Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, в очередной год мы пришли к Вербному воскресенью, которое празднуется нами запредельно широко и глубоко, запредельно радостно. Всегда я указываю на внутреннюю контроверзу этого события, потому что сам по себе Вход Господень в Иерусалим в контексте событий с формальной точки зрения должен бы вызывать у нас печаль: вот вошел Господь в Иерусалим, вот кричат Ему «Осанна в вышних!», а потом те же, кто кричал, предают Его и распинают. Однако вопреки всему Вход в Иерусалим воспринимается нами по-другому, потому что в Вербном воскресенье мы имеем проекцию самой Пасхи и пришли мы сегодня на ее предпразднство. В дни предпразднствамы должны осуществить осмысление и понимание праздника,потому что когда сам праздник наступает, какие-то 8-10 часов проходит — и все, мы минуем эту грань и событие проходит, как мгновенье. А сейчас у нас есть возможность по существу глубоко подойти к празднику, вникнуть в него и принять всю благодать, которая в нем содержится. И сегодня мне хотелось бы задаться вопросом осмысления Пасхи. Почему именно пасхальная радость столь всеобъемлюща, почему так важна для русского народа? Не весь христианский мир так широко празднует Пасху: католики, протестанты делают несколько другие акценты — например, на Рождестве. А мы — на Пасхе. И сколько огромное у нас в народе количество людей понимает этот праздник именно как праздник — даже людей, далеко отстоящих от храма, даже тех, кто слышал-то только одно (зато самое важное) — «Христос Воскресе!». И в глубине прошлого нашей национальной истории тоже видим миллионы людей, которые всецело организовывали жизнь вокруг этого события и понимали его как главное в жизни. Так что же несет праздник Пасхи?
Для более контрастного понимания события хочу прибегнуть к иллюстрациям из физического мира. Мы знаем, что мир наш материальный — это мир законов. Знаем классическую физику Ньютона, квантовую физику предшествующего столетия — и при всех многочисленных законах есть один, братья и сестры, который к нашей теме имеет прямое отношение. Это так называемое второе начало термодинамики. Оно гласит об увеличивающейся мере хаоса по мере продвижения к концу нашей истории и к концу бытия Вселенной как таковой. Мера хаоса увеличивается и в конечном итоге всему подлежит тепловая смерть. Вроде бы все понятно. Но непонятно, почему некоторый факт жизни не согласен с этим законом. Сам факт смерти вызывает у нас внутренний протест. Все искусство — литература, музыка, кинематограф — зациклено на двух-трех идеях: идее любви, идее рождения и идее смерти, смертного часа — как человек ведет себя, как готовится, как принимает свою смерть. Такое внимание к кульминации жизни есть свидетельство непреложного протеста, который вздымается в нашей душе. Даже элементарные организмы борются за существование, не принимают смерти. То есть, этот закон где-то не укладывается... Если бы он был естественным, если бы смерть была в порядке вещей, мы бы приняли ее. Но почему мы так нервничаем?
Жизнь, которая есть у нас, — уникальное явление во всех галактиках, которые нам известны или только предполагаемы нами. Оно уникально, но это полвопроса, потому что есть еще более уникальный факт — факт сознания, факт нашей души, которая являет еще один ярус над всей видимой жизнью. И наше сознание понимает, что увядание, тепловое или какое другое, неприемлемо. Факт сознания гласит, что его внутреннее ощущение несовместимо со смертью, и своим существованием свидетельствует, что есть некоторые предпосылки — как их называют в богословии и философии, онтологические, то есть, имеющие веские основания, — которые как раз и есть свидетельство самоей жизни как явления, опровергающего материально-фатальный расклад закономерностей. На что бы мы ни обратили внимание в смысле сознательно живого, везде найдем протест против смерти. Обратим взгляд на нашу современную цивилизацию. Она идет вперед, наращивает технологическое преимущество во всех сферах жизнедеятельности, этим всецело упоена и волевито сконцентрирована, соответственно направлена и прилагает огромный труд и созидание для того, чтобы в конечном итоге человечество не погибло, а продолжило эту жизнь. Есть множество предположений насчет того, как человечество будет существовать, когда энергоресурсы Земли кончатся, как можно будет переселиться на другие планеты, в другие галактики улететь… Но здесь возникает новая контроверза. Современная цивилизация разве не понимает, что такое второй закон термодинамики, что увеличение хаоса и тепловая смерть неизбежны? Все понимает: хотя универсальность этого закона некоторыми оспаривается, но пока в научном твердом обращении другого решения, кроме линейного окончания истории, просто не существует. И зная это, цивилизация все равно продолжает плодить конвульсивные усилия, чтобы как-то отдалить свой конец. Почему? Потому что она питается все тем же протестом жизни против смерти и никогда не остановится в попытке продолжить свою историю, замедлить стрелу времени в ее движении к концу.
Наши пращуры, предки имели свое решение этого вопроса, немного другое, не технологическое, конечно же. Все религии повествовали о Золотом веке, надеялись на то, что придет избавление. Идея Золотого века в том или ином виде встречается везде, но более ясное понимание его находим в ветхозаветной религии иудейского народа. Это связано с обетованием Адаму, пророкам и всему богоизбранному народу о том, что придет Искупитель. И мы с вами преемники этого обетования. Мы дождались. Дождались благой вести об Искупителе — как когда-то сказано было, Он пришел в мир и мир Его встретил. Христос пришел — и что принес нам, от чего избавил? Квинтэссенция Пришествия Христова есть не что иное, как дарование нам жизни, которую современная цивилизация и все наше существо взыскует. Во Христе эта внутренняя контроверза находит кульминацию и разрешение. Он принес благую весть о том, что существует инобытие и что чувство несовместимости внутреннего нашего существа со смертью правдиво. Не второе начало термодинамики, не оно, а то, что мы чувствуем, к чему стремимся, без чего жить не можем. И Он пришел и принес нам Воскресение. Это не идеализированная идея, не абстрактное размышление, не модель. Он просто прошел жизнь, Он умер и Он воскрес. И по Воскресении Он явился многим — так сказано в Священном Писании.
Давайте снова вспомним устремления нашей цивилизации, которая в своем техническом развитии думает только о себе, а о Христе вспоминает лишь на Пасху в контексте куличей. Что она стоит по сравнению с тем фактом, который дан нам в сердце? Ведь почему мы собрались здесь? Понимаем или не понимаем — вопрос второй, а первый — что мы чувствуем. Мы собрались здесь, потому что чувствуем. Что-то есть в нашем сердце, поэтому мы и приходим в храм и трудимся, стоим много часов, всю Страстную неделю будем стоять и молиться, и уставать будем страшно, но будем это делать, потому что тому есть онтологическая предпосылка, веские основания, коренящиеся внутри нашего естества, заложенные в наше бытие. Мелкость современных устремлений к будущей жизни на других планетах очевидна. Господь говорит о другом — о том, что будет другой век и что Он отрет всякую слезу от очей земли. Будет новый Иерусалим, новое время, новая земля и новое небо. И в совокупности всех этих устремлений человечества праздник Пасхи действительно должен быть центральным, ведь что может быть важнее. О часе смертном все только и толкуют. Он действительно главным является. И раз он главный, то и помнить о нем нужно постоянно, а не отодвигать на периферию, заходя в храм раз в году.
Итак, братья и сестры, в сегодняшний праздник Входа Господня в Иеручалим вспомним о воскрешении Лазаря Четверодневного. Лазарь потом все-таки умирает второй раз. И как и мы с вами, ждет второго и последнего Воскресения. Но факт его воскресения, которое Господь совершил, есть предвестник главного события, которое мы должны включить в свое сердце, понять, что мы, собственно, встречать будем, о чем молиться, чего взыскуем. И главное — чтобы мы в вечной жизни получили благо, а не зло, которое по делам нашим мы заслужили сполна. И дай Бог, чтобы в течение Страстной седмицы мы вновь и вновь всем своим существом приняли и выносили страдания Христа и Его искупление и приняли во всей грандиозности и космичности Его Воскресение, потому что оно есть для нас надежда вечной жизни. О том, чтобы подготовиться нам максимально к Пасхе Христовой, будем молиться в эту последнюю седмицу нашего поста. Помоги нам, Господи. Аминь.
| 29 | среда | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 30 | четверг | Прор. Оси́и. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 31 | пятница | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на НОЯБРЬ 2025 года | |||||
| 1 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 21-по Пятидесятнице. Вмч. Арте́мия. Прп. Гаврии́ла Самтаври́йского. Прав. Арте́мия Веркольского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
| 3 | поне-дельник | Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского. Сщмч. Павли́на, архиеп. Могилевского. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 4 | вторник | ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Вечерня, утреня | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 5 | среда | Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иа́кова | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 6 | четверг | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Аре́фы и с ним 4 299 мчч. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 7 | пятница | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы. Прп. Марти́рия диакона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 8 | суббота | Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния. Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 22-по Пятидесятнице. Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 10 | поне-дельник | Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на. Свт. Дими́трия. Прп. И́ова | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 11 | вторник | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 12 | среда | Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Свт. Агафангела исп. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 13 | четверг | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апе́ллия и Аристову́ла | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 14 | пятница | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 15 | суббота | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония, Елпидифо́ра и Анемподи́ста. Шу́йской-Смоле́нской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-по Пятидесятнице. Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Гео́ргия в Ли́дде. Собор всех Бессребреников | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 17 | поне-дельник | Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея. Блж. Си́мона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 18 | вторник | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона, патриарха Московского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 19 | среда | Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского. Свт. Ге́рмана. Сщмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 20 | четверг | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря. Сщмч. Кири́лла | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 21 | пятница | СОБОР АРХИСТРАТИ́ГА МИХАИ́ЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. Арх. Гаврии́ла, Рафаи́ла и иже с ними | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 22 | суббота | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны. Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослу́шница». Прп. Феокти́сты. Свт. Некта́рия Эгинского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 24 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исп. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 25 | вторник | Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Ни́ла постника | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 26 | среда | Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 27 | четверг | Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григо́рия Пала́мы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 28 | пятница | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва Начало Рождественского поста |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 29 | суббота | Ап. и евангелиста Матфе́я. Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 30 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-по Пятидесятнице. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Никона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Се́ргия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 1 | поне-дельник | Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 2 | вторник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 3 | среда | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла. Прп. Диодо́ра | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 4 | четверг | ВВЕДЕ́НИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 5 | пятница | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфи́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||