Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. О предпосылках к духовной жизни. 8 сентября 2013 г.

Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. О предпосылках к духовной жизни. 8 сентября 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня я хотел бы поразмышлять об очень простых вещах, которые напоминают нам о духовной жизни. Духовная жизнь, как я много раз говорил, является основой того, для чего мы собрались здесь. Это ось, вокруг которой все вращается. Однако мы к ней (к духовной жизни) не только не приближаемся, но и представление имеем очень приблизительное. Поэтому свою задачу я всегда вижу в том, чтобы дать о духовной жизни себе и другим хотя бы некоторое понятие, чтобы мы могли ощутить, что таковая есть и в какой мере отпадения от нее мы находимся, почувствовать жажду духовности, без которой мы ни к какой тихой гавани не приплывем.

Сегодня у нас два Евангелия. Второе — богородичное, в связи со Сретением иконы Владимирской Божией Матери, а первый материал, приточный, являет собой емкий, символический текст, насыщенный до крайности образами. Господь неспроста прибегает к форме притчи: в краткие предложения Ему удается заложить огромные слои смысла, которые могут привести нас к совершенно удивительным открытиям.

На лекциях в воскресной школе я всегда обращаю внимание слушателей на речение известного западного теолога, Харвея Кокса, не православного, но достаточно точно обозначающего социально-богословские и философские проблемы. Он говорит о том, что в жизни человечества были разные эпохи, и возрастания, и падения, но во все эпохи прошлого в процессе постижения эссенциальности бытия, познание его сути заставляла мыслителей вращаться вокруг идеи Бога. Открывали они Его, исследовали ли, пытались ли разложить Его на составляющие, анализировать, ставили ли под сомнение Его существование, обретали ли Его — в разных менталитетах это происходило по-разному, со своей спецификой — но это было, повторяю, все было вокруг Него. Сколько тысячелетий человечество билось над идеями познания сущего через Первосущее! Но наступила эпоха, когда ось наших размышлений стала другой.

Сейчас, как много раз я говорил, все вертится у нас не вокруг Бога, а вокруг идеи прибавочной стоимости. Вопрос только в деньгах, больше ни в чем. Они являются центром притяжения. Парадокс парадоксом: оказалось, что человечеству не так интересна идея Первосущего, эссенция бытия как-то растворилась, выяснилось, что суть устремления нашей жизни — накопление денежных знаков. Мозги усохли, потому что категории бренного материального бытия и высокого, хотя бы теоретически идеального, несравнимы. Как бы мы наше тело ни любили, каким бы хорошим оно ни было, белки, углеводы, рефлексы — все это однозначно. А вот свобода духа имеет вариаций много больше… Сложность этих пространств сама по себе несопоставима. Так получилось, что мы живем сейчас белками и углеводами, а не духом. Сколько это продлится — Бог знает. Может быть, этим и закончится все в мире. А может быть, произойдет не одичание духовное, а просветление, может быть, опять обратятся к Первосущему и ось истории изменится и все вернется на круги своя. Будем надеяться, что природа нашего естества как образа Божия понудит нас к этому вернуться.

А пока вернемся к приточному материалу, который тоже обращается не к высоким заоблачным сферам, а к приземленным (и в этом совершенно очевидно просматривается гениальность евангельского благовестия, способного обращаться к самым неожиданным областям жизни). Фабула истории, которую мы только что слышали, проста. Нашим современным языком, она повествует о мужике, который взял ссуду в банке миллиона на полтора, машину купил, катается в свое удовольствие, долги отдавать не собирается. В конце концов, его вызывают в суд, предписывают машину ликвидировать и имущество описать, потому что проценты набежали. Но мужик нанял адвоката, кого-то уговорил, упросил и получил отсрочку. А через неделю встретился с пьяницей-соседом Петей, которому год назад пять тысяч дал, и вдруг вспомнил эти пять тысяч, и сразу «ем его довляше», взял его за глотку. Вот и весь сегодняшний приточный рассказ. И теперь очень важный вопрос — где мы с вами в этой притче? Ведь если в Евангелии об этом написано, если нам с вами с амвона это читает самоя Церковь (а Церковь — тело Христово), то по определению мы все здесь есть, надо просто отыскать. Конечно, если начнем смотреть буквально, то ничего не найдем — кто-то финансовых долгов вообще не делает, кто-то про банк вообще ничего не знает, а про ссуду и подавно и так далее. Но не обязательно же нам мыслить так примитивно-вербально. Сама форма притчи идиоматически образна, и, если хорошенько посмотрим, то увидим здесь аналогию не только с нашими денежными отношениями и материальными (дележом наследства каким-нибудь), но и с отношениями между людьми в целом. Если во всем объеме нашего отношения межчеловеческого посмотрим на эту притчу, то увидим себя в ней ясно, как в зеркале. Каждый из нас, углубившись внутрь себя, вдруг обретет самое страшное и тяжелое, о чем говорит здесь Господь.

Говорит Он, что духовных отношений между нами вообще нет, а есть только нарушение элементарных процессов, именно элементарных, когда обычная логика здравого смысла не работает. Давайте вспомним себя и проверим на простейших ситуациях: кто-то не убрал со стола, ты кричишь страшно, а потом делаешь то же самое; в храме учишь — «не смейте разговаривать», а сам начинаешь трепаться через 15 минут. Когда мы все это вдруг за собой заметим, останется только сказать: «Ох, Господи, что же делаю я? И к чему я вообще пригоден?». Ведь мы так раздражаемся по поводу косолапой походки ближнего своего, хотя сами ровно пройти не можем! Господь на это и указывает: какая даже элементарная духовная жизнь может быть, если мы и простую логику человеческих отношений не выполняем? Разве мы больны, или глупы, или примитивны? Сами мы можем что-то такое о себе сказать, но как только услышим подобные замечание от посторонних, все вздымается в нас, голову сносит от возмущения и несправедливости. Ведь мы-то справедливые, конечно, и требуем справедливости везде и всюду. Раз так, то давайте скажем честно: даже речи о том, чтобы выполнять самые простые требования духовной жизни, у нас нет.

Возьмем пример из физики и представим, что вдруг электроны перестали двигаться однонаправленно. Тогда не будет ни света, ни тепла, и мы будем возмущаться — «как же так, этого не может быть, это нехорошо!». Но если мы в своей духовной жизни вот этих электронов однонаправленных не можем выстроить, что тогда говорить?.. Господь нам, каждому, напоминает этой притчей: «Будь немножко шире, умей простить, умей забыть, умей сопоставить с самим собой», — вот что Он говорит. Только что на суде у царя был человек, который ему должен доверху, и он был прощен, и, выйдя, тотчас же, куда меньшее не простил! Ни о какой широте души, ни о какой снисходительности речи нет, и получается ситуация нежизнеспособная, когда два грешных человека едят друг друга поедом, один другого, третий четвертого, пятый шестого — везде одна агрессия, везде одно неприятие. И при этом можно находиться в церкви, и говорить о высоком, о вере, и возмущаться всеми.

Понимаю, есть исключение: когда тот, кто указует, — сам величайший аскет с чистыми помышлениями и с абсолютно выполненными правилами. Тогда еще могло бы это работать, но первое — такого непогрешаемого примера мы не найдем, и второе — если он вдруг и случается, а такие в истории Церкви есть, то никогда не будет вести себя так неподобно. Если есть святость, то есть и широта души, есть способность снизойти к слабостям другого. А со слабостями мы мириться не хотим (если это не наши слабости, конечно). В этой притче Господь призывает: «Смирись, человек, со своими слабостями и со слабостями ближнего своего, а потом уже задумывайся о чем-то большем». Сегодня я хочу обратить наше внимание — мое в частности — себе внутрь и спросить себя: насколько я выполняю то, что спрашиваю с других, с чем не согласен, что меня так страшно раздражает в других — почему меня это не раздражает в себе? Давайте задумаемся об этом в объеме требования Господа к нам — а требует Он, чтобы мы способны были прощать и быть чуточку выше наших страстей. Помолимся и попросим Господа о том, чтобы страсти наши иногда унимались, чтобы мы могли немножечко над ними подняться и сообразовать свои требования со своими возможностями и с пониманием Божиего замысла о наших отношениях с Ним, с самими собой и с ближними нашими. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
 
29 вторник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
30 среда Попразднство Успения. Мч. Мирона Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 четверг Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года
1 пятница Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
2 суббота Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
3 воскре-сенье Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Николай
4 поне-дельник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
5 вторник Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
6 среда Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 четверг Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Полиелей 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 пятница Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
9 суббота Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
10 воскре-сенье Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение 17-00 прот.Валентин, д.Николай
11 поне-дельник Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
12 вторник Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
13 среда Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
14 четверг Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
15 пятница Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
17 воскре-сенье Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Александр
18 поне-дельник Прор. Захарии и прав. Елисаветы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
19 вторник Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
20 среда Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
21 четверг Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
22 пятница Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
23 суббота Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
24 воскре-сенье Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий
25 поне-дельник Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
26 вторник Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения  Креста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
27 среда Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
28 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии Литургия 08-00 иер.Иоанн
Полиелей 18-00 прот.Валентин
30 суббота Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
1 воскре-сенье Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн, иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.