Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры! Снова нам с вами надлежит вдуматься во вновь прочитанное и услышанное евангельское зачало, попытаться включить его в свое сердце к концу нашего пасхального торжества. Конечно, нам грустно, оттого что оно завершается. Что сравнится с великой радостью Пасхи? Недаром Церковь установила сорок дней попразднования, - количество, равное количеству постовых дней, - удовлетворяя нашу потребность праздновать Великий Праздник подольше. Теперь мы должны завершить пасхальный период, последние недели которого заключали в себе очень разнообразный приточный и евангельский жизненный материал, который призван был самыми различными образами углубить наше понимание дела Христова, Его Воскресения. Мы с вами говорили о целой гносеологии, теории познания, в Неделю о Фоме, в Неделю о женах-мироносицах рассматривали совершенно другой аспект — необычайно злободневный женский вопрос, третье направление было связано с Силоамской купелью, у которой столько лет лежал параличный, не имевший рядом человека. Помните, как мы проговаривали рефреном звучащий вопль больного — человека не имамы, не имею того, кто мог бы помочь.
Наконец, сегодня, в последнее воскресенье перед Вознесением, наступает у нас Неделя о слепом. Рассказ о нем призван ответить на самые сокровенные и тяжелые вопросы нашего сердца, связанные с жизненными трагедиями, испытаниями, которые подаются всем без исключения — нет человека, который прожил бы век, не неся свой крест. Иной раз смотришь на исторических персонажей — кажется, идеальная у них жизнь. А начинаешь в нее углубляться — видишь человека необычайно несчастного. Страданиями насыщена наша жизнь, и это нормально: становление в течение земного бытия, столь необходимая для вхождения в небесную обитель закалка так и происходит — из огня и в полымя, через вознесении и падении, которые чередуются без конца. Поэтому вопросы, связанные с испытаниями, у нас вечно множатся: почему именно мне это выпало на долю, какой смысл в моих страданиях? Иногда ситуация кажется просто неразрешимой.
А все потому, что Евангелие мы с вами очень недопонимаем и недооцениваем. Его нужно читать, читать часто и внимательно. Иногда — как молитву, иногда — как учебник: осмысливать каждое сказанное в нем слово. Почему я говорю, что мы недооцениваем Евангелие? Да потому, что, вычитывая его, мы с вами можем ознакомиться с необычайно трудными ситуациями, которые были в мире, и увидеть, что Сам Господь был интегрирован в них, участвовал, разбирался и давал Свои ответы. Понимаете, братья и сестры, что это означает? То, что Само Небо уже дало ответы на все наши вопросы. Сам Бог разобрался в земных ситуациях и подал нам нечто к пониманию их. И это огромная помощь, которая может смягчить обуревающее нас отчаяние, поскольку Евангелие поможет правильно понять и принять их.
Вернемся к истории о слепорожденном. Представьте себе: мать вынашивает ребенка, а он рождается слепым… Нет большего горя. И главное — нет никакой возможности помочь этому горю. Святослав Федоров не родился тогда, офтальмологов не было. Это сейчас производители оптики разоряются, потому что операция на глазах — обычное дело. А тогда слепорожденный был обречен, и мать и отец его в безысходном горе пребывали. И тут появляется Господь и отвечает на вопросы, которые родители и сам слепой разрешить были не в состоянии, хотя разные вопросы вроде: почему на мне такое несчастье почило? что это — мой грех, грех родителей? — конечно же, мучали их. Можно представить себе, сколько они время потратили в бесплодных метаниях и мучениях. Ведь апостолы, увидев слепорожденного не просто так спросили Господа, в чем тут дело. Значит, многие задавались этими вопросами. И задаются до сих пор. Каждый перебирает варианты ответа на вопрос «почему?» применительно к своей ситуации. Здесь перед нами самый большой парадокс: Господь все эти варианты отвергает и дает ответ совершенно запредельный для нашего сознания. Запредельный потому, что мы все понимаем в рамках своего рационального, евклидова мозга, которому нужны детерминированные отношения, причинно-следственные связи. Родители согрешили? Сам что-то плохое сделал? Ну, понятно, почему так страдает теперь. А Господь говорит: не он и не родители его, тем самым опровергая всю нашу скромную попытку понять ситуацию. Для того чтобы дела Божии проявились на нем, он страдает. Господь как бы говорит: «Напрасно ты, человек, стремишься ко всем этим кармически-индуистским делам… Воздаяние за каждое дело… Плюнул — отзовется… Легко мыслить этим детерминизмом, но на деле всё намного сложнее». Все наши плоские евклидовы размышления не работают. Здесь, конечно, есть опасность рождения определенного духовного агностицизма (агностики — отрицающие знание как таковое): «А мне всё равно, почему это произошло, потому что причин я не знаю и знать не могу». Духовный агностицизм, конечно, тоже есть заблуждение и соблазн. Какие-то причины, безусловно, есть всегда, от них никуда не денешься. Просто нам не дано их познать. Они могут быть открыты нам, могут и не быть открыты. И это дополнительное испытание для нашей воли. Но за этим испытанием — огромная радость, огромный свет. Чем труднее экзамен и чем лучше ты его сумел одолеть — тем больше радость, когда ты закрываешь дверь кабинета и оказываешься на воле. Ты сделал! Приложил труд, и подвиг твой увенчался.
Конечно, иногда мы не видим такого благополучного разрешения для своих испытаний, какое было у слепого. Но в парусии, в божественном мире, всё воздастся нам сторицей. Еще раз повторяю: никакой надежды у слепорожденного не было. Какая у него была перспектива? Он сидел, просил подаяние и думал: а что будет через пять лет? а через десять лет? Ничего. Мрак. И у родителей его надежды не было. И, тем не менее, перспектива перед ним открылась. Вот о чем повествует Евангелие. Христос нашел его, исцелил его, и он прозрел, и, в Предании нашем говорится, стал великим исповедником Христовым. Не всегда эта перспектива открывается в нашей земной жизни — сколько у слепых и увечных таковыми и умирает?.. Но мы всегда должны помнить о том, что Воскресение Христово открыло для нас перспективу в жизнь вечную, которую никто у нас не может отобрать... кроме нас самих.
Зная, что слепой все-таки ожил духовно и телесно, мы знаем, что и мы с вами оживем. И что то испытание, которое нам выпало, надо уметь принять, не делать потуг протеста, а, наоборот, сказать: «На всё воля Божия, и раз такое происходит со мной, то такова Твоя воля, Твое усмотрение на мой счет». Именно так необходимо отвечать нам на самые тяжелые, иногда невыносимо тяжелые, вопросы и через это обретать твердость веры в то, что все заботы разрешатся по нашему воскресению, прежде которого нам нужно поучаствовать в великом Воскресении Христовом. Давайте всё сделаем для этого. Перечитаем евангельское повествование о сегодняшнем исцелении, поработаем духовно, помолимся и попросим Господа, чтобы Он помог нам уместить в нашем ветхом сердце Свое Божественное Слово. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |