Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, отгремели великие праздники – Рождество и Крещение – эпицентр наших помышлений о Богоявлении Господнем. Бывает, что вспышки благодати, торжества и одновременно суеты порой не дают сосредоточиться и тщательно разобраться в главном, в том, что же все-таки произошло в эти дни, а теперь на спокойную голову мы можем как следует подумать об этом и поразмыслить над прошедшим очередным годом нашего странствия по жизни в контексте событий Богоявления.
Мне вспоминается одна дискуссия, где критически настроенный к нам, тогда еще семинаристам, человек вопрошал: «А что, собственно, я имею от этого вашего праздника Крещения, от этой вашей святой воды? Не вижу никакой пользы и толку». Тогда же нам довелось подняться на вертолете над Москвой в этот день и посмотреть на раздачу крещенской воды в Елоховском соборе с высоты птичьего полета. Страна тогда была атеистической, но – представьте! – какие потоки стекались со всех улиц к центру празднества, тем более, что это был престольный день храма. Все бурлило вокруг! В Москве было всего 43 храма, концентрация населения в каждом колоссальная. И все аргументы этого человека, который спрашивал «а что мне толку от этого вашей крещенской воды?» были смешны, потому что народоощущение говорило об обратном – о воодушевлении и огромном, так сказать, практическом спросе воды. А ведь люди при этом мало что знали о вере. Было столько суеверий, и многие приходили в храм просто потому, что «так положено, так издревле повелось». Вы сейчас архиобразованы по сравнению с теми, кто был тогда. И тем не менее это крещенское бурление вокруг собора было очевидно и наглядно – что-то в этот момент происходит в мире. Происходит очевидное и несомненное – для каждого, даже очень стороннего и случайного обывателя.
Что же происходит в день Крещения Господня? Можно провести такую аналогию. У нас есть некий агрегат, рабочая машина, механизм, который по каким-то причинам выходит из строя. И есть два варианта: первый – выбросить и заменить, купить новый, второй – починить то, что имеется. Когда аппарат не уникальный и его легко купить на имеющиеся деньги – это и происходит. Но бывает, когда заменить невозможно, потому что нет аналогов или нет средств.
Я намекаю на наш бренный мир. Что он собой представляет? Господь создал его таким, что он был «добро зело», тое сть тем самым бытие само по себе совпадает с благом. У внешних людей мы видим иногда иное мнение, что благо и бытие не обязательно так понимаются. Но по христианскому мирочувствию, единство благо и бытия – несомненно, и это наше достояние. Но по определенным обстоятельствам, которые вы все прекрасно знаете, наш мир, то есть «агрегат» сильно испортился, пришел в негодность, сбоит. Когда сбоит «мотор», мы что-то заменяем и едем дальше. А что делать с неоперабельной болезнью? Наш мир пришел в состояние неоперабельное, которое трудно сравнить с тем, что замыслил Господь. Все трагедии и беды, которые происходят каждый день, далеки от замысла Творца. И мы своими силами ничего не можем с этим сделать – «починке» мир не подлежит.
Но Господь дает нам возможность. Он вносит ту самую недостающую «деталь», которая может изменить мир. Вы наверняка помните многочисленные голивудские фильмы на тему вирусного заражения, в которых идет борьба за спасительную вакцину. А ведь это калька с матрицы христианской. В испорченный, зараженный механизм этого мира запускается спасительная обеззараживающая «вакцина», которая может спасти всех. Эта «вакцина» перед нами: на Рождество приходит Богомладенец, на Крещение – является Сам Господь.
Иоанн Предтеча, Собор которого мы сегодня празднуем, – величайший из пророков. Он родился и проповедовал в удивительное время напряженного ожидания Мессии. Он подготавливал то, что давно ждал народ израильский. Предтеча угадывает своей интуицией, он чувствует, что начинает происходить. Он обращается к очищению водой – практике, широко распространенной в ветхозаветном Израиле. Когда человек осквернялся, он приходил в определенное место, погружался целиком в воду и таким образом очищался. В ветхозаветную эпоху очень был силен формальный момент. Через форму можно делать и менять очень многое – так складывалось в ветхозаветном представлении.
Но «увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). Понятно, чем был озабочен Предтеча. Формализованное исполнение приводило к ханжеству, к лицемерию, которое разъедает душу. Креститель, добиваясь осознанности, ставит условием крещения сердечное покаяние – в этом удивительность и уникальность его проповеди. И в этот момент, в эпицентре подготовки и ожидания, появляется Христос. Он входит в воды Иордана. Иоанн Предтеча понимает, что не ему крестить Иисуса. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:13-17).
Каждый год мы задаемся вопросом, зачем Сам Спаситель заходил в Иордан? Очищение Ему, чистому и безгрешному, не было нужно. Он сделал это, чтобы очистительные ветхозаветные обряды стали иными, чтобы они стали купелью Крещения, в которую мы погружаемся совсем для другого, чем погружались в ветхозаветные времена. Через наше покаяние в Крещении благодать Божия очищает первородный грех и нам дается новая жизнь. Господь распространяет спасительную «вакцину» от страшного вируса греха. Дает ее всему миру. И от того времени она осуществляется до нашего времени.
Время Ветхого завета отличалось диким нравом, жестокостью. В новозаветное бытие зла, бед, кровожадности не намного меньше. Мировые войны сотрясают планету. Но у нас есть «вакцина» Спасителя и есть люди, которые приняли ее в свое сердце, – святые, примером своей жизни показавшие спасительность того, что Господь принес в этот мир. Говоря о святых, я имею в виду не только прославленных – посмотрите вокруг, посмотрите непредвзято на тех, кто рядом с вами, – особенно на пожилых людей. В спокойной, беззлобной старости есть сияние Божественного света. В каждом оно есть.
Наше с вами дело – распространять эту купель Спасения. Ту, из которой мы когда-то вышли, распространять из всяких сил и возможностей. И вот крещенская вода – наша Великая Агиасма – это купель Спасения, которая изливается по всему миру. Иордан, в который когда-то зашел Спаситель, через нас разливается сейчас повсюду и очищает мир. Окропляя жилища, тем самым мы говорим о том, что в наших сердцах есть свет и чистота, хотя бы капля. Мы ее подпитываем той живой водой, которую дает Господь. И распространяем теплоту и доброту нашего сердца вместе с этой водой на всю нашу жизнь. Главное – делать это без формализма, с которым воевал Иоанн Креститель и против которого восставал Иисус Христос. Ханжество, лицемерие и формализм неприемлемы для христианина. Так бывает горестно, когда мы видим при разборе воды грубость, шум, гвалт, ссоры. Мы должны соответствовать этой святыне. Должны помнить о горении нашего сердца, которое тоже должно быть окроплено святой водой. С крещенской водой дается нам видимая, ощутимая благодать Божия, которая может освятить нашу жизнь не только в дни праздника, но и во все дни. Давайте, братья и сестры, помолимся о том, чтобы благодать Богоявления нести в наших сердцах на наши семьи, на окружающих нас, на весь мир. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |