Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодняшнее воскресное зачало органично вплетается в предшествовавшее наше повествование, оно тесно связано с проблематикой той проповеди, которую я в прошлый раз произносил, и это дает мне повод продолжить тему, снова обозначить в ней серьезные, подчас почти неразрешимые вопросы, стоящие сегодня перед православным сознанием. Напоминаю, что в прошлое воскресенье я ставил вопрос о званных и избранных, и мы пришли к выводу, что все мы званные и все могут быть избранными, и вопрос заключается только в том, почему огромное число людей, несмотря на то, что их зовут, не слышат или не хотят слышать зов. Сейчас предлагаю вам снова подумать над этим вопросом в связи с сегодняшним первым воскресным зачалом — о чудесном уловлении рыбы (Лк., 5, 1–11). Хочу сделать акцент на завершающих его знаменитых словах. Когда Господь говорит ученикам забросить сети по новой, хотя они ничего ранее не поймали, и они вытаскивают большой улов, Господь отвечает на удивление, ужас апостолов и, в частности, Петра: Не бойся: отселе будеши человеки ловя.
Мы должны запомнить этот важный тезис, который Господь ясно определяет. Я уже говорил о том, что характер последних годов жития нашей Церкви сильно актуализирует определенные зачала — запрос времени такой, — и они начинают пульсировать необычайно энергично. Предложенный нам тезис — именно такой. Первое, о чем мне хотелось бы вам напомнить, — что такое избранные, избранничество. В прошлой проповеди мы выяснили, что люди в небрачной одежде, которые приходят случайно на вечерю Господню, бывают исторгнуты, потому что это грех очень большой. Я тогда ссылался на Антония Сурожского, который говорил, что есть люди, которые просто приходят поесть и попить задаром. Вот это является грехом неподготовленности нашей. Но брачные одежды — не только участие в самой трапезе, так скажем. Это понятие емкое, широкое и может включать в себя много модусов — и молитвенный, аскетический, когда ты не только приходишь, понимая, куда пришел, но и что-то из сердца своего исторгаешь, и нравственно-моральные аспекты, интеллектуально-богословские, когда пытаешься вдуматься в существо и содержание того, что происходит на вечере. Но есть еще один аспект, который к нам с вами сегодня имеет прямое отношение. Это миссия, вытекающая из перечисленного обращенность к обществу, к внешнему миру. Словами Христа, уловление человеков, а нашими словами — отношение Церкви, то есть, избранных, в брачных одеждах людей находящихся, к общественной среде. Как к ней нужно относиться? Господь дает нам ясное, конкретное задание. Не просьбу, представление, размышление, нет! Он говорит: Будешь уловлять. Здесь одновременно и дар (уловление человеков предполагает некоторую харизму, благодатность того, кто уловляет, ведь вы представляете, что это такое — работа с судьбами людей?..), и обязательство (Господь говорит о том, что это надо делать). На самом деле, вдумаемся: если пришел Христос в этот мир, то Он пришел не с пустыми руками — со спасительным учением, со спасительной для нас вестью о том, что Он искупает нас Своей кровью и через это открывается для нас жизнь вечная. И мир, естественно, об этом должен узнать. Господь для того и приходит. Сам признак содержательный Его пришествия в мир неразрывно связан с тем, что о Нем должно быть оповещено всем. И мы при всем желании не можем остаться в стороне от задания, которое Господь дает апостолам, — ведь мы последователи их и уловлять человеков Господь заповедует всем нам. И тут-то у нас начинаются сложности.
В начале христианского следования по дороге истории все было достаточно понятно: был чистый лист бумаги, на который наносились первые буквы христианского провозвестничества, и своей чистотой и новизной учение чаще всего одерживало победу. Конечно, отношение к нему было иногда жестким, даже жестоким, потому что языческий мир ничего слышать не хотел и отвечал агрессией. Однако, когда языческий мир понимал, что таких глаголов никогда раньше не раздавалось, сдавался. Но с течением времени лист все больше и больше исписывался и, в конечном итоге, весь мир был о Христе оповещен — проповедь Его слышали, в общем-то, везде. Конечно, мы найдем клочки племен в Африке или еще где, которые, может быть, не слышали, но это локальные явления — когда сам регион просто-напросто не предрасположен к восприятию Евангелия. В целом, конечно же, миру христианское учение провозвещено. Но в этом и новая сложность: слышали все, но все ли услышали? В России, например, повсюду храмы, колокольни возносятся — но люди ходят мимо. И перед нами возникает вопрос — что, собственно, делать избранным, которые пришли на вечерю, которые проникнуты благочестием и созидательным чувством? Безусловно, проявлять активность. Но не ту, которая свойственна каким-нибудь партконференциям, всем этим общественным собраниям, которым лишь бы погарлопанить. Православному человеку нужны и скромность, и мудрость, и трепетность, и уважение к глубине того, что ты делаешь, и определенная педагогика, избирательность средств. Но есть в нас ли это? Раз люди ходят мимо храмов, вероятно, нет. Наш храм, например, в последние столетия не закрывался, сиял светом Христовым. С этого амвона на протяжении двухсот лет беспрерывно шла проповедь. Особенно в последнее столетие она горела. Больше того, с этого амвона говорили и великие проповедники — например, архимандрит Сергий Савельев, который в этом храме когда-то служил и являл собой удивительный дар, на сегодняшний день очевидный. И, тем не менее, я, будучи мальчиком, живя в Москве, не слышал о нем и о его проповеди. И в других храмах было то же. Все очерчивалось стенами храма и не выходило дальше. Но тогда была атмосфера такая: не дали бы выйти. А сейчас мы видим печальную картину: проповедь есть, она открыта для всех, но иммунитет слуха не позволяет ее услышать, семена Слова Божия не садятся на почву. И снова вопрос к нам, братья и сестры, — что же нам делать? Ведь мы — ответственные, ведь это нам Господь сказал: Будеши человеки ловя. Ведь мы избранные. От ответственности, которую Господь на нас возложил, мы никуда не денемся, вы понимаете это? «Я лучше хозяйством позанимаюсь» — такое не пройдет. Перед каждым сознанием должен ставиться вопрос этот — что делать? Великие умы Церкви возглашают, что нам надо идти проповедовать, но мало конструктивного могут предложить, потому что перипетии веков наложили, как я уже сказал, определенную апперцепцию восприятия Христовой истины. Нужны новые решения.
Есть одно, трудно выполнимое: мы с вами должны быть несколько выше окружающего мира. По духовно-нравственному показателю мы не дотягиваем, это понятно. Но тогда мы должны быть выше в интеллектуально-духовном плане, вот в чем дело. Представляете, как мы должны писать книги, как мы должны рисовать картины, как ставить кинематографические ленты, как мы должны музыку писать, чтобы за ней тянулись — не за усыпляющей мелодией, которую наигрывает мир, а за той музыкой, которая имеет Христово начало, созвучие Христову взору?.. И XVIII, и XIX века давали такие прецеденты: я неоднократно указывал на художников, на музыкантов, на писателей, которые являли собой христианское ядро и в своем культурном излучении осеменяли весь мир. Поэтому и культура наша, российская, христианская есть, она состоялась в истории, и когда-то она шла впереди и вела за собой наш народ. Сейчас не ведет. Сейчас мы не пишем, мы не рисуем, мы не сочиняем музыку, мы не ставим толком никаких картин, и здесь, конечно, спрос с нас — мы должны взять действительно высокую интеллектуально-культурную планку (хотя требование нравственного совершенства никто не отменял как первичного и главного), осуществить уловление человеков, показать глубину и красоту Христова провозвестничества. Если не сделаем этого, то придется потом давать ответ — почему мы не соответствовали той брачной одежде, в которой оказались на вечере Господней?
Будем сейчас хотя бы в постановке вопроса в своем сердце пытаться это сделать и, несмотря на трудность того, что сделать предстоит, будем уверены, что Господь нас не оставит. Сколько раз напоминал я вам, как пятились апостолы в ужасе от максим Христовых требований, говоря: Как возможно человеку сие? И Он им отвечал: Да, человекам невозможно. А Богу возможно. Он говорил: Помогу вам всегда, только дерзайте. Помолимся же о том, чтобы евангельское зачало, которое мы сегодня слушали, открыло нашему сердце пути уловления человеков — сначала детей наших, которых мы должны уловить в первую очередь, потом наших семей и всех далее следующих. С кем бы ни жили, с кем бы ни общались, с кем бы ни встречались по жизни — пусть свет Христов светит в нас и пусть люди внешние, видя его, тоже устремляются ко Христу. Помоги нам, Господи. Аминь
30 | понед-к | Прор. Осии. Прмч. Андрея | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
31 | вторник | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Утреня. Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2023 года | |||||
1 | среда | Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | четверг | Вмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия Веркольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница | Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
4 | суббота | Празднование Казанской иконе Божией Матери | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня с акафистом Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
7 | вторник | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
8 | среда | Вмч. Дими́трия Солу́нского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
9 | четверг | Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Собор всех Бессребреников | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня с акафистом Прп. Сергию | 17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса и иже с ними | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
14 | вторник | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
15 | среда | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
16 | четверг | Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
18 | суббота | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 24-я по Пятидесятнице. Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана. Свт. Германа, архиеп. Казанского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Утреня с акафистом Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
20 | поне-дельник | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
21 | вторник | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
22 | среда | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
23 | четверг | Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
24 | пятница | Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
25 | суббота | Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 25-я по Пятидесятнице. Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня с акафистом Покрову | 17-00 | прот.Георгий | |||
27 | поне-дельник | Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский пост | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
28 | вторник | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
29 | среда | Ап. и евангелиста Матфе́я | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
30 | четверг | Свт. Григо́рия. Прп. Никона | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай |