Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сейчас мы читали евангельский текст о насыщении пяти тысяч людей хлебами (Мф., 14, 13–22). Это чтение сталкивает нас с другим местом Евангелия, входящим в некое противоречие с сегодняшним решением Господа, — с искушением Христа в пустыне, когда дьявол предложил Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. И ответил Христос, что не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 3–4). И мы понимаем, о чем здесь идет речь и как ответил Спаситель на это предложение. Но случай, о котором прочли сегодня, говорит о противоположном — о том, что все-таки в какой-то момент перипетий человеческого существования превратились камни в хлеб и пять тысяч людей, не считая женщин и детей, наелись. В итоге мы имеем расхождение между словами Господа и этой ситуацией, оказываемся перед дилеммой.
Для более глубокого понимания проблемы обратимся к историческому контексту описываемых событий. В тех реалиях сельскохозяйственных и экономических, которые описывает сегодня евангелист — промышленность никакая была, — тема насыщения поднималась каждый день. Поесть означало продолжить жить, поэтому хлеб в данном контексте перерастает масштаб нашего представления многократно. Для тех людей это было необычайно насущно. Так было и в другие времена в великом множестве —применительно к нашей истории вспомним голодоморы XX века: Поволжье, Тамбовская область и все центральные губернии России, украинский голод, столь актуализированный политическим моментом в наше время, и многое другое. Теперь большой вопрос — почему же Господь в евангельской истории совершает чудесное превращение, а для истории человечества во множестве случаев не совершает? Перед нами труднейшая антиномия, потому что примеров не умножения хлебов, когда это чудо нужно было до предела, — бездна. И в то же время прецедент сегодняшнего евангельского чтения, когда Он умножает хлеба и насыщает, есть. Как это может быть понято в контексте церковного сознания?
Я всегда сосредотачиваюсь в данном случае, братья и сестры, на проблеме того, кто есть человек. Знаем мы, кто такой человек? Описать его невозможно, в нем и плюс и минус соединены, человек вечно оригинален, вечно спонтанен, и в евангельской истории Христос решает эту проблему совершенно непостижимо: выявляет некий особенный тип человека или общности, обладающих качествами, необходимыми для того, чтобы чудо совершилось. Что является принципиальным для решения Господа о насыщении людей? Во-первых, состояние толпы: мы понимаем, что еще чуть-чуть — и они бы просто стали падать (особенно дети). Во-вторых, масштаб события, о котором скажем отдельно.
Пять тысяч — огромная масса народа. Применительно к нашим реалиям, столько собирается в храме разве что на Пасху, да и то не на службе, а на освящении куличей, подходят в течение дня, — а тогда великая толпа пришла разом, и не за куличами, как мы с вами, а за словом Божиим. И это самое важное. Люди преодолели такое расстояние ради глагола Божия — «не хлебом единым…» здесь работает в полной мере. Люди шли и шли, и слушали только Христа. И в этот момент огромного духовно-физического труда (попробуй постой столько времени на солнцепеке) они преобразились. Господь идет на встречу их подвига, откликается на их веру. И вот здесь произошло внутреннее преображение людей, братья и сестры. Они как бы (очевидно, что это делает только Господь) сами своей верой начали превращать камни в хлеб. Это происходит в момент высшего напряжения духа, когда человек идет за Господом, в мирском смысле, безрассудно, забыв о всяких практических соображениях, вот тогда вера начинает преображать действительность и Господь реагирует на это, начинает действовать. Короба хлеба остались после трапезы — представляете, как сытно они ели? Не евши целый день, ели и ели и осталось. Поистине непостижимое чудо!
Описанная евангелистом толпа, эти люди были в единстве с Христом и друг с другом, и это единство поражает. Здесь и открывается нам алгоритм действия Господа: когда Он видит, что человек сам по себе вдруг из совершенно иррациональной системы, которая непредсказуема и обуреваема бесконечной гордыней, подчас заставляющая человека пилить сук, на котором сидит, упорядочивается, превращается в иного, соответствующего заложенному в него образу Божию, тогда Он действует.
Таким образом, братья и сестры, чуда не надо ожидать тогда, когда сам человек не готов преобразиться для чуда, — в таком случае Господь ничего не будет делать, и совсем не из злонамеренности или желания проучить, а по принципу устроения мира, сопряженного со свободой и необходимостью посюсторонней нашей действительности, что в Евангелии многократно отображено. Но когда Он видит отклик соработничества, тогда совершается превращение камней в хлебы. Когда беспросветная гордыня, способствующая усилению нашей непредсказуемости в дурном смысле, уходит, приходит преображение и мы становимся другими. Давайте помолимся о том, чтобы Господь дал нам силы понять это и измениться. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |