Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня в очередной недельный день, воскресный, предлагаю обратиться не к основному зачалу, которое мы читаем из года в год, а ко второму — к тому, в котором говорится о Марии Магдалине, о женщинах, которые шли за Христом (Лк. 8, 1–3). Надо сказать, что судьба Марии Магдалины и ее личность имеют вневременное, общехристианское значение, диапазон ее влияния заключается в понятии, которое у всех на устах, — в служении мироносиц. Понятие мироносицкого служения очень богатое, полное, оно перерастает само себя. Как говорил диакон Андрей Кураев, «для религиозного взгляда любая вещь больше самой себя». Так и здесь особенность трансцендированиясмыслов, черпания смыслов с Неба и обогащения их осуществились в личности Мироносицы. Конечно, самой Марии Магдалине и в голову не могло прийти, что она вот так саму себя превзойдет, и, тем не менее, она, водимая Духом Божиим, осуществила свое служение и осуществляет его до сих пор. Классическое служение мироносиц нам с вами понятно — это служение имением своим, врачеванием, заботой, все это семейные категории, свойственные женщине испокон веков. Но Самим Христом дается новое измерение реализации женского начала. Все нами перечисленные классические параметры-функции в церковном служении обретают иное значение, и из ограниченно семейного диапазона служение женщины расширяется до социально значимого и, главное, духовно значимого. Господь все это задает, не говоря ни слова: нигде мы не видим от Него прямых указаний на женский вопрос, однако по самому созиданию и развитию евангельской истории воочию этот процесс наблюдаем. Создается целый институт мироносиц — это уже не одно имя, это и Иоанна, Марфа, и Саломия, их было достаточно много, и Церковь, которая тогда была явлена, предполагала для них гигантский духовно созидательный и одновременно практический горизонт.
Со сменой эпох ситуация развивается. К новому времени, к XIX веку, женское служение обретает совсем другой темп — усиливается, усложняется, однако в русле мироносицкого служения то ожидаемое прекрасное, что Господь заложил, не развивается. Наоборот, путь развития идет вразнос, в разные стороны, и вот мы имеем феминизм, современное женское движение в его извращенной форме. Изначально в женское служение Господь заложил Свой благой замысел, однако у нас, как часто бывает, любовь превращается в разврат, скопидомство — от слова «дом», наживаемое для семьи — в жадность. Каждое явление имеет в себе потенциальную возможность прийти к своему антиподу. И это не тот случай, когда эпифеномен феномена ничем не грозит, когда его можно смягчить или преодолеть. Когда свобода личности набирает обороты, человек начинает путаться — от Бога ли исходит что-то, или от него самого, и приходит к выводу, что все от человека. Раньше Господь его исцелял, а теперь — хорошее оборудование или даже он сам, силой самовнушения. Такие же деформации произошли в женском служении.
Мария Магдалина в своем истоке брала пример, конечно, с Богородицы. Мы понимаем, что от Нее все, Она запредельна по совмещению в Себе смирения и колоссальной активности (какое внутреннее молитвенное созидание у Нее было — и ни одного всплеска эмоций, мудрая тишина). Так вот, классическая парадигма женского служения, заданная Марией Магдалиной по примеру Девы Марии, приобрела в наше время катастрофичный извод. Мы наблюдаем деформацию семейных отношений, войну полов, всю эту свару, связанную с воспитанием детей, мальчиков, в частности. С молоком матери дается ребенку тот минимум и вместе с тем максимум, который во взрослом возрасте позволяет человеку нормально развиваться. Нарушения в этих областях приводят к последствиям, которые мы видим, допустим, на примере того, что учудили женщины в Храме Христа Спасителя в прошлом году. Если бы византийцы из IX века могли посмотреть с помощью какой-нибудь машины времени, что происходит у нас в веке XXI, они бы подумали, что мы просто-напросто сошли с ума. Прецедент этот не только у нас произошел, прокатился шаром по многим цивилизованным западным странам — акция получила значительную поддержку. И это уже не просто симптом, это свершившийся факт, плод определенного состояния души. Ведь до этого дорасти надо — за год-два до такого не дойдешь. Сначала у этих женщин подобное в семье стало нормой, а потом вот вылилось в такую манифестацию. Мы, православные христиане, должны на эти вызовы отвечать. Размышляя на тему мироносицкого служения, мы видим, что задана эта линия Богом, предоставлены все возможности для ее развития. Помню, как в Пюхтицком монастыре монахиня на тракторе посевы собирала, дрова возила, еще в советское время. Прикровенно развивалось служение даже тогда, а сейчас и вовсе простор для него открыт. Апостолат женский призывается, активно Церковь вовлекает женское начало к созиданию Христова провозвестничества. Но слышит ли мир? По только что цитированной выходке понимаем, что мир призыва Церкви не слышит. Слышит он призывы к анархии. Давайте помолимся сейчас о том, чтобы нам понять, что нам делать в нашей православной среде, которая, при всех условностях, довольно многочисленна. И хотя в наших душах тоже не все в порядке бывает, но у нас есть Мария Магдалина, которой можно помолиться и испросить помощи и указания, как действовать, потому что она-то теперь понимает больше вместе всех здесь стоящих и молящихся. Тем паче можно обратиться к Творцу, прикоснуться к престолу Божию с тем, чтобы эта острейшая проблема постепенно смягчалась. Прагматики прогнозируют фатальное изменение ситуации, катастрофическое, но мы не можем жить без надежды и будем сопротивляться, пока у нас есть такая опора, такой фундамент. Давайте помолимся сегодня Марии Магдалине и испросим у нее помощи, чтобы наша душа сумела установить баланс, чтобы не было в наших семьях войн, чтобы все деформации нашего времени смягчались любовью Христовой, которая вне времен. Давайте попробуем объемно воспринимать мир, прозревать минусы и плюсы его, видеть его неподъемную тяжесть — и делать все, чтобы ее облегчить. В этом помоги нам, Господь, а мы будем молиться Тебе со всем усердием и чаянием. Мария Магдалина, равноапостольная матерь наша, моли Господа о том, чтобы Он вразумил нас, грешных. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2022 года | |||||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. Царя Константина и царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения. Прп. Михаила исп., еп. Синадского | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
6 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Прп. Симеона. Блж. Ксении | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
7 | вторник | Попразднство Вознесения. Обретение главы Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Попразднство Вознесения. Ап. от 70-ти Ка́рпа |
Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
9 | четверг | Попразднство Вознесения. Сщмч. Ферапонта | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
11 | суббота | Троицкая родительская суббота Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших |
Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Св. Духу | 17-00 | прот.Георгий | |||
13 | поне-дельник | День Святого Духа. Сплошная седмица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
14 | вторник | Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
15 | среда | Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
16 | четверг | Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
18 | суббота | Отдание праздника Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст) Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия |
Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Всем святым | 17-00 | иер.Александр | |||
20 | поне-дельник | Сщмч. Феодота. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник | Вмч. Феодора Стратилата | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда | Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг | Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница | Апп. Варфоломея и Варнавы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
25 | суббота | Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: прот.Георгий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших |
Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий |
прот.Георгий | |||||
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Алексий | |||||
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.Николай | |||
27 | поне-дельник | Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
28 | вторник | Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
29 | среда | Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
30 | четверг | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай |