Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь на Вознесение Господне. О перспективе исторического развития человечества. 13 июня 2013 г.

Проповедь на Вознесение Господне. О перспективе исторического развития человечества. 13 июня 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры! В течение пасхального периода неоднократно говорил я о глобальном  мировоззренческом вопросе — становлении веры, о закалке ее в человеческой душе, часто претерпевающей мучительнейшие катаклизмы, когда она (душа) попадает в этих испытаниях из огня да в полымя и обратно. В сегодня празднуемом событии мы в очередной раз имеем подобный случай. Вновь перед апостолами встает означенное испытание, потому что принятие Вознесения, «уход» Христа, требовало от них, конечно,  огромного подвига.  Вдумаемся в ситуацию. Представьте себе: после распятия апостолы пребывали в паническом состоянии, души их пребывали в отчаянии от крушения всех надежд. Затем, когда пришла великая радость Воскресения, естественно, пришли другие настроения, они представили себе, что теперь с Христом не расстанутся. Как именно будет Он продолжать дело, не было им ясно. Возможно, Он будет пребывать в новом качестве — помните, как по Воскресению, Он исчезал, являлся в закрытой горнице, сопровождал путников. А может быть, Он как-то иначе будет созидать Новый Иерусалим. Может быть, Он даже заберет их с Собой! Конечно, апостолы были свободны от рудиментов ветхозаветного извода, от идеи Царства, которая тогда главенствовала в умах ветхозаветных израильтян, но, тем не менее, надежды на то, что теперь-то уж Христос с ними во веки вечные, у них присутствовала. И вдруг на Елеонской горе, провожая Его, они оказываются вынужденными принять реальность таковой, какая она есть: в определенном смысле Он уходит.

Повторю: в то время был повсеместно укоренен совершенно другой историософский концепт, что подтверждено многими этнографическими исследованиями. Верования людей касательно истории и ее ретроспективы и перспективы совпадали во всех культурах. Был Золотой век (в ветхозаветном понимании — Эдем, блаженное единство с Богом), затем — период мытарств (земное наше состояние), который завершится новым Золотым веком (избавлением) — думаю, вам всем знакомы хилиастические представления о тысячелетнем царстве. Апостолы жили по той же исторической парадигме и определенно ждали наступления Золотого века. Но факт Вознесения, факт Троицы и Духова дня меняют историософскую концепцию кардинально. Мессия «уходит», и апостолы оказываются призванными продолжить Его дело, ведь Ветхий Завет вроде бы закончился, а Новый еще не осуществился: согласимся, сколько в нас с вами еще ветхого, как ветха еще ткань нашей жизни!

Следует заметить одну важную особенность — наше христианское сознание ретроспективно, апокалиптично. Одна женщина мне всё кричала: «Почему Господь медлит, сколько нам еще блуждать во мраке безысходности, пока не придет Он (Христос) во второй раз и не преобразит всё это земное безобразие в Царствие Небесное?». Апокалипсис нужен нам, и побыстрее. Мы, живя, смотрим всегда немножечко назад. Мы боимся будущего, потому обращены в прошлое. Праздник Вознесения напоминает нам о том, что это ошибка. Господь отходит на небо, оставляя учеников здесь. Для чего? Для созидания этого самого Царства, вот ведь о чем речь. Мы с вами, христиане, занимаемся его созиданием уже более двух тысяч лет. А сколько еще впереди? Кто-то скажет — близ при дверях, всё уже рушится, скоро придет Он и положит конец земным нашим мучениям. Но подумайте — ведь точно так говорили и пятнадцать, и восемнадцать веков назад! Особенно для послеапостольского времени это было характерно, для первых веков христианства. Все собирались на небо, на земле перспективы не видели, поэтому не сеяли и не жали первое время. Потом опомнились… Десятки веков назад люди жили чаянием того, что Господь заберет их на небо. Некоторые до сих пор этим живут. Поэтому мы сейчас, как и апостолы, должны понять и принять тот проект истории, который Господь замыслил и к которому мы, оказывается, не очень готовы. Не готовы мы трудиться здесь и сейчас для нашего будущего, не готовы строить еще тысячу лет — ведь всё уже прогнило, разваливается, а у нас только если есть желание дорушить, снести, а не исправлять, чинить, бороться во что бы то ни стало за увеличение нашего века. Все мы стараемся сократить его. А между тем Вознесение говорит о том, сколько еще времени простирается перед нами!  И о том, что наше дело — осуществлять свою жизнь в этом времени. Господь благословляет нас все языки просвещать светом Евангелия. Языки — это что? Это не только существующие люди, но и нарождающиеся поколения, потенциальные, для которых мы и должны созидать будущее.

Конечно, это сложно принять. По-человечески, чисто психологически нам трудно расставаться с пасхальными торжествами, с Господом, но есть два способа облегчить нам следование тому историческому вектору, который Он утвердил. Первое — это смирение с тем, что Сам Господь так задумал. Может быть, еще две тысячи лет перед нами, и пять, и десять — мы этого не знаем, и Господь задумал именно так, чтобы мы жили в этом незнании, жили сегодняшним днем и верили в бесконечную перспективу нашего существования. Александр Мень говорил, что христианство только начинается. Некоторые живут так, будто Апокалипсис давным-давно наступил, а тут такое — всё, оказывается, только начинается... Второе — понимание того, что Христос, конечно же, не отошел, а остался среди нас, в Евхаристии, которую мы недооцениваем. Мы причащаемся, но сполна не сознаем, что причащаемся Самому Христу и что это Христос среди нас, рядом с нами, внутри нас. Просвещения светом Его нам будто бы недостает, поэтому мы толпами  носимся к святым мощам, мироточивым иконам, которые, конечно, благодатны, но не заменят Евхаристии, которую нужно должным образом понимать.

Поймем же, и что Вознесение — это великое торжество, великое указание Господне на путь дальнейшего следования всего человечества, это новая парадигма исторического процесса, которую надо включить в свое сердце. Будем просить в молитве о том, что Он вразумил наши умы и сердца пониманием того, к чему мы призваны, какими мы должны быть — только ли ретроспективными? В истории нашей — Рождество Богомладенца, и в традиции прошлого сосредоточены огромные сокровища. Но почему мы не ожидаем этих сокровищ и в будущем?.. Конечно, может статься и так, что их не будет в будущем — мы просто не увидим их, если в настоящем будем жить в грязи греха. Но можем и увидеть — если уже сейчас будем созидать, не рассеиваясь мыслями о наступлении Апокалипсиса. Когда он наступит — тогда и наступит. А мы должны просто трудиться, молиться и с упованием на Господа совершать свой жизненный путь. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
 
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2022 года
1 вторник Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
2 среда Вмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия Веркольского Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
3 четверг Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
4 пятница Празднование Казанской иконе Божией Матери Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Парастас 18-00 Весь причт
5 суббота Димитриевская родительская суббота. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Поминовение усопших Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
6 воскре-сенье Неделя 21-по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
7 поне-дельник Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
8 вторник Вмч. Дими́трия Солу́нского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
9 среда Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
10 четверг Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
11 пятница Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия затворника Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
12 суббота Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
13 воскре-сенье Неделя 22-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай
14 поне-дельник Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
15 вторник Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
16 среда Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала́ диакона Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
17 четверг Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея  Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 пятница Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
19 суббота Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана. Свт. Германа, архиеп. Казанского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
20 воскре-сенье Неделя 23-по Пятидесятнице. Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря Галиси́йского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
пом.: Весь причт
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
21 поне-дельник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 вторник Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
23 среда Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
24 четверг Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
25 пятница Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
26 суббота Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн, иер.Алексий
27 воскре-сенье Неделя 24-по Пятидесятнице. Ап. Фили́ппа. Свт. Григория Паламы. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 прот.Георгий
28 поне-дельник Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
29 вторник Ап. и евангелиста Матфе́я Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
30 среда Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
1 четверг Мчч. Платона и Романа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
2 пятница Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.