Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, причудливое распределение евангельских зачал складывается в удивительно органичную систему развития какой-то проблемы. В прошлое воскресенье я вам предложил поразмышлять на глобальную тему Божественного и личного в связи со словами Спасителя, когда Он апостолов, а через апостолов — всех нас, призвал быть ловцам человеков, провозвещать дело Его. В связи с этим на прошлой проповеди я развивал контроверзу о личном и Божественном, которые сталкиваются иногда в непримиримом противоречии. Сегодня эта же тема развивается в евангельском зачале, которое мы только что слышали (Мф. 6, 22–33). Апория, которая звучала в прошлое воскресенье, у нас снова проявляется необычайно насущно.
Божественное и личное здесь выражается в служении двум господам. Господь сказал: Не можете Богу работати и мамоне. Та же логическая сложность... Обычно ее упрощают, рассматривая образ мамоны примитивно и плоско. Например, променял человек храм Божий на казино: вместо того чтобы на всенощное бдение пойти, пошел играть — значит, явно он служит мамоне. Но не только об этом вел речь Господь. Конечно, и об этом тоже, но на самом деле проблема куда более глубока и есть куда более серьезные прецеденты нашего выбора между двумя господами, — когда равные ценности сталкиваются между собой, не позволяя принять однозначное решение. Ведь вы отдаете себе отчет, что в этом мире кроме маленькой кучки, которая собралась под этим куполком, есть тысячи и тысячи людей, которое даже не слышали о такой проблеме. А если и слышали, то косвенно: по статистике, у нас до 70% православных, но православие их номинально. И они не задумываются над вопросом о служении двум господам, а ведь сегодняшняя тема предполагает прочтение всему роду человеческому, ее применимость универсальна, она относится ко всем. И ведь правда: вопрос выбора стоит перед каждым. Только перед людьми светскими звучит он не в категориях собственно религиозных, а в категориях бытовых. Контроверза служения двум господам — везде и всюду, и за ней стоит самоя истина, для нас — довольно конкретная, потому что для Самоя Истина есть Христос.
Сколько вам приходилось слышать, братья и сестры, как жена кричит, что муж постоянно на работе и в семье не появляется. Это означает, что он выбирает между господами. Если мужчина действующий, не тунеядец, который лежит дома перед телевизором, то он действительно пропадает на работе, творчески и профессионально соблюдает определенные правила нашей действительности и вырваться из нее правда не может — иначе лишается заработка и участия в сетевых отношениях, выдворяется на периферию, ложится на диван и начинает смотреть телевизор и вызывать новые недовольства жены — уже по поводу того, что он ничего не делает и нужно устраиваться на работу. Это выражение универсальных категорий истинности двух господ и непростого выбора между ними. При описании этого явления возьмем достойные сферы приложения усилий — например, творчество. Художник, писатель, режиссер денно и нощно осуществляет свою творческую потенцию, — а где же семья его? Но ведь если бы Иванов не написал «Явление Христа народу», а Суриков — «Боярыню Морозову», то не было бы Третьяковской галереи… В виду этих примеров, которые можно приводить бесконечно, мы понимаем, как непроста проблема выбора. Как же не разменять Христа, как выбрать Его, когда дело действительно серьезно и вполне можно ошибиться?
Выше я уже говорил, что когда человек от лени не ходит в храм, тут все просто, тут нет выбора двух господ. Он давным-давно выбрал — и не Христа. Мы говорим о более сложных вещах. Перед людьми воцерковленными часто ставится выбор между собственно служением Богу и семейными обязанностями, которые вступают в страшный конфликт, если, например, домашние его живут другими ценностями. «Почему ты, — в конечном итоге это звучит именно так, — ушел к Богу, а нас бросил? Бог тебе, оказывается, дороже, чем мы?»… Разве Бог этого хочет? Хочет, чтобы ты ушел из семьи, разрушил ее? Колоссально трудно понять, как поступить правильно, когда раздирается ткань наших отношений с ближними, особенно когда читаем Христовы слова: Не приидох воврещи мир, но мечь (Мф. 10, 34). Страшные слова, которые ясно и точно говорят о том, что выбирать в конечном итоге мы должны Христа.
Как же сделать этот выбор? Возьмем такой пример: вы приходите на книжный развал и пытаетесь выбрать книгу достойную, различить подлинно ценное чтиво от вредного, которое только введет в заблуждение. Здесь нет признака однозначного, по которому выбрать: по шикарному ли переплету, твердому или мягкому, по формату — этого недостаточно, для принятия решения должна быть совокупность признаков. Мы смотрим на автора, на содержание, на издательство и библиографию. Плюс — нужна некая компетенция в этой теме. А так как компетенцией мы часто не обладаем, нужен консультант, который поможет выбрать. Так же и в духовных и бытовых вопросах.
Первое, что поможет нам сделать безошибочный выбор, — авторитет и голос Церкви. Церковь — это Священное Предание, это святоотеческое наследие, это совокупность огромного наследия творчества писателей духовных. Голос Церкви необходимо слушать, слышать и следовать ему. Второе — собственный духовный опыт и некий здравый смысл, когда ты на основе их чувствуешь, какое решение верное. И третье — опытные люди, которые могут дать совет. Совокупность этих признаков дает нам выбор решения, в основе которого всегда должна быть молитва и обращение к Богу: «Помоги мне быть верным Тебе, но и не расстраивать близких, помоги решить эту проблему».
От нас сейчас требуется, братья и сестры, вчитаться в сегодняшнее евангельское зачало и понять, что другого ответа здесь нет — Христос призвал служить Себе и никому другому. И мы должны стремиться к этому, чтобы в совокупности своего жизненного пути предъявить потом Господу: «Я все-таки к Тебе пришел, как бы ни метался между мамоной и Тобой, я все-таки Тебя обрел». Дай Бог, чтобы мы, придя к Нему, именно так и сказали. Это непростое решение, непростое дело и ошибиться каждый может и многие действительно предают Господа — иногда даже по высоким мотивам, которые придумывают себе. Дай Бог, чтобы этого не случилось, чтобы мы смогли прийти в нашу истинную гавань, имя которой — Христос. Аминь.
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |