Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Бывает, братья и сестры, что в нашем календаре один праздник наслаивается на другой. Сейчас неделя по Богоявлении, еще благодатное и влажное дыхание Крещенской воды стоит в храмах – и одновременно начинается подготовительная неделя Великого поста, Неделя о Закхее. Стоит сказать, что вообще-то подготовительные недели начались еще с прошлой – о слепом Вартимее. Иногда ее не приписывают к подготовительным, но митрополит Антоний Блум считал ее чрезвычайно важной, и в этом мнении есть резон, к которому следует прислушаться.
Так вот, теперь идет уже следующая неделя, и через нее дыхание Святого поста ощущается в полной мере. Часто приходится говорить о том, что центр православного мирочувствования – Великий пост. Это время делится на две практически равные части – подготовительный период и, собственно, сам Пост. По своей тематике и выстроенности подготовительный период ничем не уступает Посту, а логика и образы событий, которые изложены в евангельских зачалах в качестве примеров, впечатляет нас не менее сильно.
Сегодня получилась относительно редкая календарная «стыковка», и мы читали на службе Евангелие о Богоявлении и Евангелие о Закхее. Не прошел еще восторг и благодать Рождества Христова, Богоявления и Крещения Господня, но уже совсем близко Великий пост и надо перекладывать наш умственный взор на другие рельсы.
В чем суть Великого Поста? Прежде всего, это битва за человека. Процесс борьбы за человеческое в нас касается не только Церкви. Это общемировое явление. Мы видим, как человечество трудится над преобразованием природы и как здорово это получается: мы строим дома, летаем на самолетах, опускаемся в морские глубины, поднимаемся за облака – цивилизация идет вперед! Человечество работает над преобразованием природы не покладая рук, и результаты, действительно, видны.
Но есть другая, антропологическая сторона вопроса, где все гораздо сложнее. Вывести породу каких-то особенных улучшенных людей не получается в отличие от яблонь, например. Попытки улучшить нашу «породу», конечно, были –вспомните, например, как аристократы боролось за «чистоту рода»! Но результат этого весьма относителен, хотя на это были потрачены столетия. Другие попытки, как мы знаем, реализовывались посредством изменения социально-экономических условий. Результат был еще хуже.
Единственный шанс для человека стать «выше» и лучше – меняться самому. Но веками в этом процессе у нас наблюдается заунывно отрицательный результат. Причем, речь сейчас следует вести не об абстрактном «всем человечестве», а о нас самих, стоящих здесь сейчас, – так будет предметнее и насущнее. Ничего у нас с вами в духовном плане не получается – это тема нашего постоянного разочарования и уныния. Особенно к старости мы понимаем, что никакой эволюции внутри нас не получается, духовный рост – нулевой, а в физическая немощь растет с каждым днем. И смысла сражаться дальше за самого себя становится все меньше. Как ни печально, к старости мы в подавляющем большинстве становимся только хуже.
И здесь я хочу обратить ваше внимание на прецедент из сегодняшнего Евангелия. История о Закхее рассказывает об удивительном чуде из чудес. Но сначала – несколько слов вообще о чудесах. Часто мы, читая о чудесах Христовых, поражаемся их яркостью и расставляем приоритеты именно по этому признаку: в первую очередь мы выделяем чудеса, которые выразительны, очевидны, красивы, поражают воображение. Как насыщение хлебами, например. Столько сразу людей насытились! Или хождения по водам. Какое показательное чудо! Но на самом деле эти видимые чудеса занимают в Евангелии низшую ступень. Почему? Потому что здесь происходит всего лишь перераспределение, некая – пусть для нас и не очень очевидная – трансформация физических законов. Такие чудеса совершаются у нас на глазах достаточно часто. Например, если бы в 60-х годах мне в руки попал пульт от современного телевизора, я был бы поражен! Чудо! А все вполне объяснимо: волновое излучение, раздел в физике поля и больше ничего. Так и с другими «визуальными», назовем их так, чудесами. Господь их совершал в более совершенном, чем знакомая нам физика, плане и это действительно удивляет и поражает, но есть и чудеса, совершенные Им, которые гораздо важнее и выше в своей «чудодейственности». Таким чудом Господним высшего ранга является история Закхея. Здесь не просто отдельные физические законы преобразовываются – смещаются целые галактики. Меняется кардинально сам человек, а он, как мы помним, вселенная.
Коротко вспомним эту историю. Жил не тужил Закхей-мытарь, собирал дань, имел хороший дом, вкусно ел, мягко спал, занимал высокую ступень на социальной лестнице. Но однажды встретил на своем пути Господа нашего Иисуса Христа. Закхей, зная путь Спасителя и понимая, что Он должен пройти по этой дороге, устроился на дереве, чтобы хоть оттуда, но увидеть Христа. А Христос увидел самого Закхея! Казалось бы, обычная ситуация, но именно здесь происходит величайшее чудо. Нет, не накормил, не напоил, не изгнал бесов. Ничего, вроде бы, особенного не произошло. Просто вдруг Он поднял взгляд и обратился к Закхее: «Иди в дом свой, сейчас Я приду к тебе!». Что мы понимаем из этого очень краткого, незаметного обращения? Мы понимаем, что внутри Закхеи шла внутренняя работа. Когда она началась – нам неизвестно, но, как показывает итог, она оказалась напряженной и повлекла за собой внутреннее преобразование – что вообще-то невероятно трудно. Услышав о Христе, он пошел Ему навстречу. Закхей смог подняться над своими политическими, экономическими, социальными, психологическими шорами. В своей прошлой жизни он был закован в них в силу многих факторов, но смог их разрушить. Так же тяжело, как и нам, ему было выбраться из своей обжитой, уютной скорлупки социально-психологических координат. Но именно в тот момент, когда Господь, поднимает взор к Закхею, происходит это чудо из чудес. Все здесь незримо – ни грома с неба, ни хождения по водам, никаких видимых эффектов, но чудо! Человек перешел из своих духовно отрицательных констант, шаблонов в другое состояние, на другой уровень – он сумел измениться. Что говорит Закхей? «Половину имения своего раздам нищим». И Господь подтверждает, что сказанное тот выполнит. Потому что Закхей – грешный и обремененный страстями – сдвинулся с точки духовной статики и пошел к Богу.
И это дает, прежде всего, шанс нам. Мы знаем, что мы, стоящие в храме, совсем не праведники, а грешники. А значит, нам с вами Великим постом надо будет продолжить начатое великое сражение. Великое сражение за себя. Многие из нас начали его когда-то, одни раньше, другие позже. И мы обязаны это сражение продолжить. Даже если не можем – мы все равно должны сражаться. Невзирая ни на что, должны стремиться к изменению. Давайте же помолимся в эти подготовительные недели о том, чтобы Господь сумел преобразовать наше сознание и помочь нам в изменении свое души и своей жизни. Аминь.
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | вторник | Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
10 | четверг | Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
11 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
12 | суббота | СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | поне-дельник | Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | вторник | Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | среда | Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Полиелей | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
17 | четверг | Святых Царственных страстотерпцев | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
18 | пятница | ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | суббота | Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
21 | поне-дельник | ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
28 | поне-дельник | Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ |