Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры! В течение пасхального периода неоднократно говорил я о глобальном мировоззренческом вопросе — становлении веры, о закалке ее в человеческой душе, часто претерпевающей мучительнейшие катаклизмы, когда она (душа) попадает в этих испытаниях из огня да в полымя и обратно. В сегодня празднуемом событии мы в очередной раз имеем подобный случай. Вновь перед апостолами встает означенное испытание, потому что принятие Вознесения, «уход» Христа, требовало от них, конечно, огромного подвига. Вдумаемся в ситуацию. Представьте себе: после распятия апостолы пребывали в паническом состоянии, души их пребывали в отчаянии от крушения всех надежд. Затем, когда пришла великая радость Воскресения, естественно, пришли другие настроения, они представили себе, что теперь с Христом не расстанутся. Как именно будет Он продолжать дело, не было им ясно. Возможно, Он будет пребывать в новом качестве — помните, как по Воскресению, Он исчезал, являлся в закрытой горнице, сопровождал путников. А может быть, Он как-то иначе будет созидать Новый Иерусалим. Может быть, Он даже заберет их с Собой! Конечно, апостолы были свободны от рудиментов ветхозаветного извода, от идеи Царства, которая тогда главенствовала в умах ветхозаветных израильтян, но, тем не менее, надежды на то, что теперь-то уж Христос с ними во веки вечные, у них присутствовала. И вдруг на Елеонской горе, провожая Его, они оказываются вынужденными принять реальность таковой, какая она есть: в определенном смысле Он уходит.
Повторю: в то время был повсеместно укоренен совершенно другой историософский концепт, что подтверждено многими этнографическими исследованиями. Верования людей касательно истории и ее ретроспективы и перспективы совпадали во всех культурах. Был Золотой век (в ветхозаветном понимании — Эдем, блаженное единство с Богом), затем — период мытарств (земное наше состояние), который завершится новым Золотым веком (избавлением) — думаю, вам всем знакомы хилиастические представления о тысячелетнем царстве. Апостолы жили по той же исторической парадигме и определенно ждали наступления Золотого века. Но факт Вознесения, факт Троицы и Духова дня меняют историософскую концепцию кардинально. Мессия «уходит», и апостолы оказываются призванными продолжить Его дело, ведь Ветхий Завет вроде бы закончился, а Новый еще не осуществился: согласимся, сколько в нас с вами еще ветхого, как ветха еще ткань нашей жизни!
Следует заметить одну важную особенность — наше христианское сознание ретроспективно, апокалиптично. Одна женщина мне всё кричала: «Почему Господь медлит, сколько нам еще блуждать во мраке безысходности, пока не придет Он (Христос) во второй раз и не преобразит всё это земное безобразие в Царствие Небесное?». Апокалипсис нужен нам, и побыстрее. Мы, живя, смотрим всегда немножечко назад. Мы боимся будущего, потому обращены в прошлое. Праздник Вознесения напоминает нам о том, что это ошибка. Господь отходит на небо, оставляя учеников здесь. Для чего? Для созидания этого самого Царства, вот ведь о чем речь. Мы с вами, христиане, занимаемся его созиданием уже более двух тысяч лет. А сколько еще впереди? Кто-то скажет — близ при дверях, всё уже рушится, скоро придет Он и положит конец земным нашим мучениям. Но подумайте — ведь точно так говорили и пятнадцать, и восемнадцать веков назад! Особенно для послеапостольского времени это было характерно, для первых веков христианства. Все собирались на небо, на земле перспективы не видели, поэтому не сеяли и не жали первое время. Потом опомнились… Десятки веков назад люди жили чаянием того, что Господь заберет их на небо. Некоторые до сих пор этим живут. Поэтому мы сейчас, как и апостолы, должны понять и принять тот проект истории, который Господь замыслил и к которому мы, оказывается, не очень готовы. Не готовы мы трудиться здесь и сейчас для нашего будущего, не готовы строить еще тысячу лет — ведь всё уже прогнило, разваливается, а у нас только если есть желание дорушить, снести, а не исправлять, чинить, бороться во что бы то ни стало за увеличение нашего века. Все мы стараемся сократить его. А между тем Вознесение говорит о том, сколько еще времени простирается перед нами! И о том, что наше дело — осуществлять свою жизнь в этом времени. Господь благословляет нас все языки просвещать светом Евангелия. Языки — это что? Это не только существующие люди, но и нарождающиеся поколения, потенциальные, для которых мы и должны созидать будущее.
Конечно, это сложно принять. По-человечески, чисто психологически нам трудно расставаться с пасхальными торжествами, с Господом, но есть два способа облегчить нам следование тому историческому вектору, который Он утвердил. Первое — это смирение с тем, что Сам Господь так задумал. Может быть, еще две тысячи лет перед нами, и пять, и десять — мы этого не знаем, и Господь задумал именно так, чтобы мы жили в этом незнании, жили сегодняшним днем и верили в бесконечную перспективу нашего существования. Александр Мень говорил, что христианство только начинается. Некоторые живут так, будто Апокалипсис давным-давно наступил, а тут такое — всё, оказывается, только начинается... Второе — понимание того, что Христос, конечно же, не отошел, а остался среди нас, в Евхаристии, которую мы недооцениваем. Мы причащаемся, но сполна не сознаем, что причащаемся Самому Христу и что это Христос среди нас, рядом с нами, внутри нас. Просвещения светом Его нам будто бы недостает, поэтому мы толпами носимся к святым мощам, мироточивым иконам, которые, конечно, благодатны, но не заменят Евхаристии, которую нужно должным образом понимать.
Поймем же, и что Вознесение — это великое торжество, великое указание Господне на путь дальнейшего следования всего человечества, это новая парадигма исторического процесса, которую надо включить в свое сердце. Будем просить в молитве о том, что Он вразумил наши умы и сердца пониманием того, к чему мы призваны, какими мы должны быть — только ли ретроспективными? В истории нашей — Рождество Богомладенца, и в традиции прошлого сосредоточены огромные сокровища. Но почему мы не ожидаем этих сокровищ и в будущем?.. Конечно, может статься и так, что их не будет в будущем — мы просто не увидим их, если в настоящем будем жить в грязи греха. Но можем и увидеть — если уже сейчас будем созидать, не рассеиваясь мыслями о наступлении Апокалипсиса. Когда он наступит — тогда и наступит. А мы должны просто трудиться, молиться и с упованием на Господа совершать свой жизненный путь. Аминь.
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | вторник | Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
10 | четверг | Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
11 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
12 | суббота | СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | поне-дельник | Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | вторник | Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | среда | Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Полиелей | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
17 | четверг | Святых Царственных страстотерпцев | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
18 | пятница | ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | суббота | Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
21 | поне-дельник | ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
28 | поне-дельник | Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ |