Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры! В течение пасхального периода неоднократно говорил я о глобальном мировоззренческом вопросе — становлении веры, о закалке ее в человеческой душе, часто претерпевающей мучительнейшие катаклизмы, когда она (душа) попадает в этих испытаниях из огня да в полымя и обратно. В сегодня празднуемом событии мы в очередной раз имеем подобный случай. Вновь перед апостолами встает означенное испытание, потому что принятие Вознесения, «уход» Христа, требовало от них, конечно, огромного подвига. Вдумаемся в ситуацию. Представьте себе: после распятия апостолы пребывали в паническом состоянии, души их пребывали в отчаянии от крушения всех надежд. Затем, когда пришла великая радость Воскресения, естественно, пришли другие настроения, они представили себе, что теперь с Христом не расстанутся. Как именно будет Он продолжать дело, не было им ясно. Возможно, Он будет пребывать в новом качестве — помните, как по Воскресению, Он исчезал, являлся в закрытой горнице, сопровождал путников. А может быть, Он как-то иначе будет созидать Новый Иерусалим. Может быть, Он даже заберет их с Собой! Конечно, апостолы были свободны от рудиментов ветхозаветного извода, от идеи Царства, которая тогда главенствовала в умах ветхозаветных израильтян, но, тем не менее, надежды на то, что теперь-то уж Христос с ними во веки вечные, у них присутствовала. И вдруг на Елеонской горе, провожая Его, они оказываются вынужденными принять реальность таковой, какая она есть: в определенном смысле Он уходит.
Повторю: в то время был повсеместно укоренен совершенно другой историософский концепт, что подтверждено многими этнографическими исследованиями. Верования людей касательно истории и ее ретроспективы и перспективы совпадали во всех культурах. Был Золотой век (в ветхозаветном понимании — Эдем, блаженное единство с Богом), затем — период мытарств (земное наше состояние), который завершится новым Золотым веком (избавлением) — думаю, вам всем знакомы хилиастические представления о тысячелетнем царстве. Апостолы жили по той же исторической парадигме и определенно ждали наступления Золотого века. Но факт Вознесения, факт Троицы и Духова дня меняют историософскую концепцию кардинально. Мессия «уходит», и апостолы оказываются призванными продолжить Его дело, ведь Ветхий Завет вроде бы закончился, а Новый еще не осуществился: согласимся, сколько в нас с вами еще ветхого, как ветха еще ткань нашей жизни!
Следует заметить одну важную особенность — наше христианское сознание ретроспективно, апокалиптично. Одна женщина мне всё кричала: «Почему Господь медлит, сколько нам еще блуждать во мраке безысходности, пока не придет Он (Христос) во второй раз и не преобразит всё это земное безобразие в Царствие Небесное?». Апокалипсис нужен нам, и побыстрее. Мы, живя, смотрим всегда немножечко назад. Мы боимся будущего, потому обращены в прошлое. Праздник Вознесения напоминает нам о том, что это ошибка. Господь отходит на небо, оставляя учеников здесь. Для чего? Для созидания этого самого Царства, вот ведь о чем речь. Мы с вами, христиане, занимаемся его созиданием уже более двух тысяч лет. А сколько еще впереди? Кто-то скажет — близ при дверях, всё уже рушится, скоро придет Он и положит конец земным нашим мучениям. Но подумайте — ведь точно так говорили и пятнадцать, и восемнадцать веков назад! Особенно для послеапостольского времени это было характерно, для первых веков христианства. Все собирались на небо, на земле перспективы не видели, поэтому не сеяли и не жали первое время. Потом опомнились… Десятки веков назад люди жили чаянием того, что Господь заберет их на небо. Некоторые до сих пор этим живут. Поэтому мы сейчас, как и апостолы, должны понять и принять тот проект истории, который Господь замыслил и к которому мы, оказывается, не очень готовы. Не готовы мы трудиться здесь и сейчас для нашего будущего, не готовы строить еще тысячу лет — ведь всё уже прогнило, разваливается, а у нас только если есть желание дорушить, снести, а не исправлять, чинить, бороться во что бы то ни стало за увеличение нашего века. Все мы стараемся сократить его. А между тем Вознесение говорит о том, сколько еще времени простирается перед нами! И о том, что наше дело — осуществлять свою жизнь в этом времени. Господь благословляет нас все языки просвещать светом Евангелия. Языки — это что? Это не только существующие люди, но и нарождающиеся поколения, потенциальные, для которых мы и должны созидать будущее.
Конечно, это сложно принять. По-человечески, чисто психологически нам трудно расставаться с пасхальными торжествами, с Господом, но есть два способа облегчить нам следование тому историческому вектору, который Он утвердил. Первое — это смирение с тем, что Сам Господь так задумал. Может быть, еще две тысячи лет перед нами, и пять, и десять — мы этого не знаем, и Господь задумал именно так, чтобы мы жили в этом незнании, жили сегодняшним днем и верили в бесконечную перспективу нашего существования. Александр Мень говорил, что христианство только начинается. Некоторые живут так, будто Апокалипсис давным-давно наступил, а тут такое — всё, оказывается, только начинается... Второе — понимание того, что Христос, конечно же, не отошел, а остался среди нас, в Евхаристии, которую мы недооцениваем. Мы причащаемся, но сполна не сознаем, что причащаемся Самому Христу и что это Христос среди нас, рядом с нами, внутри нас. Просвещения светом Его нам будто бы недостает, поэтому мы толпами носимся к святым мощам, мироточивым иконам, которые, конечно, благодатны, но не заменят Евхаристии, которую нужно должным образом понимать.
Поймем же, и что Вознесение — это великое торжество, великое указание Господне на путь дальнейшего следования всего человечества, это новая парадигма исторического процесса, которую надо включить в свое сердце. Будем просить в молитве о том, что Он вразумил наши умы и сердца пониманием того, к чему мы призваны, какими мы должны быть — только ли ретроспективными? В истории нашей — Рождество Богомладенца, и в традиции прошлого сосредоточены огромные сокровища. Но почему мы не ожидаем этих сокровищ и в будущем?.. Конечно, может статься и так, что их не будет в будущем — мы просто не увидим их, если в настоящем будем жить в грязи греха. Но можем и увидеть — если уже сейчас будем созидать, не рассеиваясь мыслями о наступлении Апокалипсиса. Когда он наступит — тогда и наступит. А мы должны просто трудиться, молиться и с упованием на Господа совершать свой жизненный путь. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |