Главная/Читательский клуб/Новинки/Старец Паисий Святогорец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание

Новинки

Новинки

« Назад

Старец Паисий Святогорец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание  23.01.2012 00:21

Старец Паисий Святогорец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание

Старец Паисий Святогорец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание / Пер. с новогреч. Т. Самойленко. — М.: Изд-во Сретенского монастыря. — 416 с.: ил.

Сладостные слова святых нашей Церкви все­гда составляли и составляют душеполезное и утешительное чтение для православных христиан. Cлова эти — отсвет духовных опытов святости. Они дают безошибочный ориентир в современном мире, усталом и растерянном.

О приснопамятном старце Паисии-святогорце много уже написано, но мы уверены: предстоит написать еще многое. Старец — кладезь духовный неисчерпаемый.

По милости Божией в наши руки попали различные письма старца, которые были им отправлены в разное время духовно связанным с ним лицам, монашествующим и мирянам. Бóльшая часть пуб­ликуемого материала (более половины) — представляет «благословение» монастыря Богородицы «Миртидиотиссы» в Фапсана, на острове Парос. Эти материалы предоставлены нам по благословению старицы Нектарии, игумении монастыря. Любезное предоставление этих писем осуществилось при посредничестве старца Филофея, игумена монастыря Каракалла Святой Горы, духовными чадами которого по милости Божией являются как сестры названного монастыря, так и составитель данного издания.

Из всех текстов старца изливаются «источники» целительные, они приносят прохладу, руководствуют в жизни и лечат. При обсуждении крупных проблем Церкви его слово становится порой обличением Предтечевым, с дерзновением и властью произносимым! Господствующее место среди этих писем занимает конечно же то, которое касается униатских действий тогдашнего патриарха.

Смиренно полагаем, что публикация этих текстов принесет великую духовную пользу. Вот почему мы решились на издание их отдельной книгой.

Нынешняя публика (во всяком случае, в значительной своей части) читает, во‑первых, в спешке, поверхностно и легкомысленно (вследствие ритма жизни, стрессов, помех, шумов), а во‑вторых, непривычна к образу мысли и речи старца. Это вызвало у нас опасение, что многие ценные жемчужины в его текстах могут остаться сокрытыми, в то время как другие места могут быть неправильно поняты. Поэтому мы обратились к лицам, имевшим со старцем тесное и долголетнее общение, и попросили их выделить с помощью соответствующего комментария подобные многоценные жемчужины, а также разъяснить согласно с духом старца то, что, по их мнению, могло бы быть неправильно понято. Они лишь попросили нас о сохранении своей анонимности.

При публикации были опущены фрагменты чисто личные и не представляющие общественного интереса, как и часто повторяющиеся приветствия и благословения, дабы не утомлять читателя и не отвлекать его внимание от чисто духовных наставлений.

Мы попытались ограничиться только орфографическими исправлениями, однако, дабы стал более понятным строй речи старца, зачастую очень своеобразный, были вынуждены прибегнуть и к некоторым вмешательствам во фразеологию, заключая наши добавления в квадратные скобки — [].

Мы расположили тексты писем следующим образом.

Во введении приводится автобиография старца, взятая из составленной им лично «Краткой хроники святой обители Стомио».

В первой главе публикуются два важнейших письма, представляющие всеобщий интерес и всегда актуальные, особенно в наши дни. Первое касается церковной жизни, а именно — обличает (с очевидным, однако, сокрушением, любовью и уважением) проуниатские (с экуменистическим оттенком) тенденции по поводу непозволительных заявлений и действий тогдашнего патриарха Афинагора. Одновременно оно предостерегает и от крайних (с ревностью не по разуму) действий, которые приводят почти к тому же результату, что и первые, то есть наносят удар Церкви. Наконец, оно отвращает от страстных дебатов между членами Церкви и от злонамеренной критики, а также от абсолютизации и взаимной изоляции по причине различия характеров и направлений.

Второе письмо касается семьи и особенно отношений между супругами. Хотя старец просит прощения за то, «что зашел в чужой огород», тем не менее по действию обитающего в нем Святого Духа он говорит как опытнейший и в высшей степени тактичный духовник. Его рассуждение могло бы быть охарактеризовано по меньшей мере как четверосоставное: прежде всего он указывает на данную в житийной и святоотеческой традиции цель состоящих в браке — «освящение» их путем ревностного подвижничества, поэтапное приобщение к «вкушению Божественных услад» и «естественным образом постепенное удаление их от телесных (наслаждений), которые они рассматривают тогда как весьма ничтожные». Вместе с тем он указывает на некоторые уровни этого восхождения. При этом он, избегая каких-либо оценок конкретным подвизающимся соответственно этим ступеням, дает поучение о том, что Бог будет судить и воздаст каждому не столько на основании достигнутых результатов, сколько в соответствии с его силами и с тем, насколько честно тот подвизался. Он обращает внимание на то, что эта борьба имеет своим необходимым условием осуществление ее «по взаимному согласию» («εκσυμφώνου»), по апостолу Павлу. Наконец, проявляя глубокое понимание слабостей человеческой души, он помогает избегать того, чтобы принцип «по взаимному согласию» осуществлялся поверхностно (лишь на словах), а также и в целом того, чтобы это стремление супругов находилось под влиянием эгоистических мотивов и других патологических комплексов. Указывает, что все должно происходить с рассуждением, честно, с искренностью и достоинством (чтобы сильный жертвовал слабому).

Вторая глава содержит послание к митрополиту и три письма о монашестве к покойной игумении Филофее, настоятельнице женского монастыря Богородицы «Миртидиотиссы» в Фапсана, что на острове Парос, а также несколько фрагментов других писем. Раскрывается высота монашеского служения, а вместе и те искушения и кризис обмирщения, которым подвергается монашество в наши дни. Даются духовные наставления относительно порядка монашеской жизни, обращенности ума горе, о духовной любви и смирении, о благодарении и славословии в скорбях, об искушениях и о несправедливостях, об отсечении воли и о послушании, о губительном для духовной жизни дерзновении, но также и о святом дерзновении.

Третья глава содержит многочисленные послания к различным адресатам, в частности — к адвокату Димитрию Сотикопулосу, с которым старец был связан духовно, а также к другим лицам. Письма этой главы (как и предыдущих) свидетельствуют о высшем духовном состоянии и высокой мудрости старца. Соблюдение чистоты совести и внимание к себе, сознание благодеяний Божиих и нашей собственной неблагодарности, благодатная сила молитвы, вручение себя благости и силе Божией, ценность сохранения мира душевного, благословение скорбей (испытания несправедливостью по отношению к нам), безграничность правосудия Божия, добрые помыслы, терпение трудностей и многое другое раскрывается в глубоко духовных письмах старца.

Наконец, вместо эпилога мы помещаем собственноручный текст старца, рукопись была найдена в его келлии по блаженном его успении и метко названа его «Духовным завещанием». Старец исповедует свои грехи со всегдашним поразительным смирением, умоляет всех молиться, дабы ему удостоиться Божественного милосердия, просит о прощении и всех прощает.

Пользуемся случаем выразить глубокую благодарность всем братьям и сестрам, доверившим нам свои личные реликвии. Особую благодарность выражаем старице Нектарии, настоятельнице святой обители Богородицы «Миртидиотиссы» в Фапсана (остров Парос), а также отцу Дионисию Тацису.

Горячая наша благодарность святогорским отцам — духовным чадам старца Паисия — а также почтеннейшему профессору Салоникского университета (о сохранении своей анонимности нас просили все вышеозначенные лица), весьма способствовавшим изданию настоящего труда. Это те же духовные братия, которые оказали мне моральную поддержку и поощряли меня к изданию книги «Старец Паисий Святогорец. Свидетельства паломников», первый том которой вышел уже пятым изданием.

Сердечная благодарность досточтимому честному старцу архимандриту Филофею, настоятелю обители Каракалла Святой Горы Афон, за щедрую отеческую заботу и любовь, а также за поддержку в осуществлении этого нашего смиренного труда.

Выражаем благодарность всем братиям, которые невидимым образом способствовали нашим общим усилиям по публикации этой малой части писем покойного старца.

Верим, что от этих текстов старца исходит аромат благочестия Православного Востока, а также особый, характеризующий старца, уникальный способ усвоения тайны Божественной икономии путем глубокой сердечной благодарности (той, которую старец именовал честностью) и харизматического смирения, этого «одеяния Божества», по выражению величайшего среди преподобных аскетов аввы Исаака Сирина.

Николаос А. Зурнатзоглу,
майор ВВС Греции


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
  Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, август 2022 года
29 пятница Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
30 суббота Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 прот.Георгий, иер.Иоанн
прот.Георгий
31 воскре-сенье Неделя 7-я по Пятидесятнице.
Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Мч. Емилиа́на
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение 17-00 иер.Николай, д.Николай
1 поне-дельник Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
2 вторник Пророка Илии́ Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
3 среда Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на и Иоа́нна Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 четверг Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Сщмч. Фо́ки Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
5 пятница Поча́евской иконы Божией Матери. Мч. Трофи́ма Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
6 суббота Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
7 воскре-сенье Неделя 8-я по Пятидесятнице.  Память V Вселенского Собора. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай, д.Николай
8 поне-дельник Сщмч. Ермола́я, Ермиппа, Ермократа. Прп. Моисе́я Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
9 вторник Вмч. и целит. Пантелеи́мона Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
10 среда Смоленской иконы Божией Матери. Ап. от 70-ти Про́хора Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 четверг Мч. Каллини́ка Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
12 пятница Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
13 суббота Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Заговенье на Успенский пост Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
14 воскре-сенье Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Начало Успенского поста Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Иоанн
15 поне-дельник Первомученика архидиакона Стефа́на Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
16 вторник Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста. Прп. Антония Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
17 среда Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Прав. Алексия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
18 четверг Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я Утреня Литургия 8-00 прот.Олег, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
19 пятница Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
20 суббота Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Свт. Митрофана Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
21 воскре-сенье Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня. Толгской иконы Божией Матери. Свт. Емилиа́на. Прпп. Зоси́мы и Савва́тия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
22 поне-дельник Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
23 вторник Попразднство Преображения Господня. Мч. Лаврентия. Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
24 среда Попразднство Преображения Господня. Мч. Е́впла Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
25 четверг Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фо́тия, Аникиты Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 пятница Отдание праздника Преображения. Свт. Ти́хона Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
27 суббота Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
28 воскре-сенье Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН~12:15
Утреня
Чин погребения
Божией Матери
18-00 Весь причт
29 поне-дельник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
30 вторник Попразднство Успения. Мч. Мирона Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 среда Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.