Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Об эсхатологической перспективе. 3 ноября 2013 г.

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Об эсхатологической перспективе. 3 ноября 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, вчера было событие, имеющее для православной Церкви очень большое значение, характеризующее особенности национального духа, его литургической интуиции и эсхатологической перспективы. Я говорю о Дмитриевской родительской субботе (от имени князя Дмитрия Донского, возглавлявшего русские войска в Куликовской битве). Как вы знаете, это было серьезное испытание для нации, население центральных княжеств было вырезано, и страшная потеря поставила перед сознанием народа — литургическим, в частности — вопрос о спасении полегших в битве воинов, и их стали поминать. То есть, есть два плана бытия: мы с вами здесь, в этой реальности, действенно активны, созидательны, а в другом, пассивном духовном плане отшедшие от нас люди не могут меняться — но мы, живущие, можем повлиять на это, прося Бога, чтобы Он изменил их состояние в лучшую сторону. Это свойственно именно русскому началу, в котором необычайно сильно ощущение перспективы конца, эсхатологической перспективы: в родительских субботах в православных церквях-сестрах такой масштаб поминовения отсутствует, он значительно более скромный (за исключением, может быть, Сербской Церкви).

Обозначенная мной тема навеяна не только вчерашним поминовением, но и сегодняшним евангельским чтением (Лк., 16, 19–31). Только что мы слышали бездонную в своем таинственном значении, притчу, в которой есть поверхностный план и глубинный. Часто соотношение бедности Лазаря и достатка богача сводится к клише: как хорошо быть бедным — в загробном мире за это будут лелеять, — и как плохо быть богатым. Но ведь прямой зависимости бедности и спасения, богатства и погибели души не было и нет. Это в СССР активистам экономическо-бандитского толка, с обостренным чувством социальной справедливости, пришло в голову сделать всех бедными — якобы, тогда жить будет попроще. И вот СССР представлял собой бедных людей: даже прослойка номенклатуры, владевшей большими активами, была достаточно ограниченной и не была достаточно богатой. Тогда было много людей завидующих, с огромным потенциалом социального иждивенчества, плоды которого мы сейчас пожинаем: из ближнего зарубежья к нам едут толпы, потому что наши работать не хотят. В этом смысле мы сейчас похожи на американцев: они тоже не хотели работать и завезли себе чернокожих, которые потом устроили им хорошую встряску. Мы идем по тому же пути. Но вопрос не в этом, а в том, что прямой зависимости благополучия духовного и неблагополучия материального нет. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на другое, на религиозное значение притчи, в котором она переросла самою себя. Это значение заключается в диалоге богача и Авраама. Богач видит Лазаря на лоне Авраама и просит Авраама омочить перст в воде и охладить его пылающие уста. На это Авраам отвечает веско: «Пропасть великая воздвигнута между вами и нами. Я не могу охладить твои пылающие уста». И вот у нас формулируется контроверза, глубокая и трудная. С одной стороны — факт пропасти, с другой — противоположный факт многовекового поминовения усопших, которое представляет собой верование Церкви в то, что пропасть преодолеть все-таки можно. В этой контроверзе как в капле воды отражается вся динамическая сложность христианства, открывающего колоссальные возможности перед личностью, потому что все-таки есть такие средства, инструменты у Церкви, которые могут сделать бывшее небывшим. Например, таинство покаяния: без покаяния — безысходность, через покаяние Церковь открывает перспективу вечного света.  Плюс — мы ведь для чего-то молимся, просим Бога, радеем… Если бы это было пусто, неужели Церковь столько веков призывала бы нас продолжать молитву? Эти два непримиримых, на первый взгляд, противоречия — «нельзя перейти пропасть», «можно перейти» — разрешаются в Божественном промысле, в Его уме, который нам не дано понять по самому факту его запредельности. Мы можем сделать только вывод из этого: нужно слушать и Священное Писание, и Церковь Христову, и пытаться решить проблемы своей греховности здесь и сейчас, чтобы не оказаться на месте богача, и в то же время не оставлять молитв за родных, которые, возможно, именно на месте богача и оказались.

Сама наша молитва на родительскую субботу бесценна. Не только потому, что мы молимся за тех, с кем связаны узами крови, дружбы, любви, но и потому, что, когда молимся, актуализируем свое бытие, себя сублимируем, себя поднимаем на другую высоту. И так бывает горько, когда народ Божий, приходя в храм, оставляет записки, а сам отходит в страну далече, надеясь, что в Церкви все сделают за него. Действительно, мы, маленькая кучка собравшихся здесь, сделаем. Но другие, которые отошли?.. Когда есть объективные предпосылки, можно, действительно, написать записку — как бы поручить молитву. Но всегда ли объективные причины есть? Как часто за записками стоит халатность и лень или перераспределение ценностей, когда менее важным оказывается предстояние перед Богом, а более важными — повседневные дела, за которыми мы совсем забываем о том, что эсхатон-то нас ведь тоже ждет...

Братья и сестры, диалог богача и Авраама всегда должен звучать в нашей душе: мы тоже окажемся перед этой пропастью, и как бы хотелось, чтобы оказались не внизу, в инфернуме, в адских муках, а наверху, чтобы на лоне Авраамовом нас пригрели хоть чуть-чуть, хотя бы с краюшку. От нас требуется вектор нашего отношения к будущему своему и своих близких менять по мере сил и возможностей, выстраивать в ином направлении — пока не поздно. Ведь как часто бывает, что поезд ушел, а мы бегаем, суетимся, кричим: «О, если бы мы знали!..». А ведь мы знаем. Священное Писание и опыт Церкви — реальная помощь нам, ответ на вопль богача. Помните его последнюю просьбу: «Пришли кого-нибудь, чтобы предупредить братьев моих»? Авраам отвечает, что это бесполезно, что если бы кто и воскрес из мертвых, это бы не помогло. Тем не менее, вопреки отрицательному речению Авраама, Христос воскресает. Приходит к нам и рассказывает все. И сегодня в притче опять рассказывает. Да воспримем Его слова во всей глубине, которую Он пытается нам вновь и вновь передать и которая так поверхностно нами воспринимается. Давайте помолимся о том, чтобы Воскресший Спаситель наш Иисус Христос умудрил нас, и вразумил, и поддержал, и чтобы мы место богача сменили на место Лазаря — не тогда, когда будем уже бездействовать и надеяться на молитвы наших любимых, но сейчас. В этом помоги нам, Господи. Аминь. 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 суббота Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
30 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты
Заговенье на Петров пост 
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем Святым 17-00 иер.Николай
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июль 2024 года
1 поне-дельник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
2 вторник Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
3 среда Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 четверг Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
5 пятница Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
6 суббота Мц. Агриппи́ны. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Артемия. Свт. Германа Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Алексий
7 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
8 поне-дельник Прмц. Февро́нии. Свв. блгвв. Петра́ и Февро́нии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 вторник Прп. Дави́да. Ти́хвинской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
10 среда Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
11 четверг Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
12 пятница Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
13 суббота Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Алексий
14 воскре-сенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр
15 поне-дельник Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
16 вторник Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 17-00 поот.Георгий
17 среда Святых Царственных страстотерпцев Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
18 четверг Прп. Сергия Радонежского. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
19 пятница Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
20 суббота Прпп. Фомы́ и Ака́кия. Прп. Евдоки́и, в инок. Евфроси́нии. Прпп. Сергия и Никона Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
21 воскре-сенье Неделя 4-я по Пятидесятнице. Явле́ние иконы Пресвятой Богородицы в Казани Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
22 поне-дельник Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
23 вторник Положение честной ризы Господа Иисуса Христа в Москве Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
24 среда Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
25 четверг Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 пятница Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
27 суббота Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
28 воскре-сенье Неделя 5-я по Пятидесятнице. Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Олег
29 поне-дельник Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
30 вторник Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
31 среда Мч. Емилиа́на Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.