Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше. 8 сентября 2019 г.

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше. 8 сентября 2019 г.

За прошедшие годы я часто обращал ваше внимание, братья и сестры, на сложнейшую тему, затрагивающую одну из важных сторон духовной жизни, и сегодня мы вновь обращаемся к ней в связи с текстом Евангелия, который только что слышали. В теме этой соединены сразу несколько проблем – психологическая, нравственная, духовная. Переплетаясь одна с другой, будучи одновременно сколь едины, столь и различны, они представляют собой крупную проблему в общем контексте православной жизни.

Есть такое правило: понять значит принять в свою жизнь, принять значит осуществить. Но сегодняшняя евангельская история понимаема трудно, что и понуждает нас в ней разбираться. Это история, которую обычно называют «Историей о богатом юноше» (Мф., 19:16–26). Ее предпосылки были таковы. Господь совершает Свой земной путь: проповедует, исцеляет, являет чудеса. Обычно к Нему приступают болящие, беснующие, страшно страждущие – они следуют за Господом, умоляют Его явить Свою силу. Мы хорошо знаем этот срез бытия, связанный с болью, болезнями и потерями, когда хочется буквально вопиять ко Господу. Но в сегодняшнем случае все происходит немного по-другому – без того житейского страдательного надрыва, который видим мы во многих других евангельских историях. Перед нами ситуация с весьма рассудительным молодым человеком, протекающая в рамках вдумчивого диалога: юноша спокойно спрашивает Господа, Господь ему отвечает.

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Как мы понимаем из евангельского контекста, речь идет о человеке очень молодом, как у нас говорят – нежного возраста. Для нас юноша – а именно так он именуется евангелистом, – это 17 лет, но если отмотаем время на две тысячи лет назад, увидим, что там и жили чуть ли не до 40 и для тех времен в 17 был уже серьезный муж. То есть, этот юноша был еще младше. И тогда нас оторопь берет: 14-15-летний – и подступает к Господу с такими вопросами. В таком возрасте о чем думают? Мы хорошо знаем, о чем! Поэтому так удивительно для нас, что юноша мыслит такими категориями. Если он выкристализовал в своем сознании этот вопрос, значит, думал об этом долгое время, размышлял, делая добрые дела, исполняя закон, искал ответ –  поможет ли это спасению? Что еще сделать, чтобы спастись? Обратите внимание – юноша задает вопросы сотерилогического плана. Это не просто отвлеченный философский вопрос, к которому так бывают приспособлены молодые умы, свежее мышление, адаптированное к запросам в области метафизических, логически строгих категорий. За примером не надо далеко ходить: иногда наши алтарники того самого нежного возраста, подчас, по совершенно немыслимому поводу развивают такую диалектику, что, Царица моя Всеблагая, сказать не знаешь что в ответ. Но когда речь заходит о сотериологии, вопросах спасения – это совсем другое, для этого нужна иная мера зрелости.

То есть, случай этот и для того времени, и для нашего редкий, поэтому евангелист не может его пропустить, описывает подробно. И вот, в связи с этим поводом Христос Спаситель приоткрывает для нас бездонный духовный горизонт. Мы с вами в духовных вопросах находимся в обычной нашей призмеленной плоскости, но Господь открывает для нас то, что скрыто за ней.

Вновь обратимся к евангельскому диалогу, который достаточно ясен. Господь говорит юноше: «Соблюди заповеди». Юноша отвечает: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?», то есть – не просто соблюл, но и приуспел в этом. Это важный момент, на который хочу обратить ваше внимание: здесь юношу можно было бы обвинить в гордости – он хотя бы из скромности преуменьшил свои заслуги, но нет. Юноша заповеди выполнил и достиг определенного уровня. И тогда Господь предлагает юноше взглянуть на  вопрос под иным углом зрения, открывает глубинную плоскость бытия. Попытаемся вникнуть, что за этим стоит.

Выполнение заповедей – это категория, которая пониматься может очень по-разному. В частности, это выполнение можно назвать тем, что «принято у людей»: внешние приличия, которые необходимо соблюдать, формальное исполенение общеизвестных добродетелй, например, родителей в дом престарелых не сдал, домочадцам прокорм обеспечил, вроде бы явно никому не лжет и проч. Но во всем этом может наблюдаться червоточина – духовности в этом может не быть вовсе, потому что нравственность не всегда сопадает с духовностью, но иногда подменяет ее, что очень укореняется и приживается в общем понимании как добродетель. Можно делать множество хороших, добрых дел, но быть при этом страшно гордым. Помните  известную мысль глубоких аскетов и праведников: многие подвижники плакали о своих добродетелях, как о своих грехах – почему так? Потому что добродетель иногда сужается для нас только до нравственного горизонта, оставаясь при этом бездуховной. Даже занимаясь благими делами, человек может не развиваться духовно. Например, человек помог кому-то или подарил подарок – и вроде бы все хорошо, но сам он потом целый день думает, как он хорош! Где же здесь духовность? Указывая на это юноше, Господь выходит из плоскости соблюдения обязательных правил.

«Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Формально юноша соблюдает все это, как и большинство из нас, согласитесь. Но насколько при этом мы на самом деле любим отца, мать, других людей, Бога – это во многом остается за скобками, а неплохо было бы нам это понять, потому что на самом деле это вовсе не следует из наших поступков строго автоматически. По евангельскому тексту ясно, что юноша неплохо относился к людям. Но достаточно ли этого?.. Господь говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». То есть, из своего высокого положения, в котором находишься сейчас (а мы знаем, что это был очень обеспеченный человек) отдай все одному, другому, третьему, первому встречному, всем! Встань на их уровень, на уровень обычной нищеты, – и поймешь, каков твой выбор на самом деле. По апостолу Иоанну, выбор определяется любовью к ближнему: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Иоанна, 4:20). Об этом и говорит Спаситель юноше: пойми на самом деле, насколько ты любишь Бога и насколько людей. Попробуй раздать все и начни с самой низшей ступени. И попробуй любить.

Все услышанное сильно озадачило евангельского юношу: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» – да и на всех, кто находился рядом и слышал это, оказало очень большое впечателние. Даже апостолы пригорюнились, потому что хорошо поняли, о чем речь, и поняли непосильность задачи. Почему? Мы много раз говорили о том, что в ветхозаветном законе очень сильна была формальная сторона. Проявляется она иногда и у нас, особенно постами: не ел мяса, например, в Великий пост, пришел к Великой пятнице, причастился – все хорошо. Понимание сделанного, выполненного действительно приятно душе, поэтому сбрасывать cо счетов его нельзя, но мы все время говорим, что этого недостаточно. Это только первый шаг. Второй еще надо сделать, третий, четвертый и так далее. На момент этого евангельского события апостолы находились еще в ветхозаветном пространстве и мыслили категорями «выполнил – не выполнил» касательно многочисленных законов. Именно на этом построена вся ветхозаветная религия – на законе: исполнил закон – и разговоров нет никаких, спи спокойно. Но Господь говорит, что после этого главное только начинается, только теперь наконец наступает время потрудиться душой.

Я часто привожу в пример рассказ Леонида Андреева «Правила добра» (1912) – очень любопытную историю о том, как один батюшка встретился с бесом. Шутки шутками, но бес «вдруг возлюбил добро», захотел исцелиться, очиститься и стать учеником Христовым. Батюшка начинает учить его уму-разуму, но сталкивается все время с одной и той же проблемой. Бес его все время просит: «Ты вот мне напиши, как поступать в этом случае и в этом». Бес хочет, чтобы ему дали строгие правила. А универсальных правил добра быть не может: каждый раз они новые, потому что и ситуации вечно новые. Раз за разом бес встает в тупик, снова и снова требуя от священника алгоритмов действий. Они, что называются, доходят до ручки, выясняя все это. Так вот, посредством такого теста мы приходим к пониманию, что на путях формализации не может быть духа. Господь именно об этом и говорит юноше: тот просит у Него конкретных, скажем так, рекомендаций, а Господь дает ему понять, что спасение находится не в плоскости правил, а в совершенно ином духовном горизонте. В подлинном православии требуются уже не правила, а собственно само добро, реализуемое всей своей жизнью. Беззаветно раздал все – вот тогда ты имеешь подлинную любовь.

И вот, как я уже сказал, юноша загрустил, загрустили апостолы и все свидетели этого разговора. А дальше – главное, братья и сестры. Они приступили к Господу и говорят, мол, что же тогда делать, куда бежать? «Так кто же может спастись?» И Он отвечает отрицательно – это невозможно. Так и сказал: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» – и это повергает нас в совершенно иное пространство. Спасение невозможно осуществить нам самим, но только с Богом, то есть, только чудесными, благодатными воздействиями. Задавая вопрос, как это возможно, апостолы и здесь предполагали услышать ясные ответы: надругаться над своими инстинктами, например, усмирить или даже возненавидеть плоть. Но мы плотские существа и, конечно, невозможно для нас вырваться из своего физического строения. Господь этого и не требует,  Он не требует от нас невозможного и Сам говорит, что человеку это не по силам.

Поэтому мы все время акцентируем внимание на нашей молитве и нашем контакте с Богом. Мы должны понимать, что ничего не можем без спасающего нас Господа Иисуса Христа. От нас, в первую очередь, требуются личные усилия по тому, чтобы взрастить в сердце доверие Богу, из которого рождается синергия – соработничество Бога и человека. Синергия нужна везде и во всем, и в духовной жизни, и в материальной – без нее не получится ничего.

Горизонт, который открывает перед нами сегодня Господь, действительно запределен для нас. Все мы включены в систему материальных и психологических взаимоотношений с нашими близкими и со многими людьми и не можем все это бросить разом и идти за Ним, как явлено в Его максиме. Но мы не должны отчаиваться. Господь сказал, что поможет, что спасет нас в тяжелейшей  ситуации – значит, Он это и сделает. От нас нужно только доверять Ему в этом и ничего не бояться. Помолимся о том, чтобы наше сердце разгорелось любовью к Богу и запустило механизмы спасения, неподвластные никаким законами, но только Божией любви к нам. Аминь.

 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 суббота Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
30 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты
Заговенье на Петров пост 
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем Святым 17-00 иер.Николай
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июль 2024 года
1 поне-дельник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
2 вторник Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
3 среда Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 четверг Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
5 пятница Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
6 суббота Мц. Агриппи́ны. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Артемия. Свт. Германа Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Алексий
7 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
8 поне-дельник Прмц. Февро́нии. Свв. блгвв. Петра́ и Февро́нии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 вторник Прп. Дави́да. Ти́хвинской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
10 среда Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
11 четверг Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
12 пятница Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
13 суббота Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Алексий
14 воскре-сенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр
15 поне-дельник Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
16 вторник Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 17-00 поот.Георгий
17 среда Святых Царственных страстотерпцев Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
18 четверг Прп. Сергия Радонежского. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
19 пятница Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
20 суббота Прпп. Фомы́ и Ака́кия. Прп. Евдоки́и, в инок. Евфроси́нии. Прпп. Сергия и Никона Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
21 воскре-сенье Неделя 4-я по Пятидесятнице. Явле́ние иконы Пресвятой Богородицы в Казани Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
22 поне-дельник Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
23 вторник Положение честной ризы Господа Иисуса Христа в Москве Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
24 среда Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
25 четверг Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 пятница Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
27 суббота Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
28 воскре-сенье Неделя 5-я по Пятидесятнице. Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Олег
29 поне-дельник Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
30 вторник Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
31 среда Мч. Емилиа́на Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.