Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Братья и сестры, не в первый раз мы слышали чтение о гадаринском бесноватом, и сегодня мне вновь хотелось бы обсудить с вами заявленную тему, которая сильно будоражит наше воображение, — тему бесноватых и бесноватости. Как сказал один современный проповедник, «бесовские силы нашли сейчас совершенно иной способ вхождения в мир», — хотелось бы поговорить именно об этом.
В евангельских текстах мы читаем о большом количестве беснований, которые тогда происходили. Сравнивая с нашим миром, обнаруживаем совершенно иное количественное проявление бесовства — у нас сейчас, казалось бы, явных случаев беснования в разы меньше. К тому же, различные проявления бесноватости отождествляются с умалишением, когда человек психически нездоров, и у него проявляется это в буйной форме. Но, как вы понимаете, неверно путать психиатрию с бесовством. Приезжая в святые места, видя, как пастырь отчитывает какого-то бесноватого (хрюкающего, рыкающего, визжащего, корчащегося и так далее) у нас возникает священный трепет, страх. А ведь на самом деле часто причина всего этого — психические повреждения, в то время как бесы действую совершенно иначе. Нам надо понимать, что сейчас бесноватые не исчезли — наоборот, их стало куда больше, они стали более опасны, и ведут они себя при этом менее вызывающе, по-светски, не нарушая, в известном смысле, общественного порядка. Ведь, прежде всего, сами бесовские силы не заинтересованы в шумихе, не хотят проявлять себя явно. Век сей диктует им свои правила: сегодня им приходится действовать незаметно, даже иногда в русле установленных норм принятой не то что сдержанности, они совсем не сдержаны, но ни в коем случае не визжащих, хрюкающих, крушащих все вокруг.
Как было раньше? Одержимые рвали цепи, на кладбищах буйствовали, их скручивали, изгоняли и прочая, прочая, прочая... Здесь следует сделать одно примечание. Надо отметить, что случаи изгнания бесов Спасителем по времени все-таки относятся к Ветхому Завету. Сейчас мы, как православные, должны понимать, что бесовские силы проникают в этот мир через одну единственную дверь, которую мы хорошо знаем — это наше сердце, то есть человек, мы с вами. Они проходят только через эту дверь, заручившись согласием самого человека, косвенным или прямым. Это мы их впускаем и вооружаем, даем дыхание их жизни и действиям.
Мы часто об этом забываем и кажется, что мы не при чем. Существуют некие существа, перемещающиеся из одного мира в другой, а мы в чем виноваты?! Но ведь дверь только в одном месте — в нашем сердце! Есть человек, и через него проходит бес. Без такого «проводника» он ничего не сможет сделать. Помните, раньше человек, когда зевал, крестил рот — в этом было зримое, образное выражение этой дыры для проникновения бесовских сил. Оно, конечно, условное, но духовно чуткое. Конечно, проникнуть бес может и через другие места, но это образное выражение «отверстого рта» иллюстративно передает нам само бесовское действие — мы открываем сердце, бесы проходят туда и действуют там.
Что есть бесовство, как таковое? Как правило, это не психическое расстройство, которое внешне узнаваемо: человек говорит бессвязно, у него галлюцинации, бред и так далее. Бесы, напротив, рациональны, умны и действуют скорее на уровне текстов. Современный бесноватый человек всегда обладает двумя параметрами: это, прежде всего, подвластность воли, то есть одержимость, когда человек управляем потусторонним силами, и второе — безграничная злоба. Вот это важные два качества, которые мы должны усматривать, различать и понимать: злоба колоссальная и подавленность личной воли. Которые, при всем, проявляются в очень спокойной форме.
Кто же тогда эти бесноватые? Примеры на каждом шагу. Автомобилисты встретились на дороге и начались разборки, скандалы на работе, склоки в семье, весь этот апогей неистовства, когда люди готовы растерзать друг друга, полностью потеряв контроль над происходящим, — это и есть беснование. Это происходит каждый день, повсюду. А сколько бесовства скрыто: человек иногда не показывает эмоций, но какие ураганы бушуют у него внутри! Как мы видим, формы действия бесов стали совершенно другими и… умножились.
Сегодня сатана заходит в мир неузнанным и незамеченным и действует среди огромной массы людей. Неврозы, о которых мы постоянно говорим, тоже плод злых сил, не что иное, как раздирание бесами нашей души, которое доводит нас до истощения. Но как быть с этим? Ведь часто мы в себе этого не различаем. И в других не видим. Что такого страшного? Ну, понервничал человек, вышел из себя, потом ведь все утихло. Иногда скандалы даже приветствуются — для разрядки, снятия напряжение.
Поорал – и полегчало, этому учит нас современная психология. Но не учит понимать, что при этом мы являемся «преемниками» гадаринского бесноватого, что это все явления одной природы и должны нас пугать не меньше, чем явное буйство.
Наши страсти колоссальны. Сейчас мы находимся под воздействием различных развлечений. Знак времени — интернет, игры, всяческие организации, предлагающие свои услуги, и так далее. Покупательно-продавательная страсть одолевает нас, становится той самой мохнатой лапой, которая может взять нас за горло (и при этом не выглядеть такой уж мохнатой). А алкоголизм, наркомания, которые имеют огромное хождение? Это и есть та иная форма вхождения бесовского мира в нашу жизнь. Если мы посмотрим на современное кино и на литературу, поймем: мы настолько бесноваты, что с ветхозаветными людьми и сравнить нельзя.
Все это я говорю, чтобы вы поняли: нужно искать проявления беснования не на стороне, а, прежде всего, в самих себе и стремиться через исповедь, через покаяние, через причастие, через пощение и внимательное отношение к своим помышлениям, проявлениям страстей наших, их умерить, выдавить из центра нашей жизни на периферию, чтобы они засыхали, как те самые тернии, которые без питательной среды умирают. Это тяжело. Посмотрите, сколько раз мы приходим на исповедь и каемся в одном и том же. Нам не удается сосредоточиться на евангельском отрывке, на молитве, как только мы начинаем читать правило — тотчас начинаем думать совершенно о другом. Это бесовские силы держат нас за горло и уводят от истины. Мы устали, мы не можем, у нас что-то заболело — вам знакомы эти бесконечные самооправдания? Да еще и близкие, и священники оправдывают нас: «Ну да, ты же не могла, ты устал, давай в следующий раз» и так далее. Итог один: в следующий раз все повторяется.
Так вот пусть страх Божий нас пробудит, чтобы мы отрезвились и понимали — никуда бесовство не ушло, а продолжает действовать во всей своей силе и в еще больших масштабах. Давайте помолимся о нашем сердце и нашем самосознании, обратимся к сегодняшнему евангельскому отрывку, сопоставляя себя и гардаринского бесноватого, — и пусть, когда мы увидим общее и убоимся, сделаем шаг ко спасению. В этом и помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |