Сегодня у нас с вами, братья и сестры, день первоверховных апостолов Петра и Павла, событие серьезное для всего христианского мира. Как мы все с вами хорошо представляем, основным христианским символом является крест Христов — и в его форме ясно обозначено, что все концы его сходятся в одну точку, в центр. Так вот, этот образ очень точно относится к образу первоверховных апостолов, ибо апостолы свели этот мир к изначальному, первичному смыслу всего бытия, так сказать, к первоточке бытия, поэтому им мы обязаны практически всем. Хотя вот один из многочисленных парадоксов христианства: Павла, например, в Евангелии мы вообще не встречаем. Это уже дело Святого Предания, дело Церкви, которая явила исповедание апостольства Павла после искупительного дела Спасителя. Это поразительно — из всего окружения Христова его никто не видел, а потом вдруг такое влияние! Но предлагаю сегодня сосредоточиться не на Павле, а на Петре. Определенная межконфессиональная дискуссия, которая оспаривает его право называться первоверховным в связи с перегибами католического почитания и вытекшего из этого понимания служения римского понтифика, нам сейчас не очень интересна и потому сосредоточимся на его удивительной личности. Апостол Петр является у нас тем жерлом, тем центром вулкана, которое подает тепло всему миру. И все, за ним идущие, называются равноапостольными — Кирилл и Мефодий, Ольга… Просто поразительно, братья и сестры, насколько сила служения апостольского была благодатна!
Апостолы — совершенно разные люди в начале пути и в конце — являют собой пример становления веры, на котором я так часто заострял ваше внимание в недели послепасхального периода. Обращаясь к жерлу этого вулкана веры, мы наблюдаем разноплановую фигуру Петра. Как в капле росы отражается мир, так и все люди, мы с вами, отражаемся в нем, в его гранях, крайностях. Потому что ведь у нас постоянно присутствуют крайности, метания, и как хотелось бы нам путем Петра прийти к тому равновесию, в котором он сам когда-то нуждался! Петр был личностью пламенной, сильной, смелой, с каменной волей — и в то же время переживал не только взлеты, но и падения. Вспомним дерзновенное хождения по водам, когда Петр говорит: повели мне придти к Тебе по воде. Вот он идет воодушевленно, а потом вдруг слабость воли и трусость, и вот он тонет, и в то же время находит правильные слова: Господи! спаси меня (Мф. 14, 28–30). Потом он отсекает ухо врагу во время ареста первосвященниками Христа, а потом и предает Его, буквально через несколько часов, — это трагедия космическая.
Все эти крайности и метаморфозы его пылающего характера подтверждаются и сегодняшним евангельским чтением. Сегодня Господь задает ему Петру сокровеннейший вопрос, запредельный: а вы за кого почитаете Меня? Ученики перечисляют: Иоанн Креститель, Илия, Иеремия… Они сами и не знают, что думать! И тут происходит трансцендентный прорыв — Петр понимает: Ты — Христос, Сын Бога живаго. Спаситель говорит: блажен ты […], потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 15–17). Неспроста же именно у Петра эта истина вырывается — это констатация его глубины, подлинного пафоса его веры, его слышания откровения Отца. Но через несколько строк мы читаем, что, когда Господь говорит о Своей кончине, о Распятии, Петр сразу же начинает Ему перечить: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Ему Господь резко отвечает на это: отойди от Меня, сатана! (Мф. 16, 22–23). Резче не придумаешь. Вот такие контрасты являет нам Петр.
Последний контраст чрезвычайно силен, последнее его испытание — колоссальной силы иллюстрация нас с вами, буквально каждого. Вы только представьте — после всего уже, после Распятия, после всех ужасов и метаний апостольских, после Воскресения, Он устраивает ему новый экзамен! Любишь ли ты Меня? — спрашивает Христос у Петра. Так, Господи. Второй раз задает этот вопрос Христос, третий, и Петр огорчается. Спрашивается, Христос что, подозревает Петра во лжи? Конечно, нет. В Его словах подтекст больший. Иисус добивается от Петра понимания. «Какова цена твоим эмоциональным всплескам? Ты то туда, то сюда… Понимаешь ты, что можешь в этом мире, что можешь пасти овец Моих и должен будешь это делать? Ты вообще отдаешь себе отчет в том, что происходит?». И вот с третьего раза Петр начинает понимать и говорит тверже: Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15–17), т.е. именно «Ты знаешь, а не я, который столько раз клялся». Надеялся, был уверен и в то же время так трагично просаживал свою миссию. Качество его воли изменяется, она подлинной становится. Часто наше упрямство — это своеволие, волюнтаризм обыкновенный. Нам кажется, что мы такие правильные, а на деле все как в рассказе Лескова «Железная воля» получается. А Господь трудится над выделкой эталона, который в веках скажется. Под Его строгими вопросами апостол усмиряется, утихает, становится уже тем, кто все концы земли стянет к центру Христову. Мы знаем, что Петр к концу жизни был исполнен огромного страдания из-за своего предательства, и вместе с тем у него появилась долгая прочная воля, которая уже не поддавалась его (и нашим) пыхтениям эмоциональным. Петр попросил распять его вниз головой, усугубить страдания. Как горела в нем вера! Он ничего не чувствовал, одного Христа только видел! Твердый камень его веры Господь заложил в основание Церкви Своей.
Резюме для нас: подумать о жизни нашей в свете жизни апостола Петра. Нас ведь тоже, как и его поначалу, ослепляют эмоциональные всполохи, мы путаемся, подлинно ли наше чувство, падаем жертвами нашей воли, отчаянно унываем, что со страстями справиться не удается. Апостолу тоже подчас казалось, что он не может справиться. И не сможет. Когда он предал Христа — небо с овчинку ему показалось, конечно. Иуда в таком случае повесился. У Петра хватило ума не сделать этого, хотя условия их были, условно говоря, схожими. И через это он смог победить свои страсти и стать первоверховным. Да, он тоже иногда очень кручинился. Но все ему удалось осуществить. И нам апостол Петр всегда поможет, не оставит нас, умолит Господа смягчить наши страдания бесконечные. И, конечно, Сам Христос с нами — об этом всегда надо помнить. Давайте, братья и сестры, помолимся о том, чтобы Господь помог нам в тяготах наших руководствоваться примером Петра и не унывать никогда ни по какому поводу, ибо нас Он не оставит в беде. Аминь.
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2024 года | |||||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 19-я по Пятидесятнице. Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | поне-дельник | ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
5 | вторник | Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | среда | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | четверг | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | пятница | Вмч. Дими́трия Солу́нского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
9 | суббота | Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
10 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
11 | поне-дельник | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
12 | вторник | Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | среда | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | четверг | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
15 | пятница | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
16 | суббота | Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
17 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 21-я по Пятидесятнице. Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | поне-дельник | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
19 | вторник | Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | среда | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | четверг | СОБОР АРХ. МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | пятница | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
23 | суббота | Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
24 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 22-я по Пятидесятнице. Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
25 | поне-дельник | Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | вторник | Свт. Иоанна Златоу́стого. Заговенье на Рождественский пост | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | среда | Ап. Фили́ппа. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | четверг | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | пятница | Ап. и евангелиста Матфе́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
30 | суббота | Свт. Григо́рия. Прп. Никона | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН |