Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, отгремели великие праздники – Рождество и Крещение – эпицентр наших помышлений о Богоявлении Господнем. Бывает, что вспышки благодати, торжества и одновременно суеты порой не дают сосредоточиться и тщательно разобраться в главном, в том, что же все-таки произошло в эти дни, а теперь на спокойную голову мы можем как следует подумать об этом и поразмыслить над прошедшим очередным годом нашего странствия по жизни в контексте событий Богоявления.
Мне вспоминается одна дискуссия, где критически настроенный к нам, тогда еще семинаристам, человек вопрошал: «А что, собственно, я имею от этого вашего праздника Крещения, от этой вашей святой воды? Не вижу никакой пользы и толку». Тогда же нам довелось подняться на вертолете над Москвой в этот день и посмотреть на раздачу крещенской воды в Елоховском соборе с высоты птичьего полета. Страна тогда была атеистической, но – представьте! – какие потоки стекались со всех улиц к центру празднества, тем более, что это был престольный день храма. Все бурлило вокруг! В Москве было всего 43 храма, концентрация населения в каждом колоссальная. И все аргументы этого человека, который спрашивал «а что мне толку от этого вашей крещенской воды?» были смешны, потому что народоощущение говорило об обратном – о воодушевлении и огромном, так сказать, практическом спросе воды. А ведь люди при этом мало что знали о вере. Было столько суеверий, и многие приходили в храм просто потому, что «так положено, так издревле повелось». Вы сейчас архиобразованы по сравнению с теми, кто был тогда. И тем не менее это крещенское бурление вокруг собора было очевидно и наглядно – что-то в этот момент происходит в мире. Происходит очевидное и несомненное – для каждого, даже очень стороннего и случайного обывателя.
Что же происходит в день Крещения Господня? Можно провести такую аналогию. У нас есть некий агрегат, рабочая машина, механизм, который по каким-то причинам выходит из строя. И есть два варианта: первый – выбросить и заменить, купить новый, второй – починить то, что имеется. Когда аппарат не уникальный и его легко купить на имеющиеся деньги – это и происходит. Но бывает, когда заменить невозможно, потому что нет аналогов или нет средств.
Я намекаю на наш бренный мир. Что он собой представляет? Господь создал его таким, что он был «добро зело», тое сть тем самым бытие само по себе совпадает с благом. У внешних людей мы видим иногда иное мнение, что благо и бытие не обязательно так понимаются. Но по христианскому мирочувствию, единство благо и бытия – несомненно, и это наше достояние. Но по определенным обстоятельствам, которые вы все прекрасно знаете, наш мир, то есть «агрегат» сильно испортился, пришел в негодность, сбоит. Когда сбоит «мотор», мы что-то заменяем и едем дальше. А что делать с неоперабельной болезнью? Наш мир пришел в состояние неоперабельное, которое трудно сравнить с тем, что замыслил Господь. Все трагедии и беды, которые происходят каждый день, далеки от замысла Творца. И мы своими силами ничего не можем с этим сделать – «починке» мир не подлежит.
Но Господь дает нам возможность. Он вносит ту самую недостающую «деталь», которая может изменить мир. Вы наверняка помните многочисленные голивудские фильмы на тему вирусного заражения, в которых идет борьба за спасительную вакцину. А ведь это калька с матрицы христианской. В испорченный, зараженный механизм этого мира запускается спасительная обеззараживающая «вакцина», которая может спасти всех. Эта «вакцина» перед нами: на Рождество приходит Богомладенец, на Крещение – является Сам Господь.
Иоанн Предтеча, Собор которого мы сегодня празднуем, – величайший из пророков. Он родился и проповедовал в удивительное время напряженного ожидания Мессии. Он подготавливал то, что давно ждал народ израильский. Предтеча угадывает своей интуицией, он чувствует, что начинает происходить. Он обращается к очищению водой – практике, широко распространенной в ветхозаветном Израиле. Когда человек осквернялся, он приходил в определенное место, погружался целиком в воду и таким образом очищался. В ветхозаветную эпоху очень был силен формальный момент. Через форму можно делать и менять очень многое – так складывалось в ветхозаветном представлении.
Но «увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). Понятно, чем был озабочен Предтеча. Формализованное исполнение приводило к ханжеству, к лицемерию, которое разъедает душу. Креститель, добиваясь осознанности, ставит условием крещения сердечное покаяние – в этом удивительность и уникальность его проповеди. И в этот момент, в эпицентре подготовки и ожидания, появляется Христос. Он входит в воды Иордана. Иоанн Предтеча понимает, что не ему крестить Иисуса. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:13-17).
Каждый год мы задаемся вопросом, зачем Сам Спаситель заходил в Иордан? Очищение Ему, чистому и безгрешному, не было нужно. Он сделал это, чтобы очистительные ветхозаветные обряды стали иными, чтобы они стали купелью Крещения, в которую мы погружаемся совсем для другого, чем погружались в ветхозаветные времена. Через наше покаяние в Крещении благодать Божия очищает первородный грех и нам дается новая жизнь. Господь распространяет спасительную «вакцину» от страшного вируса греха. Дает ее всему миру. И от того времени она осуществляется до нашего времени.
Время Ветхого завета отличалось диким нравом, жестокостью. В новозаветное бытие зла, бед, кровожадности не намного меньше. Мировые войны сотрясают планету. Но у нас есть «вакцина» Спасителя и есть люди, которые приняли ее в свое сердце, – святые, примером своей жизни показавшие спасительность того, что Господь принес в этот мир. Говоря о святых, я имею в виду не только прославленных – посмотрите вокруг, посмотрите непредвзято на тех, кто рядом с вами, – особенно на пожилых людей. В спокойной, беззлобной старости есть сияние Божественного света. В каждом оно есть.
Наше с вами дело – распространять эту купель Спасения. Ту, из которой мы когда-то вышли, распространять из всяких сил и возможностей. И вот крещенская вода – наша Великая Агиасма – это купель Спасения, которая изливается по всему миру. Иордан, в который когда-то зашел Спаситель, через нас разливается сейчас повсюду и очищает мир. Окропляя жилища, тем самым мы говорим о том, что в наших сердцах есть свет и чистота, хотя бы капля. Мы ее подпитываем той живой водой, которую дает Господь. И распространяем теплоту и доброту нашего сердца вместе с этой водой на всю нашу жизнь. Главное – делать это без формализма, с которым воевал Иоанн Креститель и против которого восставал Иисус Христос. Ханжество, лицемерие и формализм неприемлемы для христианина. Так бывает горестно, когда мы видим при разборе воды грубость, шум, гвалт, ссоры. Мы должны соответствовать этой святыне. Должны помнить о горении нашего сердца, которое тоже должно быть окроплено святой водой. С крещенской водой дается нам видимая, ощутимая благодать Божия, которая может освятить нашу жизнь не только в дни праздника, но и во все дни. Давайте, братья и сестры, помолимся о том, чтобы благодать Богоявления нести в наших сердцах на наши семьи, на окружающих нас, на весь мир. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |