Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот день, братья и сестры, приходится поздравлять себя и каждого из вас с именинами. У семинаристов принято в «День расслабленного» ёрничать над своей беспомощностью, ведь образ расслабленного касается каждого из нас. Это человек, который не может пошевелить перстом, чтобы привести себя ко Спасению. Так и мы с вами обещаем себе и Богу, а на деле, как тот расслабленный, «перстами» душевными пошевелить не можем.
Обратимся к тексту Евангелия, который даже при самом поверхностном чтении ставит перед нами колоссальные проблемы. Рассказ переполнен непостижимыми по сложности характерами, смыслами, непостижимыми по глубине вопросами и ответами.
Что мы узнаем из евангельского повествования? Есть человек, который длительное — очень длительное! — время находится без движения. Он лежит возле некоего водоема, чрезвычайно грязного, вонючего, через который проходят сотни, а может и тысячи овец. Нам это сложно представить, поскольку и с проточной водой у нас всё в порядке, и с гигиеной, и блага цивилизации у нас под боком. Но так случилось по Божьему промыслу, что купель эта оказывается святой и способной к исцелению. И лежит там великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды (Ин. 5, 3). Один раз в году в купели возникает возмущение воды и, как написано в Евангелии, сходит Ангел Господень. Представьте, что там в этот момент происходит! Какая масса людей вдруг оказывается в этом водоеме! Кто первый, тот «здрав бываже», получает исцеление.
И вот мы имеем человека, который многие годы лежит около купели. Мы можем представить, о чем он думает. 38 лет без движения, конечно, оптимизма не внушают. Призываю вдуматься в эту цифру: 38 лет! Мы часто, особенно в болезни, в ужасе вспоминаем, каким тяжелым был тот или иной год. А здесь 38 — и совсем не в таких условиях, на которые мы с вами жалуемся. И расслабленный смотрит, как другие исцеляются, а он при этом лежит и лежит, и перспективы его становятся всё туманнее. В конце концов мы признаем: у него вообще нет перспектив.
Если с точки зрения человеческой всё более-менее понятно, то с точки зрения вышнего — какой в этом смысл? Возникает вопрос: почему бы Господу не исцелять всех страждущих? Неужели Ему не хватит на всех благодати? Но раз Бог этого не делал — значит это почему-то невозможно. Почему же? Потому что если одновременно 50 (предположим) человек исцелятся, то последующая прогрессия будет увеличиваться экспоненциально. Потом 150 человек, а потом 1500 — и очень скоро больных в мире не останется. А почему бы и нет? Господу ведь это нетрудно! И здесь на первый план выходит понятие чуда и понятие о нашем бренном мире, о его природе, о котором мы рассуждали многократно. Чудо не может быть обычным, каждодневным явлением — тогда оно не было бы чудом и нам не на что было бы надеяться в нашем падшем мире.
А теперь вернемся к тому факту, что расслабленный ждал очень и очень долго. В овчей купели, у которой лежит человек, дан образ нашей жизни и нашего спасения. Мы чаще всего обращаем внимание на человека, который исцелился. Но важнее наше спасение. Чего оно стóит? Оно стóит жизни у этой овчей купели.
Если посмотреть несколько со стороны, можно понять, что мы с вами стенаем и мучаемся от ничтожных по сравнению с расслабленным обстоятельств. Совершенно ничтожных — но стенаем при этом страшно! А почему карьера не задалась? А почему меня никто не замечает? А почему у других счастье есть, а у меня нет? Почему меня не ценят и в грош мой авторитет не ставят? И все эти наши вопли идут к небу. А вот теперь спросим себя: в масштабе, сравнимом с только что изложенным Евангельским текстом, чего стоят наши мучения? Тут уместно вспомнить и Марию Египетскую, которой ко спасению понадобились 50 лет и пустыня. Как видим, с нашими проблемами несоизмеримо.
И вот несколько протрезвев и задумавшись, мы понимаем, что жизнь — сложная штука, а если применить к ней еще и меру спасения, то выясняется: от каких-то ничтожных перипетий и мнимых испытаний толку в спасении не будет. Никакого. Страдания развивают, они дают другое измерение и иное видение самого себя. Конечно, высшая категория — как у подвижников и благочестивых людей, который могут воспринимать с благодарностью и радостью самые тяжкие испытания, страдания и болезни. (Когда в тебе, к примеру, боль непрекращающаяся — как за это благодарить Господа?!) Состояние, когда ты уже настолько зришь Господа и понимаешь контекст своей жизни, когда знаешь, что без этого не обойтись и только в результате этого будет Парусия — Божественный мир и он окупит всё, приходит далеко не ко многим.
Давайте смерим свои испытания с теми годами расслабленного у овчей купели. О чем он думал эти годы? По логике вещей, он должен был находиться в крайней степени отчаяния. Но в таком случае к нему Господь бы не подошел. Значит при всех отчаяниях, которые его охватывали, все-таки он надеялся. Поэтому Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). Вот что дает несокрушимость в принятом подвиге жизни! Дорогу осилит идущий.
Нам необходимо к этому тексту возвращаться и примерять его на себя. И в первую очередь устыдиться воплей своих о том, что якобы «моя жизнь не задалась». Мы должны понимать, что если действительно хотим получить спасение, то нужно держать удары, иметь мужество, постоянство, крепость и твердость, которая продемонстрирована на примере этого параличного человека. Его модель жизни показывает нам, как стяжается Царство Небесное. Да, трудно. Да, нам кажется порой, что Спаситель не придет. Но предлагаю вновь обратиться к словам Евангелия и задуматься о своей жизни и о том, насколько мы тверды над всеми нашими бренными испытаниями — или, наоборот, слабы и падки на стенания, которые мешают Господу подойти к нам и совершить чудо. Помолимся и скажем: «Господи, благослови! А что не благословишь – на всё святая воля Твоя». Аминь.
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |