Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В классической литературе часто встречается тема отцов и детей, братья и сестры. Произведения, основанные на ней, включены в школьную программу, что часто отвращает и от самих произведений, и от темы как таковой. И это, к несчастью, позволяет с ней обращаться весьма легкомысленно, что в корне неверно. Столкновения разных поколений были во все времена, и во многом именно они влияют на исторические процессы, на здоровье или, точнее, нездоровье общества. Часто такие конфликты кончаются трагически.
Проблема эта не только личная, внутрисемейная, субъективная. Ее объективность в том, что сложные взаимоотношения между старшим и младшим поколением в глубине своей являются нормой. Как может быть иначе, если прошлое — это одно, а новое — совершенно другое? Разные люди смотрят на одни и те же вещи по-разному и понимают их по-разному. Одни свежо и ново, другие — уже проверив их опытом, так сказать, испив чашу. Новое несет в себе еще небывшее, новое можно только ощутить и догадаться, его еще невозможно увидеть. Поэтому ни одна из сторон не имеет исчерпывающего знания. Соответственно конфликты имеют двухсторонний характер, виноваты всегда бывают обе стороны. Какая из них больше — вопрос. Всегда бывает по-разному, хотя внешне создается впечатление, что старшее поколение право, младшее виновато.
К чему этот разговор? Сегодня у нас Неделя о Блудном сыне, которая как капля воды отражает всю воду мира, отражает весь мир. В приточном рассказе Господа дана проблема отцов и детей во всем многообразии. А главное — дано ее Божественное разрешение, потому что рассказал ее Сам Христос.
Мы знаем из притчи, что где-то в нулевых годах жила-была семья, где у отца с младшим из сыновей были сложные отношения, которые завершились известным конфликтом. На время отвлечемся от этого и посмотрим, что происходит здесь и сейчас. Есть молодое поколение, которое еще не доросло до нашего знания, но обладает огромной энергией, большим стремлением ко всяким движениям, новациям, к мыслительным процессам, иногда судорожным и фрагментарным, импульсивным, лоскутным, часто с преобладанием лени, разболтанности, с тягой к рациональному пониманию и времяпровождению в развлечениях. Как правило, эти качества у нас, так называемых взрослых, характеризуются как отрицательные. Но если вернуться и вспомнить, какими мы были 40 лет назад? Неужели мы были такими послушными, смирными и тихими?
Обратная сторона медали: если 15-летний парень только и делает что учится, читает, ночами в кафе подрабатывает, все деньги в семью несет и на вечеринки с друзьями ни ногой — как это назвать? Это, братья и сестры, не смирение. Это скорее психологическая (а что еще хуже — психическая) патология или просто некая «заторможенность» развития, которая рано или поздно взорвется как вулкан — скорее всего, в тот момент, когда надо создавать семью, зарабатывать деньги, становиться настоящим мужчиной. Есть, конечно, исключения, которые могут тихо и незаметно провести юность, а затем стать полноценным членом общества и созидать на благо всех. Повторюсь, это единицы. Сергий Радонежский, например. Но где мы и где он? Так вот, во многом кипение молодых, их неустойчивость и метания — это здОрово и здорОво, через это надо пройти.
У каждого возраста есть плюсы, но при этом у нас сплошь и рядом по этому поводу конфликты. «Почему наш 15-летний сын без смартфона не может провести более 30 секунд? Это так нас угнетает, не знаем, что и делать!»
А вот теперь вернемся к приточному рассказу о Блудном сыне, который мы хорошо знаем. Он показательный, иллюстративный и производит всегда сильное впечатление. Мы уже сказали, что отношения между младшим сыном и отцом были неровные. Сын выдвигает требование — пусть ему выдадут полагающуюся часть средств, чтобы жить самостоятельно. Давайте вспомним исторический контекст. Требование сына о выдаче денег тогда — серьезный, если не катастрофический удар по экономике семьи, ее совершенное и окончательное разорение. Именно поэтому процесс дележа (например, выдачи приданного) был отработан веками. Тем не менее, отец идет на это, хотя вполне мог бы отправить сына ни с чем в известном направлении — «А потрудись-ка и заработай хоть что-то сам!». Логика жизни и рациональный расклад такое предполагает. Но сначала отец пытается сына уговорить, урезонить, вразумить. Не получается, и отец принимает для того времени совершенно удивительное и парадоксальное решение, которое нам указует на решение самой жизни.
Смотрите, какой интересный момент. Конечно, отец знает сына, как говорится, от темени до пят, от и до, и понимает, что сын разгильдяй и пустит все нажитое по ветру. Тем не менее, он дает деньги и отпускает с миром, риски свои умножая безмерно. Он видит, что ничего не поделаешь, принимает сыновье желание самостоятельности и вбрасывает его в чуждую среду. Но делает это с надеждой привить ему чувство долга, ответственности, самостоятельности. А главное — он делает это с большой отеческой любовью. Всё сделанное отцом говорит об этом. Отец рассчитывает, что его любовь, в конце концов, «оживит» сына.
Ведь как рисковал отец! По пастырскому опыту знаю: есть множество случаев, когда дети уходят и больше не возвращаются. Но приточный рассказ Господа говорит и о другом: если один из десяти сыновей вернулся — он будет стоить двадцати. Он, один вернувшийся, оплодотворился любовью отца, ответственностью, долгом, пониманием. Сын пришел в себя! Это значит, что в нем происходил и происходит сложный внутренний процесс, сознательный или нет — но он совершается. Это преображение сына — чудо из чудес. Из этого и складываются взаимоотношения отцов и детей.
И здесь возвращаемся к вопросам, которые стоят перед нами. Что делать со своим олухом, до которого, кажется, не достучишься? Никак не удается пробиться к его сердцу! Об этом притча и говорит. Только огромное терпение, огромная выдержка, наше умение реципировать (усваивать) новую молодежную среду, которая нам чужда, — то есть, умение жить проблемами сына или дочери — может нас спасти. Да, кажется, что многие его идеи, желания, действия — бессмысленны. Но подожди немного. Сначала всё бывает хаотично — многое в этом мире начиналось с, казалось бы, совсем нежизненных идей.
Конечно, жить старшему поколению интересами нового трудно. Для этого надо быть обучаемым и подвижным человеком. Для этого надо иметь мудрость. Дети всегда умнее нас. Головы у них свежее, но мудрость — это не ум, а опыт, способный анализировать и делать правильные выводы. И в этом преимущество родителей. Наше преимущество, братья и сестры, — в терпении и способности собирать части в целое, многое учитывать и предвидеть наперед. Это и помогает нам решать конфликты таких разных поколений, столкновения между которыми всегда будут. Наше дело, как христиан, которые имеют примеры, данные Господом, — просить у Бога колоссального терпения, мудрости, такта, способности быть чуткими и проникновенными к порывам наших детей. И всегда из бессмысленности и «каши» уметь вычленить здравое и живое, зацепиться и попытаться развить это. Давайте молиться о разрешении сложной проблемы, которая рано или поздно обостряется в каждой семье. Этой проблемы не надо бояться, ей надо идти навстречу и решать по мере сил и возможностей. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |