Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Об эсхатологической перспективе. 3 ноября 2013 г.

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Об эсхатологической перспективе. 3 ноября 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, вчера было событие, имеющее для православной Церкви очень большое значение, характеризующее особенности национального духа, его литургической интуиции и эсхатологической перспективы. Я говорю о Дмитриевской родительской субботе (от имени князя Дмитрия Донского, возглавлявшего русские войска в Куликовской битве). Как вы знаете, это было серьезное испытание для нации, население центральных княжеств было вырезано, и страшная потеря поставила перед сознанием народа — литургическим, в частности — вопрос о спасении полегших в битве воинов, и их стали поминать. То есть, есть два плана бытия: мы с вами здесь, в этой реальности, действенно активны, созидательны, а в другом, пассивном духовном плане отшедшие от нас люди не могут меняться — но мы, живущие, можем повлиять на это, прося Бога, чтобы Он изменил их состояние в лучшую сторону. Это свойственно именно русскому началу, в котором необычайно сильно ощущение перспективы конца, эсхатологической перспективы: в родительских субботах в православных церквях-сестрах такой масштаб поминовения отсутствует, он значительно более скромный (за исключением, может быть, Сербской Церкви).

Обозначенная мной тема навеяна не только вчерашним поминовением, но и сегодняшним евангельским чтением (Лк., 16, 19–31). Только что мы слышали бездонную в своем таинственном значении, притчу, в которой есть поверхностный план и глубинный. Часто соотношение бедности Лазаря и достатка богача сводится к клише: как хорошо быть бедным — в загробном мире за это будут лелеять, — и как плохо быть богатым. Но ведь прямой зависимости бедности и спасения, богатства и погибели души не было и нет. Это в СССР активистам экономическо-бандитского толка, с обостренным чувством социальной справедливости, пришло в голову сделать всех бедными — якобы, тогда жить будет попроще. И вот СССР представлял собой бедных людей: даже прослойка номенклатуры, владевшей большими активами, была достаточно ограниченной и не была достаточно богатой. Тогда было много людей завидующих, с огромным потенциалом социального иждивенчества, плоды которого мы сейчас пожинаем: из ближнего зарубежья к нам едут толпы, потому что наши работать не хотят. В этом смысле мы сейчас похожи на американцев: они тоже не хотели работать и завезли себе чернокожих, которые потом устроили им хорошую встряску. Мы идем по тому же пути. Но вопрос не в этом, а в том, что прямой зависимости благополучия духовного и неблагополучия материального нет. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на другое, на религиозное значение притчи, в котором она переросла самою себя. Это значение заключается в диалоге богача и Авраама. Богач видит Лазаря на лоне Авраама и просит Авраама омочить перст в воде и охладить его пылающие уста. На это Авраам отвечает веско: «Пропасть великая воздвигнута между вами и нами. Я не могу охладить твои пылающие уста». И вот у нас формулируется контроверза, глубокая и трудная. С одной стороны — факт пропасти, с другой — противоположный факт многовекового поминовения усопших, которое представляет собой верование Церкви в то, что пропасть преодолеть все-таки можно. В этой контроверзе как в капле воды отражается вся динамическая сложность христианства, открывающего колоссальные возможности перед личностью, потому что все-таки есть такие средства, инструменты у Церкви, которые могут сделать бывшее небывшим. Например, таинство покаяния: без покаяния — безысходность, через покаяние Церковь открывает перспективу вечного света.  Плюс — мы ведь для чего-то молимся, просим Бога, радеем… Если бы это было пусто, неужели Церковь столько веков призывала бы нас продолжать молитву? Эти два непримиримых, на первый взгляд, противоречия — «нельзя перейти пропасть», «можно перейти» — разрешаются в Божественном промысле, в Его уме, который нам не дано понять по самому факту его запредельности. Мы можем сделать только вывод из этого: нужно слушать и Священное Писание, и Церковь Христову, и пытаться решить проблемы своей греховности здесь и сейчас, чтобы не оказаться на месте богача, и в то же время не оставлять молитв за родных, которые, возможно, именно на месте богача и оказались.

Сама наша молитва на родительскую субботу бесценна. Не только потому, что мы молимся за тех, с кем связаны узами крови, дружбы, любви, но и потому, что, когда молимся, актуализируем свое бытие, себя сублимируем, себя поднимаем на другую высоту. И так бывает горько, когда народ Божий, приходя в храм, оставляет записки, а сам отходит в страну далече, надеясь, что в Церкви все сделают за него. Действительно, мы, маленькая кучка собравшихся здесь, сделаем. Но другие, которые отошли?.. Когда есть объективные предпосылки, можно, действительно, написать записку — как бы поручить молитву. Но всегда ли объективные причины есть? Как часто за записками стоит халатность и лень или перераспределение ценностей, когда менее важным оказывается предстояние перед Богом, а более важными — повседневные дела, за которыми мы совсем забываем о том, что эсхатон-то нас ведь тоже ждет...

Братья и сестры, диалог богача и Авраама всегда должен звучать в нашей душе: мы тоже окажемся перед этой пропастью, и как бы хотелось, чтобы оказались не внизу, в инфернуме, в адских муках, а наверху, чтобы на лоне Авраамовом нас пригрели хоть чуть-чуть, хотя бы с краюшку. От нас требуется вектор нашего отношения к будущему своему и своих близких менять по мере сил и возможностей, выстраивать в ином направлении — пока не поздно. Ведь как часто бывает, что поезд ушел, а мы бегаем, суетимся, кричим: «О, если бы мы знали!..». А ведь мы знаем. Священное Писание и опыт Церкви — реальная помощь нам, ответ на вопль богача. Помните его последнюю просьбу: «Пришли кого-нибудь, чтобы предупредить братьев моих»? Авраам отвечает, что это бесполезно, что если бы кто и воскрес из мертвых, это бы не помогло. Тем не менее, вопреки отрицательному речению Авраама, Христос воскресает. Приходит к нам и рассказывает все. И сегодня в притче опять рассказывает. Да воспримем Его слова во всей глубине, которую Он пытается нам вновь и вновь передать и которая так поверхностно нами воспринимается. Давайте помолимся о том, чтобы Воскресший Спаситель наш Иисус Христос умудрил нас, и вразумил, и поддержал, и чтобы мы место богача сменили на место Лазаря — не тогда, когда будем уже бездействовать и надеяться на молитвы наших любимых, но сейчас. В этом помоги нам, Господи. Аминь. 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года
28 суббота Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
29 воскре-сенье Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Покрову
17-00 иер.Иоанн
30 поне-дельник Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 вторник Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
2 четверг Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
3 пятница Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
4 суббота Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
5 воскре-сенье Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист блж. Ксении
17-00 иер.Николай
6 поне-дельник Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 вторник Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 среда Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 четверг Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
10 пятница Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
11 суббота Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
12 воскре-сенье Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Прп. Сергию
17-00 прот.Олег
13 поне-дельник Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
14 вторник Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
15 среда Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
16 четверг Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 пятница Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора Литургия 08-00 иер.Николай
Парастас 18-00 Весь причт
18 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии
Поминовение усопших
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
19 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Спасителю
17-00 прот.Георгий
20 понед-к Сырный Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 вторник Сырный Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 среда Сырная Мч. Никифора Часы, вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
23 четверг Сырный Сщмч. Харала́мпия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
24 пятница Сырная Сщмч. Вла́сия Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий
25 суббота Сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
26 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Чин прощения 17-00 Весь причт
27 понед-к
1 седмицы
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Валентин
28 вторник
1 седмицы
Ап. от 70-ти Они́сима Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Георгий
1 среда
1 седмицы
Мчч. Памфила и иже с ним Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Иоанн
2 четверг
1 седмицы
Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Алексий
3 пятница
1 седмицы
Свт. Льва, папы Римского.  Прп. Космы Яхромского Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня
Общая исповедь
18-00 Весь причт
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.