Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, в прошлой проповеди я размышлял над проблемой, которая была поднята у нас на материале о насыщении пяти тысяч человек хлебами. Исходил из контроверзы, навеянной одним современным богословом, сопоставляющим два евангельских момента: когда Господь, несмотря на увещевания и уговоры сатаны, категорически отказывается превращать камни в хлебы, а затем вдруг это делает, о чем мы и читали неделю назад в воскресном зачале. Исходя из этой разнонаправленности и пытаясь как-то понять ее, я развивал тему о тайне человека. Есть понимание того, что Господь, подходя к этому миру со Своим промышлением и ставя задачей его спасение, не применяет единого математического стандарта ко всем, потому что все мы — космосы, все самобытны, и тайна человека иногда доходит до парадоксального, не помещаясь ни в одно прокрустово ложе уравнительных клише.
Тогда я приводил в пример сук, на котором сидит человек и рубит его, а сейчас хотел бы привести более конрастный пример мазохизма. Обычно мы иронично к нему относимся, пренебрежительно, как к психопатологии, а между тем я бы каждого из нас спросил — свободны ли мы от него? Мазохизм — причинение себе боли и получение удовольствия от этого. Кто из нас не уничтожает свою семью, друзей, самого себя, очевидно урезая собственное пространство и упиваясь страданием? Многогранность человека простирается от венца Творения до паразита. И как Христос может восставить в этом «разнобое» всеединство мира, отереть всякую слезу от очей земли?
Как упоминалось в прошлое воскресенье, тайна превращения камня в хлебы связана с самим человеком: когда он раскрывается, тогда начинает работать принцип преображения, который заложен Богом в каждого, мы начинаем превращать камни в хлебы и все голодоморы отходят от нас. Помните, тогда я цитировал Поволжье 32-33 гг. прошлого века. Когда Бог не вмешивается в, казалось бы, те моменты, когда вмешаться необходимо, это тайна из тайн. Все это я сегодня повторяю с тем, что тему эту хотел бы продолжить на материале сегодняшнего евангельского чтения (Мф., 14, 22–34).
Вновь отсылаю вас, братья и сестры, к прошлому чтению, когда толпа насытилась хлебами и решила, что, видимо, Христос может не только накормить, но и спасти всех от ига римского и прочего, и нужно сделать Его царем, и тогда-то начнется жизнь. Нигде не сказано об этом в Евангелии, но из контекста евангельского и всей исторической литературы очевидна проблема иудейского народа и всего человечества, которое неверно понимало пришествие Мессии и не хотело иной раз распознавать то, что принес Христос в этот мир. И тогда Господь распускает народ, обрывает цепь этих умозаключений, желаний, намерений и отправляет учеников на другую сторону озера Кэнэро (Генисаретского), уединяется на горе, молится, — и наступает момент, который очень глубоко поясняет и развивает предшествующий материал чуда умножения хлебов.
Итак, ученики плывут по озеру. Генисаретское море, как его называли, небольшое, километров 50 в длину и 9 в ширину, но утлое суденышко, без наших моторов, сдувает и там. Ученики гребут против ветра, выбиваются из сил, — и вдруг видят идущую по волнам фигуру. Представьте себе: ночь, ветер, волны, силы на исходе — и вдруг идет Он. Понятно, что они испугались. Господь успокаивает их, и тут происходит то, ради чего Он, собственно, и предпринял это хождение, которое есть универсальный пример на все времена и сроки и для нас с вами устойчивая парадигма поведения. Удивительный, уникальный случай. Спрашивается, кому из тысяч людей, оказавшихся в подобной ситуации на ночном озере в шторм, взбредет в голову попросить у Господа: «А дай я Тебе навстречу пойду. Да по воде»? Только один человек мог такое сделать, он и сделал. Первоверховный апостол Петр, пассионарий, колоссально одаренный волевыми качествами души — не столько интеллектуальными (хотя и этого у него было достаточно), сколько волевыми. Он просит дерзновенно, Господь говорит ему «иди», и вот он выбирается из лодки в волны и идет к Господу. Здесь он, говоря языком нами принятом в прошлое воскресенье, превращает камни в хлебы. Он осуществляет чудо. Это действие так называемого принципа синергии — тогда Господь может превратить камни в хлебы, тогда чудо начинает действовать, когда идет соработничество человека и Бога. Как на фреске Микеланджело «Сотворение Адама», которая сейчас на всех рекламных щитах — и слава Богу, люди хотя бы таким образом приобщаться к этому произведению, — десница Творца протягивается к Адаму и он отвечает, тоже протягивает руку. Этот образ очень уместен в данном случае: когда две руки соединяются, начинает действовать реальность в самом своем мощном энергетическом и духовном выбросе. И вот Петр идет, осуществляется его вера, он всецело сосредоточен на Христе, идет и вдруг… отвлекается.
Часто беда наша состоит в том, что сознание не концентрированно всецело. Есть эволюционная теория о том, почему обезьяна не может стать человеком. Потому что ее внимание распадается на несколько объектов: видит не один банан, а все время десять, от одного откусит, от второго, третьего… Так и человек иногда. Мы привыкли не увлекаться, а развлекаться — туда, сюда и никуда по существу. Это можно сравнивать с бездумной ездой по городам и странам, когда смотришь на все и вся, в то время как нужно войти в суть вещей, вникнуть, углубиться в нее, а не вальсировать, не задевая толком ничего. Хотя, конечно, существуют гении, которые много и быстро передвигаются, одновременно вникая в суть вещей, но, к сожалению, их не так много.
И вот Петр, вероятно, боковым зрением замечает какой-то всплеск и понимает, какие волны кругом, на чем он вообще стоит. Как только это осознает, теряет связь с Христом и начинает утопать. Чудо исчезает. И теперь вопрос — а мог ли он утонуть? Мы скажем — конечно, нет, Христос ведь рядом, Он бы протянул руку. А вот и мог, братья и сестры. Мог утонуть. Ведь Иуда рядом был с Христом, и закончилось это подлинной космической трагедией. И Петр мог, но получилось наоборот, потому что закричал, взмолился Богу о помощи и это восстановило их связь. И в лодку пришли уже вместе: Христос не волок Петра по воде, вернулись оба. Протянув руку, Петр снова обрел в себе твердыню.
В этом маленьком рассказе дана характеристика всего нашего существования. Мы то цепляемся за Христа, то отпускаем, то протягиваем руку, то Его по рукам бьем. И столь искомое нами чудо, та ткань жизни, которую ткем сами, рвется. Ткань рвется, и мы кричим: «Господи, куда Ты смотришь? За что? Почему пришла беда?»… А беда ведь не приходит одна. Поговорка не могла родиться из ничего, а значит, закон: беда следует за бедой, потому что, хотим того или нет, осознанно или инстинктивно, подсознательно, мы начинаем бить по рукам Христа. И если мы вопием «помоги!», а Он не помогает, значит, нашего зова на самом деле и нет. Мы ведь знаем, что Он слышит все?.. И тем не менее приходят беды, и Авгиевы конюшни зарастают маловерием, малодушием, мазохизмом, когда на пределе человек начинает получать удовольствие от своих страданий… Когда я в деревне служил, пришел ко мне однажды председатель сельсовета, атеист, и сказал: «Невозможно работать, с кладбища я не ухожу — то и дело кого-то хороним… Что это такое вообще? Отслужите молебен». Пришел он, можно сказать, с обидой на весь мир, хотя был атеистом убежденным.
Таких случаев действительно много, но пафос сегодняшней истории евангельской заключается в том, что принцип осуществления чуда Богом в мире зависит от нас и какими бы мы слабыми ни были — как, например, Петр, допустивший ошибку и ставший утопать, оправляется и встает — если будем хоть какую веру иметь, у нас будет шанс. Поэтому не надо смущаться одержанием обстоятельств, которые порой сметают все на своем пути, — но против них всегда есть сомкнутые руки человека и Бога, Бога и человека. Нам надо просто протянуть свою руку и вцепиться в Его. И для этого не так уж много усилий надо и не так это трудно. Итак, обычный наш вывод в конце воскресных размышлений - подай нам, Господи, мужества, терпения и твердости в самую тяжелую минуту не поддаваться ощущению, что страдание, которое нас посетило беспросветно и нреуничтожимо, что нельзя давать себе повода к отчаянию. Давайте попросим Господа, братья и сестры, чтобы поддержал и помог нам на основании удивительного дерзновения Петра, которое он предпринял когда-то и которое столь многому может нас научить. Чтобы стало это дерзновение и нашим опытом и чтобы вера наша, какая бы слабая ни была, сохраняла бы в нас надежду, что у Бога всегда достанет милосердия протянуть нам руку помощи, как когда-то Он протянул ее апостолу Петру. Аминь.
| 29 | среда | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 30 | четверг | Прор. Оси́и. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 31 | пятница | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на НОЯБРЬ 2025 года | |||||
| 1 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 21-по Пятидесятнице. Вмч. Арте́мия. Прп. Гаврии́ла Самтаври́йского. Прав. Арте́мия Веркольского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
| 3 | поне-дельник | Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского. Сщмч. Павли́на, архиеп. Могилевского. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 4 | вторник | ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Вечерня, утреня | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 5 | среда | Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иа́кова | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 6 | четверг | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Аре́фы и с ним 4 299 мчч. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 7 | пятница | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы. Прп. Марти́рия диакона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 8 | суббота | Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния. Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 22-по Пятидесятнице. Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 10 | поне-дельник | Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на. Свт. Дими́трия. Прп. И́ова | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 11 | вторник | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 12 | среда | Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Свт. Агафангела исп. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 13 | четверг | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апе́ллия и Аристову́ла | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 14 | пятница | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 15 | суббота | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония, Елпидифо́ра и Анемподи́ста. Шу́йской-Смоле́нской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-по Пятидесятнице. Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Гео́ргия в Ли́дде. Собор всех Бессребреников | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 17 | поне-дельник | Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея. Блж. Си́мона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 18 | вторник | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона, патриарха Московского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 19 | среда | Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского. Свт. Ге́рмана. Сщмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 20 | четверг | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря. Сщмч. Кири́лла | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 21 | пятница | СОБОР АРХИСТРАТИ́ГА МИХАИ́ЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. Арх. Гаврии́ла, Рафаи́ла и иже с ними | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 22 | суббота | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны. Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослу́шница». Прп. Феокти́сты. Свт. Некта́рия Эгинского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 24 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исп. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 25 | вторник | Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Ни́ла постника | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 26 | среда | Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 27 | четверг | Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григо́рия Пала́мы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 28 | пятница | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва Начало Рождественского поста |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 29 | суббота | Ап. и евангелиста Матфе́я. Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 30 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-по Пятидесятнице. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Никона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Се́ргия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 1 | поне-дельник | Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 2 | вторник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 3 | среда | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла. Прп. Диодо́ра | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| 4 | четверг | ВВЕДЕ́НИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 5 | пятница | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфи́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||