Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь на Антипасху. О становлении веры. 12 мая 2013 г.

Проповедь на Антипасху. О становлении веры. 12 мая 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, сегодня, на Антипасху, празднуется неделя о уверении Фомы, которая подает нам для размышлений очень трудную, противоречивую, необычайно контрастную тему, связанную с фактом Воскресения и становления христианства. Стоит заметить, что Господь совершенно парадоксальным образом не облегчает труд апостолов, которые в крестном пути становления своей веры претерпевают грандиозные испытания. Сам по себе факт Воскресения очевидно беспрецедентен: несмотря на то, что Господь неоднократно в течение Своей жизни говорил апостолам, что так всё и произойдет и Он воскреснет в третий день, всё равно это было для них запредельным, они слушали, но воспринять не могли, и по Воскресению в головах у них наступила полная сумятица. Известие Жен-мироносиц о том, что гроб пуст, повергает их в совершеннейший шок, и начинают они бросаться из огня в полымя, от полного отчаяния до удивительного озарения крепчающей веры. Разность этих потенциалов разрывает и соединяет души апостолов, тщедушные тельца этих двенадцати (семьдесят разбежались сразу же после этой страшной трагедии — на первый взгляд трагедии). Но, повторюсь, Господь не облегчает путь становления их веры — метафизически запредельный акт Его Воскресения остается как бы спрятанным Им. Ну что, казалось бы, стоило Спасителю сделать Воскресение публичным? Изменить чуть время, собрать толпу... Но только ночь, только сонные легионеры, которые никоим образом в дальнейшем не свидетельствуют о том, что видели. Мы знаем, что священники угрожали им, подкупали их — но разве соразмерно это тому, свидетелями чего они стали? Наверное, они всё-таки говорили об этом, но потом, а сейчас Господь никак не проявляет Своего Воскресения, хотя это и помогло бы становлению христианства. Представляете — в сиянии Христос возносится из гроба! Что может свидетельствовать о Нем более достоверно, грандиозно? Однако апостолы лишены этого знания, и тяжесть подозрения в погибели всего дела раздавливает их. Помните, апостол Петр отрешенно говорит: …иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою (Ин. 21: 3) Надо представлять, каким тоном он это сказал! Всё. Будущая жизнь с Учителем, на которую они надеялись, вдруг рушится и ничего не остается более, как вернуться к прежней бытовой рутине, кормлению семьи, обеспечению своего существования, вернуться к рыбалке. Нам с вами тоже знакомы эти повороты от озарения надежды к полному отчаянию (причем у нас-то эти повороты происходят по гораздо более незначащим причинам — из-за недугов разных, карьерных забот), они свойственны человеческой природе. Были свойственны и апостолам. 

Я всегда задумывался над природой веры и домостроительства, созидания этой веры Спасителем. На рассматриваемом нами отрезке евангельской истории ярко проявляется то, что Господь дает событиям естественный ход. Ни мизинцем Он не влияет на преференции для апостолов, и мы наблюдаем чистый процесс становления их веры, когда после известия мироносиц они преисполняются надежды, а по приходу Фомы теряют ее. Фома — скептик, рационалист — говорит: «Да, конечно, они видели… привидение, и ничего больше». Говорит то, что мы все — родители, наставники, духовники — часто говорим своим пасомым: «Не допускайте того, чтобы эмоциональный фон превалировал над трезвенностью духа, потому что как только он возобладает — всё, начинаются галлюцинации, измышления, гиперболы, мы свою эмоциональную сферу, свои переживания и хотения усваиваем высшему и искажаем его». Фома так и заявляет: «С этими женщинами понятно, что с них возьмешь, но вы-то, вы! Давайте подумаем трезво. Вот я пока не увижу, и слышать ни о чем не хочу». 

Снова у апостолов падение, ломка, страшная закалка идет. Но именно через эту закалку и осуществляется становление их веры. Помните, после Пятидесятницы никаких сомнений у них больше нет и их сердца горят надеждой и желанием разрешиться и быть со Христом (Филип. 1:23) — представляете, какой силы мотивация за этим стоит! Фома вкладывает свою лепту в становление апостольского духа и самой веры. У каждого из нас происходит тот же процесс становления, но кто-то трусит, убегает от него, а кто-то идет навстречу и крепнет. Поэтому мы должны помнить о примере апостолов и не впадать преждевременно в отчаяние, которое часто у нас от малодушия и объективной слабости веры бывает. 

Однако Христос, как видно из примера Фомы, с поразительной чуткостью и любовью снисходит до этой слабости. Фома как бы провоцирует Христа на то, чего, казалось бы, Ему не следует делать, потому что путь апостолов — путь чистой веры — более правилен. Тем не менее, Христос является ученикам и Фоме в частности, и говорит: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои… (Ин. 20:27) Всё здесь делится на два яруса. Один связан с верой, которая не требует этого осязания, а второй, рациональный, более примитивный, очевидный, не требует напряжения духа, но нуждается как раз в осязании. Господь удовлетворяет и эту простую потребность знания, являя удивительную гибкость по отношению ко всем нам. Приведем такой пример. Мы знаем, что монашество — это идеал, что каждый предназначен к такой высоте, но не каждый способен ее одолеть, поэтому монахи у нас составляют маленькую общность тех, кто способен. Однако не только они спасутся. Действительно, их путь высок, но и идущие другими путями тоже имеют возможность спастись, поэтому мы все, здесь стоящие, надеемся и верим, что Господь и нас пригреет. Господь являет неизмеримую глубину Своего подхода к нашему спасению, и удовлетворяя наши гносеологические потребности, и утешая чистую веру — веру невидевших. Господь учитывает как высоту духовных провидцев, людей, которые могут всё одолеть верой, так и познавательные потребности более плоскостных людей, вот нас с вами. Но, стоит заметить, что блаженны все-таки те, кто не видел, но веровал, потому что перспектива внутренней веры грандиозна. Мы этого не сознаем, особенно сейчас. Нам кажется, что рациональное знание, научные методологии царствуют. Ничего подобного. Наоборот, как бы ни прятали они от нас веру, которая всегда, на протяжении всей истории, была ясна и очевидна, именно она и заправляет всем. Один западный теолог, Пауль Тиллих, говорит, что вера есть предельно выраженный интерес — в широком смысле. Именно предельно выраженный интерес ко всему и вся дает мотивацию самому познанию. Отчего звездолеты хотят запустить в разные галактики? Оттого, что есть тяга к познанию. Конечно, это не тяга ко спасению — вектор изменился — но сама пружина внешней и внутренней деятельность человека осуществляется только через верование. Сначала вера, потом эксперимент, методология. Сначала вера в то, что в других галактиках может что-то быть, потом звездолет.

Сегодняшний евангельский пример удивительно ярко говорит нам о значении веры, корректирует соотношение веры и знания. Другое дело, что мир не прислушивается к евангельской вести, это да. Но мы-то с вами прислушиваемся, поэтому, прежде всего, мы сами должны приложить ее к своей жизни, к своему пониманию того, что происходило, происходит и будет происходить. А будут блаженны не видевшие, но веровавшие. Мы должны стремиться к этому идеалу, заповеданному нам Христом, уважать опыт Фомы, понимать его основание, но всё-таки следовать примеру апостолов. Уж не знаю, сколько у них седых волос появилось, когда они, проходя через испытания неверием и надеждой, выкристаллизовывали ось своего спасения и спасения всего нашего мира, — это удивительная тайна астрономического значения, и мы, включаясь в эту тайну, просим Господа, чтобы помог Он нам оплодотвориться той верой, которой так нам не хватает. Давайте в неделю уверения Фомы попросим Господа о том, чтобы уверение это пришло и к нам во всех смыслах нашей гносеологии и нашего собственно духовного верования. Помоги нам, Господи, верить. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года
1 четверг Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 пятница Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
3 суббота Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
4 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.НИКОЛАЙ
5 поне-дельник Прп. Фео́дора Сикео́та Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
6 вторник Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
7 среда Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
8 четверг Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
9 пятница Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
10 суббота Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
11 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 поне-дельник Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
13 вторник Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
14 среда Преполове́ние Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
15 четверг Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
16 пятница Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
17 суббота Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
18 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 поне-дельник Прав. И́ова Многострада́льного Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
20 вторник Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
21 среда Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
22 четверг Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
23 пятница Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
24 суббота Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
25 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.ИОАНН
26 поне-дельник Мц. Гликерии Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
27 вторник Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
28 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
29 четверг Вознесе́ние Госпо́дне Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 пятница Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
31 суббота Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
1 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 поне-дельник Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
3 вторник Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 среда Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
5 четверг Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
6 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.