Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, тема Креста — доминирующая тема Великой Четыредесятницы: страстная седмица, Распятие и Воскресение Христово — все проходит через Крест. И каждый год мы думаем о Кресте, о его тайне — ведь он есть тайна, которая не может быть раскрыта нами в полноте, потому что она по своей сути иррациональна, а мы в основном можем постигать только рациональные темы. Если сердце наше включается, то становится немножко проще, но для этого нужно, чтобы сердце было чистым, а ведь иногда эмоциональные наслоения на сердце искажают все и мы не можем ничего понять. Но будем пытаться делать это по мере сил и возможностей.
Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на теме Креста Господня, на внешнем плане темы и на внутреннем. Внешний план — пересечение двух прямых, вертикального и горизонтального, — мы видим практически везде: в колокольнях наших, в куполах, в самом устроении храмов — куда ни посмотришь, увидишь этот символ. И есть умопостигаемый внутренний смысл, который хорошо акцентирован в лапидарном выражении Павла Флоренского о том, что крест есть универсальная характеристика бытия. Куда бы мы ни обратили взор, внутренний или внешний, везде увидим образ креста — как в природе, так и в практически-бытовом плане, и в космическом, и, конечно в интеллектуально-теоретическом и духовном, потому что тема Креста есть главная тема нашего спасения: мы жизнь вечную, воскресение имеем только через Крест. Все — от малого до великого — сосредотачивается на Кресте Христовом.
Обычно мы воспринимаем только малое, поверхностное, и это настоящая проблема. Внешнее наше восприятие образа Креста связано с практически-прикладным значением, с охранительно-защитительными функциями. Люди надевают крест, рисуют на дверях, чтобы защититься и от людских, и от бесовских козней. В простонародье доходит до забавного. Помню, когда я служил в деревне — лет 20 назад — там был мотоциклист, как говорится, без руля и без ветрил. Он регулярно разбивался, но не до смерти — и каждый раз, когда кувыркался с мотоцикла, терял крест, и каждый раз приходил ко мне и просил вновь надеть его. И каждый раз я водружал на него большой золотой крест, и снова он несся на своем мотоцикле, снова разбивался, снова терял крест и снова приходил. И говорил мне: «Я ведь прихожу к Вам, я живой. Значит, действует!». И это практически-прикладное значение на 100% верно — разве крест не защитит нас от всего? Конечно, защитит. Крестная сила — неодолимая, это оружие непобедимое. Помню, однажды мы проходили таможню с одной делегацией, таможенник спросил, есть ли у нас оружие, и одному батюшке в голову пришло сказать: «Есть!». Все всполошились, окружили нас, приказали вытаскивать оружие — вытащил он свой внушительный священнический крест и говорит: «Есть ли оружие больше?». Таможенники были вынуждены согласиться. Действительно, это есть оружие непобедимое, и когда ты имеешь подлинную веру, с крестом Господним можешь одним словом двигать горы — так сказал Христос. Но все-таки, братья и сестры, в этом прикладном защитительно-охранительном плане есть нюанс, о котором мы и прочли только что в Евангелии (Мк. 8, 34–38).
Там говорится о Кресте в значении ига, понимаете? Иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет. Что это значит? Что человек взваливает крест и тащит его, каким бы тяжелым ни был. Это и есть тайна Креста, братья и сестры. Если рационально прочитать это евангельское зачало, то можно рассудить: совсем с ума эти православные посходили — отяготить себя хотят! Понятно, когда спортсмен трицепсы развивает — а этот-то зачем на себя такие тяготы взваливает, иго тащит в три погибели? И так едва ходит, еще и взваливает, и вообще идти не может, и только стонет. Зачем это все? И в то же время мы имеем Евангелие. Если в Евангелии это написано, значит, истина. Мы это понимаем, но все равно защитительно-оградительная функция креста в нашем сознании преобладает, хотя написано-то для нас совсем другое. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30).
Если пользоваться только защитительно-оградительными функциями креста, то представим себе квартиру в высотном доме: 15 этажей снизу, 8 сверху, двери металлическими замками мы обвесили, заперлись и сидим. И сколько высидим, братья и сестры? Вы понимаете, что долго там не просидишь, потому что это похоже на камеру и сидеть там тягостно. А что же надо? Надо открыть двери, когда нас зовут, выйти и помочь. Да, когда выходишь — это всегда риск: выскочил помочь, сунулся — а тебя еще и по голове стукнули. Риски огромные. Но без этих рисков не может быть жизни. И именно за понятием самой жизни сокрыта тайна Креста. Христос распялся за нас, пошел на смерть, на эту крайнюю меру — и тем спас нас и обогатил. И поэтому крест, который мы возлагаем себе на грудь, и есть тот открытый мир, в котором мы должны прийти на помощь каждому. Если мы берем непосильно, то это гордыня, и она раздавит нас, но по своим силам мы должны брать максимум и нести его. И тогда мы наполняем жизнь другим содержанием, и только тогда мы и можем называть ее жизнью, а не отсидкой в четырех стенах. И через это открывается тайна Креста во всей своей антиномии: действительно, братья и сестры, позвоночник стонет под бременем, а душа поет — если рассматривать это в контексте не только жизни земной, но и вечной, которая является для нас заглавной. Только через Крест Христов у нас есть вход в эту иную, вечную жизнь. И от нас требуется заглянуть в свое сердце, понять — а мы-то крест Христов зачем надеваем на грудь? Зачем крестим детей своих? Чтобы они не болели — или это знак нашего действительного следования Христу? Осознаем ли мы, зачем носим крест? И осознаем ли, что вообще его носим? Обычно у нас осознание одно: крестик на улице нашли — и к батюшке бежим скорее. Если нашли 100 долларов — это одно, если крест — тут же в панику впадаем. Как же мы магично и суеверно относимся к этому! Да, если ты нашел крест, это иго, но не благо ли оно? Мы должны задаваться этим вопросом. Но задаемся ли? Никогда. И в Крестопоклонную седмицу, в воскресенье, когда Крест Христов по центру храма и нашего сознания, следует нам обратиться внутрь себя и спросить — что для нас означает наш нательный крест? И не следует ли поставить именно его в центр нашей жизни и следовать за Христом, чтобы не устыдился Он нас? Помните, как говорит сегодняшнее Евангелие: Иже бо аще постыдится мене и моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его… Страшные слова, которые относятся ко всем нам, братья и сестры! Давайте помолимся Кресту Господню, зримой иконе страданий Христовых и нашего Спасения, этому орудию победы, чтобы помог Он нам осуществить свой путь в прямоте — как Он его осуществил. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |