Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, причудливое распределение евангельских зачал складывается в удивительно органичную систему развития какой-то проблемы. В прошлое воскресенье я вам предложил поразмышлять на глобальную тему Божественного и личного в связи со словами Спасителя, когда Он апостолов, а через апостолов — всех нас, призвал быть ловцам человеков, провозвещать дело Его. В связи с этим на прошлой проповеди я развивал контроверзу о личном и Божественном, которые сталкиваются иногда в непримиримом противоречии. Сегодня эта же тема развивается в евангельском зачале, которое мы только что слышали (Мф. 6, 22–33). Апория, которая звучала в прошлое воскресенье, у нас снова проявляется необычайно насущно.
Божественное и личное здесь выражается в служении двум господам. Господь сказал: Не можете Богу работати и мамоне. Та же логическая сложность... Обычно ее упрощают, рассматривая образ мамоны примитивно и плоско. Например, променял человек храм Божий на казино: вместо того чтобы на всенощное бдение пойти, пошел играть — значит, явно он служит мамоне. Но не только об этом вел речь Господь. Конечно, и об этом тоже, но на самом деле проблема куда более глубока и есть куда более серьезные прецеденты нашего выбора между двумя господами, — когда равные ценности сталкиваются между собой, не позволяя принять однозначное решение. Ведь вы отдаете себе отчет, что в этом мире кроме маленькой кучки, которая собралась под этим куполком, есть тысячи и тысячи людей, которое даже не слышали о такой проблеме. А если и слышали, то косвенно: по статистике, у нас до 70% православных, но православие их номинально. И они не задумываются над вопросом о служении двум господам, а ведь сегодняшняя тема предполагает прочтение всему роду человеческому, ее применимость универсальна, она относится ко всем. И ведь правда: вопрос выбора стоит перед каждым. Только перед людьми светскими звучит он не в категориях собственно религиозных, а в категориях бытовых. Контроверза служения двум господам — везде и всюду, и за ней стоит самоя истина, для нас — довольно конкретная, потому что для Самоя Истина есть Христос.
Сколько вам приходилось слышать, братья и сестры, как жена кричит, что муж постоянно на работе и в семье не появляется. Это означает, что он выбирает между господами. Если мужчина действующий, не тунеядец, который лежит дома перед телевизором, то он действительно пропадает на работе, творчески и профессионально соблюдает определенные правила нашей действительности и вырваться из нее правда не может — иначе лишается заработка и участия в сетевых отношениях, выдворяется на периферию, ложится на диван и начинает смотреть телевизор и вызывать новые недовольства жены — уже по поводу того, что он ничего не делает и нужно устраиваться на работу. Это выражение универсальных категорий истинности двух господ и непростого выбора между ними. При описании этого явления возьмем достойные сферы приложения усилий — например, творчество. Художник, писатель, режиссер денно и нощно осуществляет свою творческую потенцию, — а где же семья его? Но ведь если бы Иванов не написал «Явление Христа народу», а Суриков — «Боярыню Морозову», то не было бы Третьяковской галереи… В виду этих примеров, которые можно приводить бесконечно, мы понимаем, как непроста проблема выбора. Как же не разменять Христа, как выбрать Его, когда дело действительно серьезно и вполне можно ошибиться?
Выше я уже говорил, что когда человек от лени не ходит в храм, тут все просто, тут нет выбора двух господ. Он давным-давно выбрал — и не Христа. Мы говорим о более сложных вещах. Перед людьми воцерковленными часто ставится выбор между собственно служением Богу и семейными обязанностями, которые вступают в страшный конфликт, если, например, домашние его живут другими ценностями. «Почему ты, — в конечном итоге это звучит именно так, — ушел к Богу, а нас бросил? Бог тебе, оказывается, дороже, чем мы?»… Разве Бог этого хочет? Хочет, чтобы ты ушел из семьи, разрушил ее? Колоссально трудно понять, как поступить правильно, когда раздирается ткань наших отношений с ближними, особенно когда читаем Христовы слова: Не приидох воврещи мир, но мечь (Мф. 10, 34). Страшные слова, которые ясно и точно говорят о том, что выбирать в конечном итоге мы должны Христа.
Как же сделать этот выбор? Возьмем такой пример: вы приходите на книжный развал и пытаетесь выбрать книгу достойную, различить подлинно ценное чтиво от вредного, которое только введет в заблуждение. Здесь нет признака однозначного, по которому выбрать: по шикарному ли переплету, твердому или мягкому, по формату — этого недостаточно, для принятия решения должна быть совокупность признаков. Мы смотрим на автора, на содержание, на издательство и библиографию. Плюс — нужна некая компетенция в этой теме. А так как компетенцией мы часто не обладаем, нужен консультант, который поможет выбрать. Так же и в духовных и бытовых вопросах.
Первое, что поможет нам сделать безошибочный выбор, — авторитет и голос Церкви. Церковь — это Священное Предание, это святоотеческое наследие, это совокупность огромного наследия творчества писателей духовных. Голос Церкви необходимо слушать, слышать и следовать ему. Второе — собственный духовный опыт и некий здравый смысл, когда ты на основе их чувствуешь, какое решение верное. И третье — опытные люди, которые могут дать совет. Совокупность этих признаков дает нам выбор решения, в основе которого всегда должна быть молитва и обращение к Богу: «Помоги мне быть верным Тебе, но и не расстраивать близких, помоги решить эту проблему».
От нас сейчас требуется, братья и сестры, вчитаться в сегодняшнее евангельское зачало и понять, что другого ответа здесь нет — Христос призвал служить Себе и никому другому. И мы должны стремиться к этому, чтобы в совокупности своего жизненного пути предъявить потом Господу: «Я все-таки к Тебе пришел, как бы ни метался между мамоной и Тобой, я все-таки Тебя обрел». Дай Бог, чтобы мы, придя к Нему, именно так и сказали. Это непростое решение, непростое дело и ошибиться каждый может и многие действительно предают Господа — иногда даже по высоким мотивам, которые придумывают себе. Дай Бог, чтобы этого не случилось, чтобы мы смогли прийти в нашу истинную гавань, имя которой — Христос. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |