Главная/Публикации/Нравственные ценности и будущее человечества. Заключительное слово

Нравственные ценности и будущее человечества. Заключительное слово

Я рад приветствовать высокое собрание с завершением очередных ежегодных викариатских Рождественских чтений и хотел бы, подводя итоги, обратиться к смысловой направленности сегодняшней темы. Выбор предмета нашего обсуждения не случаен, поскольку выражает одно из наиболее проблемных мест существования человека, общества и нашего будущего. Подобная проблематика встречалась всегда, и история говорит о том, что всякий раз человечество с необходимостью вынуждено решать этот вопрос, но всякий раз по-разному. Иногда — неудачно, что в прошлом часто приводило к гибели культур, цивилизаций, народов, государств. Совсем недавно миновала важная дата — столетие известного события, столь катастрофично отозвавшегося в нашей истории.

Вопрос о нравственности всегда стоял в числе главных относительно познавательного аспекта человеческой деятельности, располагаясь необходимой составляющей духовной ее стороны наряду с гносеологией и онтологией. Слишком все завязано в человеке на нравственности и не только в чисто когнитивном ключе, но и в прикладном: экономике, политике, практике бытовой жизни и во многом другом. Без нравственности — никуда: как только с ней начинают происходить деформации — тотчас жди серьезных последствий.

Вот и наше время, наша современность, очередной раз вызывает в моральном плане, мягко говоря, серьезную озабоченность, хотя следовало бы выразиться более жестко, в алармистских терминах, и назвать положение тяжелым. Проблема в том, что христианство как стержень и носитель культуры Евроатлантического мира давно и неудержимо сдает позиции. Это происходит повсеместно с разными темпами и качеством. Давно образовалась линия фронта между традиционными этическими устоями и секулярной моралью. Эпоха модерна и постмодерна активно вырабатывает этические нормы натуралистической, релятивной, нравственности, активно сталкивающейся с христианской системой абсолютной нормативности добра. Последная активно вытесняется, сменяясь новыми представлениями, менее строгими (более размытыми). Очевидны проявления негативного характера внутри мировых сообществ, выражающиеся в лесбийских и гомосексуальных связях, в сильнейших деформациях, которые претерпел классический вид (институт) семьи, в формах женской эмансипации и искажениях женского начала вообще как такового, в трансгуманистических проектах будущего.

Хотим мы того или нет, но нравственный климат изменился и происходит это в весьма любопытный исторический момент, когда, возможно, мы находимся на стыке разных цивилизаций: Евроатлантической христианской и восточной, которая представляет собой рождающуюся на наших глазах авторитарную форму политической организации и соответствующую форму экономического устройства. Мы можем их наблюдать в китайско-сингапурском регионе со всей спецификой социокультурной традиции Востока. Другой регион — другая социокультурная модель наблюдается в странах Ближнего Востока, где образец нефтяных монархий Персидского залива давно служит примером нового политического и экономического устройства1 для стран этой географии.

Возможно, что мы присутствуем при крупном геополитическом сдвиге — решении нового исторического вопроса о судьбе Евроатлантического христианского мира, и здесь вопрос о нравственности выходит на определяющее место, ибо простирает путь либо исторического развития, либо окончательной деградации. Вполне вероятно, что мы как цивилизация стоим на распутье и нашу христианскую культуру необходимо спасать, за нее необходимо бороться.

Наши Рождественские чтения тематически обращены к тем проблемам, которые встают в духовной области. Она в тяжелом состоянии, и нам нужны новые стимулы для преодоления образовавшегося провала. Причины понятны — эрозия христианских абсолютных нравственных констант, когда для нас Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же (Евр. 13, 8). Оказалось, это не для всех очевидно. Релятивная, натуралистическая этика активно наращивает свое влияние, что грозит большими потрясениями. Против них необходимо выработать противоядие, однако действенный инструментарий практически отсутствует. Традиционные религиозные правила набили оскомину своими приевшимися формулировками, а новые подходы христианство вырабатывает с большими затруднениями. Запаздывание, причем существенное — налицо. Исторически прослеживается синусоида коллапсов, когда кризисные ситуации подходят к критическим значениям. Наступает духовно-социальный коллапс, все взрывается, гибнут империи, и затем начинается обновление, хотя и ценой упадка значительных и весомых культур, гибель которых оказывается безвозвратной. Вспоминается чреда гибели Римской, Византийской, Российской империй. Поневоле на ум приходит вопрос: неужели обновление возможно только путем таких жертв? Тогда остается ждать и уповать на промысл Божий, ведущий пути истории Своим перстом, однако при этом не лишне и самим пробовать найти решения, способные «помочь» Богу в борьбе за спасение человека. В связи с этим, хотелось бы надеяться на то, что наш сегодняшний, пусть и небольшой, форум внес свой посильный вклад в процесс отстаивания подлинных христианских ценностей.

Протоиерей Валентин Тимаков

___________

1 Гаджиев К.С. Новая «Великая трансформация»? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 84.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 суббота Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
30 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты
Заговенье на Петров пост 
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем Святым 17-00 иер.Николай
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июль 2024 года
1 поне-дельник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
2 вторник Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
3 среда Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 четверг Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
5 пятница Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
6 суббота Мц. Агриппи́ны. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Артемия. Свт. Германа Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Алексий
7 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
8 поне-дельник Прмц. Февро́нии. Свв. блгвв. Петра́ и Февро́нии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 вторник Прп. Дави́да. Ти́хвинской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
10 среда Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
11 четверг Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
12 пятница Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
13 суббота Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Алексий
14 воскре-сенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр
15 поне-дельник Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
16 вторник Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 17-00 поот.Георгий
17 среда Святых Царственных страстотерпцев Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
18 четверг Прп. Сергия Радонежского. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
19 пятница Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
20 суббота Прпп. Фомы́ и Ака́кия. Прп. Евдоки́и, в инок. Евфроси́нии. Прпп. Сергия и Никона Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
21 воскре-сенье Неделя 4-я по Пятидесятнице. Явле́ние иконы Пресвятой Богородицы в Казани Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
22 поне-дельник Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
23 вторник Положение честной ризы Господа Иисуса Христа в Москве Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
24 среда Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
25 четверг Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 пятница Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
27 суббота Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
28 воскре-сенье Неделя 5-я по Пятидесятнице. Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Олег
29 поне-дельник Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
30 вторник Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
31 среда Мч. Емилиа́на Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.