Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры! Когда я каждый год обращаясь к этой теме, поражаюсь концентрации разноплановых, глубочайших и необычайно злободневных тем, которые заложены в сегодняшнем нашем евангельском тексте.
Среди этого разнообразия предлагаю вам сосредоточиться на одной из этих тем — на теме служении двум господам. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24), не можете служить двоим, потому что одного будете любить, а другого ненавидеть. Мне хотелось бы сегодня сделать акцент на этих словах и поразмышлять над ними в очередной год вместе с вами. В рассматриваемом тексте, несмотря на те очевидные и ясные, не требующие специальной интерпретации, максимы, которые Господь здесь нам высказывает, не все так просто.
С формальной точки зрения служение двум господам сразу же вызывает ответные вопросы: ведь Сам Бог велел семью кормить, а значит, успевать работать хотя бы на двух работах. Прагматика жизни приказывает нам действовать, и все тут. Моя мать, когда я был еще ребенком работала на четырех работах (одно, правда, короткое время). Я тогда думал в контексте сегодняшних евангельских определений — как же это возможно?.. То есть, уже тогда пытался разделить два плана, которые ставили передо мной вопросы.
Сложности продолжаются по мере того, как мы начинаем углубляться в текст и встречаемся с понятием мамоны: она предполагает не только формальную сторону, которую мы обычно рассматриваем, а что-то гораздо большее. Семантическое поле мамоны Господь закладывает в горизонте крайне широком, открывая перед нами диапазон практически не решаемых проблем. Но если мы все же как следует Евангелие проработаем, то увидим, что Сам Господь подсказывает нам их решение, пусть и неожиданное, неоднозначное. Вспомним известный пример, достояние всей мировой культуры, — динарий кесаря. Таким рогатым софизмом пытаются подловить Господа книжники и фарисеи, каверзным вопросом: «Кому платить дань?». Деньги, которые должны бы пойти на нужды храма, всего народа — нужно отдавать их интервентам или нет? Хотели они Его подловить на этом вопросе: как бы Он ни ответил, и да, и нет были бы истолкованы не в Его пользу. Но Господь дает не элементарный черно-белый ответ, а двуединый, очень тонкий, которым восторгается культурная мысль.
Кесарю кесарево, а Богу Богово (Мф. 22, 15–21) — этот Его ответ надо бы нам взять за парадигму поведения и образа мысли в определенных ситуациях. На этом примере Сам Господь относительно проблем совмещения плана духовного и материального рекомендует не бросаться из крайности в крайность, потому что мы не в черно-белом мире живем, а в куда более сложном, в котором полярные положения часто равны и, беловато-серые, сталкиваются в непримиримом противоречии. Что тут делать? Как сослужить им? Ясно, что служение двум господам разводит человека, дает невозможное напряжение его полюсов. Господь говорит, что нужно решать эту проблему двуедино, решать ее в целостности, без которой, конечно, будет разлом. Самое понятие разломленности устрашает. Трескается стена дома… Образуется разлом в земной коре… Разлом — это пропасть. Применительно к человеку трактовать ее можно в двух планах — психосоматическом и духовном. В психосоматическом мы имеем наглядную картину патологического бедствия, когда два полушария мозга человека думают по-разному. Это серьезная болезнь, которой все мы боимся. Духовная пропасть не так контрастна. Например, человек лжив. Соврал он один раз, покаялся, ну с кем не бывает? Но ведь отец лжи — дьявол, любая ложь — сатанизм. Если человек лжив, он разломлен, и это намного страшнее, чем разломленность психосоматическая (спросит ли Господь у шизофреника за его болезнь — это бабушка надвое сказала, а вот у лжеца Он спросит точно).
Господь говорит нам, что нужно этой разломленности избегать, умно экстраполировать на внешний мир наше духовное житие. Тут и возникают трудности, постоянно одна и та же проблема — соединения в целостное единство всего и вся, что крайне трудно. Так, предложу вам один из характерных и необычайно актуальных примеров церковного уклада жития духовного и мирского. Пойдет у меня сейчас какой-нибудь новобранец в армию, и что я скажу ему в напутствие? Подставь щеку, будь всем и каждому слуга? Да его уничтожат сразу. Сколько на моей памяти цинковых гробов приносили — и не во время Афгана, Чечни, а в мирные времена… Да и в роте у меня на памяти такие случаи были. Что с этим делать? Мы знаем, что многие подвижники благочестия дают в таких ситуациях мирские по своему характеру советы. Не всегда они рекомендуют подставить щеку. То есть щеку-то в конце концов придется поставить, иначе не были бы мы христианами, но вот в какое время, когда ее подставлять? Вот еще пример. Занимается человек политикой. Это значит — просто учится врать. Культурно, изящно и… беспрерывно. Что мы с точки зрения духовной скажем? Кошмар! А попробовал бы кто прийти и прямо сказать все и всем. Чего бы он добился? Ничего хорошего не добился бы. Что с этим делать? Проблема. Или вот следующий пример, поближе нам. Рождественский пост, корпоративы новогодние. Ко мне бегут: «Батюшка, что делать, не пойду!». А батюшка говорит: «Иди». И приходится идти и горошек выковыривать из салата. Но — все-таки участвовать. Кто скажет, что не надо этого делать? Оказывается, очень даже надо. Но не все так просто: горошек он, может быть, и выковыряет, но и пару матерных слов мимо ушей пропустит, а на Херувимской песне они у него в памяти всплывут — куда мы от рефлексов денемся? Так как же свести вместе этот мир и требования духовности, когда никому ничего не скажи, не осуди и имей мысли чистые?..
Чтобы хоть как-то на все эти контроверзы ответить, предлагаю сосредоточиться на личностях, примеры которых достойны нашего приятия. Апостол Павел. Первоверховный апостол, универсальный человек удивительного изящества мысли и одновременно пламенности духа. С рабами — раб, со свободными — свободный, со всеми — свой, так он говорил о себе. Именно поэтому ему удалось ассимилировать огромную часть пространства языческого мира — потому, что он имел целостность духовную и мог вместить мир языческий и мир Христа в своей совокупности. Еще пример, ближе к нам — Филарет Московский. Известная историческая личность, ездил на золоченых каретах, одевался в порфиру, спал на мягких постелях. Только вот когда умер, выяснилось, что есть комнатушечка за всеми этими золочеными спальнями, до крайности убого обставленная, и ложе жесточайшее, на котором он проводил, оказывается, все время. Другой случай — Алексей Хомяков, ценимый в православной традиции богослов, «денди лондонский» — успешный в обществе, душа компании. А по ночам молился как одержимый. И подглядывавшие иногда за ним люди удивлялись — как же бывает такое?
Подобные случаи редки и совсем для нас не характерны, но они есть. И если мы всмотримся, то найдем такие примеры, когда целостность человека одолевала полярность этого мира, разность его потенциалов. Примеры, мной приведенные, и примеры многих людей, которые вы сами можете вычленить из опыта вашей жизни, призваны нам помочь выполнить задание, данное Богом. Мы прочитали евангельское зачало, где сказано, что не можем мы служить двум господам, Богу и мамоне, и эта максима должна быть вложена в наше сердце и исполнена. Но исполнена мудро. Внешнему миру мы тоже должны дать шанс, вот в чем дело. Иногда у нас не хватает на это широты, щедрости — мир кажется нам скверным, непотребным, чуждым и мы дистанцируемся от него. Нет. Миру этому мы тоже должны дать шанс, помочь ему поместиться в церковь Христову. Подобно тому, как Господь распорядился динарием кесаря, так же и мы должны искать такие решения в нашем мире, тонкие и мудрые. И все время молиться, чтобы решения такие найти. А Дух Господень нам всегда поможет, всегда укажет путь, идя по которому, мы сможем сохранить то главное, что заповедано Им. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
7 | суббота | ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
8 | воскре-сенье | ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | поне-дельник | День Святого Духа Сплошная седмица |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
10 | вторник | Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
13 | пятница | Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Заговенье на Петров пост |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | поне-дельник | Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
17 | вторник | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
18 | среда | Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | четверг | Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | поне-дельник | Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Апп. Варфоломе́я и Варна́вы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | четверг | Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | с |