Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. О служении двум господам. 14 июля 2013 г.

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. О служении двум господам. 14 июля 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры! Когда я каждый год обращаясь к этой теме, поражаюсь концентрации разноплановых, глубочайших и необычайно злободневных тем, которые заложены в сегодняшнем нашем евангельском тексте.

Среди этого разнообразия предлагаю вам сосредоточиться на одной из этих тем — на теме служении двум господам. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24), не можете служить двоим, потому что одного будете любить, а другого ненавидеть. Мне хотелось бы сегодня сделать акцент на этих словах и поразмышлять над ними в очередной год вместе с вами. В рассматриваемом тексте, несмотря на те очевидные и ясные, не требующие специальной интерпретации, максимы, которые Господь здесь нам высказывает, не все так просто.

С формальной точки зрения служение двум господам сразу же вызывает ответные вопросы: ведь Сам Бог велел семью кормить, а значит, успевать работать хотя бы на двух работах. Прагматика жизни приказывает нам действовать, и все тут. Моя мать, когда я был еще ребенком работала на четырех работах (одно, правда, короткое время). Я тогда думал в контексте сегодняшних евангельских определений — как же это возможно?.. То есть, уже тогда пытался разделить два плана, которые ставили передо мной вопросы.

Сложности продолжаются по мере того, как мы начинаем углубляться в текст и встречаемся с понятием мамоны: она предполагает не только формальную сторону, которую мы обычно рассматриваем, а что-то гораздо большее. Семантическое поле мамоны Господь закладывает в горизонте крайне широком, открывая перед нами диапазон практически не решаемых проблем. Но если мы все же как следует Евангелие проработаем, то увидим, что Сам Господь подсказывает нам их решение, пусть и неожиданное, неоднозначное. Вспомним известный пример, достояние всей мировой культуры, — динарий кесаря. Таким рогатым софизмом пытаются подловить Господа книжники и фарисеи, каверзным вопросом: «Кому платить дань?». Деньги, которые должны бы пойти на нужды храма, всего народа — нужно отдавать их интервентам или нет? Хотели они Его подловить на этом вопросе: как бы Он ни ответил, и да, и нет были бы истолкованы не в Его пользу. Но Господь дает не элементарный черно-белый ответ, а двуединый, очень тонкий, которым восторгается культурная мысль.

Кесарю кесарево, а Богу Богово (Мф. 22, 15–21) — этот Его ответ надо бы нам взять за парадигму поведения и образа мысли в определенных ситуациях. На этом примере Сам Господь относительно проблем совмещения плана духовного и материального рекомендует не бросаться из крайности в крайность, потому что мы не в черно-белом мире живем, а в куда более сложном, в котором полярные положения часто равны и, беловато-серые, сталкиваются в непримиримом противоречии. Что тут делать? Как сослужить им? Ясно, что служение двум господам разводит человека, дает невозможное напряжение его полюсов. Господь говорит, что нужно решать эту проблему двуедино, решать ее в целостности, без которой, конечно, будет разлом. Самое понятие разломленности устрашает. Трескается стена дома… Образуется разлом в земной коре… Разлом — это пропасть.  Применительно к человеку трактовать ее можно в двух планах — психосоматическом и духовном. В психосоматическом мы имеем наглядную картину патологического бедствия, когда два полушария мозга человека думают по-разному. Это серьезная болезнь, которой все мы боимся. Духовная пропасть не так контрастна. Например, человек лжив. Соврал он один раз, покаялся, ну с кем не бывает? Но ведь отец лжи — дьявол, любая ложь — сатанизм. Если человек лжив, он разломлен, и это намного страшнее, чем разломленность психосоматическая (спросит ли Господь у шизофреника за его болезнь — это бабушка надвое сказала, а вот у лжеца Он спросит точно).

Господь говорит нам, что нужно этой разломленности избегать, умно экстраполировать на внешний мир наше духовное житие. Тут и возникают трудности, постоянно одна и та же проблема — соединения в целостное единство всего и вся, что крайне трудно. Так, предложу вам один из характерных и необычайно актуальных примеров церковного уклада жития духовного и мирского. Пойдет у меня сейчас какой-нибудь новобранец в армию, и что я скажу ему в напутствие? Подставь щеку, будь всем и каждому слуга? Да его уничтожат сразу. Сколько на моей памяти цинковых гробов приносили — и не во время Афгана, Чечни, а в мирные времена… Да и в роте у меня на памяти такие случаи были. Что с этим делать? Мы знаем, что многие подвижники благочестия дают в таких ситуациях мирские по своему характеру советы. Не всегда они рекомендуют подставить щеку. То есть щеку-то в конце концов придется поставить, иначе не были бы мы христианами, но вот в какое время, когда ее подставлять? Вот еще пример. Занимается человек политикой. Это значит — просто учится врать. Культурно, изящно и… беспрерывно. Что мы с точки зрения духовной скажем? Кошмар! А попробовал бы кто прийти и прямо сказать все и всем. Чего бы он добился? Ничего хорошего не добился бы. Что с этим делать? Проблема. Или вот следующий пример, поближе нам. Рождественский пост, корпоративы новогодние. Ко мне бегут: «Батюшка, что делать, не пойду!». А батюшка говорит: «Иди». И приходится идти и горошек выковыривать из салата. Но — все-таки участвовать. Кто скажет, что не надо этого делать? Оказывается, очень даже надо. Но не все так просто: горошек он, может быть, и выковыряет, но и пару матерных слов мимо ушей пропустит, а на Херувимской песне они у него в памяти всплывут — куда мы от рефлексов денемся? Так как же свести вместе этот мир и требования духовности, когда никому ничего не скажи, не осуди и имей мысли чистые?..

Чтобы хоть как-то на все эти контроверзы ответить, предлагаю сосредоточиться на личностях, примеры которых достойны нашего приятия. Апостол Павел. Первоверховный апостол, универсальный человек удивительного изящества мысли и одновременно пламенности духа. С рабами — раб, со свободными — свободный, со всеми — свой, так он говорил о себе. Именно поэтому ему удалось ассимилировать огромную часть пространства языческого мира — потому, что он имел целостность духовную и мог вместить мир языческий и мир Христа в своей совокупности. Еще пример, ближе к нам — Филарет Московский. Известная историческая личность, ездил на золоченых каретах, одевался в порфиру, спал на мягких постелях. Только вот когда умер, выяснилось, что есть комнатушечка за всеми этими золочеными спальнями, до крайности убого обставленная, и ложе жесточайшее, на котором он проводил, оказывается, все время. Другой случай — Алексей Хомяков, ценимый в православной традиции богослов, «денди лондонский» — успешный в обществе, душа компании. А по ночам молился как одержимый. И подглядывавшие иногда за ним люди удивлялись — как же бывает такое?

Подобные случаи редки и совсем для нас не характерны, но они есть. И если мы всмотримся, то найдем такие примеры, когда целостность человека одолевала полярность этого мира, разность его потенциалов. Примеры, мной приведенные, и примеры многих людей, которые вы сами можете вычленить из опыта вашей жизни, призваны нам помочь выполнить задание, данное Богом. Мы прочитали евангельское зачало, где сказано, что не можем мы служить двум господам, Богу и мамоне, и эта максима должна быть вложена в наше сердце и исполнена. Но исполнена мудро. Внешнему миру мы тоже должны дать шанс, вот в чем дело. Иногда у нас не хватает на это широты, щедрости — мир кажется нам скверным, непотребным, чуждым и мы дистанцируемся от него. Нет. Миру этому мы тоже должны дать шанс, помочь ему поместиться в церковь Христову. Подобно тому, как Господь распорядился динарием кесаря, так же и мы должны искать такие решения в нашем мире, тонкие и мудрые. И все время молиться, чтобы решения такие найти. А Дух Господень нам всегда поможет, всегда укажет путь, идя по которому, мы сможем сохранить то главное, что заповедано Им. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
28 воскре-сенье Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн
Весь причт
Вечерня 17-00 иер.Иоанн
29 поне-дельник Страстная седмица. Великий Понедельник Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Георгий
30 вторник Страстная седмица. Великий Вторник Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 прот.Георгий
Утреня 18-00 иер.Алексий
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2024 года
1 среда Страстна́я седмица. Великая Среда Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Алексий
Утреня. Общая исповедь 18-00 Весь причт
2 четверг Страстна́я седмица. Великий Четверто́к Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня, чтение 12 Евангелий 18-00 Весь причт
3 пятница Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Царские Часы 08-00 прот.Георгий
Вечерня. Вынос Плащаницы 13-00 Весь причт
Утреня. Погребение Плащаницы 18-00 Весь причт
4 суббота Страстна́я седмица
Великая Суббота
Литургия
пом.
07-00 прот.Валентин
Весь причт
Освящение куличей и пасох 8.00–11.30 иер.Иоанн; 11.30–14.00 прот.Валентин; 14.00–17.00 прот.Георгий; 17.00–20.00 иер.Алексий
Чтение Деяний апостольских
21:30



СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
Полунощница.
Канон Великой Субботы
ВХ прот.Валентин 
23-20 иер.Иоанн
прот.Георгий
НХ иер.Алексий
5 воскре-сенье Пасхальная утреня. Литургия ВХ прот.Валентин 
00-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
НХ иер.Алексий
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Пасхальная вечерня 17-00 прот.Георгий
6 поне-дельник Вмч.Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Цар. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
7 вторник И́верской иконы Богоматери. Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 среда Апостола и евангелиста Марка Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
9 четверг Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 пятница Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» Литургия
Водосвятный молебен
08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
11 суббота Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия, раздача артоса
пом.:
08-00 иер.Иоанн
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
12 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
13 поне-дельник Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 прот.Георгий
Парастас 18-00 Весь причт
14 вторник Радоница. Поминовение усопших. Поминовение усопших воинов Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 среда Свт. Афанасия. Блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
16 четверг Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
17 пятница Прмц. Пелагии Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
18 суббота Мц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прмч. Ефрема Нового Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
19 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы. Прп. Иова Почаевского. Блгв. Тамары, царицы Грузинской Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Николай
20 поне-дельник Воспоминание явления Креста. Прп. Нила Сорского Литургия 08-00 иер.Николай
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн
21 вторник Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
22 среда Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия
пом.:
08-00 иер.Алексий
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
23 четверг Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
24 пятница Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
25 суббота Свтт. Епифания и Германа. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
26 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Мц. Гликерии. прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Прав. Тавифы Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
27 поне-дельник Мч. Исидора. Блж. Исидора Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
28 вторник Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
29 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
30 четверг Ап. Андроника и иже с ним.  Прп. Евфросинии, в миру Евдокии Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 пятница Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.