Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, предлагаю вам сосредоточиться не на основном зачале воскресного чтения, которое мы каждый год обсуждаем, а на втором, посвященном мученикам (Лк. 12, 2–11) и связанном с основополагающей категорией нашего духовного жития — с понятием греха. Понятие это в нашем обращении является самым распространенным и насущным, и давайте сосредоточим ум на нем в контексте таинственных слов Христа о хуле на Духа Святаго, которые не всегда нам понятны.
Часто применительно ко греху строится не очень грамотный, но достаточно последовательный силлогизм, как это называется в логике. Первое положение — человек понимает, что грех есть погибель, второе положение — нет человека без греха, и третье, вывод силлогизма: если у каждого есть грех, а грех — погибель, то каждый из нас обречен на погибель. При этом есть положение о том, что надо бороться с грехом и побеждать его, но мы постоянно пробуем это делать, и совершенно безуспешно, постоянно повторяем на исповеди одно и то же — и в глазах наших появляется фатальная безысходность, усиленная этим силлогизмом. И вот встречаешь православного человека на улице — безутешного, со взглядом, опущенным долу, разуверившегося в своих силах. Остается только наложить на себя руки — и дело с концом, если бы не категорический запрет Церкви на такое решение проблемы. В итоге получаем тупиковую ситуацию: нужно жить, а нормально жить не можешь. И вот в метро православного человека видят за версту: раз грешен, а значит, обречен, значит потухшие глаза, неопрятный вид и общая безысходность облика внешнего и внутреннего.
Все логично, кроме суждения Спасителя в сегодняшнем евангельском зачале. Он сказал удивительную вещь, братья и сестры: И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится (Лк. 12, 10). Если разберем это сколько-нибудь последовательно и вдумчиво, поймем, что Христос прибегает к очень сильному выражению: брань на Христа, восстание на Него — что, казалось бы, больше? А Он говорит, что есть большее. Он обращается к максимальной категории неспроста — говорит, что даже если кто сильно согрешит (как народ русский в 20-м столетии, и мы отчасти тоже, — на 70-й год 20-го столетия по статистике в нашей стране было 94% атеистов), — все это может проститься при известных условиях покаяния. Раз такой грех может проститься, то все остальное тем паче.
Оказывается, действительно существует определенная градация, качественные отличия грехов: есть смертные грехи, есть грехи-прегрешения. И даже смертные грехи прощаемы. Дело здесь в понимании, что есть грех, как с ним бороться и какие он имеет последствия. Основной грех — не обман, воровство и так далее, а то, что ты становишься единым с грехом. Когда отождествляешься с грехом — это фатально, это есть соприродное родство так называемое. Но если имеешь дистанцию от греха, понимаешь, что он чужд тебе, и борешься с ним, то, как говорит Господь, всегда есть надежда на то, что будешь прощен.
Например, согрешил человек с наркотиками раз, два, пять — это обратимо, а вот если 5 лет употребляет героин — понятно, что сделал свой выбор и останавливаться не собирается, и это есть хула на Духа Святаго. В славянском переводе это грех означенный Господом дано обще, что крайне сущает потому что, по сути, каждым своим действием мы гневим Духа Святаго: перекрестимся не так — уже хула. Однако Господь подразумевает другое: хула на Духа Святаго есть отождествление с грехом, когда ты знаешь — обратите внимание, — что Бог есть, а кричишь, что нет Его. Это сознательная работа на сатану. В ХХ-веке наши люди были по большей части атеистами, но это было не столько злонамерено, сколько ошибка, а Господь всегда дает нам право на ошибку, вернее, не право, а возможность ошибки. Кто ничего не делает, тот не ошибается. Как только начинаешь делать, начинаешь ошибаться — и это есть путь, по которому мы должны пройти.
Любой оголтелый атеист может свою веру отстаивать, и это не будет последним грехом, а последним будет, например, случай, о котором на занятиях в Московской Духовной Академии рассказывал нам профессор Алексей Ильич Осипов про своего однофамильца. Тот в 60-х гг. был известным профессором Ленинградской Академии, и советская власть предприняла там попытки сманивания профессоров, была хрущевская компания, и этот Осипов, который специализировался на Ветхом Завете, отрекся от Христа. Как на него надавили, неизвестно, но он отрекся, ушел из Академии и стал выступать с атеистическими лекциями. Алесей Ильич задавался вопросом — неужели такой авторитетный профессор с таким блестящим образованием не знал, что ничего нельзя доказать? Не будем осуждать, но это близко к тому, что имел в виду Христос. Почему профессор отрекся — это один вопрос, что подвигло его к дальнейшей агитации — другой, и вот со вторым вопросом куда сложнее, чем с первым.
Этот случай запомнился мне со студенческой скамьи, но есть примеры и более близкие к нам по времени. Например, сатанинские секты. Пентаграмма перевернутая вызывает ужас у православных, да и оторопь у атеистов — сложно понять, как можно заниматься такими вещами. Чаще всего сатанисты — просто полоумные, неврастеники или шизофреники. Особенно неврастеники — они вылечиваются, интерес к темным силам проходит и получается, что это была как бы некая блажь. Но мы вынуждены признать, что среди них есть люди с нормальной психикой, которые выбор сделали осознанно. И это феномен запредельной хулы на Духа Святаго — они знают, что Бог есть, но коснеют в вере в сатану.
Теперь наше резюме. Все сказанное дает нам представление о градации грехов и о том, что рано нам приходить в отчаяние. Из проповеди в проповедь рефреном провожу мысль о том, что сама греховность наша не есть повод захлопнуть книгу жизни и никогда ее не открывать, а наоборот — повод вновь и вновь исправлять свои ошибки, как когда-то учились мы в школе русскому языку: сначала совершенная безграмотность, а затем что-то начало проступать, так и здесь будет. Братья и сестры, обратимся сегодня к удивительному речению Господа, Который дает нам в руки инструментарий нашего понимания сути греха, возведем очи наши от дола отчаяния и поднимем небу, вдохновимся энергией созидания своей души, а не погребения ее и приложим усилия для своего спасения. Аминь.
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АПРЕЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 5-я Великого поста. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
7 | поне-дельник | БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла | Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | ||
8 | вторник | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН | |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Среда 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Четверг 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
11 | пятница | Пятница 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Суббота 6-й седмицы, ва́ий. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение ВХ | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение НХ | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя ва́ий (цветоно́сная, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ |
Литургия НХ | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия ВХ | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
14 | поне-дельник | Страстна́я седмица. Великий Понедельник | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня. | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Страстна́я седмица. Великий Вторник | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня. | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | среда | Страстна́я седмица. Великая Среда | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
17 | четверг | Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕ́ЧЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. ЧТЕНИЕ 12-ти ЕВАНГЕЛИЙ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
18 | пятница | Страстна́я седмица. Великий Пято́к. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ | 13-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
19 | суббота | Страстна́я седмица. Великая Суббота Освящение куличей и пасох: |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
8.00-11.30 иер.Иоанн/ 11.30-14.00 прот.Валентин/ 14.00-17.00 прот.Георгий/ 17.00-20.00 иер.Алексий | |||||
Чтение Деяний апостольских | 21-30 | ||||
Полунощница. Канон Великой Субботы 23:20 | ВЕРХНИЙ ХРАМ: прот.ВАЛЕНТИН, о.АЛЕКСИЙ | ||||
НИЖНИЙ ХРАМ: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Светлое Христово Воскресение. ПАСХА | Литургия ВХ | 00-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия НХ | 00-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Пасхальная вечерня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | поне-дельник | Понедельник Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
22 | вторник | Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Среда Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Четверг Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой | Литургия Водосвятный молебен | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника» | Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | ||
26 | суббота | Суббота Светлой седмицы | Литургия раздача артоса | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́ Антипасха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
28 | поне-дельник | Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | вторник | РА́ДОНИЦА. Поминовение усопших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
30 | среда | Сщмч. Симео́на. Прп. Ака́кия. Прп. Зоси́мы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН |