Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы. О почитании Божией Матери и покаянной рефлексии русского народа. 28 августа 2013 г.

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы. О почитании Божией Матери и покаянной рефлексии русского народа. 28 августа 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, в прошлой проповеди я занял, как уже говорил вам, не очень характерную защитительную позицию по отношению к нашей действительности, нашему народу, выстроил своеобразную апологию нашего народа, в котором не все так плохо, хотя аналитики прошлого, да и настоящего, часто свидетельствует об обратном. Никакой мыслящий русский человек не может пройти мимо реалий и особенностей нашего народного духа. О них и предлагаю вам вновь поразмышлять в контексте исторического события, которое мы празднуем сегодня, — Успения Пресвятой Девы Марии

Успение — праздник огромный, занимает у нашей нации профилирующее место. Почему я акцентирую этот момент? Потому что этот праздник в общехристианском смысле является немножко парадоксальным, не очень обоснованным с точки зрения двух аспектов: историческо-фактологического и общехристианско-межконфессионального. Когда мы сталкиваемся с событием Успения Пресвятой Богородицы, то ни в первом, ни во втором означенном аспекте не находим исторически выверенного фундамента. С чем это связано? С тем, что в основании нашего вероучения — Священном Писании — об Успении Божией Матери ни сказано ничего. Вообще ничего, ни одного слова. А ведь Священное Писание — наша твердыня. Далее второе: межконфессиональная полемика по этому поводу говорит о том, что огромный сектор христианства (в частности, протестантский) ничего знать не знает об Успении и, как показывают многочисленные дискуссии, знать не хочет. А ведь полмиллиарда таких христиан! И это имплицитно требует от нас некоторого объяснения и осмысления — почему так притягивает Успение русскую народную душу испокон веков? Почему мы показываем такое прилежание не то чтобы к спорному празднику, но, во всяком случае, неоднозначному в общехристианском контексте?

А потому, что наше принятие веры Христовой с самого начала имело некоторый акцент. В чем он выражался? В том, что все ключевые начальные храмы на Руси были софийско-успенскими. Съездите в Киев, Новгород, Владимир, в Москве внимание обратите — сколько храмов Успения и Софии! Первый каменный храм Москвы — Успенский собор, главный храм Русского государства в самом сердце столицы, сейчас Патриарший кафедральный собор. Патриарх Кирилл там служит сегодня. Богородичный окрас нашей веры очень ярко выражен. Спрашивается — с чего и почему? Почему молодой народ, полный энергии и сил, когда Владимир привел его ко Христу, сразу к Нему и не обратился напрямую, не начал строить храмы Пресвятой Троицы, например, а обратился к Богородице? Связано это, как многие комментаторы считают, с особенностью русской души, ее противоречивостью, неоднозначностью. Еще раз спрашиваю — почему бы сразу не обратиться к Христу, к Его центру, к которому и нужно прийти в итоге? Все дело в том, что в свойственной нашему народу творческой самобытности необычайно сильна покаянная рефлексия. Какими бы невеждами мы ни были, каяться мы умеем. Исповеди какой глубины встречаются в нашей пастырской практике! Часто бывает так, что созидательного движения у человека нет никакого, но кается он от сердца. Это проблема и одновременно дар — мы понимаем глубину нашего греха. И как при этом самосознании собственной никчемности по отношению к святости Божией сразу ко Христу мы можем обратиться?..

Помните евангельскую историю о чудесном уловлении рыбы апостолом Петром? (Лк., 5, 1–11). Он ловил всю ночь на озере Геннисаретском, ничего не поймал, хотя был опытным рыбаком, а потом, по слову Божиему, закинул сеть и поймал множе­с­т­во рыбъ. И что тогда он в ужасе сказал? Изыди от­ мене, яко мужъ грѣшенъ есмь, Господи. Он попятился в страхе — такова была сила покаянной рефлексии будущего первоверховного апостола. «Выйди от меня». То есть, он не достоин был даже рядом находиться со Христом! Мы это можем понять, нам это близко. Мы чувствуем, что недостойны рядом с Богом стоять, и обращаемся за ходатайством к Богородице, и просим Ее. Мы недостойны прямо ко Господу обратиться, поэтому у нас обилие акафистов святым преподобным, мученикам — всем, кто может ходатайствовать о нас. Конечно, иногда за этим может начаться самоуничижение полное, за ним юродство, а за ним и глупость, когда за сплошными акафистами о Господе вообще забывают и не умеют уже с Ним говорить. Конечно, такие уродства есть, но главное — что есть и понимание недостоинства своей души, которой без молитв Пресвятой Богородицы до Бога непросто дойти.

Есть еще одно веское соображение. Сердечное наше влечение к Богородице имеет важную вероучительную сторону, которая у всего протестантского сектора просто отсутствует. Это связано с утверждением Священного Предания, которое в известном смысле первично относительно Священного Писания — потому что сначала нужно пережить событие, а затем его записать. По-другому не бывает. События земной жизни Христа были у апостолов в сердце, и затем только, спустя 30, 50 лет, были записаны. И в празднике Успения, которое не было описано в Писании, но было пережито апостолами, как раз Священное Предание и утверждается, обретает в нашем вероучении полноту. Вся полнота Православия в этом празднике является. Нет Богородицы в протестантстве. А у нас есть — представляете, какое богатство мы с вами имеем!

Еще один момент, тоже поражающий внешних коментаторов. Казалось бы, Успение — достаточно минорное событие, печальное, в нем есть чувство расставания. Завершается евангельская история, заканчивается церковный год… Но почему же народная интуиция так к этому тяготеет? Рождество — рождение в этот мир, и, казалось бы, более последовательно и логически объяснимо тяготеть именно к этому событию, однако мы живем другим. Не миром переменным и текучим, а вечным, и это прекрасно. Божия Матерь и в меняющемся мире созидала — спасала нас, исполняла миссию служения Господу нашему, все это так. Но в Успении временное текучее встретилось с вечным. «В молитвах Неусыпающей» называем мы Богородицу. Почему? Потому что Она никогда больше не уснет. Ее молитва постоянна и вечна. Итог жизни человека подводится по смерти, только по факту смерти мы канонизируем святых. Потому что свершилось, уже ничего не изменится, уже иное пространство, надежное, вечное. Все. И вот Успение как раз переводит Деву Марию в это пространство, которое никогда не изменится. И никогда не устанет Божия Матерь в Своем предстательстве за нас, и никогда с нами не расстанется. Поэтому для нас в Успении — не печаль погребения, а радость новой жизни. Радость эта была исторически узнана русской душой, прозрета — что оказалось непосильным для других народов. И действительно мы живем в уделе Богородицы. Конечно, были и разночтения, противоречивость нашей души выливалась и в революции, в переделы, и даже в протест против Бога, это все было и во многом есть. Но пафос моих слов направлен к другому — как бы хотелось, чтобы нетленные истоки нашей души вновь проявились в народе!

Как и в прошлый раз на проповеди, так и сегодня давайте попросим у Бога и Божией Матери, чтобы то, что у нашего народа в начале было, как одаренность русской души продолжилось сейчас. Ведь этому есть основания. Духовная предрасположенность к этому очевидна. Нам Господом определено молиться о том, чтобы осуществление Священного Предания, которое в Успении мы совершили и через литургию подтвердили как историческое событие , мы и в дальнейшем исполняли бы. Чтобы в дальнейшем нашем историческом следовании замысел Божий о мире, Его промысел о домостроительстве нашего спасения совершался и чтобы мы как народ Его продолжали помогать Ему в этом. Давайте хоть вот этой нашей маленькой кучкой православных людей, которая собралась сегодня у плащаницы Божией Матери, просветим свое сердце верой в Него и направим Его Пречистой Матери молитвы о нас, о наших семьях, нашем Отечестве. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года
1 четверг Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 пятница Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
3 суббота Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
4 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.НИКОЛАЙ
5 поне-дельник Прп. Фео́дора Сикео́та Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
6 вторник Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
7 среда Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
8 четверг Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
9 пятница Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
10 суббота Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
11 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 поне-дельник Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
13 вторник Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
14 среда Преполове́ние Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
15 четверг Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
16 пятница Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
17 суббота Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
18 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 поне-дельник Прав. И́ова Многострада́льного Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
20 вторник Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
21 среда Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
22 четверг Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
23 пятница Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
24 суббота Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
25 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.ИОАНН
26 поне-дельник Мц. Гликерии Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
27 вторник Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
28 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
29 четверг Вознесе́ние Госпо́дне Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 пятница Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
31 суббота Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
1 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 поне-дельник Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
3 вторник Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 среда Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
5 четверг Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
6 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.