Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 6-ю вайи, на Вербное воскресенье. О смысле Христова Воскресения. 13 апреля 2014 г.

Проповедь в Неделю 6-ю вайи, на Вербное воскресенье. О смысле Христова Воскресения. 13 апреля 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, в очередной год мы пришли к Вербному воскресенью, которое празднуется нами запредельно широко и глубоко, запредельно радостно. Всегда я указываю на внутреннюю контроверзу этого события, потому что сам по себе Вход Господень в Иерусалим в контексте событий с формальной точки зрения должен бы вызывать у нас печаль: вот вошел Господь в Иерусалим, вот кричат Ему «Осанна в вышних!», а потом те же, кто кричал, предают Его и распинают. Однако вопреки всему Вход в Иерусалим воспринимается нами по-другому, потому что в Вербном воскресенье мы имеем проекцию самой Пасхи и пришли мы сегодня на ее предпразднство. В дни предпразднствамы должны осуществить осмысление и понимание праздника,потому что когда сам праздник наступает, какие-то 8-10 часов проходит — и все, мы минуем эту грань и событие проходит, как мгновенье. А сейчас у нас есть возможность по существу глубоко подойти к празднику, вникнуть в него и принять всю благодать, которая в нем содержится. И сегодня мне хотелось бы задаться вопросом осмысления Пасхи. Почему именно пасхальная радость столь всеобъемлюща, почему так важна для русского народа? Не весь христианский мир так широко празднует Пасху: католики, протестанты делают несколько другие акценты — например, на Рождестве. А мы — на Пасхе. И сколько огромное у нас в народе количество людей понимает этот праздник именно как праздник — даже людей, далеко отстоящих от храма, даже тех, кто слышал-то только одно (зато самое важное) — «Христос Воскресе!». И в глубине прошлого нашей национальной истории тоже видим миллионы людей, которые всецело организовывали жизнь вокруг этого события и понимали его как главное в жизни. Так что же несет праздник Пасхи?

Для более контрастного понимания события хочу прибегнуть к иллюстрациям из физического мира. Мы знаем, что мир наш материальный — это мир законов. Знаем классическую физику Ньютона, квантовую физику предшествующего столетия — и при всех многочисленных законах есть один, братья и сестры, который к нашей теме имеет прямое отношение. Это так называемое второе начало термодинамики. Оно гласит об увеличивающейся мере хаоса по мере продвижения к концу нашей истории и к концу бытия Вселенной как таковой. Мера хаоса увеличивается и в конечном итоге всему подлежит тепловая смерть. Вроде бы все понятно. Но непонятно, почему некоторый факт жизни не согласен с этим законом. Сам факт смерти вызывает у нас внутренний протест. Все искусство —  литература, музыка, кинематограф — зациклено на двух-трех идеях: идее любви, идее рождения и идее смерти, смертного часа — как человек ведет себя, как готовится, как принимает свою смерть. Такое внимание к кульминации жизни есть свидетельство непреложного протеста, который вздымается в нашей душе. Даже элементарные организмы борются за существование, не принимают смерти. То есть, этот закон где-то не укладывается... Если бы он был естественным, если бы смерть была в порядке вещей, мы бы приняли ее. Но почему мы так нервничаем?

Жизнь, которая есть у нас, — уникальное явление во всех галактиках, которые нам известны или только предполагаемы нами. Оно уникально, но это полвопроса, потому что есть еще более уникальный факт — факт сознания, факт нашей души, которая являет еще один ярус над всей видимой жизнью. И наше сознание понимает, что увядание, тепловое или какое другое, неприемлемо. Факт сознания гласит, что его внутреннее ощущение несовместимо со смертью, и своим существованием свидетельствует, что есть некоторые предпосылки — как их называют в богословии и философии, онтологические, то есть, имеющие веские основания, — которые как раз и есть свидетельство самоей жизни как явления, опровергающего материально-фатальный расклад закономерностей. На что бы мы ни обратили внимание в смысле сознательно живого, везде найдем протест против смерти. Обратим взгляд на нашу современную цивилизацию. Она идет вперед, наращивает технологическое преимущество во всех сферах жизнедеятельности, этим всецело упоена и волевито сконцентрирована, соответственно направлена и прилагает огромный труд и созидание для того, чтобы в конечном итоге человечество не погибло, а продолжило эту жизнь. Есть множество предположений насчет того, как человечество будет существовать, когда энергоресурсы Земли кончатся, как можно будет переселиться на другие планеты, в другие галактики улететь… Но здесь возникает новая контроверза. Современная цивилизация разве не понимает, что такое второй закон термодинамики, что увеличение хаоса и тепловая смерть неизбежны? Все понимает: хотя универсальность этого закона некоторыми оспаривается, но пока в научном твердом обращении другого решения, кроме линейного окончания истории, просто не существует. И зная это, цивилизация все равно продолжает плодить конвульсивные усилия, чтобы как-то отдалить свой конец. Почему? Потому что она питается все тем же протестом жизни против смерти и никогда не остановится в попытке продолжить свою историю, замедлить стрелу времени в ее движении к концу.

Наши пращуры, предки имели свое решение этого вопроса, немного другое, не технологическое, конечно же. Все религии повествовали о Золотом веке, надеялись на то, что придет избавление. Идея Золотого века в том или ином виде встречается везде, но более ясное понимание его находим в ветхозаветной религии иудейского народа. Это связано с обетованием Адаму, пророкам и всему богоизбранному народу о том, что придет Искупитель. И мы с вами преемники этого обетования. Мы дождались. Дождались благой вести об Искупителе — как когда-то сказано было, Он пришел в мир и мир Его встретил. Христос пришел — и что принес нам, от чего избавил? Квинтэссенция Пришествия Христова есть не что иное, как дарование нам жизни, которую современная цивилизация и все наше существо взыскует. Во Христе эта внутренняя контроверза находит кульминацию и разрешение. Он принес благую весть о том, что существует инобытие и что чувство несовместимости внутреннего нашего существа со смертью правдиво. Не второе начало термодинамики, не оно, а то, что мы чувствуем, к чему стремимся, без чего жить не можем. И Он пришел и принес нам Воскресение. Это не идеализированная идея, не абстрактное размышление, не модель. Он просто прошел жизнь, Он умер и Он воскрес. И по Воскресении Он явился многим — так сказано в Священном Писании.

Давайте снова вспомним устремления нашей цивилизации, которая в своем техническом развитии думает только о себе, а о Христе вспоминает лишь на Пасху в контексте куличей. Что она стоит по сравнению с тем фактом, который дан нам в сердце? Ведь почему мы собрались здесь? Понимаем или не понимаем — вопрос второй, а первый — что мы чувствуем. Мы собрались здесь, потому что чувствуем. Что-то есть в нашем сердце, поэтому мы и приходим в храм и трудимся, стоим много часов, всю Страстную неделю будем стоять и молиться, и уставать будем страшно, но будем это делать, потому что тому есть онтологическая предпосылка, веские основания, коренящиеся внутри нашего естества, заложенные в наше бытие. Мелкость современных устремлений к будущей жизни на других планетах очевидна. Господь говорит о другом — о том, что будет другой век и что Он отрет всякую слезу от очей земли. Будет новый Иерусалим, новое время, новая земля и новое небо. И в совокупности всех этих устремлений человечества праздник Пасхи действительно должен быть центральным, ведь что может быть важнее. О часе смертном все только и толкуют. Он действительно главным является. И раз он главный, то и помнить о нем нужно постоянно, а не отодвигать на периферию, заходя в храм раз в году.

Итак, братья и сестры, в сегодняшний праздник Входа Господня в Иеручалим вспомним о воскрешении Лазаря Четверодневного. Лазарь потом все-таки умирает второй раз. И как и мы с вами, ждет второго и последнего Воскресения. Но факт его воскресения, которое Господь совершил, есть предвестник главного события, которое мы должны включить в свое сердце, понять, что мы, собственно, встречать будем, о чем молиться, чего взыскуем. И главное — чтобы мы в вечной жизни получили благо, а не зло, которое по делам нашим мы заслужили сполна. И дай Бог, чтобы в течение Страстной седмицы мы вновь и вновь всем своим существом приняли и выносили страдания Христа и Его искупление и приняли во всей грандиозности и космичности Его Воскресение, потому что оно есть для нас надежда вечной жизни. О том, чтобы подготовиться нам максимально к Пасхе Христовой, будем молиться в эту последнюю седмицу нашего поста. Помоги нам, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
30 поне-дельник Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года
1 вторник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 среда Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 четверг Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 пятница Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
5 суббота Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
6 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 поне-дельник Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
8 вторник Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
9 среда Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
10 четверг Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
11 пятница Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
12 суббота СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
13 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
14 поне-дельник Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
15 вторник Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
16 среда Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Полиелей 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
17 четверг Святых Царственных страстотерпцев Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 иер.ИОАНН
18 пятница ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
19 суббота Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.ИОАНН
20 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
21 поне-дельник ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
22 вторник Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
23 среда Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
24 четверг Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 пятница Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
26 суббота Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
27 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.ИОАНН
Литургия 10-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
28 поне-дельник Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
29 вторник Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 среда Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
31 четверг Мч. Емилиа́на Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
1 пятница Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
2 суббота Пророка Илии́ Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
3 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.