Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сейчас Церковь открыто общается с общественной средой, чего не было в прошлом веке и начале этого тысячелетия, и сегодняшняя наша евангельская притча (Мф., 22, 1–14) получает все большее и большее значение, потому что говорит о таких вещах, на фоне которых сейчас разворачивается жизнь нашего народа. Мы наблюдаем за тем, как Церковь приходит в школу, в младшие и средние классы, надеясь повлиять на самое важное в народе — на его детей. И наблюдаем, как школа этому противодействует. Причем, противодействуют не ученики. Почему противодействуют учителя, понятно: советские власти понимали важность светского образования, потенциал его влияния на судьбу страны, поэтому все прошлое столетие учителям в сторону Церкви даже смотреть было нельзя. И хотя сейчас учительский состав во многом сменился, атмосфера сохраняется: школа — отдельно, Церковь — отдельно. Но важно сопротивление не столько учителей, сколько родителей. А почему они сопротивляются?..
Приточный материал, который мы сегодня рассматриваем, отвечает на этот вопрос, но отвечает на соответствующем уровне, очень глубоком. Напомню тем, кто невнимательно слушал (хотя, надеюсь, таких нет в этом храме), что речь в притче идет о званых и избранных, помимо которых есть еще и другие — те, кто не пришел вовсе. Один современный проповедник, священник Георгий Завершинский, приводит такой образ: скульптор берет глыбу мрамора и вытачивает из него фигуру, а стружку, которая остается после, выбрасывает. То есть, есть «стружка», есть те, кого позвали, но не впустили… Многие соблазняются этим — мол, как Господь может допустить такую несправедливость, неравенство? А мы сразу должны вспоминать о Всеблагости Божией. У христианина сомнений никаких на этот счет быть не может — мы ясно видим Его Вселюбящий лик. Значит, значение этого деления не так жестоко-очевидно. Вспомним: царь устроил брачный пир и пригласил на него близких своих, но те не пришли и тогда он пригласил других, а вместе с ними пришли и злые, те, кого хозяин вообще не хотел бы видеть, и он очень жестокими словами велел им уйти — то есть, видимо, провинились они сильно. О чем тут на самом деле идет речь и кто мы есть в этих делениях? Очевидно, что Господь обращается в притче ко всему миру. И Церковь обращается ко всему нашему народу: Приидите на браки. То есть, на Литургию, конечно же. Сначала эта притча говорилась для избранного народа, который пригласили на вечерню Господню и остаться с Ним. Затем уже было обращение к язычникам и всем прочим — внешним, которые тоже были приглашены. И к нашему народу Господь обратился: Приидите… Он зовет всех нас. А кто приходит?.. Оказывается, многие просто-напросто не хотят прийти и небрегше отидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя…
Применив эту притчу во всем объеме к себе, мы не сможем не согласиться, что и сами часто меняем свой христианский долг на долг этому миру. Размышляем: «Скучно, трудно, да и зачем тратить единственный выходной… Поедем-ка лучше на дачу!». А если кто не согласен — бой. В моей пастырской практике одна из страшных бед — когда муж говорит жене: «Куда пошла, сиди дома!». Или жена говорит мужу. Когда она осталась дома, а он ушел в храм, или он остался, она ушла. Перед нами древняя интрига: те, кого позвали, отказываются идти ко Христу... И где в этой истории мы? Мы стоим здесь, в храме. То есть, мы — те званые, которые пришли. Ну ладно, пришли. Это первый шаг. Но как далеко зашли мы, насколько задержались здесь? И действительно ли с благодарностью приняли приглашение Господне? И нет ли на нашей совести того страшного, за что Господь вверз во тьму кромешную и тех, кто пришел, — небрачных одежд? Антоний Сурожский говорит, что небрачная одежда есть не что иное, как состояние души пришедшего, который воспользовался приглашением, но духовного участия в пиршестве не имел. Да, почему бы не прийти, даром не попотчеваться? Наелся — и пропади все пропадом. Это страшно, братья и сестры. Мы всегда читаем молитву перед причастием: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи». Но сознаем ли серьезность этих слов? Не сознаем, потому что, даже будучи призванными, готовимся к таинству спустя рукава, участвуем в нем халатно. И это еще что — халатно! Самое страшное — когда подходим к причастию с гордыней, со страстями, обидами. Ведь в нашей жизни, что в частной, что в приходской — сплошные обиды всех на вся. Я у одного парня спросил недавно: «Ты почему не ешь?». «Да мне в храме такое сказали, что аппетит пропал». Хорошо, что у него хватило самосознания, он все понял, все простил, все забыл и теперь уже уписывает обед за обе щеки. Но, чаще всего, происходит наоборот. Обижаемся смертельно...
Так вот, мы, стоящие здесь, разве в брачных одеждах стоим? Нет. И редко мы их надеваем, братья и сестры. Сколько в нас вражды, зависти, приблудных помыслов, которые даже и чистую одежду очернили бы — не то что нашу. И вопрос Господа, заданный в притче: Друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? — обращен ко всем нам. Потому что если мы, христиане, не в брачной одежде ко Христу приходим — то как к Нему придут другие? Они не придут вовсе, и виноваты в этом будем мы. И в том, что родители не хотят, чтобы их дети учились Закону Божиему в школах, тоже мы виноваты. И этот вопль Божий о званых и избранных здесь и сейчас решает все. Ближайшие десять лет определят, в какую сторону пойдет основная часть населения нашей страны. Те христианствующие, которых тоже позвали и которые услышали зов, — отзовутся ли на него и станут ли избранными? Потому что ведь все призваны к избранничеству. Обижаться, что тебя не позвали, что ты не нужен, — это все бесовские придумки, которые заглушают в нас голос Божий. А давайте, братья и сестры, все-таки прислушаемся к Нему. Притча, которую мы слушали сегодня, должна определять вектор нашего отношения и ответственности не только за самих себя, за своих детей, но и за весь мир. Зададим себе каждый вопросы: сколько раз нас звали и сколько раз мы откликались? Сколько раз слышали зов и делали вид, что не слышали его?.. Результаты совсем не в нашу пользу будут. Ох не в нашу. Потому что откликнуться — не только показаться в храме, совсем не это. Откликнуться — это провозгласить миссию Христову там, где только можно, но не по-сектански, а по-православному: молитвой, трудом и, прежде всего, личным духовным примером. Помоги, Господи, тому, чтобы избранными стали все и все могли достойно участвовать в торжестве любви, которое осуществляет евхаристия, ведь Господь предал Себя всего за каждого из нас и ждет, что каждый ответит Ему в полной мере. Помоги нам, Господи, ответить Тебе. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2023 года | |||||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт | |||
1 | суббота 5 седмицы |
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Мчч. Хриса́нфа и Да́рии. Прп. Симеона Псково-Печерского | Литургия пом.: отцы |
08-00 | прот.Валентин |
Иоанн, Алексий | |||||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
2 | воскре-сенье | Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных. Прмч. Евфросина Синозерского, Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Алексий | |||
3 | понедель-ник, ваий | Прп. Иакова. Прп. Пахомия. Прп. Серафима Вырицкого | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
4 | вторник, ваий | Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
5 | среда, ваий | Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | четверг, ваий | Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии. Свт. Артемия | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
7 | пятница, ваий | Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России |
Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
8 | суббота 6 седмицы, ваий |
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла | Литургия пом.: отцы |
08-00 | прот.Валентин |
Иоанн, Алексий | |||||
Всенощное бдение, исповедь | ВХ 18-00 НХ |
прот.Валентин иер.Алексий иер.Иоанн прот.Георгий |
|||
9 | ВЕРБНОЕ воскре-сенье | Неделя ваий (цветоносная). Вход Господень в Иерусалим. Мц. Матро́ны Солу́нской. Сщмч. Ирине́я | Литургия Исповедь |
ВХ 07-00 НХ |
иер.Алексий прот.Валентин иер.Иоанн прот.Георгий |
Литургия Исповедь: отцы |
10-00 | прот.Валентин | |||
Иоанн, Алексий | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.Алексий | |||
10 | Великий Поне-дельник | Страстна́я седмица. Прп. Иларио́на. Прп. Стефа́на | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
11 | Великий Вторник | Страстна́я седмица. Мчч. Марка, Кирилла и иных многих. Прпп. Марка, Ионы и Корнилия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
12 | Великая Среда | Страстна́я седмица. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
13 | Великий Четверто́к | Страстна́я седмица. Воспоминание Тайной Вечери. Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Прп. Ипатия | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня 12 Евангелий | 18-00 | Весь причт | |||
14 | Великий Пято́к | Страстна́я седмица. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Марии Еги́петской. Прп. Евфимия | Царские Часы | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня. Вынос Плащаницы | 13-00 | Весь причт | |||
Утреня. Погребение Плащаницы | 18-00 | Весь причт | |||
15 | Великая Суббота | Страстна́я седмица. Прп. Ти́та чудотворца | Литургия пом. |
07-00 | прот.Валентин Весь причт |
Освящение куличей и пасох с 08-00 до 20-00 | |||||
8.00—11.30 | иер.Иоанн | ||||
11.30—14.00 | прот.Валентин | ||||
14.00—17.00 | прот.Георгий | ||||
17.00—20.00 | иер.Алексий | ||||
Чтение Деяний апостольских в 21-30 | |||||
Полунощница. Канон Великой Субботы | ВХ 23-20 НХ |
прот.Валентин иер.Алексий прот.Георгий иер.Иоанн |
|||
16 | воскре-сенье | СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА | Пасхальная утреня Литургия | ВХ 00-00 НХ |
прот.Валентин иер.Алексий прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий |
|||
Литургия Исповедь |
10-00 | иер.Алексий прот.Валентин |
|||
Пасхальная вечерня | 17-00 | иер.Алексий | |||
17 | поне-дельник | Светлая седмица, сплошная. Прпп. Иосифа песнописца и Георгия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
18 | вторник | Светлая седмица, сплошная. Иверской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
19 | среда | Светлая седмица, сплошная. Свт. Евтихия. Свт. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
20 | четверг | Светлая седмица, сплошная. Прп. Гео́ргия. Прп. Дании́ла | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | пятница | Светлая седмица, сплошная. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» | Литургия Водосвятный молебен |
08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня Раздробление артоса | 18-00 | прот.Валентин | |||
22 | суббота | Суббота Светлой седмицы. Мч. Евпсихия. | Литургия Раздача артоса пом.: |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
23 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
24 | поне-дельник | Сщмч. Антипы. Прп. Иакова. Свт. Варсонофия, еп. Тверского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | Радоница вторник |
Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп. Парийского. Иконы Божией Матери, именуемой «Муромская» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
26 | среда | Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
27 | четверг | Свт. Марти́на исп., папы Римского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
28 | пятница | Апп. от 70 Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
29 | суббота | Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Симеона, еп. Персидского. Прп. Акакия, еп. Мелитинского. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр |