Главная/Публикации/Нравственные ценности и будущее человечества. Заключительное слово

Нравственные ценности и будущее человечества. Заключительное слово

Я рад приветствовать высокое собрание с завершением очередных ежегодных викариатских Рождественских чтений и хотел бы, подводя итоги, обратиться к смысловой направленности сегодняшней темы. Выбор предмета нашего обсуждения не случаен, поскольку выражает одно из наиболее проблемных мест существования человека, общества и нашего будущего. Подобная проблематика встречалась всегда, и история говорит о том, что всякий раз человечество с необходимостью вынуждено решать этот вопрос, но всякий раз по-разному. Иногда — неудачно, что в прошлом часто приводило к гибели культур, цивилизаций, народов, государств. Совсем недавно миновала важная дата — столетие известного события, столь катастрофично отозвавшегося в нашей истории.

Вопрос о нравственности всегда стоял в числе главных относительно познавательного аспекта человеческой деятельности, располагаясь необходимой составляющей духовной ее стороны наряду с гносеологией и онтологией. Слишком все завязано в человеке на нравственности и не только в чисто когнитивном ключе, но и в прикладном: экономике, политике, практике бытовой жизни и во многом другом. Без нравственности — никуда: как только с ней начинают происходить деформации — тотчас жди серьезных последствий.

Вот и наше время, наша современность, очередной раз вызывает в моральном плане, мягко говоря, серьезную озабоченность, хотя следовало бы выразиться более жестко, в алармистских терминах, и назвать положение тяжелым. Проблема в том, что христианство как стержень и носитель культуры Евроатлантического мира давно и неудержимо сдает позиции. Это происходит повсеместно с разными темпами и качеством. Давно образовалась линия фронта между традиционными этическими устоями и секулярной моралью. Эпоха модерна и постмодерна активно вырабатывает этические нормы натуралистической, релятивной, нравственности, активно сталкивающейся с христианской системой абсолютной нормативности добра. Последная активно вытесняется, сменяясь новыми представлениями, менее строгими (более размытыми). Очевидны проявления негативного характера внутри мировых сообществ, выражающиеся в лесбийских и гомосексуальных связях, в сильнейших деформациях, которые претерпел классический вид (институт) семьи, в формах женской эмансипации и искажениях женского начала вообще как такового, в трансгуманистических проектах будущего.

Хотим мы того или нет, но нравственный климат изменился и происходит это в весьма любопытный исторический момент, когда, возможно, мы находимся на стыке разных цивилизаций: Евроатлантической христианской и восточной, которая представляет собой рождающуюся на наших глазах авторитарную форму политической организации и соответствующую форму экономического устройства. Мы можем их наблюдать в китайско-сингапурском регионе со всей спецификой социокультурной традиции Востока. Другой регион — другая социокультурная модель наблюдается в странах Ближнего Востока, где образец нефтяных монархий Персидского залива давно служит примером нового политического и экономического устройства1 для стран этой географии.

Возможно, что мы присутствуем при крупном геополитическом сдвиге — решении нового исторического вопроса о судьбе Евроатлантического христианского мира, и здесь вопрос о нравственности выходит на определяющее место, ибо простирает путь либо исторического развития, либо окончательной деградации. Вполне вероятно, что мы как цивилизация стоим на распутье и нашу христианскую культуру необходимо спасать, за нее необходимо бороться.

Наши Рождественские чтения тематически обращены к тем проблемам, которые встают в духовной области. Она в тяжелом состоянии, и нам нужны новые стимулы для преодоления образовавшегося провала. Причины понятны — эрозия христианских абсолютных нравственных констант, когда для нас Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же (Евр. 13, 8). Оказалось, это не для всех очевидно. Релятивная, натуралистическая этика активно наращивает свое влияние, что грозит большими потрясениями. Против них необходимо выработать противоядие, однако действенный инструментарий практически отсутствует. Традиционные религиозные правила набили оскомину своими приевшимися формулировками, а новые подходы христианство вырабатывает с большими затруднениями. Запаздывание, причем существенное — налицо. Исторически прослеживается синусоида коллапсов, когда кризисные ситуации подходят к критическим значениям. Наступает духовно-социальный коллапс, все взрывается, гибнут империи, и затем начинается обновление, хотя и ценой упадка значительных и весомых культур, гибель которых оказывается безвозвратной. Вспоминается чреда гибели Римской, Византийской, Российской империй. Поневоле на ум приходит вопрос: неужели обновление возможно только путем таких жертв? Тогда остается ждать и уповать на промысл Божий, ведущий пути истории Своим перстом, однако при этом не лишне и самим пробовать найти решения, способные «помочь» Богу в борьбе за спасение человека. В связи с этим, хотелось бы надеяться на то, что наш сегодняшний, пусть и небольшой, форум внес свой посильный вклад в процесс отстаивания подлинных христианских ценностей.

Протоиерей Валентин Тимаков

___________

1 Гаджиев К.С. Новая «Великая трансформация»? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 84.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 четверг Мчч. Памфила и иже с ним Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2024 года
1 пятница Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
2 суббота Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
3 воскре-сенье Неделя о блудном сыне.  Ап. от 70-ти Архиппа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Александр
4 поне-дельник Прп. Льва. Прмч. Корнилия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 вторник Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 среда Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
7 четверг Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 пятница Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
9 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
10 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Свт. Порфирия, архиеп. Газского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
11 поне-дельник Седмица сырная — масленица. Прп. Прокопия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
12 вторник сырный Прп. Василия исповедника. Блж. Николая Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
13 среда сырная Прп. Кассиана Римлянина Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Георгий
14 четверг сырный Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 пятница сырная Сщмч. Феодота, еп. Киринейского Часы, вечерня 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
17 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня с чином Прощения 17-00 Весь причт
18 поне-дельник Седмица 1-я Великого поста. Мч. Ко́нона Исаврийского Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Валентин
19 вторник Вторник 1-й седмицы Великого поста. Мчч. 42-х во Амморе́е Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Георгий
20 среда Среда 1-й седмицы Великого поста. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Иоанн
21 четверг Четверг 1-й седмицы Великого поста. Прп. Феофилакта Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Алексий
22 пятница Пятница 1-й седмицы Великого поста. Мч. Кодра́та и дружины его (с 23 марта) Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня. Общая исповедь 18-00 Весь причт
23 суббота Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 22 марта) Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
24 воскре-сенье Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня 17-00 иер.Николай
25 поне-дельник Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
26 вторник Вторник 2-й седмицы. Свт. Никифора, патриарха Константинопольского Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Соборование 10-00 Весь причт
Утреня 18-00 иер.Иоанн
27 среда Среда 2-й седмицы. Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Алексий
28 четверг Четверг 2-й седмицы. Мч. Ага́пия и иже с ним Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Пятница 2-й седмицы. Мч. Сави́на Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
30 суббота Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
31 воскре-сенье Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Вечерня. Пассия 17-00 прот.Валентин
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.