Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В классической литературе часто встречается тема отцов и детей, братья и сестры. Произведения, основанные на ней, включены в школьную программу, что часто отвращает и от самих произведений, и от темы как таковой. И это, к несчастью, позволяет с ней обращаться весьма легкомысленно, что в корне неверно. Столкновения разных поколений были во все времена, и во многом именно они влияют на исторические процессы, на здоровье или, точнее, нездоровье общества. Часто такие конфликты кончаются трагически.
Проблема эта не только личная, внутрисемейная, субъективная. Ее объективность в том, что сложные взаимоотношения между старшим и младшим поколением в глубине своей являются нормой. Как может быть иначе, если прошлое — это одно, а новое — совершенно другое? Разные люди смотрят на одни и те же вещи по-разному и понимают их по-разному. Одни свежо и ново, другие — уже проверив их опытом, так сказать, испив чашу. Новое несет в себе еще небывшее, новое можно только ощутить и догадаться, его еще невозможно увидеть. Поэтому ни одна из сторон не имеет исчерпывающего знания. Соответственно конфликты имеют двухсторонний характер, виноваты всегда бывают обе стороны. Какая из них больше — вопрос. Всегда бывает по-разному, хотя внешне создается впечатление, что старшее поколение право, младшее виновато.
К чему этот разговор? Сегодня у нас Неделя о Блудном сыне, которая как капля воды отражает всю воду мира, отражает весь мир. В приточном рассказе Господа дана проблема отцов и детей во всем многообразии. А главное — дано ее Божественное разрешение, потому что рассказал ее Сам Христос.
Мы знаем из притчи, что где-то в нулевых годах жила-была семья, где у отца с младшим из сыновей были сложные отношения, которые завершились известным конфликтом. На время отвлечемся от этого и посмотрим, что происходит здесь и сейчас. Есть молодое поколение, которое еще не доросло до нашего знания, но обладает огромной энергией, большим стремлением ко всяким движениям, новациям, к мыслительным процессам, иногда судорожным и фрагментарным, импульсивным, лоскутным, часто с преобладанием лени, разболтанности, с тягой к рациональному пониманию и времяпровождению в развлечениях. Как правило, эти качества у нас, так называемых взрослых, характеризуются как отрицательные. Но если вернуться и вспомнить, какими мы были 40 лет назад? Неужели мы были такими послушными, смирными и тихими?
Обратная сторона медали: если 15-летний парень только и делает что учится, читает, ночами в кафе подрабатывает, все деньги в семью несет и на вечеринки с друзьями ни ногой — как это назвать? Это, братья и сестры, не смирение. Это скорее психологическая (а что еще хуже — психическая) патология или просто некая «заторможенность» развития, которая рано или поздно взорвется как вулкан — скорее всего, в тот момент, когда надо создавать семью, зарабатывать деньги, становиться настоящим мужчиной. Есть, конечно, исключения, которые могут тихо и незаметно провести юность, а затем стать полноценным членом общества и созидать на благо всех. Повторюсь, это единицы. Сергий Радонежский, например. Но где мы и где он? Так вот, во многом кипение молодых, их неустойчивость и метания — это здОрово и здорОво, через это надо пройти.
У каждого возраста есть плюсы, но при этом у нас сплошь и рядом по этому поводу конфликты. «Почему наш 15-летний сын без смартфона не может провести более 30 секунд? Это так нас угнетает, не знаем, что и делать!»
А вот теперь вернемся к приточному рассказу о Блудном сыне, который мы хорошо знаем. Он показательный, иллюстративный и производит всегда сильное впечатление. Мы уже сказали, что отношения между младшим сыном и отцом были неровные. Сын выдвигает требование — пусть ему выдадут полагающуюся часть средств, чтобы жить самостоятельно. Давайте вспомним исторический контекст. Требование сына о выдаче денег тогда — серьезный, если не катастрофический удар по экономике семьи, ее совершенное и окончательное разорение. Именно поэтому процесс дележа (например, выдачи приданного) был отработан веками. Тем не менее, отец идет на это, хотя вполне мог бы отправить сына ни с чем в известном направлении — «А потрудись-ка и заработай хоть что-то сам!». Логика жизни и рациональный расклад такое предполагает. Но сначала отец пытается сына уговорить, урезонить, вразумить. Не получается, и отец принимает для того времени совершенно удивительное и парадоксальное решение, которое нам указует на решение самой жизни.
Смотрите, какой интересный момент. Конечно, отец знает сына, как говорится, от темени до пят, от и до, и понимает, что сын разгильдяй и пустит все нажитое по ветру. Тем не менее, он дает деньги и отпускает с миром, риски свои умножая безмерно. Он видит, что ничего не поделаешь, принимает сыновье желание самостоятельности и вбрасывает его в чуждую среду. Но делает это с надеждой привить ему чувство долга, ответственности, самостоятельности. А главное — он делает это с большой отеческой любовью. Всё сделанное отцом говорит об этом. Отец рассчитывает, что его любовь, в конце концов, «оживит» сына.
Ведь как рисковал отец! По пастырскому опыту знаю: есть множество случаев, когда дети уходят и больше не возвращаются. Но приточный рассказ Господа говорит и о другом: если один из десяти сыновей вернулся — он будет стоить двадцати. Он, один вернувшийся, оплодотворился любовью отца, ответственностью, долгом, пониманием. Сын пришел в себя! Это значит, что в нем происходил и происходит сложный внутренний процесс, сознательный или нет — но он совершается. Это преображение сына — чудо из чудес. Из этого и складываются взаимоотношения отцов и детей.
И здесь возвращаемся к вопросам, которые стоят перед нами. Что делать со своим олухом, до которого, кажется, не достучишься? Никак не удается пробиться к его сердцу! Об этом притча и говорит. Только огромное терпение, огромная выдержка, наше умение реципировать (усваивать) новую молодежную среду, которая нам чужда, — то есть, умение жить проблемами сына или дочери — может нас спасти. Да, кажется, что многие его идеи, желания, действия — бессмысленны. Но подожди немного. Сначала всё бывает хаотично — многое в этом мире начиналось с, казалось бы, совсем нежизненных идей.
Конечно, жить старшему поколению интересами нового трудно. Для этого надо быть обучаемым и подвижным человеком. Для этого надо иметь мудрость. Дети всегда умнее нас. Головы у них свежее, но мудрость — это не ум, а опыт, способный анализировать и делать правильные выводы. И в этом преимущество родителей. Наше преимущество, братья и сестры, — в терпении и способности собирать части в целое, многое учитывать и предвидеть наперед. Это и помогает нам решать конфликты таких разных поколений, столкновения между которыми всегда будут. Наше дело, как христиан, которые имеют примеры, данные Господом, — просить у Бога колоссального терпения, мудрости, такта, способности быть чуткими и проникновенными к порывам наших детей. И всегда из бессмысленности и «каши» уметь вычленить здравое и живое, зацепиться и попытаться развить это. Давайте молиться о разрешении сложной проблемы, которая рано или поздно обостряется в каждой семье. Этой проблемы не надо бояться, ей надо идти навстречу и решать по мере сил и возможностей. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года | |||||
28 | суббота | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Покрову |
17-00 | иер.Иоанн | |||
30 | поне-дельник | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | вторник | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг | Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
3 | пятница | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист блж. Ксении |
17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | вторник | Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | четверг | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Прп. Сергию |
17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
15 | среда | Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
16 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота | Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Поминовение усопших |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Спасителю |
17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к Сырный | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник Сырный | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда Сырная | Мч. Никифора | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг Сырный | Сщмч. Харала́мпия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница Сырная | Сщмч. Вла́сия | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Полиелей | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | суббота Сырная | Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Чин прощения | 17-00 | Весь причт | |||
27 | понед-к 1 седмицы |
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | вторник 1 седмицы |
Ап. от 70-ти Они́сима | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт |