Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сейчас мы читали евангельский текст о насыщении пяти тысяч людей хлебами (Мф., 14, 13–22). Это чтение сталкивает нас с другим местом Евангелия, входящим в некое противоречие с сегодняшним решением Господа, — с искушением Христа в пустыне, когда дьявол предложил Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. И ответил Христос, что не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 3–4). И мы понимаем, о чем здесь идет речь и как ответил Спаситель на это предложение. Но случай, о котором прочли сегодня, говорит о противоположном — о том, что все-таки в какой-то момент перипетий человеческого существования превратились камни в хлеб и пять тысяч людей, не считая женщин и детей, наелись. В итоге мы имеем расхождение между словами Господа и этой ситуацией, оказываемся перед дилеммой.
Для более глубокого понимания проблемы обратимся к историческому контексту описываемых событий. В тех реалиях сельскохозяйственных и экономических, которые описывает сегодня евангелист — промышленность никакая была, — тема насыщения поднималась каждый день. Поесть означало продолжить жить, поэтому хлеб в данном контексте перерастает масштаб нашего представления многократно. Для тех людей это было необычайно насущно. Так было и в другие времена в великом множестве —применительно к нашей истории вспомним голодоморы XX века: Поволжье, Тамбовская область и все центральные губернии России, украинский голод, столь актуализированный политическим моментом в наше время, и многое другое. Теперь большой вопрос — почему же Господь в евангельской истории совершает чудесное превращение, а для истории человечества во множестве случаев не совершает? Перед нами труднейшая антиномия, потому что примеров не умножения хлебов, когда это чудо нужно было до предела, — бездна. И в то же время прецедент сегодняшнего евангельского чтения, когда Он умножает хлеба и насыщает, есть. Как это может быть понято в контексте церковного сознания?
Я всегда сосредотачиваюсь в данном случае, братья и сестры, на проблеме того, кто есть человек. Знаем мы, кто такой человек? Описать его невозможно, в нем и плюс и минус соединены, человек вечно оригинален, вечно спонтанен, и в евангельской истории Христос решает эту проблему совершенно непостижимо: выявляет некий особенный тип человека или общности, обладающих качествами, необходимыми для того, чтобы чудо совершилось. Что является принципиальным для решения Господа о насыщении людей? Во-первых, состояние толпы: мы понимаем, что еще чуть-чуть — и они бы просто стали падать (особенно дети). Во-вторых, масштаб события, о котором скажем отдельно.
Пять тысяч — огромная масса народа. Применительно к нашим реалиям, столько собирается в храме разве что на Пасху, да и то не на службе, а на освящении куличей, подходят в течение дня, — а тогда великая толпа пришла разом, и не за куличами, как мы с вами, а за словом Божиим. И это самое важное. Люди преодолели такое расстояние ради глагола Божия — «не хлебом единым…» здесь работает в полной мере. Люди шли и шли, и слушали только Христа. И в этот момент огромного духовно-физического труда (попробуй постой столько времени на солнцепеке) они преобразились. Господь идет на встречу их подвига, откликается на их веру. И вот здесь произошло внутреннее преображение людей, братья и сестры. Они как бы (очевидно, что это делает только Господь) сами своей верой начали превращать камни в хлеб. Это происходит в момент высшего напряжения духа, когда человек идет за Господом, в мирском смысле, безрассудно, забыв о всяких практических соображениях, вот тогда вера начинает преображать действительность и Господь реагирует на это, начинает действовать. Короба хлеба остались после трапезы — представляете, как сытно они ели? Не евши целый день, ели и ели и осталось. Поистине непостижимое чудо!
Описанная евангелистом толпа, эти люди были в единстве с Христом и друг с другом, и это единство поражает. Здесь и открывается нам алгоритм действия Господа: когда Он видит, что человек сам по себе вдруг из совершенно иррациональной системы, которая непредсказуема и обуреваема бесконечной гордыней, подчас заставляющая человека пилить сук, на котором сидит, упорядочивается, превращается в иного, соответствующего заложенному в него образу Божию, тогда Он действует.
Таким образом, братья и сестры, чуда не надо ожидать тогда, когда сам человек не готов преобразиться для чуда, — в таком случае Господь ничего не будет делать, и совсем не из злонамеренности или желания проучить, а по принципу устроения мира, сопряженного со свободой и необходимостью посюсторонней нашей действительности, что в Евангелии многократно отображено. Но когда Он видит отклик соработничества, тогда совершается превращение камней в хлебы. Когда беспросветная гордыня, способствующая усилению нашей непредсказуемости в дурном смысле, уходит, приходит преображение и мы становимся другими. Давайте помолимся о том, чтобы Господь дал нам силы понять это и измениться. Аминь.
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |