Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, в отличие от часто встречающихся в наших совместных размышлениях критическо-отрицательных тональностей по отношению к самооценке нас как народа в его историческом пути, сегодня мне хотелось бы занять защитительно-апологетическую позицию по этому вопросу. Негатив, который мы о себе слышим, — производное нашей деятельности как в духовной сфере, так и в практической, это очевидный факт, который, конечно, угнетает. Но мое сегодняшнее направление мысли вызвано размышлением над нашей воскресной евангельской историей (Мф. 14, 14–22): чем больше думаю над ней, тем больше у меня возникает положительных ассоциаций по отношению к нашему народу. Да, действительно как нация мы сто раз руганы, и справедливо, но помимо откровенных провалов в нашей истории есть и восхождения, которые тоже очевидны и о которых стоит помнить. Это необходимо для углубления национального самосознания, которое, подчас, в своей чрезмерной покаянной самокритичности доходит до отрицательных результатов в психологическом самочувствии.
Не сообщу вам, братья и сестры, ничего нового, если скажу, что в настоящее время мир катится в тартарары. Конечно, не будем сравнивать сегодняшнее состояние с XX веком, первой и второй мировыми войнами, когда людей слизывало миллионами, когда до 50-го года было сплошное кровавое месиво. Я не знаю, что еще будет. Например, в XVII веке люди говорили: «Прошлое было дикое, а вот мы живем в цивилизованное время и как, мол, можно было жить в таком диком варварстве — совсем непонятно… », а потом вдруг наступил XX век и такое началось, что не снилось всем прошлым столетиям. Поэтому зарекаться не будем. Просто констатируем, что находимся сейчас в достаточно тяжелом положении — особенно если понимать историю в христианском ключе. Как это можно образно и кратко охарактеризовать? Скажем так, мусульманское начало «без руля и без ветрил» несется от Ирана до Афганистана в страшной агрессии и буйстве. Обратившись на наш Дальний Восток, видим, что китайцам надо просто-напросто спокойно перейти Амур и расположиться вплоть до Урала и — такое впечатление — слова никто не скажет. Если повернемся к старушке-Европе, цитадели христианской культуры и общемировой цивилизации, то придем в ужас. «Хартия Европейского Союза об основных правах» исключила всякое упоминание о христианстве как о фундаменте европейского феномена. До чего надо дойти, чтобы о своих истоках забыть совсем, вычеркнуть их, будто и не было? В горячечном бреду такое не привидится. Довершение всего — инспирированный США экономический кризис с бесконечными печатными бумажками, которые давят на финансовый рынок и гробят весь мир. Египет, где коптов режут как свиней, Сирию даже не упоминаю. Мир полыхает, полыхает так, будто о христианстве не знал и не знает. И вот среди этого всего — мы.
Приедешь на Запад или на какой-нибудь курорт и увидишь — с крестами нательными только наши люди ходят. Ни у кого больше простого креста на шее нет. А русский — даже если какой-нибудь абрек пьяный, дебошир — но с распятием на груди. Конечно, можно предположить, что это мода, что кресты у нас были запрещены целое столетие и по ним «соскучились» и они еще не надоели, а как надоедят — все. Может быть, и так. Но это неизвестно. И здесь как раз встает вопрос о русской душе, о ее непознаваемом иррациональном начале, которое неоднократно явлено нам в истории, от самого святого князя Владимира. Крещение Руси по историческим меркам произошло в мгновение. Еще более мгновенным оказался другой прецедент — когда из коммунистического режима мы стали такими, какие есть сейчас. Коммунистический режим рухнул в секунду. С 1985 до 91-го все рассыпалось — история таких уникальных геополитических изменений (которые обычно инертны, растянуты во времени) не знает! Когда Владимир крестил Русь, монастыри и храмы вырастали то там, то сям —поразительно. Без Интернета, без телефона все делалось, без техники. Доехать от Владимира до Суздаля — сколько дней тогда на это нужно было? Однако все получилось. И в этом видится пассионарность русской души, когда раз — и все, и вот уже XIII, XIV века безраздельного христианства и культуры. (Конечно, по нашим меркам. Святая София считалась огромным храмом, но, по параметрам европейским, он малюсенький — в наших географических условиях и не могли ничего другого сделать, все замерзло бы). Так вот, великая культура состоялась — с бесконечными крестными ходами, почитанием мощей, огромными стечениями масс. Завершилось это все грандиозным явлением коммунизма — ведь коммунистическая идея загорелась исключительно на почве религиозной души. По-другому никак она не могла прижиться. Практически весь наш коммунистический режим 20-ого столетия иррациональный, вопреки всякому смыслу действует из самой глубины духа. Вот мы построим новый мир — и ради этого нового мира можно положить сколько угодно жизней. И положили. И полмира взбаламутили на целое столетие. Откуда взялся этот огромный ресурс нации? Помните, Пояс Богородицы у нас был? Где еще такое стечение народа могли увидеть? (Про мусульманскую Мекку не говорю). Да только у нас с вами. Только здесь толпы людей пришли поговорить с Божией Матерью, попросить Ее о чем-то своем. Наша нация умеет разговаривать с Богом.
И здесь я хочу перебросить мост к центру сегодняшних моих мыслей — к евангельскому зачалу. В этом контексте явственно слышится перекличка с сегодняшним евангельским повествованием. Мы имеем еврейский народ, который тоже Бога умел слушать (конечно, часто не слушался, безобразничал, но речь не об этом), напряженно ждал Мессию. И вот пришел Христос в пустынное место, и так Он проповедовал, так объяснял, исцелял, что пять тысяч человек собралось вокруг Него. Сейчас нас человек тридцать собралось, могучая кучка, о! На Пасху у нас бывает человек семьсот с куличами, огромная масса. А там — пять тысяч! Представляете, если бы такая огромная по нашим медведковским меркам толпа собралась вот на соборной площади? А в Палестине народа-то особо и не было. А вдруг пять тысяч! Да кроме женщин и детей. Обратите внимание, несмотря на то, что они привычны были к голоду, есть-то им наверняка за день захотелось, животы подводило. Но они и не вспомнили об этом. Никакого слуха о том, что будет «раздача слонов», как у нас говорят, не было. Если бы слух пошел, то туда, наверное, вся Палестина сбежалась. Когда Билли Грэм с проповедями приезжал на наши стадионы, атеисты и то пошли, потому что слух тоже пошел — Библию раздавать будут. Да им Библия сто лет не нужна, а все же решили сходить, потому что бесплатно.
Так вот, в евангельской истории все совершенно по-другому, братья и сестры. Все эти люди за Христом пошли только из жажды глаголов вечной жизни. Они слушали так, что даже ученики Христа, сердечные люди, забеспокоились, сказали Господу: «Надо срочно устраивать все гастрономическо-гигиенические потребности!». И вот здесь Господь принимает решение не отпустить их с миром, а накормить, и Он питает народ, тем самым делая связь вечных глаголов с хлебом насущным. Представляете, как собравшиеся от пуза ели — так, что даже оставалось! А в те времена ведь немыслимо было даже крошку оставить. Сколько хотели — столько и ели. И получили это не из рационального расчета, а только, повторяю, из жажды глаголов вечной жизни.
Это и есть параллель к нации нашей, которая, можно сказать, все потеряла, но иррациональный свой остаток в душе сохранила. И кто знает, может быть, вдруг среди полыхающего политического горизонта мы по-другому выступим в истории. Вдруг все-таки не пойдем по пути европейской цивилизации, по пути обыкновенного цинизма и нигилизма, который у них выродил практически всех людей — они ведь теперь ничего почти не могут противопоставить экспансии Азии. Кто знает, может быть, мы пойдем совершенно другим путем и вот эти кресты, которые сейчас повально носят, не только как украшение сработают. И знамя Христа все-таки загорится, очаг нашей веры не потухнет, а только жарче полыхнет. Лучшие представители нашей истории говорили о Святой Руси. Сколько было поношений за такое понимание Руси! «Посмотрите только, чего вы натворили в XV, XVI, XVII веке…» — и начинают перечислять. И это резонно, перечислить действительно можно. Но при этом несть числа явлениям нашей истовой веры. Да, во многом обрядовой. Но откуда-то эта вера берется. Значит, есть жерло, которое подает тепло, жар, огонь есть в народном сердце, и слышит Святая Русь глас Божий.
Мной проведенная сегодня параллель с насыщением пяти тысяч хлебами пусть у нас в сердце запечатлеется не как сказочная история про скатерть-самобранку: расстелил и ешь, сколько хочешь, о! И чтобы не за этим мы подходили к Поясу Божией Матери, а за глаголами вечной жизни. И к Чаше Причастия подходили не только с просьбами о том, чтобы животик у ребенка не болел. А то мы все печемся о здоровье. Здоровье, здоровье — это да. Но духовное прежде всего! К нему приложится и телесное. Вот эти акценты надо всегда слагать в своем сердце. И помнить, что пять тысяч евреев, которые собрались вокруг Христа, ни единого помысла не имели о том, что им за это воздастся. Они пришли и слушали. И получили великое воздаяние. Давайте тоже помолимся сегодня за службой о том, чтобы вечные глаголы вошли в нашу жизнь и чтобы они определяли курс нашего исторического существования, жизни нашей и наших семей. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2023 года | |||||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
4 | суббота 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Ап. от 70-ти Архиппа |
Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня | 17-00 | иер.Александр | |||
6 | понед-к 2 седмицы |
Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
7 | вторник 2 седмицы |
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Соборование | 10-00 | Весь причт | |||
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | среда 2 седмицы |
Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
9 | четверг 2 седмицы |
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | пятница 2 седмицы |
Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
11 | суббота 2 седмицы |
Поминовение усопших. Свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Собор преподобных отец Киево-Печерских | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Валентин | |||
13 | понед-к 3 седмицы |
Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник 3 седмицы |
Прмц. Евдоки́и. Прп. Марти́рия Зеленецкого | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
15 | среда 3 седмицы |
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
16 | четверг 3 седмицы |
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
17 | пятница 3 седмицы |
Прп. Гера́сима, иже на Иорда́не. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота 3 седмицы |
Поминовение усопших. Мч. Ко́нона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Мчч. 42-х во Амморе́е. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Иконы Божией Матери «Благодатное Небо» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к 4 седмицы |
Крестопоклонная. Сщмчч. Василия, Ефрема | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник 4 седмицы |
Крестопоклонная. Святых сорока́ мучеников, в Севасти́йском е́зере мучившихся (перенос с 22 марта) | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | среда 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Урпасиана. Св. Кесария. Прав. Тарасия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Кодра́та и дружины его | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
24 | пятница 4 седмицы |
Крестопоклонная. Свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | суббота 4 седмицы |
Крестопоклонная. Поминовение усопших. Прп. Феофана. Свт. Григория Двоеслова. Прп. Симеона Нового Богослова | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Иоанн | |||
27 | понед-к 5 седмицы |
Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
28 | вторник 5 седмицы |
Мч. Ага́пия и иже с ним | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт |