Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня День Святой Троицы, труднопостижимый для нас праздник. Христианство объективно трудно, потому что неизмеримо глубоко и для одоления этой глубины приходится прикладывать множественные усилия. Попробуйте нырнуть поглубже — давление толщи воды сразу раздавит. То же и с глубиной смысла. Христианство во всех своих проявлениях очень многообразно, что хорошо отражает одно из речений, приписываемое Тертуллиану, Credo quia absurdum est — «Верую, потому что абсурдно». Резон в этом есть. Когда мы обращаемся к догматам, будь то Приснодевство, или, еще сложнее, Богочеловечество, а теперь вот — тринитарный догмат, мы сталкиваемся с чем-то запредельным для постижения. Иногда бывает и так, что люди, многие годы посещающие церковь, не могут сформулировать, во что они верят. В позапрошлом году одна слушательница нашей воскресной школы, ходившая в храм лет пятьдесят, поставила преподавателя в тупик, сказав, что верит она, конечно же, в Святую Троицу: в Спасителя, Богородицу и Николая Угодника (этот очень распространенный в православной среде анекдот в данном случае был подтверждён практикой).
Повторюсь, сегодня мы празднуем День Святой Троицы. Как известно тем, кто хоть немножко знаком с домостроительством нашего спасения, до установления этого Дня прошло много времени. Почему, спрашивается, так? Почему бы Моисею, когда он взошел на Синай за Откровением, Богу не рассказать все? А он бы пришел к иудеям и им объяснил… Теперь мы отчасти знаем ответ, правда, косвенный. Выясняется, что это мало дало бы результата, потому что Сам Христос, Воплотившийся Богочеловек, долго объяснял ученикам и в конце концов даже выписал инвективу Филиппу: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филиппе? Видевший Меня видел Отца (Ин. 14,9). Эти слова подтверждают, что Христос, конечно же, апостолам рассказывал о Троице и иногда даже укорял их за непонимание. Филиппе, Филиппе, сколько же тебе можно объяснять!..
Чтобы истина о Боге-Троице осуществилась в этом мире, нужно было время, подготовленная среда, умы — ведь Дух, который носился когда-то над водой, а потом уже над всем человечеством — мог быть воспринят только при известном уровне духовного и интеллектуального развития и, конечно же, Божия промышления. Много тысячелетий прошло, прежде чем догмат о Святой Троице осуществился в мире через нисхождение Святого Духа на учеников Христа. Ученики облагодатсвуются Духом и, выходя на кровлю, начинают проповедовать на разных языках — это уникальный факт в истории. Мы слышим, как сразу же им пеняют на то, что они вина напились в три часа дня, толпе их глаголы кажутся совершенно безумными — но их это не смущает, они преисполнены пафоса веры, они получили удивительную мотивацию, которая продавливает все и вся. В конце концов апостолы, как мы знаем из истории, добиваются поразительных результатов, совершенно непостижимых, если попытаться осмыслить их рационально. Сейчас мы имеем средства массовой информации, гигантские наработки в области коммуникаций, а тогда о налаженной системе всемирной информационной паутины и речи не было. Можно было выйти на площадь и поорать, да, но разве был бы эффект какой? И, тем не менее, проповедь апостолов вдруг начинает работать. Капилляры информации наполняются, оживает все культурное человечество. Это чудо из чудес, феномен апостолов, которые были отнюдь не ораторами — только один Павел, академист, а остальные кто? Да косноязычные люди, которые поначалу не могли связать двух слов. Значит, истина была у них в сердце, а не только на языке. Человеку, преисполненному Духа Божия, не обязательно владеть приемами риторики. Вот, например, Серафим Саровский. Неученый был, двух слов тоже наверняка связать не мог, физико-астрономическими знаниями не владел — но ему это и ненужно было. Его слова были огнем. Вот и все. И слова апостолов тоже горели неземным смыслом. Троица Святая начала действовать в нашем мире через это чудо. И началась у нас с вами церковь Христова.
День Пятидесятницы, как вы знаете, это день рождения Церкви. Для чего Церковь Христова вообще нужна? Сколько тысячелетий не было ее — ничего… А нужна она, братья и сестры, для того чтобы осуществился Новый Завет. Мы никак не можем дотянуть до сравнительного анализа того, что у нас было в Ветхом Завете и что есть в Новом. Нам кажется, что везде одно и то же, я уже говорил об этом на прошлой проповеди, одно преизбыточествующее апокалиптическое ощущение. Конечно, апокалиптика должна звучать в нас, мы должны ждать Апокалипсиса, но не должны жить смертным часом так, будто у нас нет будущего. Пятидесятница приходит именно для того, чтобы подать нам осознание нашего будущего, которое все-таки есть. Мы сейчас уже живем в новом времени, братья и сестры. Наша цивилизация мыслит галактиками. Что для нас млечный путь? Вчерашний день. Сейчас развивается теория о множественности вселенных, которые как пузыри шампанского в бокале (такой применяется образ у астрофизика А. Виленкина в книге «Мир многих миров»), — вот что на повестке дня ученого мира. Это галактическое, космическое мышление есть плод Нового Завета, результат реализации его духовного и творческого потенциала. Духовный аспект реализовался у нас также в огромных наработках подвижнического аскетизма — в первые тысячелетия христианства мы имеем такие примеры аскетики, каких вся история раньше не видывала. Другое направление — это творческий аспект, это наши колоссальные прозрения в nature, в природу. А сермяжное и одновременное отрицательное в том, что вот этот творческий аспект стал перевешивать духовный, техника стала важнее духа. Пересчитывать галактики — хорошо, но культуры здесь особой нет. Духовное человечество перевело в правовую плоскость — о правах, забыв об обязанностях, кто только сейчас ни говорит. Действительно, все билли о правах, которые мы в Европе имеем, — плоды христианства, но с эгоистичным, индивидуалистическим уклоном, который отнюдь не в плоскости экклезиологии осуществляется, как надо бы.
При всей грандиозности Церкви Нового Завета, которая все же дала прорыв человечества в совершенно другое измерение своих познаний, амбиций, самосознания — при всем этом мы имеем такой дисбаланс. Нам надо понять свои задачи, которые, помимо творческих, имеют и духовные приоритеты — совестливость, жертвенность, потребность в любви, которая сейчас у нас катастрофически умалена, не хватает нам ее... Нужно хотя бы в своей семье сохранить, удержать то главное, что заповедал Христос, расставить приоритеты. Наше дело — напоминать, прежде всего, самим себе, а через это и всему человечеству, о том, что и как должно делать согласно Божиему промыслу о нашем мире. Будем молиться сегодня Господу, Который дал нам великое счастье, великую радость даров Святого Духа, осуществляющихся в нашей Новозаветной эпохе. Мы должны дары эти понять, принять и воспользоваться ими — жить в любви, жертвенности и безграничной вере Богу. С этими мыслями помолимся у престола Божия о том, чтобы Дух Его, носящийся над этим миром, оплодотворил подлинными смыслами род человеческий и в каждом из нас нашел храм Свой. Пусть День Святой Троицы станет престольным праздником для каждого нашего сердца. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2023 года | |||||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
4 | суббота 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Ап. от 70-ти Архиппа |
Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня | 17-00 | иер.Александр | |||
6 | понед-к 2 седмицы |
Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
7 | вторник 2 седмицы |
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Соборование | 10-00 | Весь причт | |||
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | среда 2 седмицы |
Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
9 | четверг 2 седмицы |
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | пятница 2 седмицы |
Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
11 | суббота 2 седмицы |
Поминовение усопших. Свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Собор преподобных отец Киево-Печерских | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Валентин | |||
13 | понед-к 3 седмицы |
Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник 3 седмицы |
Прмц. Евдоки́и. Прп. Марти́рия Зеленецкого | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
15 | среда 3 седмицы |
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
16 | четверг 3 седмицы |
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
17 | пятница 3 седмицы |
Прп. Гера́сима, иже на Иорда́не. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота 3 седмицы |
Поминовение усопших. Мч. Ко́нона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Мчч. 42-х во Амморе́е. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Иконы Божией Матери «Благодатное Небо» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к 4 седмицы |
Крестопоклонная. Сщмчч. Василия, Ефрема | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник 4 седмицы |
Крестопоклонная. Святых сорока́ мучеников, в Севасти́йском е́зере мучившихся (перенос с 22 марта) | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | среда 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Урпасиана. Св. Кесария. Прав. Тарасия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Кодра́та и дружины его | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
24 | пятница 4 седмицы |
Крестопоклонная. Свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | суббота 4 седмицы |
Крестопоклонная. Поминовение усопших. Прп. Феофана. Свт. Григория Двоеслова. Прп. Симеона Нового Богослова | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Иоанн | |||
27 | понед-к 5 седмицы |
Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
28 | вторник 5 седмицы |
Мч. Ага́пия и иже с ним | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт |