Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, в прошлой проповеди я занял, как уже говорил вам, не очень характерную защитительную позицию по отношению к нашей действительности, нашему народу, выстроил своеобразную апологию нашего народа, в котором не все так плохо, хотя аналитики прошлого, да и настоящего, часто свидетельствует об обратном. Никакой мыслящий русский человек не может пройти мимо реалий и особенностей нашего народного духа. О них и предлагаю вам вновь поразмышлять в контексте исторического события, которое мы празднуем сегодня, — Успения Пресвятой Девы Марии
Успение — праздник огромный, занимает у нашей нации профилирующее место. Почему я акцентирую этот момент? Потому что этот праздник в общехристианском смысле является немножко парадоксальным, не очень обоснованным с точки зрения двух аспектов: историческо-фактологического и общехристианско-межконфессионального. Когда мы сталкиваемся с событием Успения Пресвятой Богородицы, то ни в первом, ни во втором означенном аспекте не находим исторически выверенного фундамента. С чем это связано? С тем, что в основании нашего вероучения — Священном Писании — об Успении Божией Матери ни сказано ничего. Вообще ничего, ни одного слова. А ведь Священное Писание — наша твердыня. Далее второе: межконфессиональная полемика по этому поводу говорит о том, что огромный сектор христианства (в частности, протестантский) ничего знать не знает об Успении и, как показывают многочисленные дискуссии, знать не хочет. А ведь полмиллиарда таких христиан! И это имплицитно требует от нас некоторого объяснения и осмысления — почему так притягивает Успение русскую народную душу испокон веков? Почему мы показываем такое прилежание не то чтобы к спорному празднику, но, во всяком случае, неоднозначному в общехристианском контексте?
А потому, что наше принятие веры Христовой с самого начала имело некоторый акцент. В чем он выражался? В том, что все ключевые начальные храмы на Руси были софийско-успенскими. Съездите в Киев, Новгород, Владимир, в Москве внимание обратите — сколько храмов Успения и Софии! Первый каменный храм Москвы — Успенский собор, главный храм Русского государства в самом сердце столицы, сейчас Патриарший кафедральный собор. Патриарх Кирилл там служит сегодня. Богородичный окрас нашей веры очень ярко выражен. Спрашивается — с чего и почему? Почему молодой народ, полный энергии и сил, когда Владимир привел его ко Христу, сразу к Нему и не обратился напрямую, не начал строить храмы Пресвятой Троицы, например, а обратился к Богородице? Связано это, как многие комментаторы считают, с особенностью русской души, ее противоречивостью, неоднозначностью. Еще раз спрашиваю — почему бы сразу не обратиться к Христу, к Его центру, к которому и нужно прийти в итоге? Все дело в том, что в свойственной нашему народу творческой самобытности необычайно сильна покаянная рефлексия. Какими бы невеждами мы ни были, каяться мы умеем. Исповеди какой глубины встречаются в нашей пастырской практике! Часто бывает так, что созидательного движения у человека нет никакого, но кается он от сердца. Это проблема и одновременно дар — мы понимаем глубину нашего греха. И как при этом самосознании собственной никчемности по отношению к святости Божией сразу ко Христу мы можем обратиться?..
Помните евангельскую историю о чудесном уловлении рыбы апостолом Петром? (Лк., 5, 1–11). Он ловил всю ночь на озере Геннисаретском, ничего не поймал, хотя был опытным рыбаком, а потом, по слову Божиему, закинул сеть и поймал множество рыбъ. И что тогда он в ужасе сказал? Изыди от мене, яко мужъ грѣшенъ есмь, Господи. Он попятился в страхе — такова была сила покаянной рефлексии будущего первоверховного апостола. «Выйди от меня». То есть, он не достоин был даже рядом находиться со Христом! Мы это можем понять, нам это близко. Мы чувствуем, что недостойны рядом с Богом стоять, и обращаемся за ходатайством к Богородице, и просим Ее. Мы недостойны прямо ко Господу обратиться, поэтому у нас обилие акафистов святым преподобным, мученикам — всем, кто может ходатайствовать о нас. Конечно, иногда за этим может начаться самоуничижение полное, за ним юродство, а за ним и глупость, когда за сплошными акафистами о Господе вообще забывают и не умеют уже с Ним говорить. Конечно, такие уродства есть, но главное — что есть и понимание недостоинства своей души, которой без молитв Пресвятой Богородицы до Бога непросто дойти.
Есть еще одно веское соображение. Сердечное наше влечение к Богородице имеет важную вероучительную сторону, которая у всего протестантского сектора просто отсутствует. Это связано с утверждением Священного Предания, которое в известном смысле первично относительно Священного Писания — потому что сначала нужно пережить событие, а затем его записать. По-другому не бывает. События земной жизни Христа были у апостолов в сердце, и затем только, спустя 30, 50 лет, были записаны. И в празднике Успения, которое не было описано в Писании, но было пережито апостолами, как раз Священное Предание и утверждается, обретает в нашем вероучении полноту. Вся полнота Православия в этом празднике является. Нет Богородицы в протестантстве. А у нас есть — представляете, какое богатство мы с вами имеем!
Еще один момент, тоже поражающий внешних коментаторов. Казалось бы, Успение — достаточно минорное событие, печальное, в нем есть чувство расставания. Завершается евангельская история, заканчивается церковный год… Но почему же народная интуиция так к этому тяготеет? Рождество — рождение в этот мир, и, казалось бы, более последовательно и логически объяснимо тяготеть именно к этому событию, однако мы живем другим. Не миром переменным и текучим, а вечным, и это прекрасно. Божия Матерь и в меняющемся мире созидала — спасала нас, исполняла миссию служения Господу нашему, все это так. Но в Успении временное текучее встретилось с вечным. «В молитвах Неусыпающей» называем мы Богородицу. Почему? Потому что Она никогда больше не уснет. Ее молитва постоянна и вечна. Итог жизни человека подводится по смерти, только по факту смерти мы канонизируем святых. Потому что свершилось, уже ничего не изменится, уже иное пространство, надежное, вечное. Все. И вот Успение как раз переводит Деву Марию в это пространство, которое никогда не изменится. И никогда не устанет Божия Матерь в Своем предстательстве за нас, и никогда с нами не расстанется. Поэтому для нас в Успении — не печаль погребения, а радость новой жизни. Радость эта была исторически узнана русской душой, прозрета — что оказалось непосильным для других народов. И действительно мы живем в уделе Богородицы. Конечно, были и разночтения, противоречивость нашей души выливалась и в революции, в переделы, и даже в протест против Бога, это все было и во многом есть. Но пафос моих слов направлен к другому — как бы хотелось, чтобы нетленные истоки нашей души вновь проявились в народе!
Как и в прошлый раз на проповеди, так и сегодня давайте попросим у Бога и Божией Матери, чтобы то, что у нашего народа в начале было, как одаренность русской души продолжилось сейчас. Ведь этому есть основания. Духовная предрасположенность к этому очевидна. Нам Господом определено молиться о том, чтобы осуществление Священного Предания, которое в Успении мы совершили и через литургию подтвердили как историческое событие , мы и в дальнейшем исполняли бы. Чтобы в дальнейшем нашем историческом следовании замысел Божий о мире, Его промысел о домостроительстве нашего спасения совершался и чтобы мы как народ Его продолжали помогать Ему в этом. Давайте хоть вот этой нашей маленькой кучкой православных людей, которая собралась сегодня у плащаницы Божией Матери, просветим свое сердце верой в Него и направим Его Пречистой Матери молитвы о нас, о наших семьях, нашем Отечестве. Аминь.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |