Я рад приветствовать высокое собрание с завершением очередных ежегодных викариатских Рождественских чтений и хотел бы, подводя итоги, обратиться к смысловой направленности сегодняшней темы. Выбор предмета нашего обсуждения не случаен, поскольку выражает одно из наиболее проблемных мест существования человека, общества и нашего будущего. Подобная проблематика встречалась всегда, и история говорит о том, что всякий раз человечество с необходимостью вынуждено решать этот вопрос, но всякий раз по-разному. Иногда — неудачно, что в прошлом часто приводило к гибели культур, цивилизаций, народов, государств. Совсем недавно миновала важная дата — столетие известного события, столь катастрофично отозвавшегося в нашей истории.
Вопрос о нравственности всегда стоял в числе главных относительно познавательного аспекта человеческой деятельности, располагаясь необходимой составляющей духовной ее стороны наряду с гносеологией и онтологией. Слишком все завязано в человеке на нравственности и не только в чисто когнитивном ключе, но и в прикладном: экономике, политике, практике бытовой жизни и во многом другом. Без нравственности — никуда: как только с ней начинают происходить деформации — тотчас жди серьезных последствий.
Вот и наше время, наша современность, очередной раз вызывает в моральном плане, мягко говоря, серьезную озабоченность, хотя следовало бы выразиться более жестко, в алармистских терминах, и назвать положение тяжелым. Проблема в том, что христианство как стержень и носитель культуры Евроатлантического мира давно и неудержимо сдает позиции. Это происходит повсеместно с разными темпами и качеством. Давно образовалась линия фронта между традиционными этическими устоями и секулярной моралью. Эпоха модерна и постмодерна активно вырабатывает этические нормы натуралистической, релятивной, нравственности, активно сталкивающейся с христианской системой абсолютной нормативности добра. Последная активно вытесняется, сменяясь новыми представлениями, менее строгими (более размытыми). Очевидны проявления негативного характера внутри мировых сообществ, выражающиеся в лесбийских и гомосексуальных связях, в сильнейших деформациях, которые претерпел классический вид (институт) семьи, в формах женской эмансипации и искажениях женского начала вообще как такового, в трансгуманистических проектах будущего.
Хотим мы того или нет, но нравственный климат изменился и происходит это в весьма любопытный исторический момент, когда, возможно, мы находимся на стыке разных цивилизаций: Евроатлантической христианской и восточной, которая представляет собой рождающуюся на наших глазах авторитарную форму политической организации и соответствующую форму экономического устройства. Мы можем их наблюдать в китайско-сингапурском регионе со всей спецификой социокультурной традиции Востока. Другой регион — другая социокультурная модель наблюдается в странах Ближнего Востока, где образец нефтяных монархий Персидского залива давно служит примером нового политического и экономического устройства1 для стран этой географии.
Возможно, что мы присутствуем при крупном геополитическом сдвиге — решении нового исторического вопроса о судьбе Евроатлантического христианского мира, и здесь вопрос о нравственности выходит на определяющее место, ибо простирает путь либо исторического развития, либо окончательной деградации. Вполне вероятно, что мы как цивилизация стоим на распутье и нашу христианскую культуру необходимо спасать, за нее необходимо бороться.
Наши Рождественские чтения тематически обращены к тем проблемам, которые встают в духовной области. Она в тяжелом состоянии, и нам нужны новые стимулы для преодоления образовавшегося провала. Причины понятны — эрозия христианских абсолютных нравственных констант, когда для нас Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же (Евр. 13, 8). Оказалось, это не для всех очевидно. Релятивная, натуралистическая этика активно наращивает свое влияние, что грозит большими потрясениями. Против них необходимо выработать противоядие, однако действенный инструментарий практически отсутствует. Традиционные религиозные правила набили оскомину своими приевшимися формулировками, а новые подходы христианство вырабатывает с большими затруднениями. Запаздывание, причем существенное — налицо. Исторически прослеживается синусоида коллапсов, когда кризисные ситуации подходят к критическим значениям. Наступает духовно-социальный коллапс, все взрывается, гибнут империи, и затем начинается обновление, хотя и ценой упадка значительных и весомых культур, гибель которых оказывается безвозвратной. Вспоминается чреда гибели Римской, Византийской, Российской империй. Поневоле на ум приходит вопрос: неужели обновление возможно только путем таких жертв? Тогда остается ждать и уповать на промысл Божий, ведущий пути истории Своим перстом, однако при этом не лишне и самим пробовать найти решения, способные «помочь» Богу в борьбе за спасение человека. В связи с этим, хотелось бы надеяться на то, что наш сегодняшний, пусть и небольшой, форум внес свой посильный вклад в процесс отстаивания подлинных христианских ценностей.
Протоиерей Валентин Тимаков
___________
1 Гаджиев К.С. Новая «Великая трансформация»? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 84.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года | |||||
1 | четверг | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | суббота | Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Святому Духу | 17-00 | иер.Алексий | |||
5 | поне-дельник | День Святого Духа. Сплошная седмица | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
6 | вторник | Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
7 | среда | Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | четверг | Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
9 | пятница | Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
10 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым | 17-00 | прот.Георгий | |||
12 | поне-дельник | Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | вторник | Мч. Ермея. Ап. Ермия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | среда | Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | четверг | Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
16 | пятница | Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
17 | суббота | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.Николай | |||
19 | поне-дельник | Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | вторник | Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
21 | среда | Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
22 | четверг | Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
23 | пятница | Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
24 | суббота | Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Александр | |||
26 | поне-дельник | Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
27 | вторник | Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
28 | среда | Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
29 | четверг | Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
30 | пятница | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай |