Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот день, братья и сестры, приходится поздравлять себя и каждого из вас с именинами. У семинаристов принято в «День расслабленного» ёрничать над своей беспомощностью, ведь образ расслабленного касается каждого из нас. Это человек, который не может пошевелить перстом, чтобы привести себя ко Спасению. Так и мы с вами обещаем себе и Богу, а на деле, как тот расслабленный, «перстами» душевными пошевелить не можем.
Обратимся к тексту Евангелия, который даже при самом поверхностном чтении ставит перед нами колоссальные проблемы. Рассказ переполнен непостижимыми по сложности характерами, смыслами, непостижимыми по глубине вопросами и ответами.
Что мы узнаем из евангельского повествования? Есть человек, который длительное — очень длительное! — время находится без движения. Он лежит возле некоего водоема, чрезвычайно грязного, вонючего, через который проходят сотни, а может и тысячи овец. Нам это сложно представить, поскольку и с проточной водой у нас всё в порядке, и с гигиеной, и блага цивилизации у нас под боком. Но так случилось по Божьему промыслу, что купель эта оказывается святой и способной к исцелению. И лежит там великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды (Ин. 5, 3). Один раз в году в купели возникает возмущение воды и, как написано в Евангелии, сходит Ангел Господень. Представьте, что там в этот момент происходит! Какая масса людей вдруг оказывается в этом водоеме! Кто первый, тот «здрав бываже», получает исцеление.
И вот мы имеем человека, который многие годы лежит около купели. Мы можем представить, о чем он думает. 38 лет без движения, конечно, оптимизма не внушают. Призываю вдуматься в эту цифру: 38 лет! Мы часто, особенно в болезни, в ужасе вспоминаем, каким тяжелым был тот или иной год. А здесь 38 — и совсем не в таких условиях, на которые мы с вами жалуемся. И расслабленный смотрит, как другие исцеляются, а он при этом лежит и лежит, и перспективы его становятся всё туманнее. В конце концов мы признаем: у него вообще нет перспектив.
Если с точки зрения человеческой всё более-менее понятно, то с точки зрения вышнего — какой в этом смысл? Возникает вопрос: почему бы Господу не исцелять всех страждущих? Неужели Ему не хватит на всех благодати? Но раз Бог этого не делал — значит это почему-то невозможно. Почему же? Потому что если одновременно 50 (предположим) человек исцелятся, то последующая прогрессия будет увеличиваться экспоненциально. Потом 150 человек, а потом 1500 — и очень скоро больных в мире не останется. А почему бы и нет? Господу ведь это нетрудно! И здесь на первый план выходит понятие чуда и понятие о нашем бренном мире, о его природе, о котором мы рассуждали многократно. Чудо не может быть обычным, каждодневным явлением — тогда оно не было бы чудом и нам не на что было бы надеяться в нашем падшем мире.
А теперь вернемся к тому факту, что расслабленный ждал очень и очень долго. В овчей купели, у которой лежит человек, дан образ нашей жизни и нашего спасения. Мы чаще всего обращаем внимание на человека, который исцелился. Но важнее наше спасение. Чего оно стóит? Оно стóит жизни у этой овчей купели.
Если посмотреть несколько со стороны, можно понять, что мы с вами стенаем и мучаемся от ничтожных по сравнению с расслабленным обстоятельств. Совершенно ничтожных — но стенаем при этом страшно! А почему карьера не задалась? А почему меня никто не замечает? А почему у других счастье есть, а у меня нет? Почему меня не ценят и в грош мой авторитет не ставят? И все эти наши вопли идут к небу. А вот теперь спросим себя: в масштабе, сравнимом с только что изложенным Евангельским текстом, чего стоят наши мучения? Тут уместно вспомнить и Марию Египетскую, которой ко спасению понадобились 50 лет и пустыня. Как видим, с нашими проблемами несоизмеримо.
И вот несколько протрезвев и задумавшись, мы понимаем, что жизнь — сложная штука, а если применить к ней еще и меру спасения, то выясняется: от каких-то ничтожных перипетий и мнимых испытаний толку в спасении не будет. Никакого. Страдания развивают, они дают другое измерение и иное видение самого себя. Конечно, высшая категория — как у подвижников и благочестивых людей, который могут воспринимать с благодарностью и радостью самые тяжкие испытания, страдания и болезни. (Когда в тебе, к примеру, боль непрекращающаяся — как за это благодарить Господа?!) Состояние, когда ты уже настолько зришь Господа и понимаешь контекст своей жизни, когда знаешь, что без этого не обойтись и только в результате этого будет Парусия — Божественный мир и он окупит всё, приходит далеко не ко многим.
Давайте смерим свои испытания с теми годами расслабленного у овчей купели. О чем он думал эти годы? По логике вещей, он должен был находиться в крайней степени отчаяния. Но в таком случае к нему Господь бы не подошел. Значит при всех отчаяниях, которые его охватывали, все-таки он надеялся. Поэтому Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). Вот что дает несокрушимость в принятом подвиге жизни! Дорогу осилит идущий.
Нам необходимо к этому тексту возвращаться и примерять его на себя. И в первую очередь устыдиться воплей своих о том, что якобы «моя жизнь не задалась». Мы должны понимать, что если действительно хотим получить спасение, то нужно держать удары, иметь мужество, постоянство, крепость и твердость, которая продемонстрирована на примере этого параличного человека. Его модель жизни показывает нам, как стяжается Царство Небесное. Да, трудно. Да, нам кажется порой, что Спаситель не придет. Но предлагаю вновь обратиться к словам Евангелия и задуматься о своей жизни и о том, насколько мы тверды над всеми нашими бренными испытаниями — или, наоборот, слабы и падки на стенания, которые мешают Господу подойти к нам и совершить чудо. Помолимся и скажем: «Господи, благослови! А что не благословишь – на всё святая воля Твоя». Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2023 года | |||||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
4 | суббота 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Ап. от 70-ти Архиппа |
Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня | 17-00 | иер.Александр | |||
6 | понед-к 2 седмицы |
Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
7 | вторник 2 седмицы |
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Соборование | 10-00 | Весь причт | |||
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | среда 2 седмицы |
Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
9 | четверг 2 седмицы |
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | пятница 2 седмицы |
Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
11 | суббота 2 седмицы |
Поминовение усопших. Свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Собор преподобных отец Киево-Печерских | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Валентин | |||
13 | понед-к 3 седмицы |
Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник 3 седмицы |
Прмц. Евдоки́и. Прп. Марти́рия Зеленецкого | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
15 | среда 3 седмицы |
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
16 | четверг 3 седмицы |
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
17 | пятница 3 седмицы |
Прп. Гера́сима, иже на Иорда́не. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота 3 седмицы |
Поминовение усопших. Мч. Ко́нона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Мчч. 42-х во Амморе́е. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Иконы Божией Матери «Благодатное Небо» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к 4 седмицы |
Крестопоклонная. Сщмчч. Василия, Ефрема | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник 4 седмицы |
Крестопоклонная. Святых сорока́ мучеников, в Севасти́йском е́зере мучившихся (перенос с 22 марта) | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | среда 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Урпасиана. Св. Кесария. Прав. Тарасия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Кодра́та и дружины его | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
24 | пятница 4 седмицы |
Крестопоклонная. Свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | суббота 4 седмицы |
Крестопоклонная. Поминовение усопших. Прп. Феофана. Свт. Григория Двоеслова. Прп. Симеона Нового Богослова | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Иоанн | |||
27 | понед-к 5 седмицы |
Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
28 | вторник 5 седмицы |
Мч. Ага́пия и иже с ним | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт |