды, все наши задумки, если они получают благословение Господа, расцветают и приносят плод. Если же по тем или иным основаниям Господь не благословляет какой-либо труд, то плод будет намного меньше. А возможно, что его не будет совсем. Вот тут-то мы должны памятовать, что все человеческое проходит, остается только то, что соответствует Божественному замыслу. Это очень важная мысль, которую мы должны понимать.
— Что Вы считаете самым важным для человека, называющего себя верующим православным христианином?
— Самое важное — это жизнь по заповедям. Спаситель в Евангелии сказал: ...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40). Почитание и любовь к Богу, стремление любить людей всеми силами своей души — вот что очень важно. А дальше это выражается в молитве, в трудах любви, в подвигах поста и во всем остальном. Но путь спасения такой — жизнь по заповедям.
— С течением лет меняется ли «характер» приходящих в храм людей? Нынешние прихожане — кто они?
— Конечно же, это люди, которые осознанно нуждаются в Боге. В свое время у человека возникает понимание недостатка собственных сил, и он приходит в храм. И причины этого могут быть очень разные. Сейчас вымирают старушки — «белые платочки» советского времени. Приходят люди уже следующих поколений, и они немножко другие, чем эти бабушки. Есть различия и по образовательному цензу, и по вопросам, которые задаются. Но в целом и те, и другие — это все люди, которых объединяет Бог, которые нуждаются в Его безграничной любви, поддержке и защите.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |