Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сейчас мы читали евангельский текст о насыщении пяти тысяч людей хлебами (Мф., 14, 13–22). Это чтение сталкивает нас с другим местом Евангелия, входящим в некое противоречие с сегодняшним решением Господа, — с искушением Христа в пустыне, когда дьявол предложил Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. И ответил Христос, что не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 3–4). И мы понимаем, о чем здесь идет речь и как ответил Спаситель на это предложение. Но случай, о котором прочли сегодня, говорит о противоположном — о том, что все-таки в какой-то момент перипетий человеческого существования превратились камни в хлеб и пять тысяч людей, не считая женщин и детей, наелись. В итоге мы имеем расхождение между словами Господа и этой ситуацией, оказываемся перед дилеммой.
Для более глубокого понимания проблемы обратимся к историческому контексту описываемых событий. В тех реалиях сельскохозяйственных и экономических, которые описывает сегодня евангелист — промышленность никакая была, — тема насыщения поднималась каждый день. Поесть означало продолжить жить, поэтому хлеб в данном контексте перерастает масштаб нашего представления многократно. Для тех людей это было необычайно насущно. Так было и в другие времена в великом множестве —применительно к нашей истории вспомним голодоморы XX века: Поволжье, Тамбовская область и все центральные губернии России, украинский голод, столь актуализированный политическим моментом в наше время, и многое другое. Теперь большой вопрос — почему же Господь в евангельской истории совершает чудесное превращение, а для истории человечества во множестве случаев не совершает? Перед нами труднейшая антиномия, потому что примеров не умножения хлебов, когда это чудо нужно было до предела, — бездна. И в то же время прецедент сегодняшнего евангельского чтения, когда Он умножает хлеба и насыщает, есть. Как это может быть понято в контексте церковного сознания?
Я всегда сосредотачиваюсь в данном случае, братья и сестры, на проблеме того, кто есть человек. Знаем мы, кто такой человек? Описать его невозможно, в нем и плюс и минус соединены, человек вечно оригинален, вечно спонтанен, и в евангельской истории Христос решает эту проблему совершенно непостижимо: выявляет некий особенный тип человека или общности, обладающих качествами, необходимыми для того, чтобы чудо совершилось. Что является принципиальным для решения Господа о насыщении людей? Во-первых, состояние толпы: мы понимаем, что еще чуть-чуть — и они бы просто стали падать (особенно дети). Во-вторых, масштаб события, о котором скажем отдельно.
Пять тысяч — огромная масса народа. Применительно к нашим реалиям, столько собирается в храме разве что на Пасху, да и то не на службе, а на освящении куличей, подходят в течение дня, — а тогда великая толпа пришла разом, и не за куличами, как мы с вами, а за словом Божиим. И это самое важное. Люди преодолели такое расстояние ради глагола Божия — «не хлебом единым…» здесь работает в полной мере. Люди шли и шли, и слушали только Христа. И в этот момент огромного духовно-физического труда (попробуй постой столько времени на солнцепеке) они преобразились. Господь идет на встречу их подвига, откликается на их веру. И вот здесь произошло внутреннее преображение людей, братья и сестры. Они как бы (очевидно, что это делает только Господь) сами своей верой начали превращать камни в хлеб. Это происходит в момент высшего напряжения духа, когда человек идет за Господом, в мирском смысле, безрассудно, забыв о всяких практических соображениях, вот тогда вера начинает преображать действительность и Господь реагирует на это, начинает действовать. Короба хлеба остались после трапезы — представляете, как сытно они ели? Не евши целый день, ели и ели и осталось. Поистине непостижимое чудо!
Описанная евангелистом толпа, эти люди были в единстве с Христом и друг с другом, и это единство поражает. Здесь и открывается нам алгоритм действия Господа: когда Он видит, что человек сам по себе вдруг из совершенно иррациональной системы, которая непредсказуема и обуреваема бесконечной гордыней, подчас заставляющая человека пилить сук, на котором сидит, упорядочивается, превращается в иного, соответствующего заложенному в него образу Божию, тогда Он действует.
Таким образом, братья и сестры, чуда не надо ожидать тогда, когда сам человек не готов преобразиться для чуда, — в таком случае Господь ничего не будет делать, и совсем не из злонамеренности или желания проучить, а по принципу устроения мира, сопряженного со свободой и необходимостью посюсторонней нашей действительности, что в Евангелии многократно отображено. Но когда Он видит отклик соработничества, тогда совершается превращение камней в хлебы. Когда беспросветная гордыня, способствующая усилению нашей непредсказуемости в дурном смысле, уходит, приходит преображение и мы становимся другими. Давайте помолимся о том, чтобы Господь дал нам силы понять это и измениться. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |