Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Братья и сестры, не в первый раз мы слышали чтение о гадаринском бесноватом, и сегодня мне вновь хотелось бы обсудить с вами заявленную тему, которая сильно будоражит наше воображение, — тему бесноватых и бесноватости. Как сказал один современный проповедник, «бесовские силы нашли сейчас совершенно иной способ вхождения в мир», — хотелось бы поговорить именно об этом.
В евангельских текстах мы читаем о большом количестве беснований, которые тогда происходили. Сравнивая с нашим миром, обнаруживаем совершенно иное количественное проявление бесовства — у нас сейчас, казалось бы, явных случаев беснования в разы меньше. К тому же, различные проявления бесноватости отождествляются с умалишением, когда человек психически нездоров, и у него проявляется это в буйной форме. Но, как вы понимаете, неверно путать психиатрию с бесовством. Приезжая в святые места, видя, как пастырь отчитывает какого-то бесноватого (хрюкающего, рыкающего, визжащего, корчащегося и так далее) у нас возникает священный трепет, страх. А ведь на самом деле часто причина всего этого — психические повреждения, в то время как бесы действую совершенно иначе. Нам надо понимать, что сейчас бесноватые не исчезли — наоборот, их стало куда больше, они стали более опасны, и ведут они себя при этом менее вызывающе, по-светски, не нарушая, в известном смысле, общественного порядка. Ведь, прежде всего, сами бесовские силы не заинтересованы в шумихе, не хотят проявлять себя явно. Век сей диктует им свои правила: сегодня им приходится действовать незаметно, даже иногда в русле установленных норм принятой не то что сдержанности, они совсем не сдержаны, но ни в коем случае не визжащих, хрюкающих, крушащих все вокруг.
Как было раньше? Одержимые рвали цепи, на кладбищах буйствовали, их скручивали, изгоняли и прочая, прочая, прочая... Здесь следует сделать одно примечание. Надо отметить, что случаи изгнания бесов Спасителем по времени все-таки относятся к Ветхому Завету. Сейчас мы, как православные, должны понимать, что бесовские силы проникают в этот мир через одну единственную дверь, которую мы хорошо знаем — это наше сердце, то есть человек, мы с вами. Они проходят только через эту дверь, заручившись согласием самого человека, косвенным или прямым. Это мы их впускаем и вооружаем, даем дыхание их жизни и действиям.
Мы часто об этом забываем и кажется, что мы не при чем. Существуют некие существа, перемещающиеся из одного мира в другой, а мы в чем виноваты?! Но ведь дверь только в одном месте — в нашем сердце! Есть человек, и через него проходит бес. Без такого «проводника» он ничего не сможет сделать. Помните, раньше человек, когда зевал, крестил рот — в этом было зримое, образное выражение этой дыры для проникновения бесовских сил. Оно, конечно, условное, но духовно чуткое. Конечно, проникнуть бес может и через другие места, но это образное выражение «отверстого рта» иллюстративно передает нам само бесовское действие — мы открываем сердце, бесы проходят туда и действуют там.
Что есть бесовство, как таковое? Как правило, это не психическое расстройство, которое внешне узнаваемо: человек говорит бессвязно, у него галлюцинации, бред и так далее. Бесы, напротив, рациональны, умны и действуют скорее на уровне текстов. Современный бесноватый человек всегда обладает двумя параметрами: это, прежде всего, подвластность воли, то есть одержимость, когда человек управляем потусторонним силами, и второе — безграничная злоба. Вот это важные два качества, которые мы должны усматривать, различать и понимать: злоба колоссальная и подавленность личной воли. Которые, при всем, проявляются в очень спокойной форме.
Кто же тогда эти бесноватые? Примеры на каждом шагу. Автомобилисты встретились на дороге и начались разборки, скандалы на работе, склоки в семье, весь этот апогей неистовства, когда люди готовы растерзать друг друга, полностью потеряв контроль над происходящим, — это и есть беснование. Это происходит каждый день, повсюду. А сколько бесовства скрыто: человек иногда не показывает эмоций, но какие ураганы бушуют у него внутри! Как мы видим, формы действия бесов стали совершенно другими и… умножились.
Сегодня сатана заходит в мир неузнанным и незамеченным и действует среди огромной массы людей. Неврозы, о которых мы постоянно говорим, тоже плод злых сил, не что иное, как раздирание бесами нашей души, которое доводит нас до истощения. Но как быть с этим? Ведь часто мы в себе этого не различаем. И в других не видим. Что такого страшного? Ну, понервничал человек, вышел из себя, потом ведь все утихло. Иногда скандалы даже приветствуются — для разрядки, снятия напряжение.
Поорал – и полегчало, этому учит нас современная психология. Но не учит понимать, что при этом мы являемся «преемниками» гадаринского бесноватого, что это все явления одной природы и должны нас пугать не меньше, чем явное буйство.
Наши страсти колоссальны. Сейчас мы находимся под воздействием различных развлечений. Знак времени — интернет, игры, всяческие организации, предлагающие свои услуги, и так далее. Покупательно-продавательная страсть одолевает нас, становится той самой мохнатой лапой, которая может взять нас за горло (и при этом не выглядеть такой уж мохнатой). А алкоголизм, наркомания, которые имеют огромное хождение? Это и есть та иная форма вхождения бесовского мира в нашу жизнь. Если мы посмотрим на современное кино и на литературу, поймем: мы настолько бесноваты, что с ветхозаветными людьми и сравнить нельзя.
Все это я говорю, чтобы вы поняли: нужно искать проявления беснования не на стороне, а, прежде всего, в самих себе и стремиться через исповедь, через покаяние, через причастие, через пощение и внимательное отношение к своим помышлениям, проявлениям страстей наших, их умерить, выдавить из центра нашей жизни на периферию, чтобы они засыхали, как те самые тернии, которые без питательной среды умирают. Это тяжело. Посмотрите, сколько раз мы приходим на исповедь и каемся в одном и том же. Нам не удается сосредоточиться на евангельском отрывке, на молитве, как только мы начинаем читать правило — тотчас начинаем думать совершенно о другом. Это бесовские силы держат нас за горло и уводят от истины. Мы устали, мы не можем, у нас что-то заболело — вам знакомы эти бесконечные самооправдания? Да еще и близкие, и священники оправдывают нас: «Ну да, ты же не могла, ты устал, давай в следующий раз» и так далее. Итог один: в следующий раз все повторяется.
Так вот пусть страх Божий нас пробудит, чтобы мы отрезвились и понимали — никуда бесовство не ушло, а продолжает действовать во всей своей силе и в еще больших масштабах. Давайте помолимся о нашем сердце и нашем самосознании, обратимся к сегодняшнему евангельскому отрывку, сопоставляя себя и гардаринского бесноватого, — и пусть, когда мы увидим общее и убоимся, сделаем шаг ко спасению. В этом и помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |